Московский концертный зал «Зарядье»: акустическая репетиция и первые впечатления

Московский концертный зал «Зарядье»: акустическая репетиция и первые впечатления
Музыканты Российского национального оркестра готовятся к первой акустической репетиции на сцене МКЗ «Зарядье». Фото Дмитрий Лилеев

22 августа 2018 состоялась первая в истории Московского концертного зала «Зарядье» акустическая репетиция. В ней приняли участие Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева и бас Николай Диденко.

Проверка акустики нового зала «Зарядье» – исторический момент, которого ждали профессиональные музыканты и любители музыки с тех пор, как было объявлено о строительстве нового паркового комплекса с концертным залом на месте снесенного в 2006 году КЗ «Россия».

Московский концертный зал «Зарядье — современный мультифункциональный концертный комплекс, по своим техническим и акустическим параметрам не имеющий аналогов среди других концертных залов России. В отличие от существующих академических площадок, пространство залов МКЗ «Зарядье» может трансформироваться, что позволяет проводить мероприятия любых форматов: от концертов классической музыки и оперных постановок до современных мультижанровых проектов с использованием трансформирующих механизмов.

Фото Дмитрий Лилеев

О строительстве объявил в 2012 Владимир Путин. С самого начала в парке «Зарядье» предполагалось построить филармонический зал (до последнего времени его называли «Филармония в Зарядье»).

При участии лучших в мире специалистов в области дизайна звука — японской компании Nagata Acoustics — сцена и внутреннее пространство Большого и Малого залов МКЗ «Зарядье» были отделены панелями из массивов разных пород деревьев: от аляскинского кедра до красного дерева махагони, обеспечивающих качественную реверберацию.

Президент Nagata Acoustics, выдающийся японский инженер Ясухиса Тойота, создавший акустику зала «Зарядье», считает, что «исполнители могут быть настолько хороши, насколько хорош зал, в котором они играют», а акустика — «такой же инструмент, как любой другой в оркестре».

Ольга Жукова, генеральный директор МКЗ «Зарядье»:

Для нас это событие, действительно исторический момент. Мы ждали сегодняшнего дня три года, пока строился зал. Мы услышим уникальную акустику, которая есть в нашем прекрасном концертном зале «Зарядье». Акустика, созданная японскими специалистами, действительно уникальна. Зал сформирован из различных панелей: от полуторасантиметровых до панелей весом до 1,5 тысяч тонн. И все это создает тот самый акустический фон, то самое акустическое пространство, которое мы сегодня услышим благодаря маэстро Михаилу Плетневу и Российскому национальному оркестру.

Мы, конечно, нервничаем. Мы волнуемся. Но вместе с тем мы уверены в том, что наш зал действительно будет лучшим в стране по своим акустическим параметрам. Сейчас наши специалисты будут проводить акустические пробы и акустические испытания, замеры: как звучит симфонический оркестр, как звучат различные группы инструментов, как будут петь солисты, как будет петь хор. И по итогам мы будем смотреть, что можно и нужно поправить.

Породы деревьев для акустического оформления зала подбирали японские специалисты. Это было их требование. Пол, например, сделан из аляскинского кедра, стены зала сделаны из темного дерева махагони — это все специальные акустически мягкие породы деревьев, которые помогают звуку — скажем так — «лететь» по залу. Их везли из разных концов света в соответствии со специальной программой, разработанной специалистами для нашего зала.

Стены концертного зала «Зарядье» отделаны акустическими панелями из ценных пород дерева. Фото Дмитрий Лилеев

Компания Nagata Acoustics — одна из лучших в мире. Ее специалисты делали залы Гамбургской филармонии, зал «Дисней» в Лос-Анджелесе.

Господин Тойота несколько раз проверял наш зал — еще на акустическом макете. Он приедет чуть позже, ближе к открытию зала. Мы ему покажем результаты испытаний, замеры, которые сделали наши специалисты, и дальше он уже будет с ними работать.

Зал построен по современной технологии: сцена и зрители вокруг нее. То же вы можете увидеть и в Парижской филармонии, и в Гамбургской филармонии, и в Концертном зале Мариинского театра. Это зал-трансформер. Когда зал сформирован в виде амфитеатра, в нем 1600 мест. Во время проведения больших проектов — а такие проекты уже запланированы — места за сценой трансформируются и убираются.

Зал уже опробовал Пласидо Доминго. Он спел отрывок из «Пиковой дамы». Он сказал, что это прекрасный зал, и он обязательно здесь будет выступать.

Продажа билетов идет всего месяц и, на мой взгляд, успешно. Лето, конечно, не самый легкий период для продаж. Основные продажи начнутся в сентябре, когда все вернутся в Москву.

Что касается нашей репертуарной политики, то мы выбирали первые имена в разных жанрах: это было приоритетом. Залу еще предстоит завоевать доверие зрителя и слушателя. На это мы ориентировались, формируя нашу программу, и предложили такие проекты и программы, которые, как нам кажется, будут интересны нашему потенциальному слушателю.

Мы отказались от привычной системы абонементов. Посчитали, что это немного атавизм. У нас есть программа #зарядисьмузыкой с различными подразделениями – #зарядисьоперой, #зарядисьбарокко, #зарядьедетям… И каждый слушатель, который выбирает билеты в наш зал, может под этими хэштегами выбрать то, что ему нравится и подходит — пойти с детьми, пойти на концерт симфонической музыки, на концерт барочной музыки… И он может выбрать совершенно разные программы — но не менее четырех — и при этом получить скидку на билеты в зал.

Фото Дмитрий Лилеев

Что касается проекта «Зарядись знанием» — это уникальная программа, которую мы делали, ориентируясь на молодое поколение, потому что нам важно привлечь именно эту аудиторию в концертные филармонические залы. Программа очень разнообразна — будут представлены все жанры, все самое интересное, самое значимое в музыкальной культуре.

В стране очень много концертных залов. Но зал такого уровня в России практически единственный. По оснащенности, по акустическим параметрам он уникален. Так что это действительно большое счастье, что в нашем городе открывается такая площадка. Это большой подарок для города и для страны. И я надеюсь, что «Зарядье» станет самой лучшей концертной площадкой в стране, концертным залом мирового уровня.

Комментарий Андрея Устинова, главного редактора «МО»:

Устинов Андрей

Само появление парка «Зарядье» вызывало и по-прежнему вызывает массу неоднозначных мнений… Он обошелся городскому бюджету в 14 млрд. руб. А когда в течение трех дней после открытия посетители украли и вытоптали 10 000 растений и разбили стеклянный купол, парк получил дополнительное финансирование. Предстоит еще доделывать какие-то вещи.

Но сегодня можно с уверенностью сказать, что Москва и вся Россия приобрели потрясающий, уникальный с точки зрения акустики концертный комплекс. Из разговора с руководством ясно, что одним из ориентиров развития стал такой уникальный проект, как Гамбургская филармония.

22 августа, за 2,5 недели до открытия зала, состоялась акустическая проба. Звук распределяется — даже в незаполненном зале — феноменально, создается полноценное акустическое поле, все тембры инструментов слышны, и из любой точки зала — точно так же как в Венской филармонии или Гамбургской филармонии – можно услышать весь тембральный срез: и гармоническую вертикаль, и полифоническую горизонталь.

Можно закрыть глаза на какие-то мелкие недоделки, которые наверняка будут устранены к открытию. Но, безусловно, акустика — самое главное. Акустика и внутренняя атмосфера, которая может быть и доработана, и дожита. В ближайшее время состоятся два инагурационных концерта: в День города и в день выборов мэра.

Москва может гордится концертным залом «Зарядье». Мэру Сергею Собянину есть что предъявить. Долгое время шли разговоры о том, что творческую политику «Зарядья» будет контролировать Валерий Гергиев, но оказалось, что руководство Москвы может самостоятельно решать самые сложные художественные и музыкальные задачи.

Фото Дмитрий Лилеев

Закуплены рояли и пианино Steinway стоимостью 154 млн руб., и это только начало оснащения комплекса. Впереди — открытие органа.

Очень важно, что кроме двух великолепных залов — Большого на 1600 мест и Малого на 400 мест — в МКЗ «Зарядье» построена и современная студия звукозаписи, с огромными и прекрасными возможностями для записи музыки. И теперь вопрос записи музыки для Москвы стоит не так остро, даже с учетом закрытия ГДРЗ, который и так уже давно не функционировал как звукозаписывающий комплекс. Тем более что существует студия на «Мосфильме».

Сегодня в Москве есть два современных потрясающих зала: «Зарядье» и «Филармония-2» с феноменальной акустикой. Но, безусловно, «Зарядье» находится в выигрышном положении, поскольку находится в историческом центре Москвы, рядом с метро, в парке, где можно провести время до или после концерта.

На сцене Большого зала МКЗ «Зарядье» —Российский национальный оркестр, Михаил Плетнев. Фото Дмитрий Лилеев

Концерты

Торжественное открытие концертного зала «Зарядье» состоится 8 и 9 сентября и станет главным событием празднования Дня Москвы.

Первый гала-концерт с участием звезд мировой оперы проведут Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра.

Программа концертного зала на данный момент сформирована до конца 2018 года. В афише сразу обращают на себя внимание имена музыкантов мирового уровня. В этом смысле концертный зал «Зарядье» собрал столько мировых звезд, сколько, пожалуй все остальные вместе взятые концертные залы Москвы.

Ансамбль Taverner Choir Consort & Players (Великобритания) – «Страсти по Иоанну» Баха (25 сентября), Камерата Королевского оркестра Концертгебау (29 сентября), хор и оркестр «Кельнская академия» (Германия) – оратория «Соломон» Генделя (6 октября), камерный оркестр «Кремерата Балтика» (20 октября), Амстердамский барочный оркестр, дирижер – Том Копман (30, 31 октября), Оркестр «Академия Святого Мартина в полях», дирижер и солист – Джошуа Белл (16, 17 ноября). Джойс Дидонато (1 декабря). Список можно продолжить.

Сразу после «иннагурационных» концертов – БСО им. Чайковского, дирижер – Владимир Федосеев (12 сентября), пианист Даниил Трифонов (13 сентября), Ансамбль солистов «Эрмитаж», худ. рук. Александр Гиндин (18 сентября).

В «Зарядье» уже запланированы концерты благотворительного фонда Владимира Спивакова, оркестра Musica Viva, пианиста Вадим Холоденко и скрипача Романа Минца, оркестра «Новая Россия» Юрия Башмета,

«Зарядье» уделяет большое внимание джазу, и здесь – также имена первой величины. Count Basie Orchestra (США), Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана, Manhattan Transfer (США), Дживан Гаспарян, Бобби Макферрин (США), группа Incognito (Великобритания). вокальная группа Take 6.

Фото Дмитрий Лилеев

Дмитрий Лилеев, Павел Райгородский, Андрей Устинов