Музыкальное наследие Юрия Буцко: к 80-летию со дня рождения композитора

Музыкальное наследие Юрия Буцко: к 80-летию со дня рождения композитора
Юрий Буцко. Фото из личного архива Анастасии Буцко

28 мая исполнилось 80 лет со дня рождения композитора Юрия Марковича Буцко (1938–2015). Концерты из произведений Буцко, посвященные этой дате, прошли 28 мая в Малом зале Московской консерватории, 3 июня — в Большом зале. В 6 июля в Концертном зале им. Чайковского в программе концерта ГАСО им. Е.Ф. Светланова из цикла «Истории с оркестром» («Владимир Юровский дирижирует и рассказывает») прозвучат три никогда не исполнявшиеся инструментовки фортепианных пьес Мусоргского, сделанные Юрием Буцко: «Близ южного берега Крыма, Гурзуф у Аю-Дага», Соната для фортепиано с четыре руки, Страстный экспромт «Воспоминание о Бельтове и Любе».

Памятную дату отметило радио «Орфей». 28 мая, в день рождения Юрия Буцко, в эфире «Орфея» прозвучала мемориальная программа, а 5 июня в «Концертном зале радио Орфей» — запись концерта 3 июня из БЗК.

28 мая состоялась презентация создающегося Фонда Юрия Буцко, а также портретного двойного диска композитора, выходящего на лейбле «Мелодия». Презентацию провели вдова Ю. Буцко музыковед Марина Рахманова и его дочь, музыкальный журналист Анастасия Буцко.

***

24 мая в Большом зале ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова прошла конференция «Наследие композиторов ХХ века: Ю.М. Буцко (к 80-летию со дня рождения)». Затем состоялся концерт из произведений композитора, которые исполнили студентов и преподавателей ГМПИ.

Дух всюду сущий и единый

А.А.  Фет[1]

У музыкального искусства сложные отношения с историей. Выдающийся филолог и историк, один из последних учеников Гегеля, Иоганн Густав Дройзен полагал, «что только музыка непосредственно выражает истину времени»[2]. В унисон с ним размышляет отечественный культуролог и музыковед Татьяна Чередниченко, считая, что музыка не в полной мере совпадает с окружающим ее настоящим временем. К примеру, она может запаздывать почти на три десятилетия по сравнению с литературой, живописью и поэзией (так произошло с утверждением музыкального романтизма), а может значительно опережать культурные события. Но чаще музыка сразу и опережает и запаздывает: «идет по исторической кромке возможного, отчасти уже упущенного, отчасти еще предстоящего, но при этом исторически “настоящего” (подлинного)»[3], а композитор предстает художником, способным размышлять над актуальными вопросами действительности, не забывая о прошлом, и, одновременно, предвидеть новые тенденции и пролагать пути в будущее.

Осуществление своего поиска «истины времени» — прерогатива крупных, философски мыслящих художников; к их числу принадлежит и Юрий Маркович Буцко. Осмыслению музыкального наследия композитора, пока еще недостаточно услышанного и изученного, была посвящена международная научно-практическая конференция «Наследие композиторов ХХ века: Юрий Маркович Буцко (к 80-летию со дня рождения)», состоявшаяся 24 мая 2018 года в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М. Ипполитова-Иванова. В организации и проведении мероприятия приняли участие проректор по научной работе ГМПИ, доктор искусствоведения, профессор И.М. Ромащук, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения М.П. Рахманова и преподаватель кафедры теории музыки ГМПИ С.В. Лукерченко.

С приветственным словом к участникам обратились музыковед М.П. Рахманова (Буцко) и журналист А. Буцко, основатели Фонда Юрия Буцко. В рамках конференции были заслушаны выступления профессоров, доцентов и преподавателей пяти музыкальных вузов Москвы. Конференция, прошедшая в рамках проекта «Ипполитовские ассамблеи», объединила музыкантов разных поколений. О Юрии Марковиче вспоминали его ученики, коллеги и исполнители — С.Б. Яковенко, Е.И. Подгайц, Л.Б. Шишханова, Б.С. Франкштейн, А.И. Микита, И.К. Кузнецов.

В своем выступлении ведущая конференции С.В. Лукерченко кратко охарактеризовала творчество композитора в целом.  Особое внимание было уделено сочинениям, созданным в период, когда Юрий Маркович преподавал композицию в музыкальном училище имени М.М. Ипполитова-Иванова (1966 – 1968) — опере «Белые ночи», кантате «Маяковский ‑ детям» и оратории «Сказание о Пугачевском бунте».

Вспоминая занятия в классе композиции Ю.М. Буцко в Московской консерватории, Е.И. Подгайц рассказал о различных формах творческой работы, освоенных им под руководством Юрия Марковича, и отметил, что многие из них он сам применяет на занятиях со студентами-композиторами.

Годы учебы в классе Ю.М. Буцко в Ипполитовке стали творческим стартом для Б.С. Франкштейна — композитора, пианиста и педагога. По его наблюдениям, на уроках преподавателя композиции царила настолько располагающая к творчеству атмосфера, что за один год список его сочинений пополнился десятью произведениями в разных жанрах. Теплые слова о Ю.М. Буцко были сказаны А.И. Микитой и А.В. Комиссаровым. Творческое общение с Юрием Марковичем помогло им раскрыть для себя новые грани профессий композитора и пианиста.

Раздел конференции «Исполнители о музыке Ю.М. Буцко» открыло выступление народного артиста РФ, профессора С.Б. Яковенко, первого исполнителя оперы «Записки сумасшедшего». В сообщении на тему «О работе над ролью Поприщина в моноопере “Записки сумасшедшего”» были представлены интересные сведения о ее премьере, состоявшейся на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского под управлением К.П. Кондрашина.

Своими наблюдениями о совместной работе композитора и дирижера, Ю.М. Буцко и С.С. Калинина, поделился хормейстер В.В. Красов. Органистка Л.Б. Шишханова выступила с сообщением «К истории премьерного исполнения “Полифонического концерта” Ю.М. Буцко» и познакомила присутствующих с неизвестными ранее фактами творческой биографии композитора.

Выступление доктора искусствоведения, профессора И.К. Кузнецова было посвящено оратории Ю.М. Буцко «Канон Ангелу Грозному, Воеводе и Хранителю». Анализируя сочинение, он уделил особое внимание колокольной образности и указал на близкое родство колокольных звучаний, которыми пронизана оратория, и колокольных звонов соборов Московского Кремля. Кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Кошкарева сосредоточила внимание на особенностях эволюции творчества композитора в сфере хоровых жанров и охарактеризовала стилистику сочинений раннего, среднего и позднего периодов его хоровой музыки. В своем докладе «К вопросу о “натиске” драматургии на композицию в программных сонатно-симфонических циклах Ю.М. Буцко» С.В. Лукерченко рассмотрела два программных цикла — «Сонату в четырех фрагментах» для фортепиано и камерную симфонию «Духовный стих». Исследователь отметила особенности трактовки циклических форм, обусловленные оригинальностью идейного замысла и своеобразием драматургического решения.

Расширению географии участников конференции способствовала возможность общения через Интернет, что позволило выпускнице ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова Т.С. Грунеман (Трефиловой), ныне художественному руководителю и дирижеру вокального ансамбля «Joy» города Дрездена (Германия), представить стендовый доклад на тему: «Шесть женских хоров без сопровождения на слова русских народных песен» Ю. Буцко: к вопросу подбора и освоения репертуара». В докладе были охарактеризованы различные формы работы, применяемые при изучении хоровых сочинений композитора.

В рамках конференции состоялся концерт из произведений Ю.М. Буцко. Энергетика его музыки, уникальная и неповторимая, ощущалась в каждом из сочинений. Концертную программу открыли фрагменты из цикла «Шесть женских хоров без сопровождения на слова русских народных песен», исполненные хором студентов ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова под управлением В.В. Красова. Певцы гибко реагировали на смену музыкальной образности, контрасты темпов и нюансов. Исполнение покорило слушателей разнообразием оттенков звучностей, одухотворенным и точным интонированием.

Камерно-инструментальная музыка Ю.М. Буцко была представлена Сонатой для скрипки и фортепиано. Первая часть и финал сочинения, вобравшие в себя глубокие философские и этические смыслы, были исполнены студентами ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова Д.Науменко (фортепиано) и Д. Лутфрахмановой (скрипка), класс профессора кафедры «Ансамбль» Г.Е. Ивановой, и студентами В. Осиповой (фортепиано) и Д. Посаженниковым (скрипка), класс доцента, заведующей кафедрой «Ансамбль» И.В. Красотиной. Музыка сонаты, где авторское повествование освещено бликами цитируемого композитором древнерусского знаменного роспева, «окутывала» зал: каждый голос дуэта звучал рельефно и проникновенно. Украшением юбилейного вечера стала премьера вокального цикла «Аленушкины сказки» в исполнении лауреатов международных конкурсов певицы В. Зяблицкой и концертмейстера О. Ивановой. Артистичное и яркое исполнение вовлекло слушателей в атмосферу причудливой, сказочной игры, затеянной героиней поэтических картинок И.А. Бунина.

Конференция завершилась показом фильма (режиссер монтажа Р.М. Шибаев, преподаватель кафедры «музыковедение и композиция» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова), где проникновенный взгляд Юрия Марковича Буцко и потрясающий по силе воздействия голос его музыки слились в единое целое.

Наталья КОШКАРЕВА
Светлана ЛУКЕРЧЕНКО


[1] Стихотворение 1885 года.

[2] Подробнее об этом см.: Droysen J.G. Historik. 3.Aufl. München, 1958. S.96, 422.

[3] Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи – М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 12.