Ответ на обвинения Минкульта: открытые письма в поддержку «Золотой Маски»

Ответ на обвинения Минкульта: открытые письма в поддержку «Золотой Маски»
Фото Дмитрий Дубинский | Золотая маска

Комментарии к выступлению Владимира Аристархова

22 мая в Туле на совещании Министерства культуры «О реализации основ государственной культурной политики Российской федерации» первый заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов в своей речи произнес следующее:

«… есть некий театральный фестиваль, который из года в год системно поддерживает постановки, которые очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны, и сознательно выходят за нравственные рамки. Когда классика сводится к грубым инстинктам, когда под флагом права на интерпретацию мы видим не классику, не Пушкина, Гоголя и наших других великих драматургов, мы видим совершенно иное, что под маской, что под «Золотой Маской» классики протаскивают чуждые нам ценности. Я имею ввиду «Золотую Маску», если не понятно кому. Имеет ли право государство поддерживать данный фестиваль в том виде, в котором он имеется? Наверное, не имеет. Поскольку вот та реформа нашего целеполагания естественно длительная, то не все решения еще приняты. Но мы обязаны будем принять те решения, которых требует Указ президента и та политика, которую я озвучиваю. Капустники, выдаваемые за театральные постановки, эта не та драма, даже если она считает себя новой, которую мы обязаны поддерживать. … И асоциальность не являются никаким образом ключевыми тратами на современные культурные процессы. Есть еще один аргумент. Сейчас модно рассмотрение культуры как вложение в человеческий капитал. Это очень правильная позиция, правильная модель, когда мы вкладываем деньги в культуру, вкладываем их в потенциал, человеческий потенциал нашей страны. Но вот с этой позиции, если бюджет того же самого фестиваля состоит на 80% из негосударственных, из Сбербанковских, что тоже самое, что из государственных, наверное, мы вправе требовать, чтобы люди за эти деньги нам не вредили. Это нормальная, правильная позиция, из которой мы будем исходить. Поэтому, в свете вышесказанного, наверное, актуальным становится вопрос, который задавал один деятель: «С кем Вы мастера культуры?» который мы с вами должны задать тем, кто считает себя деятелем культуры. С народом или против народа?…»

В связи со сказанным заместителем министра В.В. Аристарховым, считаем необходимым прояснить еще раз содержание и механизм работы Российской Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска» и функции Дирекции Фестиваля «Золотая Маска». Работа Российской Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска» регулируется Положением, утвержденным учредителем Премии, Союзом театральных деятелей Российской Федерации и его органом управления – Секретариатом. Положение содержит как смысловые, так и формальные принципы «Золотой Маски» – цели, задачи, структуру номинаций, порядок выдвижения спектаклей на Премию, технологии принятия всех без исключения решений, касающихся номинантов и лауреатов Премии.

«Золотая Маска» была задумана и по сей день развивается как независимая профессиональная награда, присуждаемая за театральные достижения, «коллеги – коллегам», как сформулировал при ее основании Михаил Ульянов.

Целями и задачами Премии и Фестиваля, зафиксированными в Положении, являются выявление лучших творческих работ в различных видах и жанрах театрального искусства России; определение тенденций современного театрального процесса; укрепление единого культурного пространства страны и создание условий для регулярного творческого обмена; выявление, признание и поощрение талантливых театральных авторов и исполнителей.

«Золотая Маска», таким образом, является отражением театральной жизни в России. Программа «Золотой Маски» каждого года – это картина каждого сезона, его основных, наиболее значительных и ярких проявлений.

Участники Фестиваля, лауреаты Премии «Золотая Маска», эксперты, члены жюри – это большой театральный мир, живой, постоянно меняющий, откликающийся на особенности времени и сохраняющий в себе те основания культуры, о которых действительно необходимо помнить.

Немаловажная часть этого мира – зрители, заполняющие театральные залы и проявляющие высокий интерес к спектаклям всех без исключения жанров и эстетических направлений – к разному театру, разным художникам, разных идеям и формам театрального искусства.

Именно объединяющая роль «Золотой Маски», стремление охватить российский театр во всем его разнообразии дали учредителю право назвать ее национальной премией.

Не раз отмечалось, что список номинантов и лауреатов «Золотой Маски» – это новейшая история российского театра, это настоящая эпоха длиною в 20 лет.

И наверное, стоит еще раз обратить внимание на этот список – во избежание обобщенных заключений и нередко подчас лишенных конкретных оснований и фактов выводов.

Список лауреатов в главных номинациях за последние годы.

Обращаем также внимание на порядок отбора спектаклей-номинантов и присуждения премий «Золотая Маска» и функции Дирекции Фестиваля.

Отбор спектаклей, номинированных на Премию «Золотая Маска», осуществляют два экспертных совета – по драматическому и по музыкальному театру. В экспертные советы входят театральные критики и театроведы. Составы экспертных советов утверждает Секретариат СТД РФ в результате совместного решения организаторов Премии и Фестиваля, учитывающем рекомендации профильных комиссий, пожелания специалистов в определенных областях театрального искусства, а также принимая во внимание персональные возможности и готовность кандидатов к работе.

Итогом работы экспертов является сформированный на основе профессиональных обсуждений и в результате открытого голосования список номинантов Премии, отобранных по всей России.

Номинанты Премии становятся участниками основной конкурсной программы Фестиваля. Для определения лауреатов Премии Секретариат СТД РФ утверждает два Жюри на основании совместного решения организаторов Премии и Фестиваля. В состав Жюри – по драматическому и по музыкальному театрам – входят известные, заслужившие уважения и пользующиеся авторитетом представители всех театральных профессий, преимущественно практики театра. В течение всего Фестиваля члены жюри смотрят спектакли, представленные на Премию и в финале выносят свое решение в результате профессиональных обсуждений и тайного голосования.

Лауреаты Премии «Золотая Маска» награждаются на церемонии вручения в присутствии всех участников фестиваля, зрителей и представителей СМИ.

Для осуществления каждого этапа работы Премии и Фестиваля сформирована Дирекция «Золотой Маски», задача которой состоит в обеспечении технических, административных и финансовых условий для работы экспертных советов, жюри, и, что особенно важно, для организации приезда театров из регионов и показа спектаклей на Фестивале. Дирекция действует строго в соответствии с Положением о Премии и Фестивале, не имеет права и возможности каким бы то ни было образом влиять на работу и решения экспертов и членов жюри.

Дирекция «Золотой Маски» собирает информацию о всех спектаклях, поставленных в России, принимает заявки на конкурсе, курирует расписания и графики экспертов и членов жюри. Дирекция «Золотой Маски» осуществляет показ региональных спектаклей-номинантов в Москву – арендует площадки, выполняет технические требования театров, размещает коллективы в гостиницах. Дирекция «Золотой Маски» занимается рекламой Фестиваля, информированием общественности, зрителей, продажей билетов. Дирекция «Золотой Маски» проводит целый ряд внеконкурсных, специальных, просветительских проектов, направленных на развитие театрального искусства в стране.

Для этого Дирекция «Золотой Маски» привлекает финансовые средства – как бюджетные, так и спонсорские. На средства, выделяемые Министерством культуры РФ, а также Генеральным партнером Фестиваля «Сбербанком России» Дирекция «Золотой Маски» выполняет именно показ в Москве спектаклей из городов России (оплата проживания, аренда площадок и т.д.). Показ спектаклей московских театров в рамках Фестиваля не требует финансовой поддержки.

Каждый год в Фестивале «Золотая Маска» участвуют десятки спектаклей, поставленных в театрах России – в Москве, Санкт-Петербурге, больших и малых городах, в государственных по преимуществу театрах. Дирекция «Золотой Маски» сама не продюсирует и не создает спектакли, она, повторимся, обеспечивает условия для проведения Фестиваля и вручения Премий.

15 мая этого года в Союзе театральных деятелей РФ собирались театральные критики, в разное время работавших в экспертных советах «Золотой Маски». Более 60 человек разных поколений и эстетических взглядов говорили о ключевой роли «Золотой Маски» в творческой, профессиональной, социально-культурной жизни всей страны.

Вопрос о сохранении Премии и Фестиваля «Золотая Маска» напрямую связан с проблемой сохранения общероссийского театрального пространства. Наша задача – не допустить раскол в театральной среде, не превратить творческий мир в поле политических войн. Нам кажется, что сейчас все наши усилия должны быть направлены на диалог и взаимное уважение различных представителей культуры.

Президент Фестиваля «Золотая Маска»
Член Секретариата СТД РФ Народный артист РФ, Лауреат Государственной Премии РФ, Лауреат Премии Правительства РФ 2015 г.
Г.Г. Тараторкин

Народный артист РФ, Лауреат Государственной Премии РФ
Лауреат Премий «Золотая Маска»
Член жюри Премии 2000 г.
К.А. Райкин

Народный артист РФ, Лауреат Государственной Премии РФ
Член Секретариата СТД РФ
Член жюри Премии 2002 г.
И.М. Костолевский

Источник: Золотая маска

.

.

Несколько слов о важном

На сайтах Colta.ru и Teatral-online опубликованы результаты опроса и открытые письма руководителей ведущих российских театров, рассказывающих о собственном отношении к «Золотой Маске». Тексты приведены полностью на нашем сайте.

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра

Самое ценное в этом проекте то, что «Золотая маска» позиционировалась и всегда реально являлась выражением независимого мнения экспертных сообществ профессионалов о произведениях, представляющих современный художественный процесс. Это и укрепило авторитет «Маски» как действительно высшей профессиональной театральной премии.

Отсутствие идеологической и эстетической тенденциозности (сменность экспертных советов, состава жюри и его председателей), система номинаций (отражающих всю полноту театральных форм), охват театров — как региональных, так и столичных, высокая планка критериев, исходящая, как говорят, из «уровня мировых стандартов», — все это реально позволило динамизировать театральную жизнь в нашей стране.

Очень важна роль «Маски» в возрождении и активизации гастрольной деятельности. Показ в регионах лучших достижений российского театра и, в свою очередь, представление региональных театров в Москве и Петербурге — в этих проектах «Маска», безусловно, идет в авангарде отечественного культурного процесса.

Единство конкурса и фестиваля — еще одна позитивная черта этого проекта. Позитивной является и вариативность разного рода специальных премий и призов, которые позволяют поддержать как различного рода значимые для театральной жизни начинания, явления и достижения, так и специальные, индивидуальные заслуги крупнейших деятелей российского театра.

Источник: Colta.ru

Лев Додин, художественный руководитель Малого драматического театра — Театра Европы

«Золотая маска» объединяет театральное сообщество России, его столичные и региональные составляющие, что принципиально важно, потому что исторически — и до революции 1917 года, и при советской власти — существовал, на мой взгляд, катастрофический разрыв между столичными и провинциальными театрами, разрыв, прежде всего, в области престижа и известности. Существует он и сегодня, когда серьезный театр сознательно или бессознательно вытесняется из поля общественных интересов легковесными, чисто коммерческими проектами, особенно шоу-бизнесом и вообще массовым искусством. Наконец, фестиваль в том виде, в котором он развился и созрел, противостоит все более растущей сегодня тенденции оценивать работу театра с точки зрения только коммерческой рентабельности. Кроме того, «Золотая маска» остается в сознании российского общества одним из немногих действительно независимых гражданских общественных начинаний — что сегодня, когда руководством страны так много говорится о необходимости структуризации гражданского общества, чрезвычайно важно.

Источник: Colta.ru

Кирилл Серебренников, художественный руководитель «Гоголь-центра»

Скажу честно, я к «Золотой маске» не имел и не хочу иметь никакого отношения. Эта премия всегда упорно игнорировала мои спектакли, особенно те, которые я сам считал удачными, а те, что попадали в конкурс, каждый раз становились предметом споров и скандалов среди экспертов. Одну «Маску» — как бы по совокупности за работы одного из прошлых сезонов — я отказался принять в знак протеста, другую — за «Отморозков» — все же пришлось взять, чтобы не обижать жюри и тех, кто боролся за спектакль. Это не мой фестиваль, это не мое сообщество, на его трудности и разборки внутри него я скептически смотрю со стороны. Но наступившая новая ждановщина так отвратительна и опасна для Театра в целом, что я высказываю слова поддержки всем, кто делает эту премию и фестиваль. Они работают, делают, создают, а эти «аристарховы» умеют только ломать. Обвинения в русофобии, аморальности и прочих «грехах» ведущих режиссеров — лауреатов премии последних лет — Сергея Женовача, Валерия Фокина, Льва Додина — это просто позор. Этого безграмотного и неумного чиновника надо гнать вон, пока он окончательно не наломал дров.

Источник: Colta.ru

Андрей Могучий, художественный руководитель Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова

Я искренне восхищаюсь командой «Золотой маски», восхищаюсь их организационным талантом, неутомимостью, какой-то невероятной любовью к театру и людям, его создающим. За что низкий им поклон, уважение и любовь.

Ежегодно «Золотая маска» задает высочайшую планку профессионализма, организуя в Москве показ лучших спектаклей страны. «Маска» — это всегда проверка твоего художественного соответствия запросам сегодняшнего дня. Оценки членов экспертных советов и жюри «Маски» расставляют приоритеты, определяют основные тенденции развития театрального искусства страны на будущий год.

Конечно, недовольные будут всегда. «Золотую маску» будут упрекать в несправедливости, в субъективности экспертов или жюри, в тенденциозности и прочих грехах. На моей памяти — а свою первую «Маску» я получил 15 лет назад — не было года, чтобы после очередного конкурса не разыгрывались бури негодования. И это, к сожалению, свойство и издержки любой конкурсной премии.

Конечно, нет предела совершенству, и есть вещи, которые, наверное, можно и нужно корректировать. Есть что-то, за что «Маску» можно и покритиковать. Но нельзя лишать театральное сообщество возможности профессионального состязания, возможности соотнести себя с коллегами «по гамбургскому счету», понять свое место на театральной карте страны.

Источник: Colta.ru

Константин Богомолов, режиссер

Все театральные деятели знают, что гастроли — вещь опасная. На гастролях с людьми происходят порой страшные метаморфозы. Тихоня становится дебоширом, семьянин — бабником, случаются и совсем безобразия. Словом, люди культуры в командировках проявляются совершенно неожиданно и, как правило, некультурно. Но это не вина их. Это командировка. Поэтому я бы списал все на выездное заседание.

Источник: Colta.ru

Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Московский ТЮЗ

Ничего не имея, конечно, против государственных премий, должны сказать, что они коренным образом отличаются от премии «Золотая маска»: первые оценивают госслужбу, вторая — вклад в искусство театра. Государственную премию дают таинственные чиновники или приближенные критики. «Золотую маску» присуждает с большей или меньшей объективностью театральная общественность.

Проект «Золотой маски» полезен уже тем, что молодой режиссер, артист или художник, номинированный на эту премию, а тем более получивший ее, получает подтверждение, что он замечен и его поиск оценен. Для молодого театрального работника, комплексующего или сверхсамоуверенного, это чрезвычайно важно.

Никакие призы никогда не бывают объективными. Сюда кроме борьбы групп вмешиваются стратегические и политические мотивы. Даже Нобелевская премия давно перестала быть объективной, полагая, что если премию дали «желтому» континенту, то пора дать континенту «черному». Даже Ахматова не была удостоена Нобелевки, как эту премию всегда называл Иосиф Бродский.

На вопрос молодого артиста, что лучше — номинация или премия, мудрый Игорь Ясулович ответил: конечно, номинация. Номинированы те, кого невозможно не заметить. А далее — дело театральной политики.

Источник: Colta.ru

Михаил Угаров, художественный руководитель «Театра.doc»

«Золотая маска» формирует и осуществляет театральную жизнь России — очень, надо сказать, разношерстную. «Маска» занимается институционализацией отечественного театра. Не будем брать крупные театры, поскольку у них хватает сил и самим себя предъявлять «городу и миру», но вот, к примеру, история с Прокопьевской драмой: если бы не эксперты «Золотой маски», кто бы знал, что есть этот театр и этот, в конце концов, город? Но он тем не менее сейчас нанесен на карту России.

«Маска» создает эту карту, с годами сильно меняющуюся, — более того, оказывается, что многие крупные российские города вообще находятся вне этой карты. Ну, например, Нижний Новгород — абсолютно же нет его, и кто в этом виноват? Честно говоря, видя иногда, что там происходит, думаешь, что сам Нижний Новгород и виноват. Такая констатация картины год за годом очень важна — она дает возможность и профессионалам, и экспертному сообществу, да и так называемым простым людям ориентироваться в том, что происходит в театральном процессе.

Источник: Colta.ru

Евгений Писарев, Анна Волк, Московский драматический театр имени А.С. Пушкина

Ценность фестиваля и конкурса «Золотая маска» — в возможности увидеть, услышать, узнать, понять, что происходит в театральном процессе страны сегодня и чего ждать завтра. Столичные театры понимают, что жизнь есть и за пределами окружной дороги — и иногда значительно более насыщенная и интересная, чем кажется изнутри МКАД. Нужно ли говорить, что для региональных театров «Маска» — зачастую единственная возможность встретиться с московской публикой, прессой, профессиональным сообществом и получить его оценку.

Сейчас кажется, что «Золотая маска» была всегда — и должна всегда быть, оставаясь константой театрального процесса нашей страны.

Важна независимость «Маски» от кого бы то ни было, кроме профессионального сообщества в лице Союза театральных деятелей как учредителя, критиков в экспертных советах и практиков — в жюри. «Золотая маска» — это премия не чиновников, но профессионалов, деятелей театров. Ее девиз — независимость и субъективность в лучшем значении этих слов.

Источник: Colta.ru

Алексей Бородин, Софья Апфельбаум, РАМТ

Несмотря на все споры и неизбежные в творческой среде разногласия, авторитет «Золотой маски» для театральной общественности безусловен. Тот «банк данных», срез театральных сезонов, которые накопила «Маска» за два десятилетия своей работы, — это живая история отечественного театра. Дискуссии о том, какой быть «Маске», ведутся со дня ее основания. Фестиваль постоянно видоизменяется, появляются все новые и новые номинации, программы, вносятся изменения в работу экспертов — все это необходимо для того, чтобы «Маска» не превратилась в статичный ритуал.

Источник: Colta.ru

Евгений Марчелли, Юрий Итин, Театр драмы имени Федора Волкова

«Золотая маска» — национальное достояние России. При невозможности объективности в искусстве с появлением «Маски» возник критерий, заданный профессионалами критического цеха, по которому определяются самые яркие события театрального сезона. Конкуренция, возникающая при определении лауреатов, — стимулирующий, а не разрушающий фактор театральной жизни. Фестиваль создает пространство, в котором на протяжении месяца в столице собирается вся театральная страна, — это бесценный опыт обмена живой информацией, живым общением, опыт, если хотите, единения.

Источник: Colta.ru

Золотые идеи легко погубить – трудно сделать их золотыми!
Открытое письмо в поддержку фестиваля «Золотая Маска»

С тревогой и недоумением мы наблюдаем за кампанией огульного осуждения самого значительного, самого многогранного и самого профессионального театрального фестиваля России – Национального фестиваля «Золотая Маска».

Убеждены, что ряд спикеров, судящих о деятельности этого фестиваля с позиции государственных интересов, пользуются, по всей видимости, неполными сведениями, не подкрепленными добротной профессиональной оценкой.

А такую оценку могли бы дать сотни театров со всей России, которым фестиваль «Золотая Маска» позволил сделать творческое имя, выйти из забвения, раскрыть свои возможности и таланты, обновить профессиональные контакты и знания, а в конечном итоге – обогатить художественную жизнь своих регионов и страны.

Каким бы не было отношение каждого конкретного театра к «Золотой Маске», он – невзирая на частные обиды ранимых творческих людей – внимательно следит за работой ее экспертов, ждет объявления номинантов и оглашения результатов. Потому что «Золотая Маска» – устоявшаяся общественная культурная институция России, объединяющая все театральное братство, готовая и способная это сделать.

Кого-то тревожат принципы такого объединения, но нам они кажутся единственно верными: это профессионализм, творческая неординарность театральных работ и их устремленность в будущее, а не только на копирование образцов прошлого.

Развитие фестиваля «Золотая Маска» в последние годы происходит стремительно, появляется огромное число новых проектов, охватываются смежные сферы деятельности, масса новых участников и новые формы их признания (Лонг-лист, программа «Маска Плюс»). Все эти тенденции – абсолютно правильные, поскольку учитывают интересы огромного и очень неоднородного по своей природе театрального сообщества. Как эта работа по консолидации и максимально широкой поддержке российского театрального мира сочетается с обвинениями «Золотой Маски» в продвижении узкой группы лиц? Совершенно непонятно!

Давайте еще раз взвесим, что к этому моменту уже создано и накоплено «Золотой Маской»:
– отработанные механизмы мониторинга всего театрального пространства России,
– максимально демократичный и строгий подход к отбору участников за счет принципа двойной фильтрации претендентов на премию (Экспертный совет и Жюри), система ротации экспертов и членов жюри с учетом возрастного и статусного ценза,
– огромный опыт в продвижении лучших отечественных театральных достижений на российский и мировой театральный рынок,
– статус и репутация Национального фестиваля и премии.

При этом дирекция «Золотой Маски», как показывает опыт нашего театра, абсолютно беспристрастна, деликатна и интеллигента в фестивальном процессе. Всем участникам оказывается максимальное содействие, внимание и уважение, кто бы это ни был – Лев Додин, Сергей Женовач или простой актер из Хакасии. Эти принципы работы задают тон и многому учат театральных менеджеров всей страны.

Чтобы ежегодно уметь организовать, выстроить такую работу, нужно быть не только профессионалом. Нужно быть фанатом своего дела – преданным, самоотверженным, упорным! Очень сложно сегодня найти таких людей, а у «Золотой Маски» они есть. Команда, которая делает этот фестиваль и премию, доказала свою состоятельность и компетенцию – не словами, а собственным трудом. Поэтому нет никаких оснований сомневаться в ее профессиональных способностях.

Идеи и проекты, подобные театральному фестивалю и премии «Золотая Маска» – сами по себе национальное достояние, и наш долг – беречь, поддерживать их, наращивать лучшее, что было достигнуто, а если и корректировать, то крайне бережно и уважительно по отношению к людям и принципам, определившим лицо, качество и высочайший статус этого фестиваля. Золотые идеи легко погубить – трудно сделать их золотыми! Давайте, как родоначальник «Золотой Маски» Михаил Ульянов, помогать делать фестивалю эту трудную работу, а не разрушать до основания уже построенный дом.

Директор
Новосибирского академического
драматического театра «Красный факел»,
руководитель театрального фестиваля – конкурса
«Ново- Сибирский транзит» А.П. Кулябин

Источник: Театрал-онлайн

Хабаровский театр юного зрителя и Хабаровский театр кукол

Фестиваль призван генерировать изменения в театральном искусстве и придавать инерцию движения, обновления.  Само существование «Золотой маски» в том виде как она есть – это серьезная возможность для всех российских театров видеть перед собой культурные ориентиры, соотносить свое творчество с современными тенденциями.

«Золотая маска» – крупнейшая и самая авторитетная площадка для интеграции театральной мысли, отслеживания тенденций и новых направлений.  Вот почему важным является объединение в «Золотой маске» театров из провинции и столичных театров наравне,  как равных участников культурного процесса.

«Золотая маска» – это крупнейший  смотр всех областей и жанров театрального искусства,  и перечень номинаций не оставляет без внимания ни одно театральное направление,  дает возможность увидеть полную картину.

Дополнительные проекты фестиваля, такие как «Новая драма», «Детский Weekend», «Золотая Маска в кино», обучающие семинары, мастер – классы, лаборатории – значительно расширяют перспективы развития провинциальных театров именно в плане сотрудничества, обмена опытом, обучения, возможности найти свою аудиторию в рамках фестиваля, даже не будучи номинантом.

«Золотая Маска» дает дополнительную возможность налаживания контактов между администрацией и художественным руководством различных театров для составления планов и проектов.

Профессиональная экспертиза спектаклей – гарантия равенства коллективов на первом этапе отбора и свидетельство качества и конкурентоспособности постановок в случае номинации. Уже сам приезд членов Экспертного совета в конкретный театр – признак интереса к творчеству коллектива со стороны профессионального сообщества, «флажок» на театральной карте современного российского театра.

Премия «Золотой Маски» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» – одна из важнейших и значимых в театральном сообществе. Она «равняет» заслуги деятелей столичного и провинциального театра, медийных и известных только малому городку лиц. Эта премия подчеркивает, что значимость актерского творчества определяется не только одной-двумя блестяще сыгранными ролями, а истинным служением театру.

Директор А.А. Якунина
Художественный руководитель К.Н. Кучикин

Источник: Театрал-онлайн

Театр кукол им. С.Образцова

Если бы не было «Маски», все стОящие, интересные, художественно-цельные спектакли не смогли бы быть по заслуге оценены, без фестиваля как такового, спектакли не были бы показаны широкой публике, их не увидели бы зрители разных регионов, коллеги по цеху. В рамках «Маски» дается профессиональная театральная критика, очень важная для развития и становления любого спектакля, режиссера, художника, актера и т.д.

Мне удалось увидеть механизм работы «Маски» с двух сторон: я был и номинантом, и членом жюри. Я считаю важным, что данный фестиваль объединяет всю Россию, где на равных за награду могут бороться и культурные столицы, и провинция. Театры провинции, нередко, живя лишь на одном энтузиазме, получив «Золотую Маску», доказав этим свой профессионализм, привлекают к себе внимание правительств регионов, без помощи которых им не выжить. Помимо этого, театр становится интересным местом для ведущих постановщиков. Исходя из моего собственного опыта в жюри, ценность «Золотой Маски» состоит еще и в том, что она вручается за качество постановки, а не за то, что её осуществил модный режиссер, или за то, что она «из глубинки».

Для меня фестиваль «Золотая Маска» не стоит на месте, почти каждый год появляются новые номинации, обновляется структура фестиваля, его формат преображается. Это живой организм, который ежегодно дает мощный толчок для культурного развития.

Борис Константинов, главный режиссер Театра кукол им. С.Образцова

Источник: Театрал-онлайн

Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета имени Чайковского

«Золотая Маска» — это всероссийский фестиваль, национальная премия, гастроли в регионах и за границей, издательские проекты, институт театра, просветительские проекты, флешмобы, показы конкурсных спектаклей на киноэкранах… Это мощнейший стимул для российского театрального сообщества создавать новые произведения искусства и возможность показать их максимально широкой аудитории, не ограниченной рамками только своего города и региона. Институт «Маски» работает круглогодично, самое пристальное внимание аудитории приходится на фестивальную часть. Фестиваль отражает весь спектр театральной жизни, и очень важно увидеть все своими глазами и принять участие лично.

«Золотая Маска» играет важнейшую роль в процессе децентрализации культурной жизни, она показывает, что искусство сконцентрировано не только в столице, а всюду, и есть примеры уникального, самобытного, яркого, сильнодействующего театра. «Золотая Маска» — это территория актуального, она отражает главные тенденции развития культурной среды. Театральные деятели видят, чем живут коллеги, учатся друг у друга, обмениваются опытом и энергиями. Столица меняет провинцию и наоборот.

Безусловно, огромная заслуга «Маски» — это формирование института театральных экспертов, которые в течение года лично отсматривают по несколько сотен спектаклей на местах, в регионах, и представляют срез театральной действительности. А еще это первоклассный менеджмент, потому что все вышеупомянутые проекты-сателлиты выросли из фестиваля, из недр той команды, с которой всё начиналось. Первооткрыватели учили молодых, а те дальше двигали свои собственные идеи. Режиссеры знакомились с художниками, с артистами, продюсеры — с авторами, и на свет рождались новые проекты, спектакли, тексты. «Маска» многое делает для того, чтобы театральная среда обновлялась — сама, без вмешательства внешних сил.

И это еще далеко не всё. «Золотая маска» — это тысячи и тысячи личных историй тех, кто за двадцать лет существования фестиваля попадали в его орбиту. Это воспоминания и опыт, дискуссии, триумфы, благодарности и новые поколения людей, влюбленных в искусство.

Единственное пожелание: расширять спектр номинаций премии, чтобы на фестиваль приезжало больше разнообразных коллективов. И проводить больше трансляций на теле- и киноэкранах, чтобы зрители из всех уголков страны могли увидеть то, чем живет театральная Россия.

Я считаю, нет необходимости вмешиваться в механизм работы этого института. «Золотая Маска» — самообновляемый живой организм, который находится на том уровне эволюции, когда в состоянии сам отфильтровать всё, что может ему навредить.

Источник: Театрал-онлайн

Алексей Бартошевич, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки России

Кампания, начатая против «Золотой маски», единственного театрального фестиваля, позволяющего увидеть сценическую реальность всей страны, пугающе напоминает ждановскую борьбу с так называемыми космополитами. Даже лексика кампании заставляет припомнить «незабываемый 1949». Не думал, что мне суждено дожить до подобного. Это не значит, что в структуре «Маски» нечего менять и совершенствовать, хотя разумный оптимальный механизм организации фестиваля складывается у нас на глазах. У каждого, как это всегда бывает, есть свои вопросы и несогласия, но это не дает никакого повода ставить опыт замечательного профессионального фестиваля под сомнение, что в сущности сделано в выступлениях некоторых официальных лиц. Театральное сообщество должно встать на защиту национального фестиваля.

Источник: Театрал-онлайн

Михаил Бычков, художественный руководитель воронежского Камерного театра

Уже два десятилетия «Золотая маска» – важнейшая составляющая российского театрального процесса. Оценка профессионалами творческой деятельности профессионалов, независимая от влияния чиновников, делает «Золотую маску» по-настоящему весомой и значимой. У Министерства культуры и других органов госуправления – свои премии, свои критерии, свои экспертные оценки. У «Золотой маски» экспертная оценка складывается из мнения актеров, режиссеров, художников, театральных критиков. Такая система имеет важнейшее принципиальное значение для авторитета этой премии, ее значимости в театральном сообществе. Нельзя забывать, что «Золотая маска» – безденежная премия, и при всей красоте Знака премии, придуманного Олегом Шейнцисом, весомость премии определяется авторитетом профессионалов, выносящих свой независимый вердикт.

За 20 лет существования «Маски» воронежский Камерный театр 6 раз участвовал в фестивале и дважды становился лауреатом Премии. Для небольшого провинциального театра быть номинантом, показать свои работы в Москве в общем ряду с ведущими театрами России всегда было большой честью и сильнейшим стимулом в творческой работе. «Маска» помогала нам завоевывать и всероссийский авторитет, и признание у органов государственной власти у себя в регионе. За все фестивали «Золотая маска», в которых воронежский Камерный театр принимал участие, у нас никогда не было сомнений в объективности конкурса и равноправности условий, в которых находились его участники. Организаторы фестиваля, команда «Золотой маски» всегда сотрудничала с нами очень профессионально.

Конкурсный механизм за два десятилетия сформировался в достаточно сбалансированную систему. Секретариат СТД – высший орган нашего профессионального сообщества – формирует Экспертный совет из авторитетных театральных специалистов и утверждает состав жюри, в которое входят независимые выдающиеся деятели российского театра. Эту систему во что бы то ни стало необходимо сохранить. Как и такие проекты, проводимые «Золотой маской», как «Russian case» и «Золотая маска в регионах». Приветствуя многие новые начинания, инициированные «Золотой маской» в последнее время, учитывая ограниченность в финансировании, хотелось бы, чтобы основной конкурс «Золотой маски» в организационном и финансовом обеспечении был бы приоритетным. Вносить изменения в существующую сложную и безусловно успешно работающую систему необходимо с крайней осторожностью и вынося предложения об изменениях на публичное обсуждение профессионального сообщества.

Необходимо отстоять право общероссийской театральной премии «Золотая маска» на достаточное и достойное государственное финансирование, при условии гарантируемой законодательством РФ независимости Премии от вмешательства в ее проведение органов государственной власти.

Источник: Театрал-онлайн

Филипп Лоcь, режиссер, экс-директор проекта «Открытая сцена»

«Золотая маска» должна жить и развиваться. Для меня немыслимо представить российский культурный ландшафт без национальной театральной премии. Должны быть дискуссии, круглые столы, нелицеприятные споры, конфликты, но сама идея «Маски» – жизненно необходима всему театральному сообществу. «Золотая маска» консолидирует вокруг себя театральное пространство России и всего русскоязычного мира – это тот кислород, которым мы дышим. Можно отлаживать и совершенствовать систему экспертной оценки, но тогда надо предлагать что-то разумное и конструктивное. Сейчас «Маска» – отлаженный, многогранный, эффективный механизм, скоростной поезд в будущее, и попытки «сорвать» стоп-кран – это безответственное хулиганство, чреватое в лучшем случае синяками и шишками, а не эффективный способ управления, как это может показаться. Радикальным может быть только движение вперед.

Источник: Театрал-онлайн

Александр Огарев, главный режиссер Томского театра драмы

Думаю, что, пройдя непростой путь, «Золотая маска», не по воле случая стала самой авторитетной российской премией. За этим стоит душевная, интеллектуальная, креативная работа многих людей. «Маска» прирастает экспертами, идеями, учитывает критику, постепенно видоизменяется от формата закрытого клуба избранных к более демократическому. Конечно, чтобы принять «Золотую маску», нужен опыт приобщения к ней. Мой скепсис опровергло приглашение на праздник вручения призов в 2011 году. А когда еще нас неожиданно наградили за «Гвидона», то все предубеждения растаяли, и я избавился от высокомерной формулы: это не премия, а «междусобойчик». Я по-прежнему не знаком с теми, кто руководит грандиозным проектом, но отношусь к нему теперь с большой симпатией и доверием, пытаясь отсмотреть все, что отметило жюри. В провинции попадание в номинацию или даже в программу «Маска+» обеспечивает театру повышенный зрительский интерес и внимание властей. Нынешние нападки на премию вызваны удобным политическим моментом и попыткой смены курса. Я бы не хотел, чтобы основными критериями при выборе следующих победителей были идеологические. Сейчас я ощущаю критерии как творческие. Они спорные. Даже в рамках одного театра идут споры, что хорошо, что плохо. Но определение относительной истины в споре в миллион раз лучше абсолютных, насаждаемых истин, если мы говорим об искусстве.

Источник: Театрал-онлайн

Семен Александровский, режиссер

Тем, кто нападает сегодня на «Золотую маску», как и всем тем, кто нападает на свободу искусства, на свободу слова и свободу личного выбора, мне нечего сказать, так как сам факт таких нападок свидетельствует о неспособности этих людей к диалогу. Но вот по поводу их аргументов мне есть что сказать. Я исправно плачу налоги и как любой налогоплательщик имею права спрашивать с государства, на что они идут. И я требую чтоб мои налоги шли не на несуществующую войну, не на финансирование шовинистской тоталитарной пропаганды, а на искусство, на фестивали, на библиотеки, на образование и медицину, в конце концов, на уборку города, в котором я живу и который в последнее время стал похож на помойку. И пусть это будут разные фестивали, пусть это будет разное искусство, пусть это будет и фестиваль имени Аристархова, и «Золотая маска», а зрители сами сделают свой выбор.

Источник: Театрал-онлайн

Виктор Лапухин, Министр культуры Омской области 

На наш взгляд, Национальный театральный фестиваль «Золотая маска» – главный театральный фестиваль в России. Фестиваль каждый год собирает самые лучшие, самые значительные, самые интересные постановки по всей стране. «Золотая маска» объединяет существующие отдельно друг от друга (в силу расстояний между нашими городами) театры в единое театральное пространство, в единое сообщество.

Фестиваль «Золотая маска» сохраняет и развивает лучшие традиции российского театра, выявляет яркие театральные работы в различных жанрах.

Фестиваль определяет тенденции развития современного театрального искусства.

Фестиваль создает условия для творческого обмена, выявляет талантливых режиссеров,  актеров, художников.

Фестиваль, помимо статуса, дает театрам вектор, направление, куда нужно двигаться, куда стремиться.  Получение премии «Золотая маска» это не только повод для гордости, но и мотивация театральных коллективов «не уронить планку», стремиться к новым достижениям, не оставаться равнодушным, быть творчески неспокойным.

Фестиваль привлекает в региональные театры профессиональных театроведов, театральных критиков, которых, как известно, очень мало в провинции. Значение профессиональной оценки творчества, критики трудно переоценить. Помимо признания публики, это один из самых важных стимулов для развития театра.

Фестиваль расширяет культурный кругозор и помогает нам увидеть картину современного театрального пространства во всем его многообразии.
Фестиваль известен и как организатор многих специальных программ и проектов. Коллектив «Золотой маски» не останавливается на достигнутом. Новые проекты – такие как «Золотая маска» в кино», «Институт театра», внеконкурсная программа «Маска Плюс», «Детский Weekend» и многие другие позволяют находить новые формы сотрудничества с театрами, новые формы работы со зрителем и театральными деятелями, заниматься просвещением и образованием театральной молодежи.

Фестиваль уделяет огромное внимание гастрольной политике, организуя приезд театров-участников «Золотой маски» в различные регионы нашей страны. «Золотая маска в городах России» – уникальный проект, который дает возможность зрителям самых разных регионов познакомиться с творчеством ведущих театральных коллективов столицы и провинции. Воспитывает вкус, понимание нового театрального языка, привлекает внимание публики к театру как общественному институту.

«Золотая маска» в провинции выполняет нужную, благородную, просветительскую миссию.

Проведение «Золотой маски» в Омске – всегда событие, праздник для города и области.

За много месяцев вперед зрители, а Омск город театральный, проявляют колоссальный интерес, звонят в театр, узнают, в какие сроки будет проходить «Золотая маска» в Омске и в Таре, какие спектакли привезут. Омичи ценят уникальную возможность увидеть лучшие российские спектакли, не выезжая из родного города. Более того, часто приходилось слышать, что в Москве на эти же спектакли просто невозможно было попасть.

Фестиваль – праздник и для нашего театра, праздник для омских актеров, которые имеют уникальную возможность увидеть лучшие российские спектакли в постановке мэтров режиссуры, блестящие актерские работы, уловить новые тенденции в развитии современного театра. Фестиваль способствует развитию творческих контактов, зарождению интересных идей и новых проектов, дарит незабываемые актерские и режиссерские встречи.

Источник: Театрал-онлайн

Владимир Досаев, директор челябинского Театра оперы и балета

«Тангейзер» стал катализатором ряда событий в театральной жизни страны. В том числе и во взаимоотношениях между Министерством культуры и фестивалем «Золотая маска».  Первый заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов выдвинул ряд обвинений в адрес  Национальной театральной премии «Золотая Маска».  Не видя полного текста его выступления, вынужден обращать внимание на выдержки из его речи, где он даже не называет прямо название фестиваля, а говорит о «неком театральном фестивале, который системно поддерживает постановки, которые противоречат нравственным нормам и т.д.». Естественно возникает вопрос: это личное мнение г-на Аристархова или позиция Министерства культуры, которое решило таким образом узнать отношение  театральных деятелей и общественности к данному проекту. В любом случае это вызывает недоумение. В результате большинство известных театральных деятелей, так или иначе, встало на защиту фестиваля, а официальная позиция Министерства так и не озвучена.

Национальный театральный фестиваль и премия «Золотая маска» создавался как главный фестиваль страны, объединяющий театральное сообщество России, столичные и региональные театры, выявляющий новые направления в развитии театрального искусства, дающий вектор для развития театра на ближайшие годы. Выполнил ли фестиваль основные задачи, стоящие перед ним? Считаю, что да! Он не только стал главным событием театральной жизни страны, но и «прирос» целым рядом проектов: от выездных фестивалей лучших спектаклей по стране и за рубежом, до показа в рамках фестиваля спектаклей по тем или иным причинам не попавших в основной конкурс. Очень важным для продвижения российского искусства  является приезд директоров фестивалей  и специалистов театра со всего мира. Особая благодарность четкой работе фестивального штаба в независимости от ротации его сотрудников.

Можно ли критиковать работу фестиваля «Золотая маска»? Да! Но ровно настолько, насколько можно критиковать любой конкурсный фестиваль! Вряд ли найдется хоть один коллектив или художественный лидер, который будет согласен с решением жюри в случае, когда спектакль не получил ни одного приза. К сожалению, такова данность и ее не изменишь. Да, руководство фестиваля меняет каждый год состав экспертного совета и состав жюри, но их состав достаточно ограничен. Мало кто может себе позволить ездить по стране в течение года или на финальной части целый месяц находиться в Москве. Что делать – не знаю! В свое время из за постоянных претензий театров на фестивале «Театр без границ» я был вынужден собирать международное жюри – все вопросы исчезли. Вряд ли это выход для национальной премии – но, конечно, это главная проблема. В любом случае, нужен диалог для дальнейшего развития, обсуждение существующих проблем, а не конфронтация!

Создание нового фестиваля взамен существующего ничего не даст, проблемы просто перетекут из одного в другой. «Золотая маска» это уже состоявшийся бренд не только в России, но и во всем мире и к нему нужно относиться соответственно как к бренду всей страны!

Источник: Театрал-онлайн

Александра Юркова, директор Омского государственного драматического «Пятого театра»

«Золотая маска» – это 20-летняя история, сотни новых имен, открытий, авторитет в стране и в мире. Сложно представить, что можно отказаться от проекта, который дает колоссальный стимул для развития театрального искусства в России. Это значит «свернуть» дискуссию в культурных кругах, оставить театры регионов без возможности заявить о себе на национальном уровне, закрыться от нового опыта.

«Пятый театр» дважды принимал участие в фестивале, и наше общение с организаторами и экспертами форума всегда было профессиональным и лишенным субъективного подхода. И то, что решения «Золотой маски» рождают дискуссии, споры – это нормально, по-другому и не может быть. Как иначе анализировать театральный процесс в стране, работать над поиском критериев для оценки художественного произведения?

Я думаю, что организаторы и эксперты фестиваля готовы воспринимать конструктивную критику, но меньше всего хотелось бы, чтобы она перерастала в огульные обвинения. Нельзя забывать, что проект – это результат интеллектуальной работы профессионалов, творческих людей, пользующихся уважением коллег. Надо понять, имеем ли право ограничить программу фестиваля какими-либо жесткими идеологическими рамками. Ведь, возможно, от этого мы потеряем гораздо больше, чем приобретем.

Источник: Театрал-онлайн

Олег Рыбкин, главный режиссер красноярского Театра драмы им. А. С. Пушкина, арт-директор фестиваля современной драматургии «ДНК»

Я уверен, что «Золотая маска» на сегодняшний день является наиболее важным проектом, объединяющим театральное пространство страны. Возможность участия в общенациональном фестивале для региональных театров трудно переоценить. Созданная за годы работы устойчивая структура «Золотой Маски» обеспечивает реальный охват всего многообразия стилей и жанров театрального искусства, фиксирует тенденции его развития. современного театрального искусства, повторюсь, но всем едином и неделимом пространстве отечественного театра.

Я считаю очень правильным появление такого понятия как «длинный список», где отмечаются спектакли, не вошедшие в конкурсную афишу, но  находящиеся в сфере внимания экспертов. Для театров региональных, учитывая давно сложившийся авторитет «Золотой маски», это важный и стимулирующий фактор дальнейшего творческого роста.

Конечно, некоторые коррективы требуются. Например, нужно как-то более внятно, если это возможно, определить критерии номинации «Эксперимент».
Будучи членом Жюри, я помню, как мы разрывались между желанием отметить социально значимые спектакли (сделанные с людьми с ограниченными возможностями, например) и постановки, где размываются границы между различными видами искусства, достаточно радикальные театральные высказывания.

Важно отметить, что проводимая «Золотой маской» региональная политика является очень успешным проявлением единства российского театра. Хотелось бы только пожелать, чтобы совместно с СТД можно было бы выделять гранты для молодых режиссеров региональных театров для возможности их присутствия на фестивале «Золотая маска» и просмотра лучших спектаклей. Думаю, что подобное участие в важнейшем событии театральной жизни страны заметно обогатило бы молодых творчески и способствовало их профессиональному росту и укреплению межтеатральных  связей.

Источник: Театрал-онлайн

Николай Песочинский, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, член жюри «Золотой маски» 2009, 2012, 2015 гг.   

Во всех странах с серьёзной театральной традицией есть ежегодные общенациональные профессиональные театральные премии –  «Фауст» в Германии, Премия Мольера во Франции, Премия Оливье в Великобритании,  “Le Maschere” («Маски») в Италии, “Tony” (бродвейская), “Obie”, (внебродвейская), “Drama League Award”, “Drama Desk Award” (общие) в США и так далее… Значит, всем это кажется важным: отмечать достижения, которые кажутся  театральному сообществу принципиальными. Почему такой премии не быть в России? «Золотая маска» находится в том же ряду. Национальная театральная премия явно нужна.  Как теперь принято это называть, «экспертное сообщество» публично демонстрирует признание тех тенденций, которые считает важными, влияет на формирование системы ценностей у зрителей, у журналистов, у студентов, у коллег.

Я был членом жюри «Маски» трижды, с перерывами в три года. Во-первых, я должен объявить (и я прошу поверить мне тех, кто мне может поверить): на меня никогда никто не давил, со мной никто никогда ни о чём не договаривался. Я всегда голосовал так, как хотел. Никогда не было договоренностей жюри о едином мнении. На обсуждениях, включая финальное, перед голосованием, были разные точки зрения, были несовпадения, споры, и в итоге голосование.  На церемонии награждения для меня, как и для коллег по жюри, бывали неожиданности, объясняемые законами тайного голосования.  Я считаю, что процедура работы премии совершенно нормальная.

Мне не стыдно ни за одно решение, принятое тремя жюри, в которых я работал, ни по одной номинации. Да, можно было наградить и то, что было голосованием награждено, и другое, что осталось в шорт-листе и за что голосовал лично я. Но я понимаю выбор большинства. Он всегда был обоснованным и профессиональным. Даже если я голосовал за другое, я могу объяснить выбор коллег, я их понимаю, я их позицию уважаю. История всё ставит на свои места. Режиссеры, артисты, художники, награжденные «Золотыми масками» десять-пятнадцать лет назад, и впоследствии доказали, что награды получили заслуженно. Вот, один пример профессиональной зоркости экспертов и жюри: режиссер Юрий Бутусов получил премию за свой дипломный спектакль, перенесенный в профессиональный театр… К сожалению, в каждой номинации премия одна. В нашей нынешней богатой театральной жизни достойных претендентов больше, чем премий. Почти всегда хочется наградить и этих, и ещё тех. Сама номинация на премию, участие в фестивале, по-моему, очень важные свидетельства признания. Номинации дают спектр лидерства, разнообразие направлений, а выбор одного победителя – это совпадение разных подходов.

Нет сомнения, что по отношению к произведению искусства не бывает одинаковых оценок любых явлений. С ближайшими, кажется, друзьями и единомышленниками в одном полностью сходишься, в другом споришь. По поводу относительности восприятия и мотивации оценок во многих науках, в герменевтике, в пост-структурализме, в теориях коммуникации всё детально исследовано… Иногда мелочи в «багаже», в системе ценностей, в критериях воспринимающего играют решающую роль. Да, у каждого человека есть свой вкус, свой пафос, понимание важности явлений и тенденций, есть чувства, но ведь у всех они разные. В итоге, получает признание то, в чём совпадают разные люди, разные позиции. Публичная оценка всегда дело компромисса.
Приходится относиться к этому спокойно, с пониманием. Иначе не бывает в любом обсуждении, при любом составе жюри. Выбирается то, на что накладываются поля многих восприятий, что приемлемо и для одного, и для другого, и для большинства тех, кто награды обсуждает. В «Маске» экспертов много, и выдвижение спектаклей обсуждается подробно. И состав экспертов, и состав жюри меняется. Важно, что в каждом составе жюри полтора десятка человек, разных по профессиям, по поколениям. Действительно, разных. Ну, никак не могу я согласиться с тем обвинением, что в жюри «Маски» представлен определенный клан. Я работал с людьми ни в какой «клан» со мной не входящими – с А.Б. Покровской, с Б.Н. Любимовым, с Т.Н. Тихоновец, с А.В. Бартошевичем, с Р. Туминасом, А. Песеговым, Е. Марчелли, З. Марголиным – ну какой тут один клан, ей-богу… Если посмотреть списки жюри за все годы, мы находим там критиков разных убеждений, режиссеров и педагогов, методы которых совершенно не совпадают. Есть коллеги, которых не звали работать в жюри, и они обижаются. Но может быть, кто-то из них как раз постоянно демонстрировал публично свою зависимость от каких-то коллективов и организаций, творческих или государственных, и этого хотелось избежать ради максимальной независимости жюри…

Нынешние нападки на «Золотую маску» объясняются именно независимостью премии, как раз её независимостью от амбициозных театров, от профессиональных кланов и организаций. Всё это в русле попыток ввести нормативы границ интерпретации, продиктовать баланс мрачных и позитивных тем в искусстве, назначить предпремьерные художественные советы для запрета спектаклей, которые могли бы не прийтись по вкусу каким-то гипотетическим социальным группам, ежели они вдруг посетят театр, прописать примат неких «традиционных ценностей» в искусстве… (Кстати, живая традиция всегда находится во взаимодействии с новаторством, каждая традиция формируется из новаторства по отношению к предыдущей традиции, и  декларирование этих «традиций» требовало бы специальной профессиональной подготовки).  Кто-то хочет контролировать «Золотую маску», так же как хочет закрыть Театр.doc, прекратить финансирование театральных журналов, ввести идеологический контроль в искусстве. Как историк отечественного театра ХХ века, я вижу параллели нынешней ситуации с тем процессом, в котором 1920-е годы, давшие несомненные художественные открытия, превращались с помощью цензуры, единоначального контроля, нормативной эстетики в угасающие и блеклые 1930-е, наполненные мнимым идейным «единством» и постепенной деградацией культуры. Там были Сталинские премии…

Источник: Театрал-онлайн

Яна Сексте, актриса

Мне кажется, бессмысленно рассуждать о значимости «Золотой Маски», поскольку эта значимость доказана всеми годами существования фестиваля и премии. Да, афиша фестиваля и выбор лауреатов могут нравиться или нет, вызывать споры. Но это же нормально. Лично у меня работа сотрудников и экспертов Маски вызывает восхищение и уважение. Мне даже представить трудно, как можно посмотреть такое грандиозное количество спектаклей и потом технически организовать фестиваль. А самое главное, что ты на этом фестивале видишь всю театральную Россию. Не только Москва и Петербург, а дальше – тишина. И я безумно благодарна тем людям, который открывают нам этот театральный айсберг, скрытый под водой, о существовании которого мы иногда даже и не подозревали. К тому же лучшие спектакли можно увидеть не только в Москве во время проведения ежегодного фестиваля, но и потом в регионах России и в ближнем зарубежье, благодаря спецпроектам «Золотой Маски». Моя мама, например, живет в Риге и всегда ждет этих фестивальных спектаклях, утверждая, что они отмечены «знаком качества».

Что же касается нынешней критики «Золотой Маски», в том числе и со стороны замминистра культуры, я бы охарактеризовала ее одной фразой: «воинствующее невежество». По-другому я эту ситуацию оценить не могу. Легче всего осудить то, чего ты порой и не видел. То, что не понял, прежде всего в силу своей ненасмотренности, существования вне контекста современного театра. И тут же навесить ярлыки: «чуждые нам ценности» и прочее. Хоть бы формулировки поменяли, что ли. И мне сразу хочется задать вопрос: а кто такие эти «мы»?

Столько раз уже наша страна проходила подобный виток. Я, честно говоря, просто не думала, что все это так быстро вернется. Казалось, что уж мое-то поколение это «промахнет». Нет, не удалось, и это пугает. И еще стыдно за тех людей, которые оперируют подобными формулировками и навешивают ярлыки. Так хочется услышать, что все это, как сегодня говорят, «фейк».
Любое искусство – это всегда территория свободы. И зрительской в том числе. У зрителя есть потрясающее право, которого у него никто не может отнять: не нравится – не смотри, не хочешь – не ходи. Это же так просто.
А «Золотой Маске» я желаю сил и терпения. Закрывать ее или переформатировать, я считаю, нечестно по отношению к тем людям, которые делают эту премию и фестиваль для российской театральной истории. Мне вообще кажется, что они-то войдут в историю, а вот «критики Латунские» нет, или со знаком «минус».

Источник: Театрал-онлайн

Марфа Горвиц, режиссер

Честно говоря, абсурден сам факт того, что приходится объяснять, чем «Золотая Маска» полезна и хороша. Если государственные чиновники не доверяют Национальной премии, осуждают ее как опасную для общества, значит, это сигнал, что само общество нездорово. Обвинять «Маску в русофобии, как и бороться с русофобией – это начало фашизма и план по очистке нации от всего  «опасного и нехорошего». История это уже проходила… Особенно расстраивает то, как извне пытаются расколоть театральное сообщество разговорами о «нравственности». А это ведь личное дело каждого, понимаете?

Говорить и спорить надо только о профессионализме.
И, пожалуйста, перестаньте сталкивать лбами «мастеров сцены», требуя от них «занять нравственную позицию». Это требование само по себе безнравственно.

В здоровом обществе нет страха и цветут все цветы, что и отображала нынешняя демократичная свободная «Золотая Маска». В общем, оставьте, пожалуйста, «Маску» свободной, не начинайте этот бредовый повтор не самых ярких исторических событий.

Сделали ли меня безнравственной просмотры самых спорных спектаклей? Думаю, нет. Но если заняться селекционной работой и очистить театр от так называемого «зла», то мы получим не целостную картину мира. А это, быть  может, принесет еще больше вреда.

Источник: Театрал-онлайн

Материалы по теме

.

Премии “Золотая Маска” нужны реформы, считают Заславский и Любимов. РИА Новости 17:06, 29.05.2015

“У любого творческого организма и у любого фестиваля можно найти проблемы. Я у “Золотой Маски” вижу немало проблем, но скандала не вижу.” (Г. Заславский)

Минкультуры рассмотрит обращение по “Золотой маске” при поступлении. РИА Новости 15:44, 29.05.2015

Министерство культуры рассмотрит обращение независимого профсоюза актеров театра и кино с критикой национальной премии “Золотая маска”