Парижская опера идет в народ и срывает сезон

Парижская опера идет в народ и срывает сезон
Фото AFP

Сезон 2015/16 в Opera de Paris начался с новых проектов — создания Академии Парижской оперы и виртуальной «Третьей сцены», но не избавился от старых проблем — забастовка техперсонала сорвала начало сезона. С подробностями из Парижа — Мария СИДЕЛЬНИКОВА.

Идея создания академии — новая для Парижа, но не для директора Opera de Paris Стефана Лисснера. На счету у него уже как минимум две подобные институции: одна в Экс-ан-Провансе на базе знаменитого оперного фестиваля, который он долгие годы возглавлял, вторая — в Милане, в театре «Ла Скала», который он досрочно покинул ради Парижской оперы. Задача академии — воспитывать подрастающее поколение с помощью опыта и знаний старожилов театра. «В Опере 120 профессий — это исключительное умение, savoir faire, которым мы гордимся и которое хотим передать молодым»,— заявил Стефан Лисснер на пресс-конференции. Бюджет — €3,5 млн на первый год. Больше половины этой суммы — деньги меценатов. Сейчас у академии всего три «факультета»: режиссура, хореография, музыка — певцы и оркестр. На будущий год планируют добавить обучение театральным ремеслам (от грима и костюмов до освещения). На весь учебный год студенты становятся артистами-резидентами Парижской оперы и принимают участие в работе над постановками. Из трех десятков поступивших в академию иностранцев можно пересчитать по пальцам. Все в основном французы, а студенты-хореографы и вовсе артисты балета Парижской оперы. Их четверо: Себастьян Берто, Брюно Буше, Симон Валястро и Никола Поль — самый опытный из всех. Несколько балетов Поля уже есть в репертуаре Парижской оперы. Последний — «Реплики» — шел в одной программе со спектаклями Лока, Мильпье и Ригаля и в этой почтенной компании выглядел не самым слабым звеном.

Студентам-хореографам предстоит освоить солидную теоретическую и практическую базу — от секретов работы хореографа с режиссером-световиком и композитором до разбора балетной классики XX века, причем на живом примере спектаклей главного учителя академии — Уильяма Форсайта. Впрочем, график лекций еще не установлен из-за загруженности студентов по основной профессии. Но главной школой станет все же производственная практика. Например, тот же Поль будет работать вместе с Маги Марен, которая в этом сезоне переносит в Парижскую оперу свой балет 2002 года «Аплодисменты в карман не положишь» (Les applaudissement ne se mangent pas).

Основной сценой академии станет зал «Амфитеатр» в Opera Bastille, где обычно дают спектакли для семейного просмотра, и первая премьера состоится уже в декабре. Это будет современная опера для детей «Обратный билет», копродукция с английской Национальной оперой. На все программы академии — оперы, концерты и мастер-классы — введены льготные абонементы и тарифы. Таким образом руководство Парижской оперы желает не только подготовить новые артистические кадры, но и приручить новое поколение зрителей.

К тем же, кто ни в какую не желает идти в театр, Парижская опера теперь придет на дом сама. «После создания Palais Garnier в 1875 году и инаугурации Opera Bastille в 1989-м Парижская опера открывает «Третью сцену» — уникальную творческую цифровую площадку»,— сообщает пресс-релиз. Переводя с языка маркетинга на русский, означает это примерно следующее: на сайте operadeparis.fr/3e-scene, который начал работать вчера, в формате видео теперь смогут высказаться представители всех искусств — художники, иллюстраторы, режиссеры, композиторы, фотографы, хореографы, писатели, модели. Главное условие, чтобы их оригинальные творения были связаны, можно даже косвенно, с Парижской оперой. Ждать онлайн-трансляций спектаклей или записей с репетиций не стоит, тут сплошной креатив. Первые появившиеся на сайте видео выглядят как очень стильные и эффектные рекламные клипы, в которых проплывают лестницы Оперы, ее подвалы, крыши и классы, слышатся команды балетных педагогов и болтовня артистов, мелькают их вспотевшие лица, прекрасные руки и ноги. Есть и портреты этуалей — красивые движения на фоне видеозарисовок Opera Garnier.

Среди приглашенных звезд запуска «Третьей сцены» — американец Лил Бак. Миру интернета он стал известен после своей уличной версии «белого» адажио из «Лебединого озера», которое он исполнял под виолончель в трениках и кепке. Его видео миллионным тиражом разлетелось в YouTube, а это — главный пропуск на новую сцену Парижской оперы. Тут он дебютировал с соло, снятым в старинном зале — ротонде имени балерины Замбелли: почти каждое движение его чернокожего тела перекликается со скульптурами и росписями потолка Большого фойе Opera Garnier.

Бюджет «Третьей сцены» — €2 млн. Главным инициатором этого проекта выступает Бенжамен Мильпье. Худрук балетной труппы — адепт социальных сетей, фотографии, мультикультурных экспериментов и всяческих концептов. Концептуальными стали даже афиши к классическим спектаклям. На главном сайте Opera de Paris балет «Баядерка» проанонсирован фотографией модного художника Юсефа Набиля: мужчина, уходящий в море на закате солнца. Может, несчастный Солор пошел топиться?

Похоже, единственные, кого в Парижской опере не увлекают новые технологии,— это технические работники. Они самовыражаются старым проверенным способом — устраивают забастовку. О ней было объявлено еще в июле. Профсоюз работников сцены требует приплюсования премий к зарплате, что в дальнейшем увеличит размер их пенсий. Бастующие грозились сорвать пять премьер Парижской оперы в начале сезона, среди которых новый балет Мильпье (25 сентября) и громкая премьера «Моисея и Аарона» Шенберга в постановке Ромео Кастеллуччи (20 октября). Пока сорвали только две — «Мадам Баттерфляй» Пуччини режиссера Боба Уилсона и «Платею» композитора Рамо. После недельных переговоров, о которых Стефан Лисснер отчитывался с долей отчаяния, сторонам вроде бы удалось договориться. По крайней мере 12 сентября «Дон Жуан» Моцарта, который был на грани срыва, прошел благополучно. И все же в противостоянии старины и новаторства пока побеждают вековые традиции Парижской оперы: творцов, парящих в виртуальных эмпиреях, пролетарии сцены в любой момент могут заставить спуститься на меркантильную землю.