Музыкально обозрели свои 25!

Концерт как театральный спектакль: от вешалки до мировой премьеры
Музыкально обозрели свои 25!

ДОЛИНСКАЯ Елена Борисовна, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор МГК им. Чайковского. Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2013). Награждена Премией города Москвы в области литературы и искусства за монографию «Фортепианный концерт в русской музыке ХХ столетия. Исследовательские очерки» (2007). Член Союза композиторов СССР (РФ) (с 1976 г.). Специалист по истории музыки XX века.

Юбилеи, как и люди, бывают разными. И не только в цифровом измерении. Нередко их организуют по установленному канону. Гора адресов растет на глазах, а на лицах слушателей-зрителей растекается усталость и потеря интереса: правильно-то все, но и скучно неотвратимо.

Всего этого совершенно не было на блистательно театрализованном вечере в Зале им. Чайковского, где отмечалась памятная дата газеты «Музыкального обозрения». «Музобоз», как ласково, по-домашнему называют стойкую газету, не вяло тянулась четверть века по тяжелым ухабам пути отечественной прессы. Она, напротив, мощно прокладывала свои дороги, создала и сохранила, как сказал поэт, свое «лица необщее выраженье», стала рупором инновационных идей, посвящая целые полосы важным составляющим отечественной музыкальной культуры: исполнителям и коллективам, крупнейшим учебным заведениям и проведению конкурсов. Газета высказывала свою точку зрения на новые спектакли и книги. Словом, за свои 25 сумела стать для сообщества музыкантов России интересным и просто необходимым собеседником.

Газета «Музыкальное обозрение» за свои 25 лет сумела стать для сообщества музыкантов России интересным и просто необходимым собеседником

Индивидуальная подача разнообразных материалов изначально была свойственна изданию, которое среди прочих его достоинств, всегда читалось с неослабевающим интересом. Последнее весь коллектив газеты во главе со своим бесстрашным рыцарем печати А.А. Устиновым сделал ключевым и в драматургии юбилейного вечера. Все, о чем рассказывалось (ведущие концерта Андрей Устинов и Дмитрий Вдовин), что звучало с эстрады или показывалось на экране, обрело форму увлекательного театрализованного представления, где скучать не давали никому.

Подарки от юбиляров

Как известно, театр начинается с вешалки. Главный презент вечера — юбилейный выпуск газеты «Музыкальное обозрение» — преподносился уже на входе в качестве подарка каждому зрителю-слушателю. А теперь представьте себе, казалось бы, невозможное: когда публика заняла свои места (а концерт еще не начинался), все разом развернули газету. Действо же постоянно сопровождалось ритмическим и визуальным рефренами — стуком пишущей машинки и парадом действующих лиц на экране. На нем прежде всего высветились лики тех, кто был особенно тесно связан с «МО» с первых лет ее жизни и становления и до последних дней своей жизни: Борис Диментман и Петр Меркурьев.

Создавалось впечатление, что вся редколлегия «Музобоза» при подготовке к концерту тщательно и долговременно занималась музыкально-историческими изысканиями. Например, как полагающаяся увертюра к готовящемуся спектаклю прозвучала… увертюра, которой Россини предварял свою оперу «Газета».

Отметим ценное: в буклете в реферативной форме сообщались зрителю-слушателю необходимые сведения о каждом сочинении. В качестве главной партии первого отделения прозвучал знаменитый концерт Грига, включенный в программу потому, что композитор работал над ним в 25-летнем возрасте. Эту гениальную романтическую фреску, вкупе с двумя этюдами Шопена из опуса 25 и пьесой Шумана-Листа «Посвящение» (транскрипция песни Шумана из цикла «Мирты» ор. 25) проникновенно и мастерски сыграл петербургский пианист Мирослав Култышев.

Браво, маэстро!

Не могу удержатся от высоких слов, сказанных, поверьте, абсолютно искренне, в адрес оркестра Московской филармонии и его главного дирижера Юрия Симонова. В интерпретации партитуры Грига оркестр под управлением этого замечательного музыканта радовал полнокровным звучанием и романтической одухотворенностью при лепке музыкальных образов. Это первоклассный коллектив, чутко откликающийся на все указания дирижера, поражал качеством звука во всех пьесах программы, многоцветьем тембров в сольных эпизодах, живой артикуляцией фраз. Слушая очень разные по стилю произведения юбилейной программы, лишний раз убеждалась, как важны личностные качества дирижера-художника, его самобытной индивидуальности и, одновременно, как важно его доверие и отеческая любовь к своему оркестру. Во всем этом можно было убедиться в полной мере, ведь программа включала не только классику (в частности, блистательно, красочно, крупно прозвучал «Дон Жуан» Р. Штрауса), но и современность.

Последнюю представляли два произведения, написанные молодыми композиторами. Одно из них — коллективный опус «Посвящение», созданный к 100-летию Д. Шостаковича по инициативе «МО», где в качестве тематической основы использовался звукоряд без DSCH — монограммы Шостаковича («место гения занято»).

Прозвучало новое сочинение К. Бодрова, давно замеченного газетой. И в исполнении сложных текстов современной музыки оркестр и его замечательный дирижер оказались на недосягаемой высоте. Во имя газеты исполнители совершили истинный подвиг.

В заключение концерта снова ожил киноэкран, на котором появился Тихон Николаевич Хренников: уже незадолго до ухода он тепло напутствовал молодых музыкантов.

Непринужденный и одновременно очень точный комментарий двух ведущих, прекрасно смонтированная программа, оркестр под управлением неутомимого и, как всегда, очень стильного Ю.И. Симонова и все исполнители сделали главное: юбилейный вечер пролетел словно на одном дыхании, подарив зрителям-слушателям надежду, что и следующие 25 лет весь очень мобильный и высоко профессиональный коллектив газеты будет продолжать свой высокий и смелый полет.