На фестивале «Архстояние-2018» прошла презентация лаборатории молодых композиторов, драматургов и режиссеров «КоOPERAция»

На фестивале «Архстояние-2018» прошла презентация лаборатории молодых композиторов, драматургов и режиссеров «КоOPERAция»
Писать оперу в XXI веке – дело непростое. Как не стать очередным музейным артефактом, найти живой отклик у зрителя и преодолеть собственный страх? Восемнадцать молодых авторов в рамках лаборатории “КоOPERAция” будут исследовать границы оперного жанра и законы современного музыкального театра, чтобы найти инновационную модель работы над оперой.

Проект “коOPERAция” был придуман и воплощен режиссером Екатериной Василевой еще год назад. “Вовлечь молодых авторов в сферу музыкального театра и вдохновить их на создание новых сочинений. Это главное”, – говорит она.

В этом году лаборатория собрала не только композиторов и драматургов, но и режиссеров, обозначив перед ними новые интересные задачи. На протяжении последующих нескольких месяцев ребята будут работать над сочинением одноактной оперы для трех солистов и камерного ансамбля. Представление завершенных партитур в формате work-in-progress пройдет на Малой сцене Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. А через год на open-air фестиваля “Архстояние-2019” в Никола-Ленивце оперы будут представлены в формате полноценных постановок.

Итак, какие же оперы ждут нас в скором времени? Оперу о марсоходе Curiosity напишет Николай Попов в содружестве с драматургом Татьяной Рахмановой и режиссером Алексеем Смирновым. Как отметил композитор, в своей партитуре он постарается объединить последние достижения электронной музыки и компьютерных технологий в необычных полиэкранных условиях.

Еще один оперный проект о взаимодействии с искусственным интеллектом представили режиссер Юрий Квятковский, драматург Евгения Беркович и композитор Артем Пысь. Их история сосредоточена на трех героях, каждый из которых находит утешение в компьютерных ботах. “В нашей опере будет место вопросам социальным, вопросам религиозным, и даже – гендерным”, – заверила всех Евгения Беркович.

Проблемы подлинности, времени и старения оказались в центре внимания оперной партитуры Александры Каца (Польша). Вместе с режиссером Сергеем Морозовым и драматургом Екатериной Бондаренко они вдохновлялись пространством Павильона шишек. Это один из самых отдаленных архитектурных объектов “Архстояния”.

Также вписанным в пространство Никола-Ленивца станет опера Адриана Мокану (Украина), режиссера Аси Чащинской и драматурга Даны Жанэ. Команда пообещала, что задействует пленэр и пространство пруда “Архстояния”.

Формат традиционного оперного спектакля выбрали композитор Дмитрий Бученков, драматург Андрей Иванов и режиссер Елизавета Бондарь, взяв за основу телевизионный сюжет о спасении тайландских школьников из затопленной пещеры.

А вот тандем в составе режиссера Капитолины Цветковой-Плотниковой, драматурга Киры Малининой (Киев) и композитора Оле Хюбнера (Германия), напротив – решил поэкспериментировать с форматом. Слоистая структура их будущего оперного повествования каждый раз по-новому будет разворачиваться перед зрителем. Режиссер пообещала создать уникальный “спектакль-трансформер”, где каждый новый показ будет не похож на предыдущий.

Способны ли москвичи воспринимать оперы молодых авторов? Узнаем очень скоро. Двадцатиминутные оперные эскизы можно будет увидеть 8 и 9 декабря на сцене Московского театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Источник публикации Российская газета, 01.08.2018, Владимир Жалнин