Оркестр Большого театра — история и современность: «Большой театр России в биографиях музыкантов: Энциклопедический словарь»

Оркестр Большого театра — история и современность: «Большой театр России в биографиях музыкантов: Энциклопедический словарь»

В августе 2018 в издательстве РАН «Наука» вышел энциклопедический словарь «Большой театр России в биографиях музыкантов». Книга посвящена оркестру Большого театра за более чем двухсотлетний период его существования. Книга не имеет прецедентов в отечественной музыкально-театральной историографии: это первая энциклопедия, посвященная конкретному театральному оркестру.

Об издании рассказывает его автор — Ирина Парфенова, артистка хора московского Большого театра с 1979, автор статей об отечественных певцах, дирижерах и инструменталистах в 35-томной Большой Российской энциклопедии (М., 2004–2018) и энциклопедическом словаре «Московская консерватория. 1866–2016» (2016), соавтор книги «Дягилев и музыка» (совм. с И. Пешковой; М.: АРТ, 2017).

Большой театр России в биографиях музыкантов: Энциклопедический словарь
М.: Наука, 2018. – 351 с.

«Когда я несколько лет назад начала сотрудничать с Редакцией музыки Большой Российской энциклопедии, мне пришлось много работать с документами из архивов РГАЛИ и Музея ГАБТ России. Увидев совершенно потрясающие, по большей части неопубликованные документы, касающиеся жизни и службы оркестровых музыкантов периода Московского императорского театра, я прониклась огромным желанием собрать максимальное количество данных о них.

Постепенно созрела мысль о том, что достойный труд оркестрантов Большого театра — как знаменитых, так и малоизвестных и даже совершенно неизвестных людей, чьи имена оказались затерянными «в пыли веков», — непременно должен быть донесен до широкой читательской аудитории.

Так появилась идея Энциклопедического словаря, в котором были бы собраны данные за весь период существования оркестра московского Большого театра. Было ясно, что никакая книга не сможет вместить обнаруженный мною грандиозный объем материалов, и что для издания потребуется строгий отбор данных. За помощью в структурировании материала и редактировании текста я обратилась к заведующей Редакцией музыки Большой Российской энциклопедии О.В. Фраеновой — высококвалифицированному редактору, с которым мы сотрудничали уже довольно давно.

Результатом стала книга, которая представляет собой некий гибрид энциклопедического словаря и монографии и охватывает период с последней четверти XVIII века до наших дней. Три ее главы посвящены оркестру, соответственно, трех исторических эпох – императорского театра, советского и современного периодов. Каждая глава — это блок из двух разделов: исторический обзор плюс организованная по алфавиту словарная часть. В трех приложениях даны сведения о камерных коллективах оркестра и работниках тех театральных подразделений, без которых функционирование оркестра Большого театра было бы невозможным: это главным образом инструментальная база и нотная библиотека.

Некоторые биографические справки собраны буквально по крохам — в РГАЛИ, в фондах Московского императорского Большого театра и в фондах ГАБТ СССР — и дополнены сведениями достоверных источников: печатных и электронных. Кроме того, использованы личные данные, предоставленные музыкантами оркестра.

Обретения и потери

Приведенные в книге данные, конечно же, не являются исчерпывающими. Архивы Большого театра понесли немало потерь, многие документы погибли в пожарах 1805, 1812 и 1853. Во время Октябрьской революции и на протяжении некоторого времени после нее документация в театре практически не велась, и многие биографии буквально обрываются 1917 годом. Кроме того, некоторые советские фонды ГАБТа недоступны из-за определенного срока хранения документов (согласно Федеральному закону РФ от 2004). Но даже собранный материал оказался настолько велик и неоднороден, что при подготовке книги к изданию пришлось пожертвовать частью информации. С огромным сожалением мне пришлось отказаться от мысли указать в словаре всех музыкантов, своим многолетним трудом служивших Большому театру.

952 персональные статьи составляют словарную (алфавитную) часть трех основных глав. Это справки о музыкантах – артистах оркестра Большого театра, имеющих звания и награды (императорские, советские, современные), исполнителях афишных соло в спектаклях театра, полузабытых крепостных артистах и музыкантах-иностранцах в 19 веке, репрессированных музыкантах в ХХ веке, об участниках последнего в России коронационного спектакля 17 мая 1896 и первого исполнения 7-й симфонии Д.Д. Шостаковича 5 марта 1942 во время эвакуации Большого театра в Куйбышев. Всего — вместе с данными, размещенными в приложениях, — даны персональные сведения о 1100 человеках.

У читателя может возникнуть закономерный вопрос о дирижерах оперы и балета. Я не ставила перед собой задачу давать персональные сведения и о них тоже. Дирижеры Большого театра — огромная тема, отчасти освещенная в отдельных монографиях (книги Н. Голованова, К. Кондрашина, А. Пазовского, Ю. Файера, Б. Хайкина, материалы публикаций, посвященных Э. Куперу, А. Мелик-Пашаеву, С. Самосуду). Если же говорить об энциклопедическом издании, то здесь, несомненно потребуется специальное исследование и отдельная книга именно о дирижерах Большого театра в целом.

В данном издании в алфавитной части указаны только те дирижеры Большого театра, кто первоначально был здесь артистом оркестра. В их числе — трубач С. Штуцман, флейтист Н. Бакалейников (брат альтиста Владимира Бакалейникова), скрипачи — Ю. Гербер, С. Рябов, А. Арендс. В оркестре начинали знаменитые впоследствии дирижеры В. Сук и Ю. Файер. С должности артистов оркестра начинали свою деятельность в Большом театре его директора: трубач Г. Орвид и кларнетист В. Коконин.

Оркестр московского Большого театра на протяжении своей истории неоднократно и кардинально менял состав. В период Московского публичного театра в восьмидесятых годах 18 века в нем играли всего 12 человек (по данным из книги М. Пыляева: «Старая Москва». СПб., 1891). В 1828 в оркестре Московских императорских театров (оркестр тогда был общим для Большого и Малого театров) числились 75 человек (из них 8 иностранцев), в 1846 — 110 человек (иностранцев более трети состава), в 1862 — 62 человека (из них 42 иностранца). После театральной реформы 1882 в оперном оркестре Большого театра играли 100 музыкантов, в балетном — 64. Иностранцы работали в оркестре вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Штат оркестра примерной такой же численности, что и в 1882, сохранялся до открытия сцены Кремлевского Дворца съездов в 1961, после чего был увеличен до 240 человек. Данные о современном штате даны на весну 2017: в Приложении III указаны 283 фамилии.

По-разному складывались судьбы артистов оркестра. Среди тех, кто упомянут в словаре, есть музыканты, работавшие совсем недолго. Так, например, скрипач Даниил Карпиловский, известный ансамблист (играл в трио с В. Кубацким и И. Добровейном, участвовал в раннем советском Квартете имени Страдивариуса), работал в Большом театре меньше года (c декабря 1920 до 1 октября 1921): он был принят со специальной целью — как солист-концертмейстер симфонических концертов. Напротив, жизнь многих музыкантов оказалась связанной с Большим театром на десятилетия.

Самый большой оркестровый стаж среди указанных лиц имеет скрипач Арон Григорьевич Дезент: он работал с 1932 по 1988.

В исторических обзорах акцентируются сведения, наиболее ярко характеризующие данный период в истории оркестра Большого театра. К периоду императорского театра относится участие оркестрантов в Дягилевских сезонах (1909, Париж). Фактически это были первые гастроли оркестра, однако они не были официальными гастролями: отдельные оркестранты, хотя их было довольно много (44 чел.), по согласованию с Дирекцией выезжали из России за границу как частные лица, по их заявлениям оформлялся «отпуск за границу на два месяца с сохранением содержания».

Первое зарубежное выступление оркестра как симфонического коллектива состоялось уже в 1964 во время гастролей оперной труппы Большого театра в миланском театре «Ла Скала» (дирижер Е. Светланов). Первые самостоятельные гастроли оркестра за рубежом прошли в 1973 в Японии (дирижер Ю. Симонов).

В 1974 фирмой «Мелодия» выпущены две грампластинки «Играют солисты оркестра Большого театра» с записями оркестровых соло из спектаклей театра (дирижеры А. Жюрайтис, Г. Рождественский). В 1989 оркестр театра под руководством А. Лазарева был удостоен итальянской музыкальной премии — медали «Золотой Виотти» («Viotti d’Oro») как лучший оркестр года.

В начале XXI века в России проводятся международные и всероссийские музыкальные конкурсы имени артистов оркестра Большого театра — скрипача А. Ямпольского, виолончелиста С. Кнушевицкого, флейтиста В. Цыбина, кларнетиста С. Розанова, трубачей Т. Докшицера и М. Табакова, арфисток В. Дуловой и К. Эрдели, фестиваль-конкурс имени гобоиста И. Пушечникова, фестиваль имени тромбониста А. Скобелева. Имя трубача М. Табакова присвоено ДМШ № 83, имя тромбониста В. Блажевича — ДМШ №80.

Для сравнения привожу сведения об оркестре в 1828, 1906 и 2017.

Состав оркестра Московского императорского Большого театра на 1 марта 1828 года

Инспектор музыки А.Н. Верстовский
Капельмейстер Ф. Шольц
«Помощник его Никола»

Скрипки: 28 чел. Солисты — Н. Кубишта, А. Нентвих, И. Грасси, Иван Ломаков (он же арфист).
Альты: 5 чел.
Виолончели: 4 чел. Солист — камер-музыкант К. Марку.
Контрабасы: 5 чел.
Флейты: 6 чел. Солист — Д. Папков.
Гобои: 4 чел. Солист — Ф. Поль.
Кларнет: 1 чел. — С. Ребристов (он же контрабасист).
Фаготы: 4 чел.
Трубы: 4 чел. Солист — Ф. Шебека.
Валторны: 6 чел.
Тромбоны: 4 чел.
Литавры: 2 чел.
Арфы: 2 чел.

Состав оркестра Московского императорского Большого театра на 1 сентября 1906 года

Первые скрипки: 18 чел.
Вторые скрипки: 14 чел.
Альты: 12 чел.
Виолончели: 10 чел.
Контрабасы: 9 чел.

Духовые инструменты оперного оркестра (1-я группа):
Флейты: 3 чел.
Гобои: 2 чел.
Кларнеты: 3 чел.
Фаготы: 2 чел.
Валторны: 4 чел.
Трубы: 2 чел.
Корнеты: 2 чел.
Тромбоны: 3 чел.
Туба: 1 чел.
Литавры: 1 чел.
Ударные: 2 чел.

Духовые инструменты балетного оркестра (2-я группа), которые по назначению также играли и в опере:
Флейты: 3 чел.
Гобои: 2 чел.
Кларнеты: 2 чел.
Фаготы: 2 чел.
Валторны: 4 чел.
Трубы: 2 чел.
Корнеты: 1 чел. и одна вакансия
Тромбоны: 3 чел.
Туба: 1 чел.
Литавры: вакансия
Ударные: 3 чел.

Арфы: 4 чел.
Пианист
Органист
Солист струнных инструментов — вакансия

Современный состав оркестра (весна 2017):

в Приложении III указаны 283 фамилии

Главный дирижер — музыкальный руководитель Т.Т. Сохиев.

Дирижеры: В.П. Андропов, А.В. Богорад, П.Е. Клиничев, П.Ш. Сорокин, дирижер-стажер А.А. Соловьев, ассистент дирижера Л.А. Чистяков (Сценно-духовой оркестр); приглашенные дирижеры (27 чел.).

Первые скрипки: А.П. Калашков, М.Б. Цинман, И.М. Ли, В.В. Скляревский, А.Ю. Майборода, Л.А. Херсонская, И.М. Цинман, В.М. Ованесьянц, Я.М. Герасимова, Л.Е. Колокольчикова, Е.А. Бутакова, Д.О. Калашкова, Л.Н. Калашникова, М.С. Днепровская, Е.И. Изачик, О.В. Первозванская, В.С. Сергеев, А.А. Колбин, И.М. Мичурина, В.В. Черемицына, Т.В. Креслиня, Р.А. Филиппов, Н.Л. Сорокина, О.С. Кочнева, А.Г. Рашина, Д.В. Волкова, Л.В. Малыхина, В.Ю. Дементьева, Р.И. Денисов, Ю.В. Синев, А.Л. Кондакова, Е.В. Назимова, О.В. Кузьмина, А.В. Репчанская, Г.С. Заргарян, А.А. Яновская, Ю.И. Мейзер, П.Е. Шарипо, Е.И. Кулыгина, Е.А. Троицкая, Д.Х. Мотояма, Т.А. Усубов, И.С. Юдин.

Вторые скрипки: А.М. Колесников, Р.Ф. Янчишин, В.В. Кожемяко, К.О. Филатов, Е.М. Астахова, Н.А. Остапенко, С.С. Микляева, Е.К. Путникова, К.В. Розанова, Н.В. Будницкая, А.И. Руденко, И.В. Свичкаренко, М.В. Мучкин, Г.А. Мнацаканян, Н.В. Маничева, Г.В. Кунакбаева, Е.А. Поликарпова, А.Р. Крылова, Н.Ю. Сухих, П.Я. Быковский, Ю.А. Самарина, Ю.К. Тюлькина, А.В. Гаспарян, Э.М. Эюбова, О.М. Хазанова, Т.С. Рябова, В.Г. Сиванков, Н.Н. Пильщикова, Б.И. Ильясов, Е.Г. Мисюрова, Ю.И. Забавникова, М.А. Огурцова, В.Н. Арзуманова.

Альты: И.А. Соколов, В.К. Яровой, О.В. Жмаева, М.А. Ковальков, А.Э. Балашов, Е.П. Безинский, А.В. Сенина, Л.В. Токарева, Т.Д. Живаго, Е.А. Попова, Л.В. Полторацкая, Н.Н. Саблина, Л.А. Громова, Е.Е. Котомина, Д.Е. Безинский, Д.В. Кузнецова, Е.В. Васильева, И.В. Пескова, А.В. Яненко, Д.В. Жукова, Т.М. Файн, И.Я. Лакшина, Д.Ю. Усов, Д.Ю. Белоусов, Е.М. Юсупова, Н.А. Коротин, Н.В. Щекочихин, И.М. Саенко, Е.В. Иваненко, М.А. Демина.

Виолончели: П.П. Кондрашин, Д.И. Суриков, Б.И. Лифановский, А.И. Котляревский, В.Ю. Стрельцов, В.Е. Плуталов, А.В. Кашин, А.М. Безносиков, С.С. Сергеева, Н.В. Мариновская, В.Х. Шамеев, В.А. Шувалов, В.А. Чухнов, А.И. Мустафаев, С.А. Худяков, К.С. Шимарев, А.А. Скриванек, Т.П. Максимова, Е.И. Веселая, М.В. Золотаренко, В.Л. Якименко, О.М. Левицкая, Д.И. Беляева, Д.П. Мень, С.С. Савинов, М.В. Шумский.

Контрабасы: Г.Е. Борисов, П.Н. Изюмский, П.А. Степин, С.В. Корниенко, А.В. Крылов, Н.Н. Горшков, Л.В. Лобов, К.В. Носенко, Г.А. Оганесян, А.С. Парсаданов, С.А. Панов, А.Н. Саблин, В.Г. Туганов, Е.Л. Стойко, П.Н. Саблин, О.И. Трусов, Л.С. Смелов, В.В. Гусев, О.В. Самойлов, С.В. Афанасьев, И.В. Богданов, Д.А. Тарбеев.

Флейты: Г.М. Эрман, Н.В. Береславцева, Е.А. Гофман, Н.Б. Попов, С.А. Ярошевский, М.О. Волкова, Э.Э. Шахназарян, Г.Ф. Галимов, И.В. Горбунов, Е.В. Митрофанова, Н.М. Лотаков, В.Ю. Соловьев.

Гобои: С.В. Лысенко, А.Л. Крылов, C.В. Беляева, Е.Ю. Алешин, Е.Ю. Рощин-Иванов, А.Г. Шебеко, С.Е. Некрасов, В.А. Комиссарчук, И.В. Чемериченко, А.А. Колосов.

Кларнеты: С.Н. Петров, С.В. Власов, Д.А. Лиманцев, Д.С. Бокарев, А.И. Иванов, Н.В. Вараксин, Е.С. Пузырев, М.Г. Меринг, Н.Н. Соколов, В.Г. Хачикян, А.В. Волков.

Фаготы: А.А. Бажалкин, А.Ю. Рудометкин, Т.Ю. Жуковский, С.В. Бобченков, Т.А. Самбир, А.М. Снегирев, А.В. Марутаев, А.Н. Шалин, Д.В. Плотников.

Валторны: А.А. Раев, А.М. Арзуманов, А.Е. Крючков, А.В. Ферапонтов, А.Ю. Мартыненко, А.И. Канарев, И.Е. Первозванский, А.В. Оноприенко, А.Р. Андрусик, А.В. Почтаренко, А.А. Рынзин, А.Н. Фаткуллин, Н.Л. Кобе, Н.И. Шкляр.

Трубы: А.В. Клевцов, А.О. Корнильев, А.М. Иков, Е.В. Гурьев, А.А. Скворцов, М.А. Гайдук, Д.В. Провкин, П.С. Архипов, П.С. Москвин, С.П. Косицын, Н.А. Павлов.

Тромбоны: Э.Б. Юсупов, Д.С. Железнов, В.А. Сущенко, П.В. Гайдай-Турлов, Я.А. Брагин, А.А. Руднев, А.В. Маринин, С.А. Алюдин, А.С. Жиганков, Л.Р. Рафальсон.

Тубы: А.П. Казаченков, Ю.А. Афонин, К.Г. Гаранин, А.М. Жбанов.

Ударные инструменты: С.В. Соловьев, К.В. Семенов, А.В. Михалевский, Д.В. Кожемяко, Г.В. Бутов, М.Ю. Дунаев, А.А. Курашов, А.Ю. Усов, А.Н. Юрасов, И.В. Прокопов, Ф.Г. Панюшкин, Е.В. Романов, В.Ю. Моисеев, В.Г. Носенко.

Арфы: А.Ф. Королева, А.Б. Левина, Е.И. Симоненко, Н.Н. Рябчиненко, Т.А. Осколкова, В.А. Вощенникова, М.С. Чудакова.

Клавишные инструменты: В.В. Часовенная, Н.Н. Демьянова, О.В. Соколова.

Сценно-духовой оркестр: М.В. Трофимов (флейты); И.Ю. Паисов, А.Н. Бычков (гобои); Д.А. Романов, А.Л. Киракосян (кларнеты); И.А. Агальцов (фагот); С.В. Кравченко, Я.Д. Алексеев, С.А. Луценко, А.А. Гайнанов (корнеты); О.С. Силяев, П.Г. Веденяпин, А.В. Ройзен (трубы), А.К. Дон (бас-труба); В.А. Микулинский, Е.С. Шарипов (валторны); С.А. Корявичев, А.В. Волков, А.Н. Кривовцев, В.А. Мартынов, М.М. Шамонин (тромбоны); А.В. Кошевой, О.В. Воробьев (ударные инструменты); Р.К. Алимов (гитара).

В настоящее время в оркестре работают музыканты из 29 оркестровых и театральных династий. Представители самых долгих династий — кларнетист и дирижёр А.В. Богорад, скрипачка А.Л. Кондакова, виолончелист П.П. Кондрашин, исполнитель на ударных инструментах Ф.Г. Панюшкин: в Большом театре работали еще их прадеды.

В словаре впервые собраны сведения о лицах, занимавших административные посты в оркестре, в разные периоды истории они назывались по-разному: директоры, инспекторы, управляющие и др., большинство из них также играли в оркестре. Привожу их полный список: А.Н. Верстовский   (с 1825), С.Я. Рябов (1834–1848), И.И. Иоганнис (1841–1857), В.М. Ефимов (с 1849), Л.Ф. Минкус (1862–1872), Э.Н. Мертен (1866–1882), Ю.Г. Гербер (1871–1882), И.К. Альтани  (1882–1898), А.Ю. Симон (1898–1908), Н.А. Федоров (1908–1918), Э.И. Вейденберг (1919–1928), В.Л. Кубацкий (1928–1934), В.В. Целиковский (1934–1936), М.Г. Кауфман (1936–1948), Е.Л. Садовников (1948–1952), Ю.А. Николаев (1952–1956), К.Л. Тарасевич (1956–1958), У.Г. Лубман (1959–1962), Б.Ф. Булгаков (1962–1971), П.В. Щенков (1971–1977), Г.Н. Панюшкин (1978–1987), М.Л. Сильвестров (1987–1990), С.И. Политиков (1990–1995), С.Л. Амедян (1995–2001), В.А. Турчанинов (2001–2002), А.А. Шанин (с 2001).