П.И.Ч. — национальный проект

Предварительные итоги Года Чайковского — в обзоре, рейтингах, статистике и аналитике «МО»
П.И.Ч. — национальный проект

Готовиться к юбилею Чайковского в России начали за три года до знаменательной даты. Указ Президента РФ В. Путина на эту тему появился 11 октября 2012, а 22 июля 2013 Д. Медведев подписал Постановление Правительства РФ №1291-р «О праздновании 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского» и утвердил программу.

Чайковский — как Пушкин — «наше всё». Он — самый исполняемый в мире русский композитор. Такой же узнаваемый бренд и символ России, как Гагарин и балет. Его имя носят Московская консерватория, главный концертный зал Московской филармонии, отмечающий 12 октября 75-летие (славное имя было ему присвоено в год 100-летия Петра Ильича), главный отечественный музыкальный конкурс; театры, вузы, колледжи, школы, улицы. Именем Чайковского — единственного из русских музыкантов — назван город: в Пермском крае, в 37 км от Воткинска, где родился композитор.

Бюджет имени Чайковского

Согласно Постановлению, на мероприятия по празднованию юбилея с 2013 по 2015 было выделено 6 млрд. 623,7 млн. руб. Из них:

1 млрд. 498,6 млн. из федерального бюджета,

4 млрд. 957,9 млн. руб. из бюджета Удмуртии,

167,2 млн. руб. — внебюджетные источники.

95% этих средств (за исключением 311,6 млн. руб.) предназначались к освоению в Удмуртии. Они потрачены и на культурную, и на социальную сферу.

Полтора миллиарда из Федерального бюджета предполагалось распределить так:

400 млн. руб. — на реконструкцию зданий Национальной библиотеки.

400 млн. руб. — на реконструкцию ДК «Ижмаш» под Государственный русский драматический театр Удмуртии.

350 млн. руб. (плюс 80 млн. из бюджета УР)на реконструкцию Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики.

300 млн. руб.на проведение XV Международного конкурса им. Чайковского (сумма, обозначенная в 2013, реальный бюджет состязания оказался примерно в 2 раза выше).

26,5 млн. руб. из федерального бюджета (и столько же из местного, всего 53 млн.) — на модернизацию детских школ искусств Удмуртии.

11,9 млн. руб. — на следующие мероприятия в Удмуртии:

Международный музыкальный фестиваль, посвященный 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского (1 млн.),

XVIII фестиваль «Молодые таланты на родине П.И. Чайковского» (1 млн.),

I Всероссийский фестиваль юных исполнителей классической музыки «Воткинск — родина П.И. Чайковского» (1,5 млн.),

I Всероссийский детский хореографический фестиваль «Майский ландыш» (2,4 млн.),

Создание экспозиции «Музыка, навеянная детством» и представление ее в Музее-усадьбе П.И. Чайковского (5 млн.),

Постановки в Театре оперы и балета Удмуртии балета «Лебединое озеро» в 2014 и оперы «Евгений Онегин» в 2015 (по 0,5 млн.).

4,7 млн.ВМОМК им. Глинки на три проекта: Создание электронной базы данных рукописного наследия композитора «Чайковский, открытый мир» (1,2 млн.), Международная научная конференция «Чайковский и XXI век: диалоги во времени и пространстве» (1 млн.), Выставка «Чайковский и мир» (2,5 млн.).

4,5 млн. руб.на предпечатную подготовку первых четырех томов нового академического Полного собрания сочинений композитора.

2,4 млн. руб. — для съемки двух неигровых фильмов, посвященных Чайковскому (в т.ч. К. Серебренникова). Но они так и не были сняты, и вопрос, кажется, закрыт.

Карта юбилея

Юбилейная музыкальная программа «Года Чайковского» началась полтора года назад — со второй половины 2014, и идет весь 2015. В них участвует, без преувеличения, вся Россия. Наиболее заметными точками музыкальной карты стали: Москва, Клин, Петербург, Екатеринбург и Свердловская область, родина Гения — Удмуртия. Отдельно можно говорить об особом передвижном «острове» Чайковского — XIV Московском Пасхальном фестивале В. Гергиева.

Театры

Большой театр представил «Орлеанскую деву» (концертное исполнение, проект Т. Сохиева, сентябрь 2014), премьеру «Пиковой дамы» (режиссер Л. Додин, февраль 2015), два цикла концертов в Бетховенском зале «Камерные вечера» (худ. рук. А. Гориболь), цикл концертов камерной и симфонической музыки. А уже в новом сезоне — вечер, включающий исполнение сюиты из балета «Щелкунчик» и премьеру «Иоланты» (28 октября 2015, дирижер В. Федосеев).

В «Новой опере» поставили оперу «Щелкунчик» («МО» рассказывала об этой экспериментальной премьере — переделке балета Чайковского в оперу, которая не увенчалась успехом, режиссура А. Сигаловой).

Весьма обширную программу празднований предложил Мариинский театр.

6 мая, накануне дня рождения Чайковского, во всех залах звучали его сочинения: балетный гала-концерт на Исторической сцене, «Иоланта» на Новой сцене, хоровой концерт в Концертном зале. С 21.30 до 0.00 в камерных залах Мариинки-2 — «Ночь Чайковского»: концерты камерной вокальной и инструментальной музыки. В Фойе Стравинского публике были предложены джазовые импровизации «Чижик-джаз-квартета» на темы произведений юбиляра.

7 мая на Исторической сцене шел «Евгений Онегин» (премьера 2014), а в Концертном зале Квартет им. Д. Ойстраха сыграл все три квартета Чайковского. 27 мая фестиваль «Звезды белых ночей» открылся премьерой «Пиковой дамы», а на новой сцене показывали «Лебединое озеро». Также в юбилейные дни проходили симфонические концерты из произведений Чайковского. Начиная с апреля, все балетные спектакли Чайковского, а также ряд других балетных спектаклей, были посвящены юбилею композитора. В буфетах Мариинского театра в юбилейные дни продавали десерты «Петр Ильич», все — по 175 р.

Уникальная ситуация сложилась в Михайловском театре: в репертуаре теперь сразу два «Онегиных» (В. Бархатова, премьера в сентябре 2014, и А. Жолдака, получивший в 2014 «Золотую маску» и возвращенный в репертуар накануне юбилея композитора).

В театре «Санктъ-Петербургъ Опера» 7 мая прошел гала-концерт  «Посвящение Чайковскому».

Самарский театр оперы и балета завершил сезон премьерой «Пиковой дамы» (30 июня, 4 июля).

Ростовский музыкальный театр в октябре 2014 показал премьеру «Евгения Онегина».

Пермский театр оперы и балета провел Фестиваль Чайковского (3—13 мая), в него вошли спектакль «Пиковая дама», концертное исполнение «Евгения Онегина», все балеты, камерные концерты, гала-концерт.

Свой фестиваль провел к юбилею Челябинский театр оперы и балета («Иоланта», «Лебединое озеро», симфонический концерт), а 25 и 27 июня состоялась премьера оперы «Орлеанская дева» (постановка Е. Василёвой).

Премьера «Орлеанской девы» состоялась и в Башкирском театре оперы и балета (премьера 28 и 29 мая).

В патриотическом порыве и в предвкушении возможного слияния с Мариинским театром (оно, по слухам, может произойти в 2016) Приморский театр оперы и балета обратился к редко исполняемой опере «Мазепа» (премьера 27 июня).

Можно добавить, что в 2012 А. Титель осуществил в Большом театре постановку «Чародейки».

Оперный рейтинг

В представлении большинства homo sapiens Л. Бетховен является автором трех симфоний: 3-й, 5-й и 9-й.

Судя по репертуарной политике российских оперных театров, П.И. Чайковский написал три оперы: «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Иоланту».

Они идут почти во всех театрах (где-то все три, а уж две — непременно).

Властитель дум — «Онегин». Премьеры «под юбилей автора» прошли в Михайловском театре (постановка В. Бархатова), Екатеринбурге, Астрахани, Ростове-на-Дону. Литературно-музыкальные композиции по опере и роману в стихах — в версии Ю. Башмета и оркестра «Новая Россия» (премьера в Екатеринбурге на III фестивале Чайковского, 30 сентября — в Москве, в КЗЧ, с участием К. Хабенского) и А. Сладковского и ГСО Республики Татарстан (премьера 26 сентября на фестивале «Казанская осень», с участием Ч. Хаматовой). Концертное исполнение — в Туле (вот уж сюрприз!).

Некоторые недавние постановки «Онегина» — например, спектакли Д. Чернякова в Большом театре и А. Жолдака в Михайловском — много лет входят в число самых обсуждаемых и противоречивых явлений российского оперного театра. Оба режиссера, кстати, получили «Золотую маску» (2008 и 2014).

Если пик премьер «Онегина» пришелся на предъюбилейный 2014, то в 2015 театры переключились на «Пиковую даму»: сразу три премьеры — в Большом театре, Мариинском (А. Степанюк) и Самарском (М. Панджавидзе). Отметим и два концертных исполнения: В. Федосеева и БСО, В. Полянского и ГАСК.

На постъюбилейную осень приходятся три исполнения «Иоланты»: премьера

в ГАБТе, концертные исполнения на открытии фестиваля Динары Алиевой в БЗК и на «Площадь искусств» в декабре под управлением Ю. Темирканова.

Феномен «Девы»

Большим сюрпризом стало повышенное внимание театров к опере «Орлеанская дева» (учитывая, что, по крайней мере, за предыдущие четверть века она являлась музыкальной общественности лишь дважды: в 1990 к 150-летию Петра Ильича Б. Покровский поставил ее в Большом театре, а в 2010 состоялось концертное исполнение в «Новой опере»). Шествие оперы по России началось год назад концертным исполнением в Большом театре (первая работа Т. Сохиева в ГАБТе). Под занавес сезона к столичной «Деве» присоединились постановки в Уфе и Челябинске.

Балет, балет, балет…

Все три балета П.И. Чайковского постоянно идут на российских сценах и ставятся вновь и вновь. Из последних — можно отметить постановку «Щелкунчика» в Новосибирске (конец 2013). Но, конечно, триумфальная поступь «Щелкунчика» по театрам, концертным залам, дворцам культуры, клубам, планетариям и т.д. России — и не только России — в рождественские и новогодние не имеет аналогов. В ноябре 2014 — январе 2015 «Щелкунчик» в различных интерпретациях (как балет, а также как опера, театрализованное представление, филармонический концерт, литературно-музыкальная композиция, интерактивное действо, прямые трансляции на большом экране…) прошел в десятках городов нашей страны и десятках стран мира. Гениальную партитуру Чайковского слышали и ставили в разных концах света: США и Нидерландах, Парижской опере и «Ла Скала», Венской опере и Театре Колон в Буэнос-Айресе, в Киеве и Одессе, Риге, Вильнюсе и Таллинне, в Израиле и Египте, Хорватии и Турции, Сиднейской опере и Финской опере…

МАМТ представил два балетных «Чайковских-гала» с участием У. Лопаткиной, артистов Пермского театра оперы и балета и участников проекта «Звезды русского балета».

Театр «Балет Москва» — спектакль «Романтика балета».

Фестивали и концертные проекты

Музыка Чайковского заняла львиную долю симфонической программы на Пасхальном фестивале В. Гергиева (она звучала в 40 из 50 концертов). В Клину прошел Международный фестиваль имени Чайковского (30 апреля – 7 мая) с участием В. Федосеева и БСО, М. Плетнева и РНО, В. Гергиева и Д. Мацуева, А. Рудина. На праздник заехали Р. Мути с Венскими филармониками, до этого их концерты прошли в Петербурге и Москве. Кто организовал эти гастроли, где «начала» и «концы» визита одного из лучших оркестров мира — осталось тайной. Но судя по тому, что в столице гости выступали во Дворце Съездов в Кремле, с его чудовищной акустикой, можно предположить, что этими гастролями занимались непрофессионалы. И вряд ли этот концерт в Клину станет знаковым  и как-то повлияет на судьбу и статус музея: ведь, по словам П.Е. Вайдман, там нет даже приличного концертного зала…

Московская консерватория 5 апреля провела в Малом зале «Чайковский-марафон» с участием 15 педагогов фортепианного факультета.

В. Федосеев и БСО им. Чайковского провели цикл концертов «Час, день, вечность…» в Большом и Рахманиновском залах консерватории, КЗЧ, в Клину.

Фестивали, абонементы, гала-концерты, спектакли, концертные исполнения опер и т.д. прошли в большинстве филармоний и концертных организаций России: от Абакана до Кургана, от Казани до Рязани, от Череповца до Хабаровска, от Архангельска до Петропавловска-Камчатского, от Петрозаводска до Сочи… У всех и у каждого — свой Чайковский.

На родине героя

Для Удмуртии юбилей Чайковского — словно национальный праздник. Из местного бюджета профинансированы многие культурные мероприятия, конкурсы, издания книг, нот; реконструкция и реставрация домов и улиц г. Воткинска (Музея-усадьбы П.И. Чайковского, дома, в котором он родился, других исторических зданий), реконструкция и капремонт учреждений культуры. А еще — строительство детских садов, строительство и реконструкция спортивных и медицинских учреждений, и даже «реконструкция сетей магистральных водопроводов, канализаций, замена оборудования на очистных сооружениях, строительство артезианских скважин, локальных систем канализаций в г. Воткинске» и «ремонт дамбы Березовского залива, укрепление береговой линии Воткинского пруда».

Можно только порадоваться за регион, который сполна использовал возможности, появившиеся в связи с юбилейной датой. Восхититься пробивной силой удмуртских властей. Такое впечатление, что Постановление посвящено не столько великому русскому, сколько великому удмуртскому композитору. И писали этот документ именно в Удмуртии.

Руководители Удмуртии отмечали, что юбилей Чайковского важен не только для музыкантов, но и для республики, и для всей России.

Глава УР А. Соловьев увидел в музыке Чайковского скрытую политическую силу, не обошлось и без «русской души»: «Чайковский — не просто великий сын России. Нет уголка на земле, где не звучала бы его музыка. Она любима, она понятна всем. Сегодня политики Запада хотят нашей изоляции от мира. Хотят превратить нашу страну в своеобразную “резервацию”. Уверен, что большинство простых людей в других странах — не враги, а потенциальные друзья России. И мы можем через голову политиков обратиться к ним напрямую через творчество Чайковского. В его мелодиях раскрывается русская душа. И через музыку Петра Ильича она будет понятнее за рубежом».

Премьер-министр В. Савельев заявил о том, что Чайковский нужен как бренд региона, и что 175-летие композитора — «наша визитная карточка, благодаря которой мы хотим, чтобы сюда приезжали творческие коллективы и бизнесмены. Хотим повысить инвестиционную привлекательность региона <…> через узнаваемость в российских СМИ, в международных средствах массовой информации, через интернет-сообщество, чтобы республику узнали как можно больше, и это способствовало бы и нашему развитию».

30 марта премьерой балета «Лебединое озеро» после реконструкции открылся Государственный театр оперы и балета Удмуртии. Этим мероприятием в Удмуртии началась программа празднования 175-летия со дня рождения композитора. Незадолго до этого театру было присвоено имя П.И. Чайковского.  Прошли фестивали «На родине Чайковского» и «Воткинск — родина Чайковского», гастроли Д. Мацуева, Б. Дугласа, оркестра Мариинского театра и др. В числе участников мероприятий — Л. Казарновская, А. Волочкова, пианисты А. Гиндин, Б. Березовский, Ф. Копачевский и многие другие известные мастера культуры.

(подробная программа: http://www.udm-info.ru/news/politics/30-03-2015/itchaykovskprogramm.html).

Был разработан и утвержден логотип празднований на основе почерка  Чайковского.

Воткинск, 7 мая

Программа празднований на родине композитора в юбилейный день была не просто разнообразной — сногсшибательной! Вот некоторые ее пункты:

  • Торжественное открытие народного праздника «Юбилей с Чайковским» у памятника Чайковскому;
  • Работа площадки «Галактика Чайковского» с  участием  творческих коллективов из Москвы, городов Удмуртии и соседних регионов;
  • Праздничный сход у Благовещенского собора. Колокольный звон. «Литургия» Чайковского в исполнении хора «Алатау» (Казахстан). Праздничная служба в соборе. Открытие мемориальной Доски в честь крещения в соборе П. Чайковского;
  • Цирковое представление в Городском сквере на Центральной площади
  • с участием цирковых коллективов Пермского края и Удмуртии, Сарапула, Ижевска, Воткинска. Мастер-классы со зрителями;
  • «Мой любимый зоосад». Работа передвижного зоосада эколого-биологического центра;
  • Читательская беседка «Любимые книги Петра Чайковского в детстве». Детское кафе;
  • Базар мастеровых Воткинского завода». Выставка-продажа изделий народных промыслов и проведение интерактивных мастер-классов;
  • Концерт самодеятельных народных коллективов Удмуртии;
  • Фестиваль актуального искусства «Музыка без границ» с участием молодежных коллективов;
  • «Перфоманс на набережной»: «Чайковский и семья». Фото с семьей Чайковских. Выставка работ учащихся художественного отделения ДШИ №2 , пленер учащихся, аква-макияж, мастер-классы прикладного искусства;
  • Музыкально-игровая программа «Детские игры периода пребывания семьи Чайковских на Воткинском заводе»;
  • Выступление сводного детско-юношеского хора Удмуртии и мастер-класс Л. Казарновской для его участников;
  • Детское («Вальс цветов») и взрослое дефиле;
  • Детскотека «В поисках ореха Кракатука» с участием Гр. Гладкова;
  • «И бал шумит во всей красе» (показ бальных танцев I пол.XIX века);
  • И в завершение — Фестиваль фейерверков на музыку Чайковского на городском пруду.

Вот уж поистине — наше всё!

Екатеринбург — особый проект

С Удмуртией мог соперничать только Екатеринбург — по изобретательности, количеству мероприятий и охвату сегментов слушателей (в т.ч. школьников, пенсионеров, спортсменов и политиков).

Министерство культуры Свердловской области и Свердловская филармония также прагматично подошли к юбилею: провели серию культурно-просветительских мероприятий в рамках проекта «Наш Чайковский», направленного на формирование нового культурного бренда Среднего Урала.

Суть проекта выражается слоганом «Чайковский ближе, чем ты думаешь». В нем есть и указание на «территориальную» близость к Алапаевску (месту, где Петр Ильич провел часть своего детства), и стремление показать, что творческое наследие композитора открыто и близко каждому человеку, и, создание условий для приобщения к музыке Чайковского самого широкого круга слушателей.

5 ноября в ТАСС (г. Екатеринбург) состоялась пресс-конференция в формате телемоста Екатеринбург—Москва—Санкт-Петербург. В пресс-конференции в Екатеринбурге приняли участие министр культуры Свердловской области П. Креков, директор Свердловской филармонии А. Колотурский и директор хоккейного клуба «Автомобилист» А. Куликова. Вот уж действительно спорт и музыка идут «рука об руку». От Москвы выступали директор Департамента культурного наследия Минкультуры РФ М. Брызгалов, пианист Д. Мацуев и проректор Московской консерватории А. Бондурянский. Санкт-Петербург представляли зам. художественного руководителя Санкт-Петербургской филармонии Е. Петровский и музыковед Л. Гаккель.

Праздновать юбилей П.И. Чайковского начали 6 ноября 2014: этот день был объявлен в регионе «Днем музыки Чайковского».  Правда, не подумал о том, что в этот день отмечалась 121-я годовщина его смерти. С обращением к жителям Среднего Урала выступил Губернатор Свердловской области Е. Куйвашев.

Музыка Чайковского действительно звучала повсюду: по ТВ и радио, в правительстве региона, свердловском парламенте и министерствах, в ДК, на школьных линейках, в библиотеках, кинотеатрах и даже на улицах. Произведения Чайковского транслировали в крупнейших торгово-развлекательных центрах («МеГа», «Гринвич», «Радуга-Парк», «Алатырь» и т.д.). В торговом центре «МеГа» прошел танцевальный флешмоб под начальную тему (узнаваемую, правда, с трудом) из 1-го фортепианного концерта Чайковского. Интересно было бы провести социологическое исследование, повлияла ли — и как — музыка Чайковского на покупательский спрос.

В Екатеринбурге в акции приняли участие все 64 городских учреждения культуры.

Центральное событие акции «День музыки П.И. Чайковского в Свердловской области» — концерт УАФО под управлением Д. Лисса (солист — пианист А. Коробейников). Он транслировался в Филармонических собраниях и мини-залах Виртуального концертного зала Свердловской филармонии в населенных пунктах области: Алапаевске, В. Пышме, Заречном, Ревде, Каменск-Уральском, Ирбите.

Кроме того, были охвачены 30 муниципальных образований Свердловской области.

Молодежь приобщали к «нашему всему» с помощью современных технологий: интернет-викторин, просмотра фильмов-концертов, соцопросов среди горожан, мультгостиных.

В преддверии акции, 3 ноября, в КДЦ Калиновского сельского поселения была проведена расслабляющая гимнастика под музыку П.И. Чайковского. Танцевальный вечер для взрослых «Музыка нас связала» по произведениям П.И. Чайковского прошел в ДК «Маяк» п. Сама Ивдельского городского округа. Учащиеся Серовского техникума сферы обслуживания и питания организовали тематическую линейку и конкурс стенгазет на тему «Наш Чайковский». А учащиеся  Новоасбестовской ДШИ просвещались на экскурсии в Дом-музей П.И. Чайковского в Алапаевске. Во время матча хоккейной команды «Автомобилист» (Екатеринбург) звучали фрагменты сочинений Чайковского.

На телеканалах Екатеринбурга и городов области находился в ротации видеопроект «Чайковский: Живой журнал». Известные музыканты, актеры, режиссеры читали отрывки из переписки П.И. Чайковского и Н.К. фон Мекк. В съемках приняли участие Д. Мацуев, К. Хабенский, Д. Крамер, Н. Коляда, Б. Березовский, В. Минин, А. Варгафтик, О. Перетятько, А. Гиндин,  министр культуры Свердловской области П. Креков.

6 ноября 2014 в Свердловской области состоялось более 50 концертов с участием профессиональных коллективов и артистов, педагогов и учащихся училищ и музыкальных школ. А всего в рамках «Дня музыки Чайковского» состоялось более 300 мероприятий.

В апреле 2015 в СГАФ открылась выставка, посвященная юбилею композитора.

Пик празднований пришелся на 6 мая, на тот момент, когда в 15.30 над зданием Свердловской филармонии был водружен флаг в честь 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского. Флаг укрепили Д. Мацуев и директор Свердловской филармонии А. Колотурский. Вечером в Большом зале филармонии состоялся праздничный концерт «Чайковский. Торжество»: Д. Мацуев и УАФО под управлением Д. Лисса исполнили все концерты Чайковского для фортепиано с оркестром.

С 26 июня по 12 июля здесь проходил III фестиваль музыки Чайковского, с участием В. Репина, Ю. Башмета, П. Донохоу, УАФО, ГСО «Новая Россия и др. (программа — на сайте филармонии).

Конференции

Можно отметить четыре крупных научных мероприятия. Большую рекламу получила конференция «Чайковский и XXI век: диалоги во времени и пространстве», которая проходила в ВМОМК им. Глинки 12—14 ноября 2014 (хотя логичнее было бы сделать ведущей организацией Дом-музей в Клину, все-таки объективно у него больше прав).

Организаторы конференции — Министерство культуры РФ, ВМОМК им. Глинки, Московская консерватория, Дом-музей в Клину. Сопредседатели Оргкомитета — Директор Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Михаил Брызгалов и ректор Московской консерватории Александр Соколов.

В конференции принимали участие ведущие специалисты-чайковсковеды, ученые-исследователи, преподаватели и учащиеся творческих вузов; представители музеев, архивов, документальных центров, издательств; известные музыканты.  В их числе — В. Федосеев, П. Вайдман, Е. Левашев, К. Зенкин, Н. Тетерина, М. Раку, В. Юзефович, А. Айнбиндер, Т. Зайцева, Д. Петров, И. Скворцова, С. Вартанов, музыковеды из Германии, Нидерландов, Бельгии, Италии, Швейцарии, США, Украины, Казахстана; руководители Свердловской филармонии А. Колотурский и Р. Хасанов, директор Дома-музея в Клину Г. Белонович, директор ВМОМК им. Глинки В. Лисенко.

Тематика конференции:

  • Современные вопросы исследования творческого наследия П.И. Чайковского. Текстологические аспекты. Возможно ли открытие нового Чайковского?
  • Проблемы публикации наследия П.И. Чайковского на современном этапе. Новое полное собрание сочинений
  • Современные исполнительские и теоретические интерпретации произведений Чайковского
  • Чайковский на театральной сцене. Проблемы сценического воплощения музыки Чайковского. Режиссер-художник-исполнитель.
  • Наследие Чайковского и современная композиторская школа.
  • Образ П.И. Чайковского на сцене и в кино. Исторический контекст и современный взгляд.
  • Архивные, музейные и библиотечные коллекции — хранители наследия П.И. Чайковского.

В рамках конференции прошли концерты и экскурсии в Клин и в музей «П.И. Чайковский и Москва».

В 2015 планируется публикация сборника материалов конференции.

Доказывая свое право на изучение наследия композитора, Клин, вместе с ГИИ и Московской консерваторией провели собственное научное собрание (28—30 октября 2014). Академия русского балета им. Вагановой провела научные чтения, издав по ее следам сборник (Вестник АРБ). Одной из главных особенностей обсуждения наследия композитора стали темы: подготовка и публикация нового полного собрания сочинений и тема рецепций произведений композитора в России и за рубежом.

Книга

Среди заметных событий «Года Чайковского» — презентация книги главного научного сотрудника Российского института истории искусств, доктора искусствоведения А. Климовицкого «П.И. Чайковский. Культурные предчувствия. Культурная память. Культурные взаимодействия». Она прошла 24 мая в рамках X Санкт-Петербургского международного книжного салона. Как сообщается на сайте РИИИ, «книга является итогом сотрудничества РИИИ с Издательским домом «Петрополис».

Книга А. Климовицкого — результат нескольких десятилетий исследовательского труда. Автор, объединив под одной обложкой статьи разных лет, отличающиеся по жанру и объему, предложил читателям, по сути, «новый портрет» русского гения, поделившись своим пониманием характера культурного назначения и творческого поведения Чайковского».

Чего же боле…?

Основные празднования прошли. Ажиотаж вокруг юбилея потихоньку спадает. Но «Год Чайковского» продолжается. Наверняка еще не все деньги израсходованы, впереди достаточно событий: премьер, фестивалей и т.д.

Но уже можно подводить предварительные итоги. Каковы они?

Начало издаваться Полное собрание сочинений: это, безусловно, мощный импульс к распространению и изучению творчества Чайковского. Жаль, однако, что так пока и не создан исследовательский институт Чайковского, либо иной информационный центр по изучению его наследия под эгидой государства, подобный институту Шопена в Варшаве.

Не появилось полное собрание записей композитора, «бокса» в супер-оформлении, как это модно на Западе? Нет и его выверенной биографии.

И все же едва ли юбилейная дата и приуроченные к ней торжества, как и все плюсы и минусы в проведении мероприятий Года, могут повлиять на статус П.И. Чайковского в России и в мире. Он и до юбилея, и после него продолжает входить в пятерку величайших музыкальных гениев всех времен и народов, «олимпийцев» — наряду с Бахом, Моцартом, Бетховеном и Шопеном. И в число самых популярных композиторов во всем мире.

Чайковский всегда звучал, звучит и будет звучать, независимо от юбилейных и памятных дат. И это, пожалуй, главный итог Года Чайковского в России.

«МО»