Оперный бриллиант металлических гор: в Магнитогорске и Челябинске завершился XII международный фестиваль «Вива опера!»

Оперный бриллиант металлических гор: в Магнитогорске и Челябинске завершился XII международный фестиваль «Вива опера!»
Сцена из оперы "Царская невеста" Н.А. Римского-Корсакова. Фото Елена Смирнова / Магнитогорский рабочий
Феерическими гала-концертами в Магнитогорске и Челябинске завершился XII международный фестиваль оперного искусства “Вива опера!”

Больше трёх часов исполнения величайших образцов классической оперной музыки при двух аншлагах – сначала во Дворце культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе, а на следующий день в концертном зале областной филармонии в Челябинске. Шквал аплодисментов, великолепный состав исполнителей, тысячи восторженных отзывов как простых зрителей, так и искушённых знатоков оперного искусства. Артисты Магнитогорского театра оперы и балета с удовольствием констатируют: очередной раз удалось побить рекорд, каждый год устанавливаемый фестивалем.

Впрочем, по словам одного из инициаторов “Вива опера!”, арт-директора фестиваля, певицы Елены Бакановой, с каждым годом задача становится всё сложнее.

– Планка изначально взята высокая, и поднимать её с каждым годом всё более ответственно и даже в некоем роде опасно, – говорит Елена. – Публика Магнитогорска привыкла к россыпи мастеров, не побоюсь смелости, ей привили хороший вкус, и теперь зритель не просто разбирается в том, что хорошо, а что плохо, но и понимает тонкие технические нюансы в голосах, манере исполнения, следовании авторскому замыслу.

В этом году гала-концерт вобрал в себя жемчужины серьёзного и не всегда широко известного оперного репертуара.
Вагнер и Верди, Римский-Корсаков и Чайковский – это было изысканное пиршество для ценителей музыки.

И даже оркестр, руководимый двумя дирижёрами – Эдуардом Намом и Раффаэле Масколо, светился “под руками” каждого самыми разнообразными оттенками.

А каков был состав певцов! Чего стоит только Олеся Петрова: ставшая лучшим меццо-сопрано мира с десяток лет назад, с тех пор солистка Михайловского оперного театра Санкт-Петербурга буквально разрываема театрами и концертными залами. В Магнитогорск прилетела из Нью-Йорка, где два месяца пела “Амнерис”, сразу после у неё мастер-классы в родном Питере, затем – Полина в “Пиковой даме” в Большом театре, потом снова Питер, Рига… Жизнь расписана до 2021 года – и всё-таки Олеся считает, что не вполне востребована в операх, словно специально написанных для её статного, чисто русского “тёмного” меццо-сопрано. Впрочем, есть тому объяснение – Олесе так и говорят: где взять достойного партнёра с голосом такой мощи и красоты? Любаша из “Царской невесты” – любимая роль Олеси, и при всей своей занятости она мечтает спеть её на сцене Магнитогорского театра оперы и балета. А пока певица счастлива быть частью магнитогорскеого фестиваля “Вива опера!”

– Конечно, хотелось бы побольше времени на репетицию, потому что двадцати минут явно недостаточно, чтобы найти общее дыхание с оркестром, но в Магнитогорском театре замечательные профессионалы, тонко чувствующие и музыку, и певца, – говорит Олеся. – За двенадцать лет накоплены опыт и мастерство, а то, что фестиваль живёт так долго и только набирает мощь, прекрасно. Жаль, что подобных мероприятий в стране единицы. В Италии в каждой деревне есть свой фестиваль – чем же мы, страна великой культуры, хуже?

Ещё один новичок фестиваля – испанский тенор Иезус Альварес. Молодой, красивый и импозантный, он “взял” зал уже одним своим выходом на сцену: эта стойка у микрофона, этот взгляд, приковавший внимание. А уж когда он начал петь… Сразу видно – солист центра Пласидо Доминго. Тем, кто не является поклонником оперы, Иезус, возможно, тоже знаком: он снялся в голливудском блокбастере “Миссия невыполнима-5”, но это другая история. Сегодня уже странно, что Иезус начинал с аккордеона, по классу которого и окончил консерваторию. Но педагог сольфеджио заметил: у вас прекрасный голос, может, попробуете петь? Он попробовал – и влюбился в оперу. Посещал частные уроки, совершенствовался на мастер-классах – удовольствие это в Европе недешёвое, и Иезус, чтобы обеспечить образование, работал официантом. По окончании учёбы прошёл прослушивания во многие певческие центры Европы – и везде был принят. Выбрал центр Пласидо Доминго, и первой оперой – “Амелия на балу” – руководил сам великий тенор, исполнявший раньше ту же партию, что Альварес.

– Мэтр Пласидо требовал от меня мельчайших тонкостей образа, эта работа стала огромной школой, – говорит Иезус.
Школа дала плоды, и сегодня певец центра Пласидо Доминго довольно востребованный голос Европы. Магнитке он тоже полюбился: красивый, запоминающийся тембр, невероятная артистичность и харизма певца – зал Магнитки именно ему впервые крикнул “браво”. А жаль – восторга в тот вечер были достойны абсолютно все: и Алессио Потестио, и Джулия де Блазис, оказавшаяся в свойственной себе роли драматического сопрано, и Чипанг Тхан, в голосе которого прослушивались нотки его кумира – великого Дмитрия Хворостовского. Никита Федотов, Оксана Сычёва, Владимир Полторак, Игорь Черний, Сергей Муртазин и другие любимые артисты театра оперы и балета были тоже великолепны. И в очередной раз вздыхаешь удовлетворённо: наши не просто на уровне – они во многом задают тон, в том числе итальянцам. Апофеозом же концерта стал русскоязычный репертуар в исполнении приглашённых певцов: Благой Нацоски, справедливости ради, с русским языком знаком – всё-таки македонец, в недавнем прошлом югослав. Что уж говорить о Елене Бакановой, для которой, правда, за 20 лет жизни в Италии певучий средиземноморский язык стал более родным, чем русский. Но от Чипанга Тхана “Подмосковных вечеров” явно никто не ожидал – и зал взревел от восторга.

Памятуя слова Олеси Петровой о том, что в Италии в каждом городке есть свой оперный фестиваль, а также беря во внимание количество певцов и оперных театров этой сладкоголосой страны, задала приезжим исполнителям вопрос: в России участь музыканта трудна, и даже родители, узнав, что дети хотят посвятить жизнь сцене, до последнего отговаривают, желая им более мирной и лёгкой судьбы, так что в профессию музыканта идут те, кто уж совсем без неё не может. А каково отношение к певческой карьере в Италии?

– Да, и меня родные до последнего отговаривали: ты что, с ума сошла? – охотно делится Елена Баканова. – В Италии же к певческой карьере относятся как к обычной профессии. И Раффаэле Масколо нередко называет музыку, пение ремеслом, в котором, кроме таланта, есть свои правила и законы успеха.

– И всё же это очень трудная судьба, – присоединяется к ответу Благой Нацоски. – Зависимая не только от голоса и возможностей, но и от предпочтений режиссёра. Многочисленные прослушивания, когда приходится тратить деньги, время, силы и нервы на перелёты и проживание в гостинице. Борьба с замыслами режиссёров, когда в голове у каждого уже есть определённые ожидания от певца в соответствии с выстроенным им в рамках задумки спектакля образом, а значит, ты должен победить эти воззрения и доказать, что ты более убедителен, чем то, что он от тебя ожидает. И всё же эмоции от пребывания на сцене с лихвой окупают эти переживания.

– Это верно, – говорит Иезус Альварес. – Отдаёшь всего себя зрителю и в то же время наполняешься его энергетикой, и этот взаимный обмен – настоящее профессиональное наслаждение. Безусловно, мы счастливейшие из смертных, ибо занимаемся любимым делом – тем, без чего не мыслим жизни.

Итак, что имеем: фестиваль, в который когда-то с трудом поверила сама Магнитка, теперь с восторгом принял Челябинск – и просит приезжать Магнитогорский театр оперы и балета почаще, ведь до сего момента культуру нашего города здесь знавали разве что по магнитогорским артистам, переехавшим в областной центр. Заместитель губернатора области Вадим Евдокимов назвал “Вива опера!” и в целом Магнитогорский театр оперы и балета бриллиантом среди металлических гор Урала и выразил уверенность не только в том, что его нужно финансово поддерживать, но и в том, что с нашим коллективом и фестивалем должны познакомиться другие города Южного Урала. А значит, рамки “Вива опера!”, вполне возможно, станут ещё шире уже в будущем году.

– Сказать, что боялись, переживали перед поездкой в Челябинск, не могу – всё-таки за двенадцать лет знаем, что театр держит высокую профессиональную планку, – говорит директор Магнитогорского театра оперы и балета Илья Кожевников. – Но, конечно, волнение было. Тем сильнее удовлетворение от хорошо проделанной работы: полный зал, несмотря на сравнительно высокую стоимость билетов в Челябинске – от 900 до 1800 рублей, и восторг публики, среди которой – известные деятели культуры, критики и театроведы. +

Прощай, “Вива опера-2018”. И пока зритель наслаждается послевкусием великолепно приготовленного оперного блюда, организаторы фестиваля начинают готовить “Вива опера-2019”. А в том, что ему быть, кажется, уже никто не сомневается.