П.И. Чайковский: продолжается издание Полного собрания сочинений

П.И. Чайковский: продолжается издание Полного собрания сочинений

Вышли в свет очередные три тома Академического полного собрания сочинений П.И. Чайковского: Литургия Святого Иоанна Златоуста, «Ундина» и Музыка к гимну «К радости» Ф. Шиллера.

П.И. Чайковский. Академическое полное собрание сочинений [Ноты]. Серия V. Духовные сочинения. Т. 1. Литургия Святого Иоанна Златоуста. Для четырехголосного смешанного хора. Соч. 41 (ЧС 77), 1878 год. Партитура для фортепиано (дирекционом). Челябинск: Изд-во MPI, 2015. Тираж 1000 экз.

П.И. Чайковский. Академическое полное собрание сочинений [Ноты]. Серия I. Сценические произведения. Опера. Т. 3. «Ундина». Реконструкция сохранившихся фрагментов. Партитура. Переложение для пения с фортепиано (ЧС 2). Челябинск: Изд-во MPI, 2016. Тираж 1000 экз.

П.И. Чайковский. Академическое полное собрание сочинений [Ноты]. Серия IV. Кантаты и хоровые произведения с оркестром и a cappella. Т. 1. Музыка к гимну «К радости» Ф. Шиллера для солистов, смешанного хора и оркестра (ЧС 62), 1865 год. Партитура. Челябинск: Изд-во MPI, 2016. Тираж 500 экз.

Академическое полное собрание сочинений П.И. Чайковского — грандиозный проект Государственного института искусствознания, Государственного музея-заповедника П.И. Чайковского и издательства Music Production International (г. Челябинск).  Проект был открыт в 2013 году в рамках мероприятий к 175-летию П.И. Чайковского инициативе художественного руководителя и главного дирижера Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского Владимира Ивановича Федосеева и доктора искусствоведения, Полины Ефимовны Вайдман (1947-2016). Она, будучи главным специалистом в области наследия Чайковского и многолетним (более 40 лет) хранителем его архива, до последнего дня была научным руководителем проекта. Под ее руководством были подготовлены недавно вышедшие новые три тома проекта.

Первый из них — Литургия Святого Иоанна Златоуста для четырехголосного смешанного хора соч. 41 ЧС 77 — Том 1. Серии V. Духовные сочинения, научный редактор — Митрополит Иларион (Алфеев). Мысль о создании Литургии пришла к Чайковскому в период его необычайной творческой активности и успешной работы в разных жанрах, который наступил после пережитого им тяжелого душевного кризиса 1877 года, резко оборвавшего его сочинительскую деятельность. Решение сочинять Литургию композитор принял после окончания двух больших партитур — оперы «Евгений Онегин» и Четвертой симфонии, — приступив к работе над Большой сонатой для фортепиано. В это же время сочинялись два камерных цикла — Двенадцать пьес для фортепиано, соч. 40 и Шесть романсов, соч. 38, а также Концерт для скрипки с оркестром, соч. 35.

Уже при жизни Чайковского это произведение сопровождали разного сложности. Так, несмотря на получение цензурного разрешения на печать Литургии Чайковского, директор Придворной певческой капеллы Н. И. Бахметев начал процесс по организации полицейской конфискации тиража. Однако московские гражданские власти отказались выполнить его требование и решение вопроса оставили на усмотрение Министерства внутренних дел. Результатом этих действий стал судебный процесс между Капеллой и Юргенсоном. А фактически после премьеры Литургия Чайковского была запрещена для исполнения на службах в храмах. Так, церковные власти не разрешили исполнить ее на панихиде по Н. Г. Рубинштейну весной 1881 года. Запрет неофициально отменился со смертью Чайковского: Синодальный хор, исполнивший Литургию на московской панихиде по композитору, с тех пор ежегодно пел ее в день памяти Чайковского, обычно в церкви Большое Вознесение у Никитских ворот. Та же традиция поддерживалась в соборе Александро-Невской лавры, где отпевали композитора. Однако официальный запрет сохранялся многие годы.

В Томе Академического полного собрания сочинений Литургия впервые опубликована в четком соответствии с источниками: прижизненными изданиями и рукописью композитора. Помимо полного аутентичного варианта с партиями, выписанными в сопрановом, альтовом и теноровом ключах, он содержит версию, адаптированную для современного церковного хора, а также вариант с текстом на английском языке, изданный еще в 1905 году П.И. Юргенсоном.

Следующим вышел в свет том, содержащий реконструкцию сохранившихся фрагментов оперы Чайковского «Ундина» ЧС 2 — Том 3 Серии I. Сценические сочинения, научный редактор — А.Е. Максимова.

«Ундина» — вторая из опер Чайковского, произведение драматической судьбы. Опера ни разу не была поставлена, а ее партитура была уничтожена композитором. Сохранилось лишь несколько фрагментов. Остаются невыясненными обстоятельства истории ее создания и исполнения, не выявлены в полном объеме документальные источники.

Историю об Ундине Чайковский знал с детства. Повесть немецкого писателя Фридриха де ла Мотт Фуке в стихотворном переводе В. А. Жуковского была любима в семье Чайковских. Младшую сестру композитора Александру Ильиничну в детстве называли Ундиночкой.

Известно, что сюжет Чайковский выбрал сам, сочинение шло быстро. Опера была написана в 1869 году за шесть месяцев. Композитор стремился поскорее завершить «Ундину» и хлопотал об устройстве ее постановки в Мариинском театре. Премьера была намечена на осень 1869 года, однако ее отложили на следующий сезон. 16 марта 1870 года на сцене московского Большого театра состоялось концертное исполнение нескольких фрагментов оперы из I действия под управлением Э.Н. Мертена. Представление номеров из «Ундины» в Москве должно было способствовать ее продвижению в Петербурге. Но музыка оперы не вызвала большого восторга у публики, а в мае 1870 года стало известно о коллегиальном решении капельмейстеров театра отклонить постановку «Ундины».

Партитура оперы до марта 1873 года находилась в Мариинском театре и была возвращена автору. Вскоре после этого рукопись «Ундины», по собственному признанию Чайковского, была им уничтожена. Однако, до конца расстаться со своей «Ундиной» Чайковский так и не смог. Следы музыки этого сочинения обнаруживаются в других его произведениях: Второй симфонии, Музыке к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» и балете «Лебединое озеро».

Много десятилетий ученые и музыканты пытаются собрать по крупицам «Ундину» Чайковского. В 1950 году появился том «зеленого» Полного собрания сочинений композитора, в который вошли фрагменты I действия оперы. В 1958 году В.Я. Шебалин сделал реконструкцию дуэта Ундины и Гульбранда по сохранившемуся эскизу Чайковского — единственному из сохранившихся источников оперы, записанному рукой композитора и по Дуэту Одетты и Зигфрида из II действия балета «Лебединое озеро», в котором Чайковский использовал материал дуэта из «Ундины». Найденные на тот момент четыре фрагмента «Ундины» были исполнены, записаны и вошли в состав Полного собрания сочинений П.И. Чайковского в грамзаписи.

В настоящий момент удалось выявить и воспроизвести уже пять фрагментов оперы из первого и третьего действий: Интродукция, Песня Ундины (I действие), Финал первого действия, Марш (III действие) и дуэт Ундины и Гульбранда (III действие), реконструированного Шебалиным.

Новая реконструкция, сохранившихся фрагментов оперы «Ундина» впервые прозвучала 11 ноября 2015 года в концертном зале Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского в исполнении Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением В.И. Федосеева. Солисты: Анна Аглатова (сопрано) и Алексей Татаринцев (тенор). Тексты «Ундины» читал актер Михаил Филиппов. 6-7 марта 2017 г. В.И. Федосеев и Большой симфонический оркестр представили «Ундину» европейской публике в Золотом зале венского Musikverein. В Вене в рамках пресс-конференции В.И. Федосеева был презентован том Академического полного собрания сочинений П.И. Чайковского.

25 апреля 2017 года — в День рождения Чайковского по старому стилю в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее был презентован очередной том. В нем представлено дипломное сочинение Чайковского, с которым он закончил Петербургскую консерваторию — Музыка к гимну «К радости» Ф. Шиллера для солистов смешанного хора и оркестра ЧС 62 — Том 1. Серия IV. Кантаты и хоровые произведения с оркестром и a cappella, научный редактор — Т.З. Сквирская, — а также состоялось исполнение этого произведения силами Петербургской консерватории: хора Театра оперы и балета Петербургской консерватории и Молодежного симфонического оркестра Петербургской консерватории под управлением Аркадия Штейнлухта. Солисты: Ольга Георгиева (сопрано), Юлия Любимова (меццо-сопрано), Нариман Алиев (тенор), Андрей Удалов (бас).

Символично, ведь именно здесь в том же самом зале – бывшем Театральном зале бывшего великокняжеского Михайловского дворца — 152 года назад 29 декабря 1865 года состоялся публичный выпускной экзамен первого выпуска Петербургской консерватории. Тогда, среди семи выпускников разных специальностей был двадцатипятилетний композитор Петр Ильич Чайковский, представивший в качестве дипломной работы написанную по заданию Совета профессоров консерватории кантату на текст оды «К радости» Фридриха Шиллера для солистов, хора и оркестра.

В 1865 году задание Совета профессоров для Чайковского было чрезвычайно сложным — написать музыку на тот же текст, который положен в основу финала Девятой симфонии Бетховена! То есть начинающему композитору предложили «соперничать с Бетховеном».

Кантата прозвучала на публичном выпускном экзамене 29 декабря в Михайловском дворце, в торжественной обстановке, в присутствии депутатов от правительства и многочисленных гостей, под управлением директора консерватории Антона Григорьевича Рубинштейна. По результатам экзамена Чайковский был удостоен диплома на звание свободного художника, а также серебряной медали — высшей награды в то время.

При жизни композитора кантата «К радости» не была издана и больше не исполнялась. Автограф партитуры дипломного сочинения Чайковского после выпускного экзамена остался в библиотеке Петербургской консерватории, где хранится и поныне, в фондах научно-исследовательского отдела рукописей Научной музыкальной библиотеки. В Академическом полном собрании сочинений Чайковского кантата впервые печатается в точном соответствии с авторской партитурой. Устранены неточности и ошибки первого издания, касающиеся как музыкального, так и литературного текста.

Таким образом три вышедших тома собрания сочинений представили не самые репертуарные сочинения композитора. Это не случайно, так как главная задача проекта — представить сочинения Чайковского во всей своей полноте в их авторском виде, избавив от многочисленных редакторских изменений и искажений, а также наряду с общепризнанными шедеврами открыть исполнителям и слушателям те произведения композитора, которые многие десятилетия по разным причинам оставались «за кадром».

В настоящее время работа над новыми томами Академического полного собрания продолжается под руководством Ады Айнбиндер — кандидата искусствоведения, заведующей отделом рукописных и печатных источников музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину и старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания. В ближайших планах выход в свет Концерта для скрипки с оркестром, работа над подготовкой балета «Лебединое озеро», начало публикации литературного наследия композитора.