Оперное нашествие

Итоги 2016 года. Не будь 2016 объявлен Годом кино — его вполне можно было бы назвать Годом оперы
Оперное нашествие
Сцена из спектакля "Пиковая дама". МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, 2016. Фото Олег Черноус

Не будь 2016 объявлен Годом кино — его вполне можно было бы назвать Годом оперы.

Такого количества событий — премьер, фестивалей, концертных исполнений, филармонических абонементов, кинопоказов — невозможно припомнить.

Безусловным событием года стали сентябрьские гастроли театра «Ла Скала» на сцене Большого театра в рамках фестиваля «Черешневый лес». Спонсором гастролей выступили ГУМ и группа компаний «Боско ди Чильеджи». Ранее между Большим театром и ГУМом был подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве.

Восьмые в истории гастроли труппы «Ла Скала» в Москве включали исполнение Реквие­ма Верди и его оперы «Симон Боккане­гра» (постановка 2010, дирижер Мюнг Вун Чунг) и концерт оркестра театра (увертюры и симфонические фрагменты из опер итальянских композиторов (дирижер Риккардо Шайи).

Директор «Ла Ска­ла» А. Перейра назвал «Симона Бокканегру» «самой итальянской оперой Верди: и сюжет, который происхо­дит в Венеции, чувство водной среды, мо­жет быть, соответствует итальянскому духу, и он ближе итальянской душе».

О чем эта опера? Как всегда у Верди — о любовных страстях, о политических интригах, о предательстве. Но пре­жде всего о том, что нельзя повсюду ис­кать врагов, ибо ты можешь причинить зло самым дорогим людям, не ведая этого. Эта опера — моление о мире.

Гастроли привлекли внимание великолеп­ным исполнительским мастерством: «… дирижер Мюнг Вун Чунг <…> стал главным героем спектакля, настолько уве­ренно и точно он собрал ансамбли, дав прозвучать всем тембрам, сохранив их разность и придав им меру слиянности. Оркестр играл прозрачно, очаровывая изысканным тембром литавр и в силу при­сутствия чимбассо в основе медной груп­пы очень по-итальянски.

Прекрасен был и хор, который на следу­ющий день в количестве 80 человек стал главным героем исполнения Реквиема Верди. Ла Скала привозит Реквием в Мо­скву на каждую гастроль, на этот раз мы имели, возможно, одно из лучших испол­нений…» (П. Поспелов, «Ведомости»).

В середине октября гастролями в Москве отметилась Эстонская национальная опера, показавшая на сцене «Геликон-оперы» «Фауста» Гуно и балет Э. Тубина «Домовой». В это же время «Геликон-опера» гастролировала в Таллинне.

Сцена из спектакля "Травиата", Пермский ТОБ, 2016.

Парад премьер

Самые яркие премьеры года прошли, как и в предыдущие годы, в московских театрах. Четыре из них — «Катерина Измайлова» Шостаковича (реж. Р. Туминас, муз. рук. Т. Сохиев) и «Билли Бадд» Бриттена (реж. Д. Олден, муз. рук. У. Лейси) в Большом театре; «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Пиковая дама» Чайковского (реж. А. Титель, муз. рук. А. Лазарев) в МАМТе — удостоены премии «МО» в номинации «Спектакль года — опера».

На близкой творческой высоте — «Травиата» в Пермском театре оперы и балета (реж. и сценограф Р. Уилсон, муз. рук. Т. Курентзис). «Новая “Травиата” — редкий по мировым меркам и эксклюзивный по пермским пример идеального соответствия театральной и музыкальной интерпретации. Другие известные пермские постановки Теодора Курентзиса, как ни относись к качеству элементов, демонстрируют разную степень асимметрии театра и музыки, разность веса, смысла или

качества. В “Травиате”, кажется, впервые на пермской сцене идет спектакль, в котором музыка и драма неотделимы друг от друга, не могут существовать отдельно или, по крайней мере, не высказываются друг без друга полно и ясно… Мелодраматичность интерпретации, иногда свойственная работам Курентзиса, здесь точно рифмуется с ритуализированной мелодраматичностью рисунка уилсоновских жестов и балетно расчерченного, геометрически прозрачного движения на сцене. Вся сложносоставная музыкально-театральная конструкция мелодраматизации странным образом снимает с Верди прилипший налет слезливости. Все жесты, образы, фразы словно берутся в кавычки, становятся риторическими фигурами, и Верди оказывается сух, графичен и пронзителен» («МО»).

Помимо «Травиаты», Пермский театр представил еще пять премьер, в том числе две мировые: Tristia Ф. Эрсана на Дягилевском фестивале и «Cantos» А. Сюмака. Кроме того — концертные исполнения опер «Диалоги кармелиток» Пуленка, «Черевички» П. Чайковского, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса.

Сцена из спектакля "Билли Бад", Большой театр, 2016. Фото Дамир Юсупов

«Пассажирка»

Завершился проект «Мечислав Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка в России».

Рассказывает куратор проекта, главный редактор «МО» А. Устинов:

«Премьера оперы, прошедшая в сентябре в Екатеринбургском театре оперы и балета, готовилась более двух лет. Замысел постановки оперы Вайнберга — инициатива нашей газеты. Зная мейнстрим европейского оперного театра и перспективные планы ведущих театров России, я предложил директору театра А. Шишкину поставить «Пассажирку» и взял на себя функции куратора проекта (вторым куратором стал А. Шишкин), а со временем — фактически арт-директора.

Мы вывели этот проект на международный уровень, организовав сотрудничество с Институтом Адама Мицкаевича в Варшаве и поездку кураторов в Польшу, где состоялась встреча с писательницей З. Посмыш — узницей Освенцима, автором радиопьесы и повести, по которой было написано либретто. Провели в рамках проекта три презентации и организовали два концерта в театре из произведений М. Вайнберга, Д. Шостаковича и А. Чайковского.

Наши авторы и редакторы подготовили большую часть материалов для сайта проекта и фактически все тексты и фотоматериалы для специального номера газеты Екатеринбургского театра, посвященного премьере (к сожалению, он не вышел не по нашей вине).

Можно утверждать: наша идея постановки “Пассажирки” в Екатеринбурге спровоцировала взрыв интереса к оперному творчеству Вайнберга. Сразу у нескольких театров появились планы на постановки его опер. В июле в Мариинском театре поставили «Идиота» в полуконцертной версии. В сентябре состоялась прошла «Пассажирки» в Екатеринбурге. Уже в новом году «Пассажирку» поставили в Новой опере, а «Идиота» в Большом театре. Четыре премьеры опер композитора 2-й половины ХХ века за полгода — беспрецедентный случай в истории российского оперного театра!

Премьера “Пассажирки” в Екатеринбургском театре стала частью масштабного международного мега-проекта, посвященного Мечиславу Вайнбергу. Он включал и конференцию в Москве «Россия – Польша: музыкальный диалог» в ноябре 2015, и фактически фестиваль музыки Вайнберга в Екатеринбурге (три концерта — два в театре и в УГК им. Мусоргского из камерных сочинений композитора).

Главным событием “Вайнберг-проекта” стал международный форум “Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение”, прошедший в Москве, в Большом театре России в феврале 2017 с участием музыковедов, музыкальных деятелей, режиссеров, музыкантов-исполнителей более чем из 10 стран».

проект «Мечислав Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка в России», куратор Андрей Устинов. Сцена из спектакля "Пассажирка", Екатеринбургский ТОБ, 2016. Фото Сергей Гутник

Прокофьев и другие

Год Прокофьева, безусловно, стимулировал театры к постановкам и исполнениям его произведений.

«Три апельсина» были поставлены в МАМТе и на Приморской сцене Мариинского театра (перенос спектакля 2007 года). «Маддалена» — в Новой опере и силами Академии молодых певцов в Петербурге. Детская опера «Великан» — во Владикавказе (перенос исполнения в Мариинском театре, также силами АМТ под руководством Л. Гергиевой). «Обручение в монастыре» прозвучало на фестивале «Опера — всем» в Санкт-Петербурге (дирижер М. Голиков). III акт «Семена Котко» — на юбилейном вечере Г. Рождественского и на Пасхальном фестивале В. Гергиева.  Госкапелла под управлением В. Полянского дважды исполняла «Войну и мир» (22 июня, в День памяти и скорби, в КЗЧ, а осенью в Большом театре).

Мариинский театр показал «Семена Котко» и «Игрока» (по три раза), «Обручение в монастыре», «Любовь к трем апельсинам», «Маддалену», «Великана». Кроме того, в репертуаре числятся «Война и мир» и «Огненный ангел», но ни в 2016, ни в 2017 этих спектаклей на сцене театра не было.

Вообще, «оперного» Прокофьева было не так много, как в 2015 — Чайковского, а еще двумя годами ранее — Верди. Конечно, юбилей гения отметили практически все театры, но большинство все же балетными постановками.

Театры, особенно в регионах, обращаются в основном к проверенной классике, на которую охотно идет провинциальный зритель.

По-прежнему популярны Верди (10 премьер: четыре «Травиаты» — помимо Перми, в Красноярске, Волгограде и Астрахани, «Симон Бокканегра» в Мариинском, «Риголетто» в Йошкар-Оле, «Отелло» в концертном исполнении и «Аида» в Новосибирске, «Трубадур» в концертном исполнении в Петрозаводске, российская премьера «Жанны д’Арк» в Ростове);

Чайковский (7 премьер: «Пиковая дама» в МАМТе и Новосибирске, «Евгений Онегин» в Нижнем Новгороде, Челябинске и Саранске — в концертном исполнении; «Черевички» в концертном исполнении в Перми; «Иоланта» в Магнитогорске);

Пуччини (6 премьер: две «Турандот» в Новосибирске и Ижевске, «Манон Леско» в Большом театре, «Богема» в Михайловском, «Тоска» и «Чио-Чио-сан» в Сыктывкаре).

Возрос интерес к Римскому-Корсакову, причем в афишах появились редко исполняемые оперы: «Сервилия» в театре им. Покровского, «Ночь перед Рождеством» на Приморской сцене Мариинского театра, в Астрахани — «Китеж» (open-air на Соборной площади Астраханского кремля) и «Моцарт и Сальери», в Йошкар-Оле «Майская ночь», в Якутске — «Кащей Бессмертный».

Моцарта ставили во Владивостоке («Бастьен и Бастьенна» и «Волшебная флейта»), «Волшебную флейту» в Михайловском театре, «Дон Жуан» в Воронеже.

Появились три новые «Кармен» Бизе (в Улан-Удэ, Уфе, Сыктывкаре) и еще одна — ремейк постановки А. Степанюка в Мариинском театре.

Поставлены две оперы Бриттена: «Билли Бадд» в Большом театре, «Ноев ковчег» — в театре им. Сац и в петербургском «Зазеркалье»;

две оперы Доницетти: «Дон Паскуале» в Большом театре и в Михайловском, «Любовный напиток» в «Санкт-Петербургъ опере».

В центре внимания оказалась «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса: ее премьеры состоялись в театре им. Покровского и в концертном исполнении — в Пермском театре оперы и балета (а вскоре после Нового года этой оперой продирижировал В. Юровский в рамках абонемента Московской филармонии).

Сцена из спектакля "Любовь к трем апельсинам", МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, 2016. Фото Олег Черноус

«Фауст» и «Анна»

Едва ли не самый популярный тренд 2016 — «Фауст». Премьера оперы Гуно прошла в «Новой опере» и в Чувашском театре оперы и балета (версия semi-stage). В «Геликоне» Эстонская национальная опера показала «Фауста» в постановке Д. Бертмана. На исходе сезона 2015–2016 в Большом театре (а еще раньше — в Астрахани) представлено «Осуждение Фауста» Берлиоза.

Стоит добавить, что не так давно — в 2013 — оперу Гуно ставил Г. Исаакян в Ростове, в 2015 Е. Василева в Челябинске (а уже в нынешнем году — Ю. Александров в «Санктъ-ПетербургЪ Опере»).

В том же ряду по популярности, пожалуй, «Анна Каренина»: фильмы, балеты, драматические спектакли, мюзиклы (странно, что еще ни один композитор не взялся за написание оперы по роману Л.Н. Толстого).

«В чем же притяжение обоих сюжетах? В том, что в них считываются смыслы времени. Они — зеркало нынешней жизни, с ее страстями и моралью, диагнозами и пороками, коварством и любовью, мыльными сериалами и подглядыванием в замочные скважины… Этот феномен наверняка станет поводом для анализа социологов и политологов, психологов и филологов.

Возможно, такая популярность «Фауста» и «Анны» есть и некая запоздалая альтернатива другой паре — героико-патриотической направленности: «Князю Игорю» — главному «герою» российской оперной сцены на рубеже 2000–2010-х гг. и многократно поставленной в предыдущие два сезона «Орлеанской деве» / «Жанне д’Арк» Чайковского и Верди, главная идея которой — в прославлении любви к Родине, Отечеству, Королю (Царю), в посрамлении и раскаянии не понявших порыв героини (отец), в самопожертвовании ради патриотических идеалов. То, что так актуально сегодня в нашей жизни» («МО», № 8–9, 2016).

Государство в государстве

Событием музыкально-театральной жизни стало присоединение Приморского театра оперы и балета к Мариинскому театру в качестве Приморской сцены с 1 января 2016. Сегодня в распоряжении В. Гергиева — четыре сцены и еще несколько камерных залов, три труппы, фактически к его «империи» присоединяются музыкальный театр и филармония во Владикавказе, филармония в Зарядье, а еще ходят слухи, что он внимательно присматривается к Оперному театру Санкт-Петербургской консерватории.

30 постановок Мариинский театр заявил, как оперные премьеры. Но полноценных на Большой сцене в Петербурге — только две: «Симон Бокканегра» и «Самсон и Далила» в Мариинском-2. К ним следует добавить исполнение «Идиота» М. Вайнберга в Мариинском-3. Там же, в Концертном зале, прошли еще пять концертных исполнений («Казаки» Л. Клиничева, «Скрипка Ротшильда» В. Флейшмана, «Дубровский» Э. Направника, «Капитанская дочь» М. Коллонтая, «Сибирь» У. Джордано).

Остальные — камерные оперы в Зале Прокофьева (на 120 мест) в рамках абонементов Академии молодых певцов под руководством Л. Гергиевой: детские или малоизвестные оперы советских и российских композиторов (среди них — «Маддалена» С. Прокофьева, «Письма Ван Гога» Г. Фрида, «Белые ночи» Ю. Буцко, три оперы Л. Клиничева: «Анна», «Маленький принц», «Терем-теремок») под аккомпанемент фортепиано.

Что касается премьер во Владивостоке, то все они — переносы спектаклей Мариинского театра на новую площадку.

Всего же, по скромным подсчетам, Мариинский театр провел около 1,5 мероприятий в год только в Петербурге, еще около 200 — во Владивостоке, 10 фестивалей. Это — не считая Московского Пасхального фестиваля, гастролей по России и за рубежом. Сам маэстро за год выходил на сцену 323 раза.

Оперные фестивали

В последние годы ведущее место на оперной фестивальной карте России занимает театр «Новая опера». Наиболее масштабный «Крещенский фестиваль» каждый раз предлагает зрителям оригинальные творческие идеи. В 2016 темой фестиваля стали «Диалоги и двойники»: «Ромео и Джульетта» Гуно и «Капулетти и Монтекки» Беллини, «Алеко» Рахманинова и «Цыганы» Леонкавалло, «Саломея» Р. Штрауса и «Иродиада» Массне (оперы Массне и Леонкавалло практически неизвестны в России), «Реквиемы» Моцарта и Уэббера, хоровые спектакли «Черное» и «Белое».

«Новая опера» ежегодно проводит несколько хоровых и вокальных проектов. Может быть, театр когда-нибудь возродит и уникальный фестиваль современной музыки «Сад оперы» (прошел один раз в 2014): его программа почти целиком состояла из произведений ныне живущих композиторов.

Театр имени Б.А. Покровского ежегодно в январе проводит фестиваль спектаклей своего основателя.

Еще с 1980-х гг. проводятся Шаляпинский фестиваль в Татарском театре оперы и балета, Собиновский в Саратовском, «Болдинская осень» — в Нижегородском. Когда-то популярные, ныне они, как и некоторые другие, создают скорее географическую картину, нежели творческую.

Кто-то ищет новые формы. Например, программа фестиваля «Опера априори» в Москве сочетает концертные исполнения опер с концертами известных вокалистов. Впрочем, его трудно назвать фестивалем и по другой причине: 3–4 события растягиваются на несколько месяцев.

Наоборот, Международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень», который проводят А. Сладковский и ГСО Татарстана, умещается в 1–2 дня и включает концерты «звезд мировой оперы» или концертное исполнение оперы. Едва ли это можно назвать фестивалем.

Все чаще оперный жанр выходит на открытые площадки: концертные исполнения, спектакли, фестивали проводятся в замках, кремлевских пространствах исторических интерьерах. «Геликон-опера» в рамках проекта «Русская опера у стен монастыря», осуществляемого при поддержке Московской епархии и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, показала спектакли на Соборной площади Коломенского кремля и у стен Успенского кафедрального собора в Дмитрове. На открытых площадках Санкт-Петербурга и его окрестностей проходит фестиваль «Опера — всем» (худ. рук. Ф. Мастранджело).

Впрочем, о нашествии open air — чуть ниже.

С 2016 Ассоциация музыкальных театров России, которую возглавляет худ. рук. театра им. Н. Сац Г. Исаакян, проводит Всероссийский фестиваль «Видеть музыку». По словам Исаакяна, главная цель организаторов — предста­вить в Москве ту музыкально-театраль­ную Россию, которым пробиться на «Зо­лотую Маску», да и вообще на столичные подмостки фактически невозможно.

На фестивале показали свои спектакли 22 оперных и музыкальных те­атра России — от Иркутска до Петрозавод­ска, от Краснодара до Екатеринбурга, а также все московские театры и камерные оперные театры Санкт-Петербурга («Зазеркалье» и «Санкт-Петербургъ опера»).

На филармонической территории

А не появился ли в Москве еще один оперный театр? — такой вопрос возникает при обозрении репертуара Московской филармонии. Каждый год число событий, связанных с оперой, возрастает.

Пожалуй, для более отчетливого восприятия оперной экспансии лучше ориентироваться не на год, а на сезон и абонементы МГАФ. Такого количества оперных абонементов, пожалуй, не было никогда:

«Оперные шедевры» («Вертер» Массне, «Тезей» Генделя»),

«Звезды мировой оперы в Москве»,

«Опера! Владимир Федосеев. Владимир Юровский» («Фауст» Гуно, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса),

«История государства Российского. Оперы русских композиторов в концертном исполнении» («Царская невеста» Римского-Корсакова, «Опричник» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского) и «Оперетты в концертном исполнении» (два абонемента Капеллы В. Полянского),

«Геликон-опера представляет» («Набукко» и гала-концерт Верди),

«Большой театр в Филармонии» («Путешествие в Реймс» Россини, «Орлеанская дева» Чайковского и гала-концерт),

«Камерные оперы в Камерном зале. Музыка русской усадьбы» («Деревенский колдун» Руссо, «Американцы» Фомина, «Ливьетта и Траколло» Перголези).

Такова оперная картина филармонического сезона 2016–2017. Очевидно, что оперный акцент — одна из наиболее заметных его особенностей.

На территории кино и видео

30 декабря 2016 исполнилось ровно 10 лет первому проекту «Опера в кинотеатрах»The Met: Live in HD: в тот день впервые прошла прямая трансляция из Метрополитен Опера («Волшебная флейта»), дирижировал Джеймс Ливайн.

Россия подключилась к этим показам, начиная с 2011. Если в то время (в начале 2010-х) информацию о показах приходилось выискивать, «вылавливать», то теперь показы оперных (а также балетных) спектаклей в кинотеатрах, в прямой трансляции и в записи — уже не экзотика. Практически в каждом городе есть кинотеатры, в которых можно увидеть премьеры и лучшие спектакли главных оперных театров мира, включая Большой, Метрополитен опера, Ковент Гарден, услышать лучшие голоса мира.

Российские театры также выходят в видео-пространство. В частности, свои каналы для показов спектаклей имеют Мариинский и Михайловский театры. Большой театр с 2010 транслирует свои балетные спектакли в зарубежных кинотеатрах, с 2013 — в российских.

Спектакли можно посмотреть не только в кинотеатрах, но и в филармонических виртуальных залах (в конце прошлого года открылся еще один такой зал — в Москве, в «Филармонии-2»).

В 2016 продолжился проект «Золотая Маска» в кино», запущенный годом ранее.

Затишье после бури

Говоря об опере и музыкальном театре в целом, невозможно обойти вниманием «Золотую Маску». Не только потому, что это главная театральная премия России. Но и потому, что прошлогоднюю «Маску» и ее результатов ждали с тревогой, после бурного 2015-го: закрытие спектакля «Тангейзер», кампания против «Золотой Маски», бурные дебаты и дискуссии по поводу состава ее Экспертных советов и вообще путей развития отечественного театра, конфликт значительной части театрального сообщества и чиновников Министерства культуры, столкновение мнений, личностей и тенденций создание оппозиционной Ассоциации театральных критиков, etc.

Театральная общественность раскололась на два враждебных лагеря. Но призывы мудрых руководителей — председателя СТД А.А. Калягина и генерального директора «Маски» М. Ревякиной успокоиться и вместе искать решение наболевших проблем — все же не остались без внимания.

«МО» подробнейшим образом описывало и анализировало эту ситуацию.

Фестиваль прошел спокойно. Обстановка умиротворения и покоя царила и на церемонии закрытия и награждения. Ни излишнего эпатажа, ни избыточного пафоса в выступлениях (возможно, оттого, что отсутствовал министр культуры, которого считали одним из главных «гонителей» попавшего в опалу «Тангейзера» и «Золотой Маски» вообще). И результаты всех удовлетворили: свои премии получили как «классики» (например, «Хованщина» МАМТа), так и экспериментаторы-авангардисты («Сверлийцы» Электротеатра). «Всем сестрам по серьгам».

Подводя итоги 21-го конкурса и фестиваля «Золотая Маска», «МО» писало:

«За свою более чем 20-летнюю историю “Золотая Маска” стала зеркалом не только российского театра, но и общекультурной ситуации и общекультурного, общественного, идеологического движения. Это ярко показали, опять-таки, последние 1,5 года. А поскольку культура и искусство взаимосвязаны с жизнью — то и зеркалом нашей жизни.

“Маска” не только стала важным и привычным явлением культурной жизни, но и сформировала определенное отношение к себе, поведение вокруг себя, стала провоцировать какие-то реакции. Она в любом случае вызывает уважение. Она заставляет пристально смотреть на театр, анализировать его, любить и ненавидеть. Принимать его — близко к сердцу или холодно, но находиться в постоянных взаимоотношениях с ним. Она приблизила театр к обществу <…> вышла за границы культуры и искусства. Но это путь театра: он всегда говорит с людьми, он всегда зовет, заставляет думать, вызывает отклик, как любое произведение искусства».

Назначения в театрах

В кресле директора МАМТа А. Карапетяна сменил Антон Гетьман, в прошлом директор Санкт-Петербургской филармонии, а последние 15 лет работавший заместителем директора Большого театра при А. Иксанове и В. Урине. Из других заметных кадровых перемен 2016 года — назначение новых главных режиссеров в Челябинске (Е. Василева) и Красноярске (Н. Кунингас). Бывший советник президента по культуре Ю. Лаптев назначен худруком Бурятского театра оперы и балета, а главным дирижером театра — Й. Фоссхейм (Норвегия). В Приморский филиал Мариинского театра назначены дирижеры П. Смелков (в качестве главного) и В. Карклин. А в конце года стало известно, что пост директора Приморской сцены вместо Ирины Ткаченко займет Анна Касаткина.