Адреса «МО»: по памятным местам. Переезд в новое помещение

Адреса «МО»: по памятным местам. Переезд в новое помещение

Адреса МО

Газета «Музыкальное обозрение» основана в 1989 году. Инициатором ее создания был первый секретарь Союза композиторов СССР Тихон Хренников. У истоков газеты стояли деятели СК СССР: ответственный секретарь Союза Борис Диментман, председатель Комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества Петр Меркурьев. Все годы свой деятельности газета располагалась в помещения СК СССР, а затем России.

1989–1991
Улица Неждановой, ныне Брюсов переулок, 8/10

Всесоюзный Дом композиторов, построенный в 1956 году. Здесь жили Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, М. Ростропович, Л. Коган, композиторы А. Островский, В. Золотарев, А. Бабаджанян, пианист Г. Гинзбург, музыковеды Р. Грубер, С. Григорьев, Н. Николаева, профессора Московской консерватории. Первым помещением редакции была библиотека СК СССР (ныне Союза композиторов Москвы, директор М.П. Савельева). Затем «МО» переехало в небольшую комнату Комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества, которую возглавлял Б.С. Диментман, а после него — П.В. Меркурьев. Оба впоследствии работали в «МО» более 20 лет.

В эти годы заседания первых составов редакции, своеобразные «мозговые штурмы» проходили в Доме творчества в Иваново (ныне утрачен Союзом) и в Рузе, на «денисовской даче». Вся маленькая редакция жила там по нескольку дней, и именно там, в ежедневных дискуссиях, определялись стратегические и тактические планы «МО» на ближайшие годы. Многие планы были реализованы.

1992–2007
Садово-Триумфальная улица, д. 12/14

В 1992 редакция переехала по адресу Садовая Триумфальная улица, д. 12/14, в здание издательства «Композитор» (а до этого — «Советский композитор», основано в 1957 г.) и находилась здесь 15 лет. Это был один из знаковых музыкальных кварталов Москвы. Здесь на двух этажах фактически была сосредоточена вся «музыкальная мысль» новой России: газеты «Музыкальное обозрение», журналы «Музыкальная жизнь», «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия» (бывшая «Советская музыка»), издательство «Композитор». На первом этаже — магазин «Мир музыки», некогда крупнейший в Европе магазин нот и музыкальных инструментов.

В трех 17-этажных жилых домах (№№ 12 – 20) жили и ныне живут многие выдающиеся музыканты: композиторы А. Спадавеккиа, А. Холминов, Г. Седельников, Т. Корганов, Ген. Гладков, Ж. Плиева, скрипач В. Пикайзен… В квартире профессора Московской консерватории Л.Н. Наумова записывались его устные рассказы, ставшие основой книги «Лев Наумов. Под знаком Нейгауза», вышедшей в 2002 г. и до сих пор пользующейся огромным спросом у музыкантов.

Когда-то весь этот квартал принадлежал Союзу композиторов СССР. Теперь в собственности СК России осталась лишь мизерная часть этих помещений.

Октябрь 2007 – июнь 2009
Большой Левшинский переулок, 7

Осенью 2007 г. случился странный переезд: все организации СКР, располагавшиеся на Садовой Триумфальной, в одночасье покинули помещение. Что это была за метаморфоза — или махинация — непонятно. Небольшое помещение в районе Пречистенки – Остоженки – Арбата на полтора года стало пристанищем «МО», как и наших коллег из журналов и издательства. Здесь вышел 300-й номер «МО», был подготовлен первый фестиваль «Кружева», на многие годы ставший фирменным фестивалем газеты, зародились многие проекты. Шла подготовка к 20-летию, которое мы встретили уже в новом, четвертом в своей истории помещении.

1 июля 2009 – 1 августа 2016
Ул. Чаянова, д. 10, стр. 1

Летом 2009 издательство «Композитор», редакции «МЖ» и «Музыкальной академии» вернулось на Садовую Триумфальную ул., а редакция «МО» переехала по адресу ул. Чаянова, д. 10 по настоянию заместителя председателя СКР г-на Рингера: когда-то он заведовал гаражом Союза композиторов СССР, а после скоропостижной и неожиданной смерти своего дяди А. Клигермана, заместителя В. Казенина по финансовым и хозяйственным вопросам, в 2004 г. как бы «по наследству» занял эту должность.

Дом 10 на улице Чаянова — еще одно знаменательное место в музыкальной истории Москвы, России и СССР. Огромный дом на ул. Чаянова был построен в 1934–1939 гг. как ЖСК «Советский композитор». Собственно, он и был официальным Домом композиторов до того, как в 1950-х построили дом на ул. Неждановой. Название улицы менялось не раз: до 1966 — 3-я Миусская, в 1966 – 1992 — ул. Готвальда, в 1992 получила свое нынешнее название. В этом доме когда-то жили С. Прокофьев (и до сих пор здесь живет вдова его младшего  сына, писательница Софья Прокофьева, автор «Приключений желтого чемоданчика»), Р. Глиэр, Ю. Шапорин, Ан. Александров, Т. Хренников, А. Хачатурян, Н. Чемберджи, З. Левина, Л. Шварц, Я. Френкель, М. Старокадомский, К. Молчанов, Н. Раков, дирижер Н, Аносов и певица Н. Рождественская с сыном — Г. Рождественским, пианист и композитор С. Фейнберг и его брат, художник Л. Фейнберг… Сегодня можно встретить прогуливающихся Е. Крылатова и сына К. Молчанова — известного теле- и радиожурналиста.

Здесь же был и концертный зал, и библиотека. В подвале дома располагался Центральный клуб композиторов. Здесь проходило прощание с С.С. Прокофьевым, который скончался 5 марта 1953 г., в один день со Сталиным, в своей квартире в Камергерском переулке.

В помещении долгое время располагалось Бюро пропаганды СК СССР, могущественный Музфонд, центр «Музинформ», а в 90-е — офисы и банки. В помещение, из которого уехал один из них, мы и вселились 1 июля 2009 года.

На ул. Чаянова редакция встретила 20-летие и 25-летие. Здесь же мы вместе с руководством Союза после ухода из жизни В. Казенина готовили XI Съезд и выборы нового председателя.

К сожалению, съезд был сорван членами Секретариата И. Рингером, Р. Калимулиным, Е. Бикташевым и М. Левянтом (при содействии еще нескольких председателей региональных организаций). А на следующий день нам было предложено освободить помещение. Мы продержались еще год. Но избранный председателем Р. Калимуллин «сотоварищи» довел-таки до конца «дело» по разрыву Союза с нашей газетой. В буклете, изданном в честь избрания Калимуллина, нет даже упоминания о «МО». Зато есть сплошной Калимуллин, поставивший себя  в ряд с Шостаковичем, Свиридовым, Щедриным…

Но при всем хотении одного, даже 3–4 человек вычеркнуть из истории Союза композиторов издание, которое все свои 27 лет было его неотрывной частью, его информационным органом и ближайшим партнером — невозможно.