Об оркестре замолвите слово…

«Оркестровая карта России»: эксклюзивный проект газеты «Музыкальное обозрение»
Об оркестре замолвите слово…
Фото Андрей Устинов

В пятнадцатый раз газета «МО» вновь предлагает вниманию читателей проект «Оркестровая карта России».

Это было недавно, это было давно…

Мониторинг проводится нашей газетой с 2003. Так совпало, что именно в 2003 были учреждены первые президентские гранты учреждениям культуры. В числе первых семи организаций-грантополучателей были три ведущих симфонических оркестра России: ГАСО им. Светланова, БСО им. Чайковского и ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии.

С самого начала наш проект поддержали дирижеры, оркестранты, руководители коллективов и филармоний. Безусловно, именно они — главные «потребители» публикуемой информации.

Для них «Оркестровая карта» — возможность увидеть себя в филармоническом и оркестровом пространстве страны, сравнить свои достижения и проблемы, результаты своего труда с достижениями, проблемами, результатами труда коллег. Ориентироваться в сегодняшней оркестровой ситуации, видеть пути развития своего и общего дела.

От дирижеров и музыкантов мы знаем, что особым вниманием пользуется информация о репертуаре, гастролях, заработных платах — это всегда и всем интересно. Велик интерес и к тому, кто из известных музыкантов с какими оркестрами и в каких городах выступает. От этого может зависеть и составление сезонного графика солистов, оркестров и дирижеров.

Сезон на сезон не приходится?

За 15 лет участниками проекта были все симфонические и камерные оркестры России. Были годы, когда число полученных и опубликованных нами отчетов составляло 80–85 — а это подавляющее большинство оркестровых коллективов страны.

По итогам сезона 2016/2017 приняли участие 40 оркестров — 28 симфонических и 12 камерных, в основном из российских регионов.

Репертуар

К сожалению, из года в год все больше оркестров — и симфонических, и камерных — мигрирует фактически в категорию «эстрадно-симфонических» и «эстрадно-камерных». Репертуар многих коллективов, особенно в регионах, все чаще пополняется песнями, музыкой кино, популярными эстрадными пьесами. К традиционному репертуару оркестров (особенно камерных) все это имеет отдаленное отношение.

Основа репертуара симфонических оркестров — симфонии и крупные симфонические сочинения конца XVIII – середины ХХ вв. Судя по присланным отчетам, в репертуаре российских оркестров этот сегмент оркестрового репертуара занимает не самое большое место.

И если сравнительно часто звучат симфонии венских классиков (а, например, Тихоокеанский симфонический оркестр уже 4-й сезон продолжает цикл всех симфоний Моцарта: в 2016/2017 сыграны №№ 24–30) и ранних романтиков — «Неоконченная» Шуберта (6 раз), Шуман, Мендельсон; «Фантастическая» Берлиоза (7 раз), последние симфонии Дворжака, партитуры Равеля, то симфонические произведения Брамса играются эпизодически, Малера, Сибелиуса, Р. Штрауса — редко, Брукнера — очень редко.

Из классиков конца XIX – начала ХХ века в репертуаре изредка играют Бартока («Концерт для оркестра» и «Музыку для струнных, ударных и челесты»), Сибелиуса (симфонии №№ 1 и 2).

Среди русских партитур самая популярная — «Шехеразада» Римского-Корсакова (ее играли 17 оркестров), его же «Испанское каприччио» (9). Конечно, многие оркестры обращаются к симфониям Чайковского (кроме 2-й и 3-й) и другим его партитурам, симфониям и «Симфоническим танцам» Рахманинова. Время от времени звучала 4-я Танеева, симфонии Шостаковича (1, 5, 7, 9, 14, 15). А вот симфонии Прокофьева — совсем нечасто. Крайне редкие гости в программах российских оркестров симфонии Глазунова (в сезоне 2016/2017 — №№ 4 и 5), Мясковского (10 и 21), Бородина, Скрябина, Калинникова… Из Стравинского играют практически только фрагменты трех «русских» балетов.

Многие оркестры при достаточно обширном репертуаре сыграли в сезоне всего по 2-3-4 симфонии.

В то же время очень востребована т.н. «популярная классика»: «Метель» Свиридова, «Марш Радецкого» И. Штрауса-отца и увертюра к «Летучей мыши» И. Штрауса-сына, фрагменты из балетов Чайковского, Хачатуряна, «Пер Гюнт» Грига, увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки, а также увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта» Дунаевского, «Романс» Шостаковича из к/ф «Овод», пьесы Пьяццоллы…

Современная музыка

По инерции, в качестве современной музыки большинством оркестров все еще зачастую рассматривается фактически весь ХХ век, начиная с нововенской школы. Так вот, ни произведений нововенцев, ни Мессиана, ни Бриттена, ни композиторов французской «шестерки», ни Лютославского с Пендерецким в репертуаре подавляющего большинства оркестров не встретить. А ведь во всем мире это уже классика! Не говоря уже о музыке второй половины ХХ века, а тем более XXI. По пальцам можно пересчитать оркестры, уделяющее внимание этой музыке: симфониям Щедрина, Шнитке, Эшпая, Вайнберга (правда, изредка звучат их инструментальные концерты), сочинениям Денисова, Пярта, Канчели, Губайдулиной, Ксенакиса, Булеза…

В этом отношении выделяются оркестры Омска, Нижнего Новгорода, Иркутска. Например, Омский оркестр во главе с Д. Васильевым, проводящий биеннале новой музыки, постоянно играет в т.ч. и произведения ныне живущих авторов (в прошедшем сезоне — Дж. Адамса, В. Кикты, А. Танонова). Нижегородский АСО представил программу из сочинений С. Загния, Ю. Каспарова, О. Пайбердина, А. Хубеева. Иркутский — произведения С. Беринского, А. Чайковского, латышей П. Васкса и А. Маскатса.

Появилась и практика композиторов-резидентов (А. Вустин в ГАСО им. Светланова, Э. Низамов в ГСО Татарстана).

Но в основном под современной симфонической музыкой понимается творчество местных композиторов.

Количество концертов и программ

Число концертов в сезоне 2016/2017 — от 112 (Уральский филармонический оркестр) до 10 (оркестры Сургута и Мурманска). По отчетам, Ярославский оркестр провел 85 концертов, Нижегородский — 79, Вологодский камерный — 67. В основном же оркестры играют от 35 до 60 концертов за сезон, в среднем от 4 до 7–8 в месяц.

Количество программ, как правило, значительно меньше. И по подсчетам экспертов «МО», в реальности оно даже меньше, чем в присланных отчетах: не считать же самостоятельными программами те, в которые по сравнению с другими (скажем, исполненными накануне) внесено 1–2 изменения.

Любопытны цифры концертов, проведенных главными дирижерами. Одни работают со своим оркестром постоянно и дирижируют большинством концертов (по крайней мере, не менее половины):

Д. Лисс (УАФО) — 53 из 112 (еще 48 — второй дирижер А. Доркин);
Ю. Темирканов (ЗКР) — 53 из 92, но 47 из них — на гастролях и только 6 в Санкт-Петербурге;
Е. Шестаков (Тюмень) — 49 из 67;
Д. Васильев (Омск) — 42 из 54;
А. Скульский (Нижний Новгород) — 38 из 79;
О. Солдатов (Сочи) — 33 из 34;
И. Лапиньш (Иркутск) — 33 из 56;
А. Смирнов (Владивосток) — 30 из 38;
Энхэ (УМСО) — 28 из 43…

Другие встают за пульт своих коллективов существенно реже:

Я. Ткаленко (Томск) — 28 из 79;
О. Зверев (Ульяновск) — 16 из 61 (второй дирижер Д. Руссу — 38);
Линь Тао (Кемерово) — 13 из 50;
Р. Нигаматуллин (Белгород) — 11 из 50 (остальные — второй дирижер Д. Филатов);
А. Дмитриев (АСО Санкт-Петербургской филармонии) — 10 из 62;
Э. Ледюк-Баром (Саратов) — 8 из 55;
Ф. Мастранджело (Якутский оркестр) — 4 из 34…

О рулевых

«Одна из проблем российских коллективов — несменяемость, отсутствие ротации главных дирижеров. Составы оркестров меняются гораздо чаще. Впрочем, так было и в СССР. Ни в одной стране оркестры не называют по фамилии главного дирижера — только у нас.

Были оркестры Светланова, Мравинского, Кондрашина, Каца. Сегодня — Темирканова, Федосеева, Плетнева, Спивакова, Когана, Башмета… А как иначе, если дирижер десятилетиями занимает свою должность?

Вспомним:

А. Кац возглавлял Новосибирский симфонический оркестр чуть более 50 лет,
Е. Мравинский руководил Заслуженным коллективом 49 лет,
Е. Светланов Госоркестром — 35 (хотя фактически меньше),
И. Гусман работал в Горьком 30 лет,
Э. Серов в Волгограде — 29.

Нынешнее поколение:

В. Вербицкий в Воронеже 45 лет,
В. Федосеев в БСО — 43,
А. Дмитриев в АСО Санкт-Петербургской филармонии — 40.
Ю. Темирканов работает в ЗКР с 1988,
П. Коган в оркестре имени себя — с 1989,
М. Плетнев в РНО с 1990,
М. Щербаков в Самаре с 1991,
В. Полянский в Госкапелле с 1991,
Д. Лисс в УАФО с 1995…

Да не обидятся на нас многие уважаемые маэстро, но опыт ведущих коллективов Европы и США убеждает в том, что время от времени необходима свежая кровь. Иначе могут появиться признаки “застойных явлений”».

Так писала наша газета год назад, анализируя итоги предыдущего мониторинга. Вероятно, эта тема будет актуальна еще долго.

Сколько у нас оркестров?

Этого не знает никто!!!

Все симфонические оркестры, а тем более камерные, то возникающие, то исчезающие и вновь «восстающие из пепла», не может подсчитать ни «МО», ни СКОР — только эти две институции следят за оркестровой картой России. О существовании того или иного коллектива можно узнать порой лишь по косвенным сведениям или вовсе случайно.

В одной только Москве оркестров, по подсчетам «МО», около 40.

Из них около 20 симфонических:

ГАСО им. Светланова (худ. рук. В. Юровский),
АСО МГАФ (худ. рук. и главный дирижер Ю. Симонов),
БСО им. Чайковского (В. Федосеев),
РНО (М. Плетнев),
НФОР (В. Спиваков),
«Новая Россия» (Ю. Башмет),
МГАСО п/у П. Когана,
ГАСК п/у В. Полянского,
«Русская филармония» (Д. Юровский),
РГСО кинематографии (С. Скрипка).

Оркестры театров:
ГАБТ (муз. рук. Т. Сохиев),
МАМТ (главный дирижер Ф. Коробов),
«Новой оперы» (Я. Латам-Кениг),
«Геликон-оперы» (с марта 2017 В. Кирьянов),
театра им. Сац (А. Иоффе),
театра «Кремлевский балет» (в нем играют музыканты «Новой России»),
два оркестра радио «Орфей» (симфонический — главный дирижер С. Кондрашев и АБКО им. Силантьева — А. Клевицкий).
Концертный оркестр Московской консерватории (А. Левин).
Musica viva, выступающий большей частью с симфоническими программами (А. Рудин).
Президентский оркестр,

А еще коллективы, собираемые «по случаю»:
им. Рахманинова,
им. Прокофьева,
«Глобалис» (все не перечислить).

Военные оркестры:
Президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля ФСО РФ,
Центральный военный оркестр Министерства обороны,
Центральный концертный образцовый оркестр им. Римского-Корсакова ВМФ России,

несколько смешанных коллективов в воинских Ансамблях песни и пляски, в которых играют на всем, вплоть до синтезаторов (им. Александрова, Национальной гвардии, «Красная звезда» РВСН и др.), «народно-симфонический» «Боян», предновогодним приказом министра культуры введенный в штат Московской филармонии.

Камерные — ГАКОР (худ. рук. А. Уткин),
«Вивальди-оркестр» (С. Безродная),
«Виртуозы Москвы» (В. Спиваков),
«Времена года» (В. Булахов),
Cantus firmus (А. Хургин).
Ансамбли «Солисты Москвы» (Ю. Башмет) и
«Академия старинной музыки» (Т. Гринденко), также фактически в статусе оркестров.

Камерный оркестр эстрадной и джазовой музыки им. Лундстрема.

Оркестры Санкт-Петербурга:
ЗКР АСО (Ю. Темирканов) и АСО Филармонии (А. Дмитриев),
оркестр Капеллы (А. Чернушенко),
СПбГАСО (А. Титов),
«Северная симфония» п/у Ф. Мастранджело,
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга («Петербург-концерт») (С. Стадлер),
«Таврический» (М. Голиков),
«Классика» (А. Канторов),
Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга (худ. рук. С. Горковенко, главный дирижер И. Пономаренко),
Оркестр киностудии «Ленфильм».
Оркестры Мариинского (В. Гергиев)
и Михайловского (М. Татарников) театров.

Камерные — оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург камерата» (рук. Ф. Мастранджело),
«Дивертисмент» (рук. И. Иофф),
«Солисты Санкт-Петербурга» (рук. М. Гантварг).

Всего же, по данным «МО», в России на постоянной основе действуют 80 симфонических и 45 камерных оркестров (в основном филармонических и несколько самостоятельных).

Молчание — золото?

Сегодня, в отличие от времен 5–10-летней давности, далеко не все оркестры готовы, что называется, «светиться», предоставлять своим коллегам пищу для сопоставлений, информировать коллег и оркестровое сообщество о своих проблемах, да и достижениях тоже.

Многие коллективы отказываются выполнять одно из главных условий участия в проекте — не присылают данные о зарплатах оркестрантов. Как правило, зарплаты эти ниже средних зарплат в регионе.

В некоторых оркестрах идут сокращения музыкантов. Например, в Волгограде после смены руководства филармонии творческий состав сократился почти на треть — со 112 до 80 человек. Можно лишь сожалеть о том, что один из крупных и ведущих в Поволжье и стране коллективов, созданный и взращенный выдающимся дирижером Эдуардом Серовым, сразу после его ухода из жизни и в год своего 30-летия понес такие потери. Ведь сокращения музыкантов — это и сокращение репертуара, и несыгранные партитуры.

А руководители Дубненского симфонического оркестра, мужественно сохраняющие коллектив на плаву в тяжелых условиях, отмечают в своем отчете, что им приходится в условиях сокращения бюджета идти на сокращение штатов и все больше переходить на репертуар камерного оркестра.

То же самое можно сказать и о филармоническом оркестре Мурманска: коллектив уже почти 10 лет работает без главного дирижера, статус его не определен (номинально числится как симфонический, но в составе всего около 40 человек, а в репертуаре почти исключительно — немногочисленные камерные партитуры).

Время от времени появляются некие образования, называемые симфоническими оркестрами, но ни по репертуару, ни по составу, ни по регулярности выступлений, ни по иным параметрам не могут попасть в категорию симфонических и порой даже камерных оркестров: скорее их можно назвать камерными ансамблями.

Многие оркестры, к сожалению, неаккуратно оформляют отчеты: с ошибками, опечатками, не присылают важные сведения (в частности, полные программы концертов). Приходится констатировать, что далеко не во всех оркестрах есть люди, способные грамотно и в соответствии с требованиями к отчету отредактировать информацию. И порой лишь титанические усилия редакторов «МО» помогают установить или восстановить, к примеру правильные названия произведений, фамилии композиторов и исполнителей.

Все это — показатели очень серьезных проблем: кадровых (речь идет как об оркестрантах, так и о дирижерах, администраторах, менеджерах оркестров, руководстве филармоний), инструментарии, концертных площадках, прокате нот, зарплатах, соблюдении юридических норм и о многом другом).

Так что оркестровое хозяйство России, мягко говоря, не отличается богатырским здоровьем. И требует серьезного лечения.

Жизнь продолжается

За время, прошедшее с окончания сезона, во многих коллективах произошли изменения — как со знаком плюс, так и со знаком минус.

В Волгоградском симфоническом оркестре приступил к работе новый главный дирижер — Андрей Аниханов. Один из самых востребованных российских маэстро согласился возглавить ВАСО, несмотря на многочисленные проблемы. Можно надеяться, что Аниханову удастся вывести оркестр из кризиса, хотя это дело, вероятно, не одного года и не одного сезона. И зависит не только от искусства дирижера.

В Саратове не продлили контракт с Эммануэлем Ледюк-Баромом. В сезоне 2017/2018 оркестр работает без художественного руководителя и главного дирижера, только с приглашенными маэстро. В конце сезона руководство филармонии должно принять решение о новом руководителе коллектива.

Сменился руководитель в Московском государственном симфоническом оркестре для детей и юношества. На следующий день после своего 80-летия был уволен основатель и бессменный в течение почти 30 лет руководитель коллектива Дмитрий Орлов. На его место назначен пианист Иван Рудин.

В Сочи впервые в истории оркестра появился художественный руководитель: Антон Лубченко. В свое время он возглавлял Бурятский и Приморский театры оперы и балета и покинул оба театра со скандалами.

По информации PrimaMedia.ru, инициатором приглашения Лубченко стал мэр Сочи А. Пахомов. По данным «МО», это была инициатива его близкого друга, оперного режиссера Ханса-Иоахима Фрая — художественного руководителя фонда «Талант и успех», который является учредителем Образовательного центра «Сириус», созданного в 2014 в Сочи по инициативе президента РФ. Кстати, В. Путин — председатель Попечительского совета фонда «Талант и успех». А руководитель фонда Елена Шмелева — сопредседатель предвыборного штаба В. Путина.

Национальный симфонический оркестр Башкортостана отметил 25-летие. И сразу же вслед за этим в коллективе возник конфликт: группа оркестрантов выступила с открытым письмом, в котором выразила недовольство своими зарплатами и тем, что главный дирижер Р. Якупов по совместительству является и худруком.

Взаимоотношения оркестрантов и главного дирижера, или дирижера и музыкантов с администрацией — очень часто «минное поле», плацдарм для конфликтов. Но в НСО РБ в последние годы жизнь от конфликта до конфликта — перманентное состояние оркестра. В 2012 был уволен первый худрук и главный дирижер коллектива Т. Камалов, возглавлявший оркестр 20 лет. Спустя два года вынужден был уйти его преемник Р. Сулейманов. Теперь — конфликт с Якуповым, пока что уведенный в тень.

Жизнь продолжается…