Объединение Профессионалов

VI Всероссийская конференция директоров музыкальных конкурсов. Москва, 28—29 июня 2015
Объединение Профессионалов
  • Министерство культуры РФ
  • Ассоциация м узыкальных конкурсов
  • национальная газета «Музыкальное обозрение»
  • При поддержке РГКК «Содружество»
  • ЦМШ при Московской консерватории

Музыкальные конкурсы — часть общероссийского музыкального процесса, одна из составляющих в подготовке профессиональных музыкантов. Таков лейтмотив встречи директоров российских музыкальных конкурсов.

Конференция проводилась к 15‑летию Ассоциации (объединения) музыкальных конкурсов и 25‑летию газеты «Музыкальное обозрение».

Ассоциация

Ассоциация (объединение) директоров музыкальных конкурсов была создана в 2000 по инициативе национальной газеты «Музыкальное обозрение» и ее главного редактора А. Устинова.

АМКР — профессиональное сообщество, прежде всего, организаторов конкурсов.

У истоков АМКР стояли выдающиеся российские музыканты И. К. Архипова, Э. Д. Грач, Л. Н. Наумов.

В Совет АМКР входят известные музыканты и музыкальные деятели, руководители ведущих российских музыкальных конкурсов, представители Министерства культуры РФ.

Председатель Совета АМКР — Андрей Устинов.

По поручению Министерства культуры РФ экспертами АМКР подготовлено несколько аналитических записок о состоянии конкурсного дела в России, ежегодно проводятся мониторинги лауреатов международных конкурсов в России и за рубежом.

Ассоциация музыкальных конкурсов — авторитетный профессиональный консультационный центр по всем вопросам организации и проведения конкурсов. Ее эксперты разрабатывают проект «Музыкальный конкурс» в полном объеме: создание художественной идеи и фирменного стиля; выработка Положения конкурса, условий, репертуара; формирование расписания, программы мероприятий, состава и регламента работы жюри, выбор системы оценок; подготовка и реализация информационной стратегии, проведение PR-кампаний, функционирование пресс-центров; дизайн и изготовление рекламно-полиграфических пакетов (буклеты, афиши, флаеры и т. д.).

В активе Ассоциации — работа ее представителей в Оргкомитетах 50 конкурсов (в т. ч. Международного конкурса им. П. И. Чайковского); в жюри более 40 конкурсов; художественное руководство и создание концепции более 30 конкурсов; создание и функционирование пресс-центров 10 конкурсов (в т. ч. Международного конкурса им. П. И. Чайковского); создание фирменных стилей и полиграфической продукции более 30 конкурсов.

Информация об Ассоциации (объединении) размещена на сайте www.musiccompetitions.ru, главном информационном конкурсном портале России.

Информационный партнер АМКР — национальная газета «Музыкальное обозрение».

Сегодня АМКР объединяет 150 Всероссийских и международных конкурсов из 60 городов: большинство музыкальных конкурсов, проводимых в России.

Конференции АМКР

I — учредительная: Москва, 29–30 ноября 2000, с участием представителей 19 ведущих российских музыкальных конкурсов, которые и стали основателями Ассоциации.

II — Москва, 15–16 мая 2003. Практические семинары на темы: «Жюри конкурса. Организация работы», «Система оценок на конкурсе. Регламент, варианты, виды»; «Структура музыкального конкурса»;

III — Краснодар, 26–28 октября 2006 (в период проведения II Международного конкурса пианистов им. М. А. Балакирева «Русская музыка»; организатор конкурса — газета «МО»). «Музыкальный конкурс от А до Я: на примере организации Международного конкурса им. М. А. Балакирева»; «Проблемы классификации конкурсов»;

IV — Москва, 28–30 ноября 2008. «Основные критерии классификации музыкальных конкурсов»;

V — Москва, 27–28 июня 2011. Конференция состоялась в рамках XIV международного конкурса им. П. И. Чайковского и была посвящена 10‑летию создания АМКР. Во время конференции прошел Круглый стол на тему «Музыкальные конкурсы: бизнес или искусство?».

VI — Москва, 28–29 июня 2015, в рамках XV международного конкурса им. П. И. Чайковского. К 15‑летию образования АМКР и 25‑летию национальной газеты «Музыкальное обозрение».

Изданы четыре справочника: «Музыкальные конкурсы. 2002–2003», «Музыкальные конкурсы. 2004–2005», «Музыкальные конкурсы России. 2009–2011», «Музыкальные конкурсы России. 2015».

Приветствия

Конференция получила широкий общественный резонанс. Приветствия ее организаторам и участникам направили:

Советник Президента РФ В. Толстой;

депутат Государственной Думы РФ, солистка Мариинского театра М. Максакова;

член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, пианист, народный артист РФ Д. Мацуев;

художественный руководитель Московской филармонии, композитор, профессор Московской консерватории, народный артист РФ А. Чайковский;

директор ЦССМШ при Московской консерватории, пианист, профессор Московской консерватории, народный артист РФ В. Овчинников.

Обращаясь к участникам Конференции,

В. Толстой, в частности, отметил: «Вы помогаете молодым музыкантам обрести себя в профессии и в творчестве. Это особенно ценно для развития и дальнейших успехов отечественной культуры. Надеюсь, что нынешняя конференция станет важным этапом в процессе выявления и совершенствования ярких музыкальных дарований».

Из приветствия М. Максаковой:

«Организация и проведение конкурсов — непростая и крайне важная деятельность.

Вы несете ответственность не только за сегодняшние выступления молодых музыкантов, но и за их будущее, способствуете открытию новых ярких имен и талантов, их продвижению к вершинам мастерства.

Желаю вам успехов в этом благородном деле».

Из приветствия А. Чайковского:

«Пятнадцатилетний путь, пройденный вами вместе, пройденный Ассоциацией музыкальных конкурсов, дал очень многое нашей музыкальной культуре. Каждый конкурс открывает новые имена, зажигает новые звезды. Именно на это нацелена ваша работа. Результаты ее мы видим на фестивалях, в филармонических залах — там, где с успехом выступают лауреаты ваших конкурсов».

Из приветствия В. Овчинникова:

«Подготовка молодого музыканта, его становление и совершенствование — процесс длительный и непростой. Как правило, для юного дарования участие в конкурсе — первый этап на пути к вершинам мастерства. Очень важно поддержать будущего артиста, помочь ему раскрыться, обрести «лица необщее выраженье».

В этом процессе роль организаторов конкурсов не менее важна, чем роль педагогов. По сути, вы тоже являетесь педагогами, наставниками молодых музыкантов. В их нынешних и будущих достижениях велика и доля вашего труда.

Желаю вам успехов, благополучия и процветания!»

Из приветствия Д. Мацуева:

«Ваш опыт, ваша поддержка особенно необходимы тем, кто находится в начале творческого пути. Участие в конкурсах — важнейший этап в развитии молодых музыкантов.

Я знаю это по собственному опыту, поскольку в моей творческой судьбе решающую роль сыграл именно конкурс — Конкурс имени Чайковского.

Я уверен, что ваша деятельность будет и дальше способствовать появлению новых талантливых артистов на российском музыкальном Олимпе».

Повестка дня

28 июня

Открытое заседание Совета АМКР

Доклад А. Устинова «Конкурсное движение в России и 15 лет АМКР: итоги, проблемы, перспективы».

Круглый стол «Современное состояние конкурсного движения в России: достижения, проблемы, новая модель».

Презентация Справочника «Музыкальные конкурсы России. 2015» (издательство «Композитор•Санкт-Петербург», 2015; 2‑й том Библиотеки газеты «Музыкальное обозрение»).

29 июня

Пленарное заседание. Дискуссия на тему дискуссия на тему «Детские и юношеские конкурсы в России».

Презентация книги «Международный конкурс имени П. И. Чайковского: хроника событий, факты, интервью, комментарии. 1994. 1998. 2002. 2007. 2011» (издательство «Композитор• Санкт-Петербург», 2014; 1‑й том Библиотеки газеты «Музыкальное обозрение»)

Творческая встреча с арт-директором XV Конкурса имени П. И. Чайковского Петером Гроте. Конференция проходила в концертных залах ЦССМШ при Московской консерватории (директор В. Овчинников).

Участники

В Шестой конференции приняли участие организаторы 22 конкурсов из 16 городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Саратова, Челябинска, Оренбурга, Новгорода, Петрозаводска, Сыктывкара, Кисловодска, Липецка, Новомосковска (Тульская обл.), Сарова (Нижегородская обл.), Еманжелинска (Челябинская обл.), г. Верхняя Салда (Свердловская обл.).

Совет АМКР

Андрей Устинов, Председатель Совета, главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение», заслуженный деятель искусств РФ

Аракелова Александра, директор Департамента науки и образования Министерства культуры РФ

Ирина Багаева, зав. отделением предпрофессиональной подготовки и среднего профессионального образования Краснодарского государственного университета культуры и искусств

Дмитрий Вдовин, руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России, профессор АХИ им. В. С. Попова, заслуженный деятель искусств РФ

Валерий Ворона, ректор МГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, Президент Фонда «Русское исполнительское искусство», заслуженный деятель искусств РФ

Ирина Герасимова, генеральный директор — художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра и радиостанции «Орфей»

Александр Гиндин, пианист, солист Московской филармонии, заслуженный артист РФ

Елена Емельянова, начальник отдела музыкального искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ

Фридрих Липс, баянист, профессор РАМ им. Гнесиных, народный артист РФ

Андрей Малышев, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ

Александр Марченко, директор Новосибирской СМШ (колледжа), директор Открытого Всероссийского конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах «Сибирские музыкальные ассамблеи», заслуженный деятель искусств РФ

Владимир Овчинников, пианист, директор ЦССМШ при Московской консерватории, профессор Московской консерватории, народный артист РФ

Эвелина Петрова, директор ДШИ им. Мравинского (Санкт-Петербург), директор Международного юношеского конкурса им. Мравинского, заслуженный работник культуры РФ

Сергей Ролдугин, президент Санкт-Петербургского Дома музыки, профессор Санкт-Петербургской консерватории, народный артист РФ

Рустэм Сабитов, композитор, дирижер, художественный руководитель Открытого конкурса музыкантов‑исполнителей им. Наримана Сабитова, заслуженный деятель искусств РФ

Ольга Ткаченко, главный специалист РГКК «Содружество»

Михаил Хохлов, директор МССМШ им. Гнесиных, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, заслуженный деятель искусств РФ

Александр Чайковский, композитор, художественный руководитель Московской филармонии, профессор, зав. Кафедрой композиции Московской консерватории, народный артист РФ

Андрей Щербак, генеральный директор Ассоциации лауреатов Международного конкурса им. П. И. Чайковского, директор Международного юношеского конкурса им. П. И. Чайковского

Флагман конкурсного движения

С докладом «Конкурсное движение в России и 15 лет АМКР: итоги, проблемы, перспективы» выступил А. Устинов.

Оценивая 15‑летнюю историю АМКР, он отметил, что создание Ассоциации было важным и закономерным этапом в развитии конкурсного движения в России. Ситуация того времени настоятельно требовала объединения усилий профессионалов конкурсного дела по совершенствованию этого процесса.

Не случайно, что эта идея была инициирована газетой «Музыкальное обозрение». На протяжении всего предшествующего десятилетия газета уделяла конкурсному движению особое внимание. Еще в 1991, в СССР, «МО» впервые опубликовала полные условия международного конкурса за рубежом, что произвело в музыкантских кругах необычайный эффект.

С тех пор газета в каждом номере печатает информацию о российских и международных конкурсах, проводимых в России и за ее пределами. Ежегодно в газете публикуются итоги и условия не менее 100 проводимых в России Всероссийских и международных конкурсов, а также сведения о российских музыкантах — лауреатах и дипломантах престижных международных конкурсов за рубежом (в т. ч. входящих во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов)

В 1998 по предложению Т. Хренникова, председателя Оргкомитета XI Международного конкурса им. Чайковского, на базе редакции «МО» впервые работал пресс-центр конкурса (второй раз — в 2002).

Газета и АМКР участвовали в организации таких крупных состязаний, как Московский юношеский конкурс пианистов им. Шопена, Конкурс баритонов им. Лисициана, Конкурс пианистов им. Балакирева «Русская музыка» в Краснодаре, конкурс им. Н. Сабитова в Уфе и др.

Флагман конкурсного движения

С докладом «Конкурсное движение в России и 15 лет АМКР: итоги, проблемы, перспективы» выступил А. Устинов.

Оценивая 15‑летнюю историю АМКР, он отметил, что создание Ассоциации было важным и закономерным этапом в развитии конкурсного движения в России. Ситуация того времени настоятельно требовала объединения усилий профессионалов конкурсного дела по совершенствованию этого процесса.

Не случайно, что эта идея была инициирована газетой «Музыкальное обозрение». На протяжении всего предшествующего десятилетия газета уделяла конкурсному движению особое внимание. Еще в 1991, в СССР, «МО» впервые опубликовала полные условия международного конкурса за рубежом, что произвело в музыкантских кругах необычайный эффект.

С тех пор газета в каждом номере печатает информацию о российских и международных конкурсах, проводимых в России и за ее пределами. Ежегодно в газете публикуются итоги и условия не менее 100 проводимых в России Всероссийских и международных конкурсов, а также сведения о российских музыкантах — лауреатах и дипломантах престижных международных конкурсов за рубежом (в т. ч. входящих во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов)

В 1998 по предложению Т. Хренникова, председателя Оргкомитета XI Международного конкурса им. Чайковского, на базе редакции «МО» впервые работал пресс-центр конкурса (второй раз — в 2002).

Газета и АМКР участвовали в организации таких крупных состязаний, как Московский юношеский конкурс пианистов им. Шопена, Конкурс баритонов им. Лисициана, Конкурс пианистов им. Балакирева «Русская музыка» в Краснодаре, конкурс им. Н. Сабитова в Уфе и др.

«Звание лауреата девальвируется»

В Открытом заседании Совета АМКР и Круглом столе участвовали члены Совета Фридрих Липс, Александр Марченко, Владимир Овчинников, Михаил Хохлов, а также известные деятели конкурсного движения в России Александр Базиков (проректор РАМ им. Гнесиных, в 1990‑х –2000‑х гг. директор Международного конкурса пианистов им. Рахманинова, ректор ТГМПИ им. Рахманинова, участник учредительной конференции АМКР в 2000), Сергей Усанов (генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов, директор Международного конкурса виолончелистов им. Кнушевицкого в Саратове).

Вел заседание Андрей Устинов.

Тон дискуссии задал А. Марченко: Раньше было определенное количество конкурсов, и их лауреаты имели преимущества, их приглашали для выступлений, в афишах указывались звания. Теперь этого нет. Возникло огромное количество конкурсов и огромное количество организаций и структур, для которых конкурсы — чисто коммерческое предприятие. Заплатил — получил бумагу, в которой написано: лауреат, обладатель Гран-при… И вот абитуриент при поступлении приносит пачку таких бумаг (грамот, дипло- мов) и требует, чтобы мы их учитывали при приеме.

Или интернет-конкурсы: это вообще “игра вслепую”. Кто и как оценивает, каков общий уровень участников? На очных конкурсах встречаются педагоги, молодые музыканты, им интересно пообщаться с коллегами, послушать друг друга. А на конкурс в интернете отсылается 15‑минутная запись, в ответ приходит диплом лауреата — и все. Таких конкурсов очень много.

Другая проблема. Педагог выставляет на конкурсы своих учащихся. Естественно, он заинтересован в их успехе, поскольку это влияет на оплату его труда. А спрос рождает предложение. Так мы получаем десятки, сотни лауреатов. На мой взгляд, лауреатское звание девальвируется.

Я знаю конкурсы, в которых количество первых премий напрямую зависит от числа участвующих учеников председателя жюри. Сколько он выставил — столько первых премий. Остальные — вторые, третьи, четвертые. Поэтому состав жюри — пожалуй, одна из самых серьезных проблем любого конкурса. Речь и о количестве, и о качестве. Не могут три — четыре человека на серьезном конкурсе определять победителей! Кроме того, есть обойма педагогов, музыкантов, которые ездят с одногоодного конкурса на другой. Пусть это хорошие педагоги, но ситуацию тоже нужно проанализировать.

Думаю, что перспективным было бы ранжирование конкурсов, определение их категорийности. Это вещь достаточно условная, но можно выделить некоторые критерии, которые позволяют объективно оценить, насколько этот конкурс профессионален. Авторитет конкурса завоевывается годами, анти-авторитет “завоевать” гораздо проще.

Отдельный вопрос — возрастные ограничения участия в конкурсах. Возраст — вещь в применении к таланту и художественной одаренности весьма условная. Поэтому жесткие возрастные требования не должны влиять на возможность участия или неучастия в конкурсе. Если программа кандидата соответствует определенному уровню, то он может участвовать, независимо от возраста, и проявить себя на этом конкурсе.

Полагаю, что, отталкиваясь от сложившейся в России системы художественного образования «Школа — Училище — ВУЗ», целесообразно при формировании условий конкурсов определять не возраст конкурсантов, а их реальное обучение на той или иной ступени художественного образования с соответствующими по сложности программами.

Правильно говорится о том, что необходимо ограничение на участие учеников членов жюри. Хотя не везде это возможно. Может быть, в Москве, в Петербурге можно пригласить музыкантов, у которых не будет учеников среди участников. В других городах такие возможности ограничены. Но, скажем, когда мы проводим в Новосибирске конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах, то педагогов‑новосибирцев максимум 35–40%. Остальных приглашаем со всей России и из-за рубежа, география жюри очень широкая, и я думаю, что в этом смысле наш конкурс никаких нареканий не вызывает.

Серьезная тема — общие расходы на конкурс. Нам в Сибири, скажем, нужен минимум миллион рублей, чтобы попробовать что-то сделать. Думаю, что в Москве дороже.

Тем не менее, конкурсы были, есть и будут. Каждый пытается привнести что-то свое, многим это удается.

Но если уж мы занимаемся профессиональным делом, хочется, чтобы это была по-настоящему профессиональная работа, а не полусамодеятельное мероприятие, где раздаются значки, дипломы и шоколадки с конфетками».

«Бороться» с законом?

М. Хохлов:

Сегодня конкурс — это нормальное, естественное событие музыкальной жизни. Важный компонент, направленный как на развитие участвующего в конкурсе ребенка, так и на тех детей, которые еще не занимаются музыкой, искусством, но потенциально могут им заниматься. Это привлечение новых участников к процессу эстетического и музыкального воспитания. Проводя конкурс, мы надеемся на то, что о нем узнают потенциальные учащиеся и, главное, их родители, которые приведут к нам своих детей. Введут их в поле эстетического образования. Это поле сейчас постоянно сужается, что является большой проблемой.

Конкурс — средство привлечения внимания властных структур. Мы хотим все-таки продвинуть наше дело, показать, что оно все-таки не безнадежно. Да, кому-то оно дает возможность удовлетворить свои амбиции. Но кому-то, к счастью, помогает продвинуться вперед в своем развитии — в том случае, если ребенка правильно готовят, и он не переезжает с одной программой с конкурса на конкурс, в течение двух лет играя одну и ту же фугу Баха или один и тот же этюд.

Конечно, коммерческая составляющая порой превосходит смысловую.

Некоторые учебные заведения, желая получить для собственных педагогов какие-то преференции, проводят свои внутренние конкурсы и раздают те же самые грамоты, которые никак не сертифицируются. Диплом лауреата серьезного международного конкурса или грамота какого-то городского — ничем не отличаются.

И когда при аттестации педагоги представляют их учредителю, для аттестационной комиссии они имеют совершенно одинаковый вес. Вводить сертификацию конкурсов и говорить, что один конкурс весомее другого — по-моему, бесперспективно.

Мне кажется, многие проблемы должны уйти сами собой. Мы помним времена, когда конкурсов было очень мало, а детских почти не было. И вот они появились, потом их стало больше.

Как справедливо сказал Александр Тихонович, сегодня ребенок приходит на экзамен в Новосибирский колледж, в ЦМШ или к нам в Гнесинскую школу, приносит пачку этих наград, но ни один член приемной комиссии на них не смотрит. Таков ответ профессионалов на эту лихорадку».

М. Хохлов затронул еще одну тему, связанную с финансово‑организационными моментами:

Есть конкурсы, результаты которых мало видны с точки зрения появления новых талантов, но деньги осваиваются очень успешно. Как это происходит? Средства выделяются учредителю, он должен их потратить по определенной программе. Потому что, если деньги тратятся не по программе, значит, они расходуются нецелевым образом.

В программе пишется: проведение воспитательной работы, повышение уровня образования, проведение конкурсов, фестивалей, смотров и так далее. Выделяется, условно говоря, миллиард рублей на весь год. Далее объявляется конкурс на проведение мероприятия под названием «Конкурс на лучшего исполнителя инвенции Баха № 2 или левой руки в той же инвенции Баха». Этот конкурс объявляется тихонечко, чтобы никто о нем не знал. Его выигрывает очень хорошая компания, которая прекрасно проводит этот конкурс, получая на него 13 миллионов рублей. Деньги потрачены целевым образом. Конкурс на проведение конкурса проведен. Акты выполненных работ есть. Победители конкурса есть. Грамоты розданы. У кого-то есть какие-то вопросы?!

И все это называется выполнением Федерального закона. Главное требование государства — выполнить техническое задание. О достижении высокого художественного уровня речи нет.

Учреждения искусства давно борются с этим законом. Театры, насколько я знаю, получили льготы: например, нельзя объявить конкурс на выбор режиссера-постановщика или актера на главную роль. Но можно объявить конкурс, например, на проведение приема в школу имени Гнесиных. Это не конкурс по приему детей в школу. Это конкурс на выполнение государственного задания школой имени Гнесиных по приему на обучение 360 талантливых детей. То, что никто, кроме школы имени Гнесиных, не может этого сделать, не имеет значения.

В итоге наша школа в этом году впервые подала заявку на участие в конкурсе на выполнение государственного задания по обучению 360 талантливых детей в школе имени Гнесиных. Как с этим бороться?

Борьба идет, но она бесперспективна по той причине, что культура у нас является точно такой же отраслью, как и все остальные. Пока она будет такой же отраслью, ничего не изменится».

Дети должны учиться!

В. Овчинников видит серьезную проблему в том, что конкурсы становятся чуть ли не главной сферой деятельности в музыкальных школах:

Когда я возглавил ЦМШ, то был удивлен тем, что школа превращается в конкурсно-концертную организацию, где дети задействованы не в учебном процессе, а, прежде всего, в процессе непрерывных выступлений на конкурсах и на концертах. Это негативно сказывается на состоянии учебного процесса. Мы сталкиваемся и с амбициями родителей.

Никто не сомневается в том, что конкурсы приносят пользу. Но в мое время, когда не было детских конкурсов, не было гонки, образно говоря, «конкурсных вооружений», это не мешало нам совершенствоваться.

Я считаю, что детские конкурсы должны быть ограничены до минимума. По крайней мере, до 12 лет их, может быть, вообще не имеет смысла проводить. Потому что конкурс расставляет детей по конкретным местам, кто-то оказывается выше и лучше, кто-то — ниже и хуже. Но места распределяются по сиюминутному исполнению конкретного произведения, а не по тому, что на деле представляет собой маленький музыкант. Это обидно и несправедливо.

Любому выступлению на конкурсе — и детские не исключение — должен предше- ствовать серьезный подготовительный этап. Но вот пример: у нас есть девочка, которая пришла ко мне с заявлением о том, что она уезжает на два месяца играть на четырех международных конкурсах — это безобразие.

Естественно, она будет играть не четыре программы, а только одну. И даже если эту одну программу она делает очень хорошо, все равно, если ее послушать, то это автомат, пулемет, но только не музыкант. Она играет ноты, за которыми нет музыки.

К сожалению, система поощрений и грантов, которая в свое время была благом, помогая педагогам выживать в очень трудных условиях, при низких окладах, привела к стремлению иметь много конкурсантов, много премий, дипломов и т. д. Сегодня это становится бедствием для учебного процесса. Остановить это практически невозможно, хотя я пытаюсь каким-то образом это сделать.

Система поощрения педагогов через грант, который получает школа — с одной стороны, большая помощь в финансовом отношении, но с другой — за каждый рубль мы должны отчитываться перед министерством. Доходит до абсурда: прошлый год был Годом культуры, и раз в неделю мы посылали в министерство план наших предстоящих мероприятий, а в конце недели отчитывались за них. Год культуры закончился, но все продолжается в том же ключе. Педагоги за свои гранты тоже должны отчитываться перед администрацией школы, а мы собираем огромные альбомы по каждому мероприятию. Я не считаю эту практику полезной и продуктивной.

Что же касается взрослых конкурсов, то здесь действуют другие законы: это очень солидный бизнес, в который вкладываются деньги, и эти деньги должны возвращаться с лихвой. Но любой конкурс должен занимать место в рейтинге, прежде всего, благодаря тем ангажементам, которые он предоставляет, а не громадным премиям. Я это знаю по своему опыту. Конкурс Чайковского мне, как лауреату, практически ничего не дал, кроме хорошей ставки на год и концертов по красным уголкам всего СССР. Получив первую премию в Лидсе, я в течение трех лет играл больше ста концертов в год. А это гораздо серьезнее, несмотря на то, что там премия была не очень высокая. Есть очень крупные премии, например, в Японии, но они не дают большого количества концертов.

Все, кто принимает участие в конкурсах, я думаю, делают это не ради премий, а прежде всего ради того, чтобы их услышали, дали им возможность играть. А чтобы много играть, нужно не только иметь огромнейший багаж программ, но и, выходя на сцену, уметь сказать что-то серьезное, а не просто повторить то, что написано в нотах. А это уже большая проблема воспитания и образования, и вообще общей культуры».

Необходим рейтинг конкурсов

Ф. Липс, основываясь на своем полувековом опыте участника, председателя и члена жюри, организатора многих конкурсов, педагога, подготовившего десятки лауреатов, отметил, что за время подготовки к конкурсам студенты повышают свой уровень. Лучшие показывают весь свой потенциал, средние вырастают до лучших и т. д. Поэтому конкурсы полезны. Но проблема в том, что сейчас престиж и конкурсов, и звания лауреата международного конкурса упал. Для того чтобы дифференцировать конкурсы, выделить самые сильные и престижные в том огромном количестве состязаний, которые сейчас проходят, необходимо вводить рейтинг. А вместо конкурсов, заведомо менее престижных, можно проводить смотры или фестивали, чтобы молодые музыканты чаще получали возможность для концертных выступлений.

А. Базиков поддержал предложение о введении рейтинга конкурсов и отметил, что этот процесс обязательно должен идти под эгидой АМКР и с участием ее экспертов. Он поддержал идеи борьбы с «конкурсоманией» и «лауреатоманией» и предложил ввести сертификацию конкурсных дипломов.

Именно Ассоциация, а не какие-то посторонние организации, не имеющие отношения к музыкальному искусству, должна принимать подобные решения. Хотелось бы, чтобы мы влияли на повышение рейтинга и статуса не только конкурсов — членов Ассоциации, имели отношение не только к ним, но и ко всему конкурсному процессу в России.

На примере Тамбова он отметил роль конкурса в развитии музыкальной жизни в регионе: «В 1994 мы проводили, благодаря Виктору Карповичу Мержанову, первый юношеский конкурс пианистов в Тамбове. Руководство региона, увидев уровень конкурса, стало выделять средства, вообще задумалось о том, что надо развивать музыкальную культуру. Вскоре появился институт, симфонический оркестр».

А. Устинов привел слова А. Базикова, прозвучавшие на Учредительной конференции АМКР в 2000: «Жесткая регламентация была возможна в условиях тоталитарного государства. Сегодня никто никому не запретит организовывать конкурсы. Мы должны четко уяснить себе, что не нужно ждать от Ассоциации некоего управления конкурсами вообще, но членство в ней должно стать непременным условием мало-мальски серьезного конкурса. Ассоциация может и должна организовать российское информационное пространство, создать единую сеть информационных каналов и так далее, создать единую площадку. Накопленный богатый опыт может пригодиться всем».

С. Усанов остановился на теме ангажементов: «Определили лауреатов, но помочь им пробиться на концертную сцену? Раньше было так: получаешь звание лауреата — и тебя сразу вводят в концертный план «Союзконцерта», а это определенное число концертов в год, гастроли. Сейчас такой организации уже не существует, и это никого не волнует. Надо думать, что делать дальше».

Еще раз о критериях

А. Устинов:

«Тема критериев категоризации конкурсов поднимается нами на каждой конференции. В прошлом году мы разработали и разослали членам нашего Объединения анкету из 75 вопросов. Задались темой выработки этих критериев с вашей помощью. Это сложно, потому что не существует единых подходов. Конкурс по одной специальности — одни критерии, по нескольким — другие. Например, жюри может быть по каждой специальности и объединенное, когда все слушают всех. Эту систему утвердить трудно, но и опровергнуть не менее трудно!

На анкету ответили около половины конкурсов. Из этих ответов, порой разрозненных и неполных, мы сделали важный вывод: нельзя задавать одни и те же вопросы конкурсам детским и взрослым, смешанным и по одной специальности…

Один из важнейших принципов любого конкурса — регулярность. В Европе это так, но у нас его соблюсти невозможно. Есть деньги — есть конкурс, нет денег — нет конкурса. Сегодня вы в фаворе, завтра в опале, и т. д.

Следующий вопрос: кому нужен конкурс? Если это часть учебного процесса (в школах, колледжах, вузах), то чаще всего этот конкурс не получает никакого статусного движения, оставаясь на учебном уровне. А в Европе конкурсы проводятся городами, и нужны они, прежде всего, городам.

Безусловно, конкурсы уже стали не просто частью жизни, а частью дыхания музыкальной педагогической системы. Мы не можем отследить весь процесс. Но когда мы видим биографии победителей, то обнаруживаем, что конкурсная жизнь — это бездна. И все конкурсы — разные.

Тем не менее, мы хотели бы совместными усилиями все-таки определить категории и дать по ним рекомендации. Деталей очень много. Есть какие-то минимальные критерии, которые бытуют, и их тоже надо учитывать. Или поправлять. Можно на основе нашего объединения проводить мониторинг конкурсов по этим критериям и, скажем, ежегодно публиковать в газете списки конкурсов по категориям. И регулярно их обновлять.

Нужно выработать определенные требования, и если какой-то конкурс этим требованиям отвечает, значит, он попадает в тот или иной классификатор, а если не отвечает — не попадает. Но выработка этих критериев — это очень сложное дело.

Проблема и в том, что на местах каждый знает, как сделать конкурс: дескать, «мы сами с усами». Отсюда ошибки. Там, где понимают, что нужно приглашать опытных людей, консультироваться, перенимать опыт; где к конкурсу относятся не как к выполнению ТЗ и второстепенной части учебного процесса, а как к явлению музыкально-культурного процесса региона — там добиваются успехов и двигаются вперед. Но у нас, к сожалению, сейчас идет обратный процесс: не подпускать в регион никого, кто мог бы дать полезные советы, что-то привнести извне.

По поводу ранжирования конкурсов и сертификации дипломов. Мы знаем, что в Петербурге при Комитете по культуре есть Совет директоров, разработавший систему учета конкурсов практически по категориям: учитываются дипломы только наиболее значимых и престижных конкурсов. Подобная ситуация существует и в Новосибирске, на уровне областного Министерства культуры. Выработка критериев помогла бы внедрить эту систему повсеместно, с целью дальнейшей профессионализации конкурсного дела, раз уж мы считаем, что делаем профессиональное дело».

А. Устинова подержал А. Марченко:

«Да, каждый конкурс индивидуален, и в каждом конкурсе есть свои особые условия. Но у нас, у профессионалов, есть критерии, принципы, которые всех нас объединяют, будь то детские конкурсы, юношеские конкурсы или конкурсы взрослых музыкантов. Надо учитывать и прислушиваться к тому, что уже наработано нами же».

Дети и конкурсы

Пленарное заседание второго дня конференции был посвящено дискуссии на тему «Детские и юношеские конкурсы в России».

Выступили представители конкурсов:

Маргарита Губченко — директор Международного конкурса молодых пианистов им. В. Ю. Виллуана и фестиваля камерных ансамблей, директор ДШИ № 8 им. Виллуана (Нижний Новгород);

Ольга Сосновская — художественный руководитель и председатель жюри Международного конкурса юных вокалистов на приз Ольги Сосновской (Сыктывкар);

Елена Фоменко — директор Открытого всероссийского конкурса камерных инструментальных ансамблей «Традиция и современность» им. М. П. Мазура (Санкт-Петербург).

На примерах конкретных состязаний обсуждались вопросы организации и проведения конкурсов:

количество участников, возраст и возрастные категории;

количество заявок в соотношении с количеством реально участвующих;

количество туров;

география конкурса;

количественный и качественный состав жюри, оплата работы жюри;

бюджет и призовой фонд конкурса;

система финансовой отчетности;

вокальные и композиторские конкурсы;

взаимоотношения с учредителями ряд других.

М. Губченко отметила важность встречи в Москве. Деятельность Ассоциации пользуется уважением и поддерживается в Нижегородском регионе. «Хорошо знаю каждый конкурс нашего региона и могу подтвердить: мы все очень ценим свое членство в ассоциации. Это сообщество надо поддерживать всеми силами».

О. Сосновская рассказала о внедрении новых приемов менеджмента; новшествах, которые постоянно вводятся на конкурсе. Например, запись всех прослушиваний на видео, которое выкладывается на сайт. Все желающие могут посмотреть эти записи и проголосовать за участников. На основе этого присуждается приз зрительских симпатий. На сайте выкладываются ноты произведений конкурсной программы, в т. ч. современных композиторов. Проводятся курсы повышения квалификации, консультации фониатра. Т. е. конкурс проводится как творческая лаборатория для обмена опытом и идеями.

А. Устинов:

Снова возникает вопрос, для чего проводится конкурс. Мы не можем не говорить о географии, потому что если 70% участников — местные, то это не конкурс, а смотр на местном уровне. Если конкурс проводится для развития внутренних процессов, если он нужен только проводящему его учебному заведению — это одно дело. И совсем другое — если он проводится с целью повысить статус региона: тогда приглашаются сильные участники сильное жюри, предлагается сложная программа и т. д. У нас, как правило, местная власть говорит: «Нам надо, чтобы лауреатом был наш», причем в приказном порядке. Начинают делить премии и т. д. Но мы сами должны доказывать, что конкурс все-таки нужен городу и региону.

Сейчас проводится очень много коммерческих конкурсов. Почему мы должны равнять себя с ними? Бороться с этим бессмысленно, но мы должны от них принципиально откреститься. Необходимо вводить регламентацию, определять, в т. ч. на уровне Министерства культуры, разницу между коммерческими конкурсами и профессиональными. И ни в коем случае не вступать с ними во взаимодействие и тем более в конкуренцию. Наша цель и задача — профессионализация конкурсного дела, создание профессионального конкурса. Мы не можем запретить кому-то проводить конкурс в один тур, но надо понимать, что это не профессиональный конкурс. Что ж, такие конкурсы тоже могут быть, но это особая категория: однотуровые конкурсы-фестивали. И совсем другая — к примеру, трехтуровый конкурс по одной специальности, с профессиональной направленностью. Должна быть четкая дифференциация, с четкими требованиями к каждой категории. Как и в любой профессии, в любом деле, здесь важны профессиональные критерии и специфика. Их нужно соблюдать и поддерживать.

И, конечно, нельзя стоять на месте, нужно двигаться вперед, искать новые формы менеджмента, привлекающие внимание к конкурсу».

Час Чайковского

Второй раз подряд (впервые в 2011) Конференция проходила в дни международного конкурса им. Чайковского. 4 года назад прошел Круглый стол «Музыкальные конкурсы: бизнес или искусство?» с участием художественного руководителя конкурса Р. Родзинского, эксперта в области конкурсного дела Г. Алинка, членов жюри конкурса В. Овчинникова, Д. Герингаса, члена Оргкомитета А. Шалашова (см. «МО» 2011, № 12).

В этом году состоялась творческая встреча с арт-директором XV Конкурса им. Чайковского Петером Гроте, на которой речь шла об актуальных вопросах проведения конкурсов. Это способ голосования и система оценок, регламент работы жюри, участие либо неучастие в соревновании учеников членов жюри и ряд других.

Петер Гроте, Андрей Устинов, Павел Райгородский, Александр Палицын

В частности, П. Гроте отметил, что на его памяти (а он работал на шести конкурсах им. Чайковского, начиная с 1994, в качестве арт-директора фирмы Kawai) это первый конкурс, на котором установилась исключительно доброжелательная атмосфера, обошлось без конфликтов и скандалов.

Конференция активно и продуктивно «вписалась» в проведение Конкурса им. Чайковского. Помимо встречи с П. Гроте, прошла презентация уникального издания: «Международный конкурс имени П. И. Чайковского: хроника событий, факты, интервью, комментарии. 1994–2011» (том 1 Библиотеки газеты «Музыкальное обозрение». Издательство «Композитор•Санкт-Петербург», 2014). Книгу представили редактор Библиотеки, канд. иск. Екатерина Ключникова и главный редактор газеты «МО» Андрей Устинов (подробно об этом издании см. в № 7, 2014).

В заседании Совета АМКР принял участие член жюри конкурса пианистов В. Овчинников. По окончании заседаний 28 и 29 июня участники конференции посетили прослушивания III тура конкурса по специальностям фортепиано (в Большом зале консерватории) и скрипка (в Концертном зале им. Чайковского). Билеты на прослушивания предоставила РГКК «Содружество» (директор А. Малышев).

Справочник

В ходе конференции прошла презентация нового издания — справочника «Музыкальные конкурсы России. Выпуск 4», выпущенного газетой «Музыкальное обозрение» совместно с Ассоциацией музыкальных конкурсов непосредственного к этому событию.

Справочник представили его редакторы-составители Полина Стрельник и Яна Ферран.

В 4‑м выпуске (2015) представлены подробные сведения о 154 Международных и Всероссийских конкурсах более чем по 30 специальностям, проходящих в 44 городах России.

Издание предназначается всем, кого объединяют музыкальные состязания: музыкантам, планирующим участие в конкурсах; учредителям, организаторам и директорам конкурсов; руководителям и педагогам музыкальных школ и колледжей; ректорам и преподавателям музыкальных вузов; руководителям департаментов и министерств культуры, директорам методических кабинетов; членам жюри; представителям всех музыкальных специальностей.

«Музыкальные конкурсы России. Выпуск 4». INSTRUMENTARIUM. том 2 Библиотеки газеты «Музыкальное обозрение»
СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2015. — 200 с., ил.
(Библиотека газеты «Музыкальное обозрение»)

Справочник помогает музыкантам ориентироваться на конкурсной карте России, выбирать состязания, подходящие им по срокам, оптимизировать маршруты, корректировать свои творческие планы.

Отдельные страницы предоставлены крупным музыкальным вузам (консерваториям, академиям), проводящим музыкальные конкурсы.

Приведены эксклюзивные статистические данные, подготовленные экспертами АМКР.

Предыдущие выпуски справочника выходили в 2003, 2006 и 2009.

Итоги

По итогам Конференции принята Резолюция. В ней, в частности, говорится:

«Участники Конференции выразили поддержку деятельности Ассоциации (Объединения) музыкальных конкурсов. В выступлениях постоянно подчеркивалась ведущая роль АМКР в организации единого конкурсного пространства, в совершенствовании и профессионализации конкурсного дела в нашей стране. Отмечалось, что АМКР с самого начала своей деятельности является лидером российской конкурсной жизни. Ассоциация регулярно проводит Мониторинг конкурсного движения в стране и за рубежом, продуктивно взаимодействует с Министерством культуры, другими органами государственной власти, заинтересованными в этом вопросе.

Организаторы конкурсов постоянно используют в своей работе колоссальный опыт, накопленный Объединением в деле организации конкурсов, разработки и рекомендации экспертов АМКР.

В связи с этим была высказан тезис о необходимости дальнейшей поддержки деятельности Объединения со стороны государства. На Конференции были озвучены конструктивные предложения по совершенствованию и профессионализации конкурсного дела в России».

Надо чаще встречаться!

Участники Конференции выразили поддержку деятельности Ассоциации (Объединения) музыкальных конкурсов.

В выступлениях отмечалось, что АМКР с самого начала своей деятельности является лидером российской конкурсной жизни. Подчеркивалась ведущая роль Ассоциации в объединении российского конкурсного пространства, профессионализации конкурсного дела в стране.

Ассоциация регулярно проводит мониторинг конкурсного движения в стране и за рубежом, плодотворно взаимодействует с Министерством культуры РФ, другими органами государственной власти по вопросам музыкальных конкурсов.

Организаторы конкурсов постоянно используют в своей работе колоссальный опыт, накопленный Ассоциацией в деле организации конкурсов, разработки и рекомендации экспертов АМКР.

На Конференции были озвучены конструктивные предложения по совершенствованию и профессионализации конкурсного дела в России.

Участники конференции приняли решение создать на базе Ассоциации (Объединения) рабочую группу по разработке Положения о музыкальном конкурсе, совместно с Министерством культуры РФ и Союзом концертных организаций России.

Представители российских музыкальных конкурсов согласились с необходимостью совершенствования системы классификации музыкальных конкурсов и введения категорий для них и призвали всех у частников конкурсного процесса принять участие в продолжении этой работы. В числе важнейших критериев, на которые требуется обратить внимание при классификации и категоризации конкурсов — совершенствование системы оценок, более тщательный и строгий подход к отбору участников и приглашению членов жюри, количественный состав жюри, финансовое обеспечение, условия участия в конкурах учеников членов жюри.

Рекомендовано директорам конкурсов, организаторам конкурсов: Департаментам культуры, методическим кабинетам, школам искусств, всем участникам конкурсного процесса — перенять опыт Новосибирской СМШ (колледжа), Совета директоров ДМШ и ДШИ Комитета по культуре Санкт-Петербурга по дифференциации конкурсных дипломов;

учесть предложения на этот счет А. Марченко, М. Хохлова, А. Базикова, с целью исключения из профессионального конкурсного процесса конкурсов‑«однодневок», коммерческих конкурсов, конкурсов как бизнес-проектов, бесконтрольно раздающих фальшивые дипломы; пресечения таких негативных явлений конкурсной жизни, как девальвация званий лауреата и дипломанта конкурсов, а в конечном итоге — дискредитация конкурсного дела.

Было отмечено, что при организации и проведении конк=урса необходимо стремиться к повышению статуса в регионе, более тесному взаимодействию с руководством регионов и городов.

Рекомендовано активнее внедрять и использовать новые методики проведения конкурсов и распространения информации (трансляции, интернет-голосование, использование социальных сетей, пиар-кампании и т. д.).

Все участники конференции отметили полезность проведения подобных встреч, необходимость регулярного обмена опытом, что послужит дальнейшему развитию и совершенствованию конкурсного процесса.

В связи с этим было предложено продолжить практику встреч директоров музыкальных конкурсов и сделать их ежегодными.