Перенасыщенная музыка

Перенасыщенная музыка

Книга доктора музыковедения Университета Сорбонна-Париж-IV Екатерины Купровской «На пределе звука. Эстетика перенасыщения в музыке ХХI века» посвящена одному из новейших течений современной музыки.

Что такое эстетика перенасыщения и почему она стала основной темой исследования, рассказывает автор:

«Мой интерес к эстетике перенасыщения начался с изучения творчества трех французских композиторов — Рафаэль Сендо (Raphael Cendo), Франк Бедросян (Franck Bedrossian) и Ян Робен (Yann Robin). Это относительно молодые композиторы, принадлежащие к поколению 1970-х. В середине 2000-х годов они заявили о себе, как представители musique saturée (дословно – перенасыщенная музыка). Это музыкальное течение незамедлительно привлекло к себе внимание исключительной громкостью своих звучностей и их кажущейся дикой необузданностью. Однако вскоре стало ясно, что за внешними эффектами стоит определенная система и что musique saturée вносит свое собственное слово – не только в концепцию звука, но и в процесс исполнения и восприятия музыки, в отношение исполнителя к инструменту и т.п. Новое течение достаточно быстро создало свою теоретическую базу и декларировало свою собственную эстетику.

Тенденция к радикальной трансформации инструментального тембра – одна из самых сильных в музыке начала XXI века. Совершенно очевидно, что в начале ХХI века назрела необходимость расширения музыкального языка с помощью какого-то компонента – и этим компонентом оказался тембр. Конечно, тенденцию к трансформации тембра можно проследить со времен Бартока — через Лигети, Пендерецкого, Лахенмана и, разумеется, опыты спектральной французской школы.

Именно со спектралистами и связывают свою родословную французские композиторы-сатурационнисты. Они с удовольствием принимают в свой адрес шутливое выражение Филиппа Манури о том, что они являются «незаконными детьми спектральной музыки».

Е. Купровская. «На пределе звука. Эстетика перенасыщения в музыке ХХI века».
Saarbrüken, Lambert Academic Publishing RU, 2016. 207 c., нот., ил. Тираж не указан.

В чем конкретно заключается эстетика сатурации? Прежде всего — в работе с акустическим инструментальным тембром: она настолько важна, что Рафаэль Сендо назвал инструментальную сатурацию новой композиционной моделью. Ее суть — в создании избыточности в таких параметрах звука, как тембр, частотность, динамика и тип звукоизвлечения.

Восприятие этой музыки уже не может быть прежним. Если в рамках традиционной эстетики слушатель обращает внимание на такие критерии, как туше, дыхание, фразировка, владение музыкальным текстом и т.д., то в сатурированной музыке акцент делается на типе движения, на жесте исполнителя, его энергетическом импульсе, а также на утрате контроля. «Трансформация тембра происходит не против инструмента, а вместе с инструментом, и этот процесс выявляет парадоксы и скрытые зоны – то есть всю эту забытую часть инструмента. Он открывает новые возможности инструмента и заставляет его жить по-новому», — комментирует Рафаэль Сендо. То есть музыка перенасыщения как будто пытается найти путь к подсознанию инструмента!

Вторая часть книги посвящена русской музыке, в которой тенденция к радикальной трансформации тембра также проявляется очень ярко в последние годы. Причем в России это явление возникло совершенно естественным образом, параллельно с его рождением на Западе – по той самой причине, о которой я говорила в начале: а именно – потому, что просто пришло его время. Мне кажется, данное явление можно сравнить с рождением додекафонии в начале ХХ века, когда Шенберг пришел к этой технике в Австрии, а Рославец — в России, хотя путь к ней и ее трактовка были у них различными.

Во второй части книги я подробно рассматриваю творчество совсем молодых русских авторов, уже зарекомендовавших себя на европейском уровне — это Александр Хубеев и Станислав Маковский. Оба являются лауреатами нескольких международных композиторских конкурсов; в частности, Хубеев — победитель престижного конкурса «Гаудеамус» в 2015 г.

Сегодня, десять лет спустя после своего «официального» рождения в 2005, французская musique saturée претерпела определенную эволюцию: как всякое живое и конструктивное явление, она находится в непрерывном движении. Она все чаще отказывается от тотальной сатурации в пользу инфра-сатурации или же смешанных техник. Значительную роль в эволюции сатуральной школы сыграли исполнители, которые непосредственно участвовали в разработке новых типов игры и тестировали пределы возможностей — как инструментов, так и своих собственных.

Совершенно очевидно, что сатуральное направление подвергло сомнению «классическую» функцию музыкального искусства. Поэтому можно предположить, что это течение является одним из важнейших этапов в процессе перехода музыки к абсолютно новому типу искусства, в котором и манера исполнения, и природа восприятия будут кардинально другими, не имеющими ничего общего с тем, что мы продолжаем называть традиционным, — тому типу искусства, которое на сегодняшний день нам еще трудно предугадать».