На Новой сцене Большого театра прошли премьерные показы обновленной программы «Postscript»

Балетные фантазии
На Новой сцене Большого театра прошли премьерные показы обновленной программы «Postscript»
Фото Андрей Степанов

«Postscript 2.0» — новый проект продюсерской компании MuzArts (руководитель Юрий Баранов, экс-солист Большого театра). Общее название проекту дал балет Пола Лайтфута и Соль Леон «Postscript» на музыку Филиппа Гласса.

Балет присутствовал и в «Postscript 1.0», он ставился (переносился на артистов Большого театра) в 2021 в период пандемии в расчете на участие балерины Ольги Смирновой и даже попал в шорт-лист премии «Золотая маска» как лучший балетный спектакль. Балет остался в программе, но в него вошли новые исполнители, как и балет «Фавн» Сиди Ларби Шеркауи.

Два других названия в программе — новинки: свой ранний балет «Соната-фантазия» на музыку Александра Скрябина перенес на сцену Большого театра Юрий Посохов, а петербургский хореограф Константин Кейхель специально для проекта поставил спектакль «Initium» на музыку Константина Чистякова, своего постоянного соавтора. Кроме артистов Большого театре в спектаклях проекта принимал участие ведущий солист балета Аллы Духовой «Тодес» и финалист российского танцевального телепроекта «Танцы на ТНТ 4» Ильдар Гайнутдинов.

Фото Андрей Степанов

Плоды сотворчества

Компания MuzArts уже представила достаточно международных балетных программ, чтобы считаться своеобразным лидером на российском рынке — предыдущие несколько проектов строились вокруг балерины Большого театра Светланы Захаровой (это и вечер балетов «Amore», и связанный с модным домом Chanel проект «Modance»). Их премьеры часто проходили за рубежом, потом показывались в Москве и Петербурге, гастролировали по странах и континентам. С самого начала в спектаклях участвовали артисты Большого театра, они должны были выезжать на все гастроли с проектом, что очень разнообразило их жизнь.

Новые программы, которые придумывает Баранов (он отсматривает десятки спектаклей на разных фестивалях, чтобы найти наиболее интересных композиторов, художников, дизайнеров и хореографов, которые смогли бы работать вместе в его проектах), с одной стороны, еще теснее теперь связаны с Большим театром, где есть нехватка новых названий коротких балетов для самореализации артистов, но с другой стороны, генеральный директор MuzArts хочет, чтобы форма и содержание этих вечеров менялись. Поэтому в артистический состав входят теперь звезды из других жанров, и, видимо, в будущем будет больше хореографов не из мира современного балета, а из среды contemporary dance.

Сотрудничество с MuzArts интересно Большому театру, так как он получает, если не совсем в постоянный репертуар, но в афишу, несколько раз за сезон вечера балетов из серии «триптих», которые не надо собирать самостоятельно. Можно специально не говорить, что подобные проекты «заводят» в театр новую публику.

Фото Андрей Степанов

Такой большой и такая маленькая

Свою первую работу в Большом театре Константин Кейхель назвал «Initium», что означает «начало». Название удобное во всех смыслах и для хореографа из мира contemporary dance, который впервые как постановщик попал в главный театр страны, и для развития сюжета о начале чего-нибудь. В фокусе пара танцовщиков, одетых в ироничные костюмы от Игоря Чапурина (купальник на девушке, и шорты на юноше, с одинаковой характерной вставкой спереди), который стал дизайнером новых балетов, и как всегда нарушил традиционные каноны. Когда на сцене появляется двое с виду невинных молодых людей разного пола (Анастасия Денисова и Ильдар Гайнутдинов), возникают мысли об Адаме и Еве, тех самых хрестоматийных перволюдях, инициалах человечества. Для танцовщиков, которые не являются пока парой, поставлены практически одинаковые несложные па. Но постоянно выделяется мужчина, чьи движения рядом с хрупкой девушкой кажутся доминирующими, и даже агрессивными. Возможно, такой эффект создает полуобнаженное тело. Известно, что балерину на сцене делает «большой» и заметной в том числе и ее громоздкая юбка — пачка или тюник, а здесь ее нет, и происходит умаление.

Музыка в спектаклях Кейхеля чаще всего выступает в качестве наполнителя пространства, связана с хореографией опосредовано, поиски двух художников идут параллельно друг другу. И даже когда хореография гармонична, музыка конфликта, ей тесно во времени и пространстве. В предыдущей работе хореографа этого сезона Echo, бесконечно длящейся музыке пыталась соответствовать бесконечно длинная хореографическая композиция, основанная на повторении группой танцовщиков одинаковых комбинаций бесчисленное количество раз.

Эксперимент показался любопытным, но в пространстве академического театра, где зрители заперты на своих местах, не могут ни присоединиться к действу, ни уйти, он был утомительным и разрушительным акустически. Дуэт, который родился в Большом театре, умеренно экспериментальный — это аккуратное гендерное исследование пластики балетной танцовщицы и артиста танцевальной эстрады. Юная и юркая Анастасия Денисова интересно показалась в пластике contemporary dance, давая понять, что нашла еще один мир танца, где ей гармонично живется. Публика получила удовольствие от созерцания колоритного артиста «Тодес», который старался соответствовать академической сцене, аккуратно вытягивая подъемы и демонстрируя природную выворотность. Но главным месседжем Initium все же является тот самый эффект, который мы упомянули выше: какой маленькой делают конвенциональные движения танца девушку, и как они увеличивают юношу, когда костюмы не помогают репрезентативности.

Эхо модерна

Юрий Посохов собрал партитуру своего получасового балета «Соната-фантазия» из шести разных сочинений Скрябина (Соната № 5; Соната № 2, финал presto; Прелюдии № 1, opus  16; № 6, opus 13; № 3, opus 15; № 5, opus 17; Экспромт № 2, opus 12) и дал ему название по одному из них, использованному частично. «Сонатой-фантазией» называют небольшую.  состоящую всего из двух частей, вторую сонату для фортепиано. В Большом театре за фортепиано оба вечера солировал Андрей Коробейников.

Музыку Скрябина редко используют хореографы, самым знаменитым считается балет-сюита Касьяна Голейзовского «Скрябиниана» 1962 года, воспевающий явную и скрытую чувственность. У Посохова чувственность отодвинута на второй план, да и опусы он собрал совсем иные (у Голейзовского присутствовала, например, «Сатаническая поэма»). В балете занято восемь солистов, которые делятся на бинарные пары, хотя хореограф явно не исследует здесь гендерные отношения, но скорее испытывает координацию артистов в сложных танцевальных конструкциях с меняющимся настроением музыки. С одной стороны, Посохов идет дорогой бессюжетных балетов Баланчина, но у Баланчина сквозь геометрию танца будут видны какие-то классические образцы, которые он переосмысляет, или начинается интеллектуальный диалог с Петипа, а Посохов ищет пути, чтобы расслышать внутренний голос, поэтику музыки Скрябина. Поэтому сложные по темпу и хореографическому наполнению композиции, которые энергично исполняют превосходные солисты, не главное в спектакле, за каждой конструкцией, похожей в своей сложности на предыдущую, как будто стоит отдельное стихотворение, та самая скрытая поэзия хореографов модерна (Михаил Фокин), случайным образом не встретившаяся с музыкой русского модерна в начале XX века, но встречающаяся с ней теперь. Хореография «с двойным дном» начала уже неплохо получаться у артистов Большого театра, но чтобы все нюансы прозвучали, требуется время. Хотелось бы, чтобы «Соната-фантазия» чаще исполнялась.

Кроме именитых Анастасии Сташкевич и Вячеслава Лопатина, в премьере были заняты артисты, чьи имена вот-вот заблещут, поэтому стоит их перечислить — Анастасия Денисова и Алексей Путинцев, Виктория Брилева и Маргарита Шрайнер (забегая вперед, отмечу, что солистка станет открытием нового балета Вячеслава Самодурова «Танцемания»). Отличными партнерами молодым героиням стали опытные Александр Волчков и Артур Мкртчян.

Отдельная история в спектакле Посохова — костюмы Майи Майер, которые будто специально созданы, чтобы в них исполнять танцы на музыку Скрябина. Девушки носят белые прозрачные юбочки и топы, под которыми выделяются белые трусы и узкие полоски бюстье, на юношах прозрачные фиолетовые майки с тканевыми аппликациями и темно-сиреневые брюки. Для неоклассики, каковой балеты Посохова, правда, не являются, но всегда будто претворяются ею, эстетика вызывающая.

Екатерина БЕЛЯЕВА

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм