Оркестровое «нашествие»

В Москве выступили симфонические оркестры России: от Белгорода до Владивостока
Оркестровое «нашествие»

В последние 5–6 сезонов постоянно растет число концертов российских симфонических оркестров в Москве. По сути, это — смотр национальных симфонических оркестров, с которым могут сравниться лишь оркестровое биеннале в Екатеринбурге: Симфонический форум России (в нечетные годы) и фестиваль «Евразия» (в четные).

В филармонических концертах (а также на фестивалях симфонических оркестров мира и М. Ростроповича) в последнее время выступали оркестры Омска, Новосибирска, Ярославля, Волгограда, Нижнего Новгорода, Иркутска, Краснодара, филармонии на Кавминводах.

Ежегодно гастролирует в Москве Уральский филармонический оркестр. ГСО Республики Татарстан с 2010 (когда его возглавил А. Сладковский) дает в Москве не менее трех концертов в течение сезона.

Отмечая юбилей

15 октября в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялся концерт Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии (дирижер Р. Нигаматуллин). Этим концертом открылся абонемент МГАФ № 20 «Шедевры русской симфонической музыки».

Под руководством Р. Нигаматуллина Белгородский оркестр буквально ворвался в когорту лидеров оркестровой жизни России.

В 2013 оркестр из Белгорода отметил 20‑летие. Он был создан в 1993 по инициативе директора и художественного руководителя Белгородской филармонии И. Трунова, который пестовал коллектив все эти 20 лет. И. Трунову принадлежит инициатива приглашения в Белгород в 2006 Р. Нигаматуллина — одного из самых талантливых российских дирижеров нынешнего поколения.

Под его руководством Белгородский оркестр буквально ворвался в когорту лидеров оркестровой жизни России. Значительно расширился репертуар, в котором сегодня — все симфонии и концерты Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, большинство симфоний Малера (кроме 7‑й и 8‑й), симфонии и концерты Гайдна, Моцарта, Берлиоза, Брукнера, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Шимановского, современных композиторов.

Р. Нигаматуллин: «Я — за разнообразие в концертных программах с точки зрения разных эпох, стилей, жанров. Это очень помогает оркестру развиваться, повышать профессиональный уровень. Чем сложнее вещи, тем больше они требуют энергии и концентрации у музыкантов. Не важно, что ты играешь, важно — как ты это делаешь» (из интервью газете «Санкт-Петербургский музыкальный вестник»).

В I отделении оркестр и пианист В. Овчинников представили Концертную фантазию для фортепиано с оркестром Чайковского. Сочинение, в котором сопрягаются разнохарактерные, порой резко контрастные эпизоды, а совместное музицирование оркестра и солиста перемежается развернутыми фортепианными соло и эпизодами оркестрового «ожидания», было сыграно на одном дыхании, идеально с точки зрения ансамбля. Великолепны были соло виолончели — полное насыщенности и глубины, проникновенное, строгое, движимое любовью (в начале II части), флейты, фагота.

«Симфонические танцы» Рахманинова, прозвучавшие во II отделении, постоянно присутствуют в репертуаре Белгородского оркестра. Нигаматуллин дирижировал без партитуры (для российских дирижеров крайне редкий случай). Дирижер и оркестр предложили собственное прочтение одного из хрестоматийных сочинений русской музыки. Чуть приглушив трагический нерв прощального произведения Рахманинова, подчеркнули его особую элегическую, ностальгическую ноту. Это ощущение создавалось благодаря сдержанным темпам, тонкой агогике и едва уловимому рубато, мягкому тутти медных, объемному, почти воздушному звучанию оркестра в лирических эпизодах I и особенно II части — Вальса, с проникновенным соло концертмейстера 1‑х скрипок.

Особый респект — маэстро Нигаматуллину. Что-то светлановское есть в его манере управления оркестром, дирижерской свободе, широте внятного и осмысленного жеста, из которого рождается широкое дыхание оркестровой ткани, тонкость и осмысленность выстраивания фраз, стройное звучание оркестровых групп, прозрачность полифонии и ясность вертикали. Несомненно, ему есть что сказать и оркестру, и слушателям.

Традиция

В рамках того же абонемента № 20 Московской филармонии 12 ноября в КЗЧ выступил Уральский филармонический оркестр под управлением Д. Лисса (возглавляет оркестр с 1995). В программе — «Кикимора» Лядова, Второй концерт для скрипки с оркестром Прокофьева (солист С. Крылов) и Симфония № 2 Рахманинова.

«Очередная московская презентация дала возможность оркестру продемонстрировать прекрасную ансамблевость и баланс, высокое качество солистов разных групп, экспрессивную мощь звучания. В трактовках Дмитрия Лисса были подчеркнуты характерные детали оркестрового письма всех трех композиторов: тончайшая колористическая звукопись в “Кикиморе”, полифоническая фактура Концерта, отличное чувство формы и разворачивающейся на наших глазах музыкальной драматургии — в Симфонии» (Л. Барыкина, «RG.RU»).

Вершиной этого филармонического вечера стал Концерт С. Прокофьева. В отличие от Первого скрипичного, он звучит достаточно редко и для многих слушателей стал открытием. Виртуозная манера исполнения, идеальная интонация, чеканная фразировка и артикуляция — таковы впечатления от игры солиста. С. Крылов и оркестр под управлением Д. Лисса сыграли Концерт на одной волне, с мощным энергетическим посылом, с поразительной точностью транслируя всю глубину многозначной смысловой палитры произведения.

А. Чайковский, худ. рук. Московской филармонии: «Мы всегда ждем от Уральского оркестра выдающихся выступлений. Именно так произошло и сегодня. Оркестр демонстрирует европейский класс и высокий уровень. Замечательно сыграл Сергей Крылов Концерт Прокофьева, я бы особенно подчеркнул изумительную связь солиста и оркестра. А Вторая Рахманинова — просто стихия Дмитрия Лисса. Для меня встречи с Уральским оркестром — всегда предвкушение хорошей музыки».

Концерт-посвящение

Коллективы из регионов России регулярно приглашаются на фестиваль «Московская осень». В этом году участником XXXVI фестиваля стала Чувашская государственная академическая симфоническая капелла (худ. рук. и главный дирижер М. Яклашкин, руководит коллективом с 1987). В программе концерта 1 ноября в Большом зале Союза композиторов — сочинения чувашских мастеров: «Партита памяти Александра Васильева» Ю. Григорьева «Чувашское каприччио» М. Алексеева, «Чувашская рапсодия» для фортепиано с оркестром А. Асламаса (солистка М. Саприко). Сочинение Ю. Григорьева посвящено памяти его земляка и коллеги А. Васильева, ушедшего из жизни в 2012.

Также прозвучали «Музыкальное приношение Н. Я. Мясковскому» Вяч. Агафонникова и два сочинения А. Эшпая: «Эскиз» и «Прелюд памяти Е. К. Голубева». С А. Эшпаем Капеллу связывают многие годы сотрудничества. Коллектив исполнял его 6‑ю «Литургическую» и 8‑ю симфонии, Концерт для гобоя с оркестром, миниатюры.

Гости с берегов Волги

На высоком эмоциональном уровне выступил в Москве симфонический оркестр Самарской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер М. Щербаков), также представивший программу из произведений русских композиторов: «Мечты» Скрябина, Фортепианный концерт № 1 Рахманинова (солист А. Гиндин) и «Шехерезада» Римского-Корсакова.

М. Щербаков руководит оркестром с 1991. Сегодня оркестр Самарской филармонии, безусловно, входит в группу ведущих симфонических коллективов России, что показало его выступление в Москве.

Музыканты из Самары играли с колоссальным подъемом и воодушевлением — от первых звуков скрябинской миниатюры до сыгранных на бис Венгерских танцев Брамса (№№ 5 и 6) и «Пляски скоморохов» Чайковского.

«Мечты» запомнились насыщенным, сбалансированным звучанием струнных (дальнейшее течение концерта убедило в том, что струнная группа — сильнейшая в Самарском оркестре), высоким эмоциональным тоном, несколько неожиданной, но вполне оправданной стремительностью темпа.

Концерт Рахманинова прозвучал в первой редакции, которую играют довольно редко. Это исполнение можно назвать яркой иллюстрацией жанра концерта — как соревнования солиста и оркестра, в котором один из партнеров в том или ином эпизоде выходил на первый план, а другой в высшей степени деликатно его поддерживал, оттеняя фортепианную партию как мощными тутти, так и поэтичными соло. А в целом был достигнут прекрасный ансамбль.

В «Шехерезаде» оркестру в полной мере удалось передать тембральное богатство партитуры Римского-Корсакова, с многочисленными соло (прежде всего, скрипичным в исполнении концертмейстера И. Смоляковой), в которых слышались не просто инструменты, а живые персонажи сказок «1001 ночи»… Надо отдать должное филигранному мастерству солистов оркестра и, безусловно, М. Щербакову, который на редкость гармонично объединил импровизационность, свободу высказывания с
железной логикой классической формы.

В сезоне 2014–2015 Самарской филармонии оркестр представляет 6 абонементов: «Дирижирует маэстро Щербаков», «Только Чайковский!», «Современной дирижерское искусство, «История одного шедевра» (ведущий А. Варгафтик) и два детских: «Прогулки по залам волшебного дворца» и «Имена на всю жизнь: маленькие истории о великих музыкантах». Дирижеры — М. Щербаков, Г. Клементьев, А. Рубикис, А. Чернушенко, Ф. Коробов, К. Понти. В числе солистов — А. Гиндин, Э. Небольсин, С. Тарасов, А. Николавев‑Тарасевич (фортепиано), Н. Борисоглебский, М. Камио (скрипка), К. Родин (виолончель), концертмейстер оркестра Концертгебау Х. ван дер Занден (валторна), С. Войтенко (баян), солистка МАМТ Н. Петрожицкая. В течение сезона звучат симфонии Чайковского (№№ 1, 4, 5), Франка, Сибелиуса (№ 2), «Шехерезада» Римского-Корсакова; программы из произведений Глазунова (Симфония № 6, Концерт для скрипки с оркестром, фрагменты из балета «Раймонда»), Р. Штрауса («Дон Жуан», Сюита из оперы «Кавалер розы», Концерт № 1 для валторны, «Бурлеска» для фортепиано с оркестром) и его же «Четыре последние песни», скрипичный концерт Элгара, симфония немецкого композитора XIX века Х. Рота (1858–1884), многие другие признанные и малоизвестные шедевры.

ЧП приморского масштаба

Впервые в Москве выступил симфонический оркестр Приморского театра опера оперы и балета (худ. рук и главный дирижер театра А. Лубченко). В программе выступлений в столице значились два концерта — 9 и 10 ноября — в Большом зале консерватории в рамках I международного хорового конгресса, проводившегося в сентябре–ноябре Московской консерваторией. В программе значились Concerto grosso митрополита Илариона, участие в исполнении поэмы «Казнь Степана Разина» Шостаковича, «Половецких плясок» из оперы Бородина «Князь Игорь», кантаты Прокофьева «Александр Невский» и финала «Патетической оратории» Свиридова. В концертах участвовали хор студентов МГК (рук. С. Калинин), хоры МИФИ, МГУ, Белорусской академии музыки.

Музыканты преодолели огромный путь на другой конец России, готовы были играть глубокой ночью (по владивостокскому времени). Однако приморцам не повезло: многие из них по пути в Москву отравились, приняв некачественную пищу в салоне самолета. (По первой версии, неприятность произошла уже в Москве, в отеле «Арбат-хауз», где остановились артисты). Из 96 человек пострадали те, кто ел морепродукты (примерно 40 человек). По прибытии в Москву они обратились в службу «03». Около 20 человек были госпитализированы.

Лишь небольшая часть музыкантов, вышедших на сцену БЗК, представляла Владивосток. Заболевших заменили москвичи, в срочном порядке присоединившиеся к поредевшей «армии» А. Лубченко. Сам он, к счастью, не пострадал и продирижировал обоими концертами в крайне эмоциональной манере, напоминающей В. Гергиева.

Знакомство с оркестром Приморского театра оперы и балета москвичам придется отложить. И лишь из СМИ, интернета и YouTubeʼа узнавать о том, что оркестр за полтора сезона своей деятельности уже исполнил все симфонии Шостаковича и еще немало симфонических программ. Надо полагать, что впереди — все симфонии Малера, Брукнера, Прокофьева. Оркестр театра уже сейчас в большей мере представляет собой самостоятельный симфонический коллектив. В этом А. Лубченко идет по стопам своего кумира В. Гергиева. А Приморский театр оперы и балета — по пути Мариинского театра, превращается фактически в новую филармонию, с явным преобладанием концертной составляющей.