You have no items in your cart.
Музыкальное наследие Юрия Буцко: к 80-летию со дня рождения композитора
28 мая исполнилось 80 лет со дня рождения композитора Юрия Марковича Буцко (1938–2015). Концерты из произведений Буцко, посвященные этой дате, прошли 28 мая в Малом зале Московской консерватории, 3 июня — в Большом зале. В 6 июля в Концертном зале им. Чайковского в программе концерта ГАСО им. Е.Ф. Светланова из цикла «Истории с оркестром» («Владимир Юровский дирижирует и рассказывает») прозвучат три никогда не исполнявшиеся инструментовки фортепианных пьес Мусоргского, сделанные Юрием Буцко: «Близ южного берега Крыма, Гурзуф у Аю-Дага», Соната для фортепиано с четыре руки, Страстный экспромт «Воспоминание о Бельтове и Любе».
Памятную дату отметило радио «Орфей». 28 мая, в день рождения Юрия Буцко, в эфире «Орфея» прозвучала мемориальная программа, а 5 июня в «Концертном зале радио Орфей» — запись концерта 3 июня из БЗК.
28 мая состоялась презентация создающегося Фонда Юрия Буцко, а также портретного двойного диска композитора, выходящего на лейбле «Мелодия». Презентацию провели вдова Ю. Буцко музыковед Марина Рахманова и его дочь, музыкальный журналист Анастасия Буцко.
***
24 мая в Большом зале ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова прошла конференция «Наследие композиторов ХХ века: Ю.М. Буцко (к 80-летию со дня рождения)». Затем состоялся концерт из произведений композитора, которые исполнили студентов и преподавателей ГМПИ.
Дух всюду сущий и единый
А.А. Фет[1]
У музыкального искусства сложные отношения с историей. Выдающийся филолог и историк, один из последних учеников Гегеля, Иоганн Густав Дройзен полагал, «что только музыка непосредственно выражает истину времени»[2]. В унисон с ним размышляет отечественный культуролог и музыковед Татьяна Чередниченко, считая, что музыка не в полной мере совпадает с окружающим ее настоящим временем. К примеру, она может запаздывать почти на три десятилетия по сравнению с литературой, живописью и поэзией (так произошло с утверждением музыкального романтизма), а может значительно опережать культурные события. Но чаще музыка сразу и опережает и запаздывает: «идет по исторической кромке возможного, отчасти уже упущенного, отчасти еще предстоящего, но при этом исторически “настоящего” (подлинного)»[3], а композитор предстает художником, способным размышлять над актуальными вопросами действительности, не забывая о прошлом, и, одновременно, предвидеть новые тенденции и пролагать пути в будущее.
Осуществление своего поиска «истины времени» — прерогатива крупных, философски мыслящих художников; к их числу принадлежит и Юрий Маркович Буцко. Осмыслению музыкального наследия композитора, пока еще недостаточно услышанного и изученного, была посвящена международная научно-практическая конференция «Наследие композиторов ХХ века: Юрий Маркович Буцко (к 80-летию со дня рождения)», состоявшаяся 24 мая 2018 года в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М. Ипполитова-Иванова. В организации и проведении мероприятия приняли участие проректор по научной работе ГМПИ, доктор искусствоведения, профессор И.М. Ромащук, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения М.П. Рахманова и преподаватель кафедры теории музыки ГМПИ С.В. Лукерченко.
С приветственным словом к участникам обратились музыковед М.П. Рахманова (Буцко) и журналист А. Буцко, основатели Фонда Юрия Буцко. В рамках конференции были заслушаны выступления профессоров, доцентов и преподавателей пяти музыкальных вузов Москвы. Конференция, прошедшая в рамках проекта «Ипполитовские ассамблеи», объединила музыкантов разных поколений. О Юрии Марковиче вспоминали его ученики, коллеги и исполнители — С.Б. Яковенко, Е.И. Подгайц, Л.Б. Шишханова, Б.С. Франкштейн, А.И. Микита, И.К. Кузнецов.
В своем выступлении ведущая конференции С.В. Лукерченко кратко охарактеризовала творчество композитора в целом. Особое внимание было уделено сочинениям, созданным в период, когда Юрий Маркович преподавал композицию в музыкальном училище имени М.М. Ипполитова-Иванова (1966 – 1968) — опере «Белые ночи», кантате «Маяковский ‑ детям» и оратории «Сказание о Пугачевском бунте».
Вспоминая занятия в классе композиции Ю.М. Буцко в Московской консерватории, Е.И. Подгайц рассказал о различных формах творческой работы, освоенных им под руководством Юрия Марковича, и отметил, что многие из них он сам применяет на занятиях со студентами-композиторами.
Годы учебы в классе Ю.М. Буцко в Ипполитовке стали творческим стартом для Б.С. Франкштейна — композитора, пианиста и педагога. По его наблюдениям, на уроках преподавателя композиции царила настолько располагающая к творчеству атмосфера, что за один год список его сочинений пополнился десятью произведениями в разных жанрах. Теплые слова о Ю.М. Буцко были сказаны А.И. Микитой и А.В. Комиссаровым. Творческое общение с Юрием Марковичем помогло им раскрыть для себя новые грани профессий композитора и пианиста.
Раздел конференции «Исполнители о музыке Ю.М. Буцко» открыло выступление народного артиста РФ, профессора С.Б. Яковенко, первого исполнителя оперы «Записки сумасшедшего». В сообщении на тему «О работе над ролью Поприщина в моноопере “Записки сумасшедшего”» были представлены интересные сведения о ее премьере, состоявшейся на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского под управлением К.П. Кондрашина.
Своими наблюдениями о совместной работе композитора и дирижера, Ю.М. Буцко и С.С. Калинина, поделился хормейстер В.В. Красов. Органистка Л.Б. Шишханова выступила с сообщением «К истории премьерного исполнения “Полифонического концерта” Ю.М. Буцко» и познакомила присутствующих с неизвестными ранее фактами творческой биографии композитора.
Выступление доктора искусствоведения, профессора И.К. Кузнецова было посвящено оратории Ю.М. Буцко «Канон Ангелу Грозному, Воеводе и Хранителю». Анализируя сочинение, он уделил особое внимание колокольной образности и указал на близкое родство колокольных звучаний, которыми пронизана оратория, и колокольных звонов соборов Московского Кремля. Кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Кошкарева сосредоточила внимание на особенностях эволюции творчества композитора в сфере хоровых жанров и охарактеризовала стилистику сочинений раннего, среднего и позднего периодов его хоровой музыки. В своем докладе «К вопросу о “натиске” драматургии на композицию в программных сонатно-симфонических циклах Ю.М. Буцко» С.В. Лукерченко рассмотрела два программных цикла — «Сонату в четырех фрагментах» для фортепиано и камерную симфонию «Духовный стих». Исследователь отметила особенности трактовки циклических форм, обусловленные оригинальностью идейного замысла и своеобразием драматургического решения.
Расширению географии участников конференции способствовала возможность общения через Интернет, что позволило выпускнице ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова Т.С. Грунеман (Трефиловой), ныне художественному руководителю и дирижеру вокального ансамбля «Joy» города Дрездена (Германия), представить стендовый доклад на тему: «Шесть женских хоров без сопровождения на слова русских народных песен» Ю. Буцко: к вопросу подбора и освоения репертуара». В докладе были охарактеризованы различные формы работы, применяемые при изучении хоровых сочинений композитора.
В рамках конференции состоялся концерт из произведений Ю.М. Буцко. Энергетика его музыки, уникальная и неповторимая, ощущалась в каждом из сочинений. Концертную программу открыли фрагменты из цикла «Шесть женских хоров без сопровождения на слова русских народных песен», исполненные хором студентов ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова под управлением В.В. Красова. Певцы гибко реагировали на смену музыкальной образности, контрасты темпов и нюансов. Исполнение покорило слушателей разнообразием оттенков звучностей, одухотворенным и точным интонированием.
Камерно-инструментальная музыка Ю.М. Буцко была представлена Сонатой для скрипки и фортепиано. Первая часть и финал сочинения, вобравшие в себя глубокие философские и этические смыслы, были исполнены студентами ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова Д.Науменко (фортепиано) и Д. Лутфрахмановой (скрипка), класс профессора кафедры «Ансамбль» Г.Е. Ивановой, и студентами В. Осиповой (фортепиано) и Д. Посаженниковым (скрипка), класс доцента, заведующей кафедрой «Ансамбль» И.В. Красотиной. Музыка сонаты, где авторское повествование освещено бликами цитируемого композитором древнерусского знаменного роспева, «окутывала» зал: каждый голос дуэта звучал рельефно и проникновенно. Украшением юбилейного вечера стала премьера вокального цикла «Аленушкины сказки» в исполнении лауреатов международных конкурсов певицы В. Зяблицкой и концертмейстера О. Ивановой. Артистичное и яркое исполнение вовлекло слушателей в атмосферу причудливой, сказочной игры, затеянной героиней поэтических картинок И.А. Бунина.
Конференция завершилась показом фильма (режиссер монтажа Р.М. Шибаев, преподаватель кафедры «музыковедение и композиция» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова), где проникновенный взгляд Юрия Марковича Буцко и потрясающий по силе воздействия голос его музыки слились в единое целое.
Наталья КОШКАРЕВА
Светлана ЛУКЕРЧЕНКО
[1] Стихотворение 1885 года.
[2] Подробнее об этом см.: Droysen J.G. Historik. 3.Aufl. München, 1958. S.96, 422.
[3] Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи – М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 12.