МО-25 и «эффект бабочки»

О слагаемых успеха концерта 1 октября и постюбилейном эффекте «МО»
МО-25 и «эффект бабочки»

КУПЕЦ Любовь Абрамовна, профессор кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова. Кандидат искусствоведения. Известный и авторитетный в России педагог-музыкант, член Союза композиторов России, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2012). Автор свыше ста научных работ по истории зарубежной музыкальной культуры XIX-ХХ вв., проблемам межкультурных коммуникаций в музыкальном искусстве, социологии музыки, современных технологиях в музыкальном образовании, музыкальной журналистики.

Зачем нужны юбилеи газеты? Что будет с газетой после юбилея? Все эти нериторические вопросы могли задать себе те счастливцы, которые были приглашены или заранее купили билеты 1 октября 2014 в Концертный зал им. П.И. Чайковского Московской филармонии. Это был День Музыки, а точнее — четвертьвековой юбилей национальной газеты «Музыкальное обозрение», газеты для профессиональных музыкантов и… не менее профессиональных любителей академической музыки. Именно эти люди заполнили практически весь зал на 1500 мест.

25 лет и три часа

За этот достаточно протяженный промежуток вечернего времени, зритель мог и интеллектуально поиграть в фойе с разными инсталляциями, выполненными на тему «газета “МО” и мир»: «Человек-газета» в виде 8 манекенов с «кожей» из газет, 50 пультов с листами газеты, «Газета-лэнд» (кораблик, глобус, домик из газеты, шарики и яблоки), настольный мир — инсталляция в центре зала, зрелый (спелый) мир или время осени, метроном и яблоки на пьедестале из газет. Вероятно, по замыслу автора — главного редактора «МО» Андрея Устинова, посетитель должен был перед собственно концертом настроиться: лично-телесно приобщиться к контактным скульптурам, символизирующим идею «газетное тело-тело музыки», т.е. войти в реальное пространство «МО» и запечатлеть себя на фотографиях (подобными приобщениями затем можно было любоваться в Фейсбуке).

…на вопрос «зачем проводить юбилей газеты», можно честно ответить: чтобы почувствовать себя на 25 и получить удовольствие от жизни как в 25

Это сочетание символического и телесного, интеллектуального и реалистического создавало столь не свойственное официальным мероприятиям дух юности и легкости бытия. А между тем среди слушателей было немало людей весьма известных, уважаемых и солидных (как по статусу и наградам, так и по возрасту). На подступах к залу царила атмосфера непринужденности и искреннего ожидания чего-то хорошего, может быть — чуда? Замечу, что это состояние души осталось у зала до самого конца программы, поэтому на вопрос «зачем проводить юбилей газеты», можно честно ответить: чтобы почувствовать себя на 25 и получить удовольствие от жизни как в 25.

Композиция всего действа была идеально продумана как с точки зрения психологии человеческого восприятия (удобства и разнообразия, которые являются всегда базовыми для успешного зрелища), так и с позиции концептуального замысла. Каждый музыкальный блок создавал свой фрагмент картины мира, которая и зовется «МО», ее душа-сердце-мотор — А. Устинов.

Компоненты праздника

За озорство и радость отвечала Увертюра к опере «Газета» Дж. Россини. Веру в оптимистическое будущее и обращение к людям с этой бетховенской идеей презентовал Р. Штраус со своей симфонической поэмой «Дон Жуан». Оба произведения были исполнены оркестром филармонии под управлением Ю. Симонова с безмерным воодушевлением и праздничной эмоцией. Поклонение любви в ее романтическом понимании, как идеального женственного и недостижимо прекрасного внушали фортепианные сочинения композиторов-романтиков — Грига, Шопена, Шумана-Листа. Иллюзорный мир нашей вечно щемящей мечты воплотил в своей сказочной игре М. Култышев. Глубины самопознания, столь свойственные современной творческой личности, приоткрывал коллективный проект «Посвящение» (авторы О. Алюшина, А. Васильев, А. Сюмак, А. Буканов, О. Бочихина, Т. Новикова, К. Бодров), написанный к 100-ле-тию Д. Шостаковича по заказу «МО».

Адажио из музыки балета «Гусарская баллада» Т. Хренникова было посвящено памяти основателей газеты Тихона Хренникова, Бориса Диментмана и Петра Меркурьева

Обращение к божественному и вечному за прощением и очищением слышалось в Kyrie eleison К. Бодрова, посвященной 25-летию газеты «Музыкальное обозрение». Мировая премьера этого произведения, в которой участвовали оркестр, орган и два хора (Хор академии хорового искусства имени В.С. Попова и Государственный академический Московский областной хор им. Кожевникова) добавила еще одну ноту эксклюзивности юбилейному концерту. И, конечно, ностальгия по прошлому и светлые воспоминания об ушедших были очевидны всем в Адажио из музыки балета «Гусарская баллада» Т. Хренникова. Это исполнение было посвящено памяти основателей газеты Тихона Хренникова, Бориса Диментмана и Петра Меркурьева.

Конец и начало

Итак, вера, надежда, любовь, страдание, память, бессмертие — вот сущности газеты, транслированные нам через музыку. А юбилейное событие газеты 1 октября видятся как концентрат ее свершений и потенциал на будущее. Например, увлекательный флешмоб «Я читаю газету МО», а правильнее назвать это — профлеш, потому как многие из ее участников были профессиональными музыкантами и давними заинтересованными читателями газеты. Демонстративное чтение печатного издания сейчас, в век электронных СМИ, само по себе можно назвать акцией мужества. А уж в концертном зале такое поведение приравнивается к провокации подобно премьере «Весне священной» в Париже 1913 года. Ведь на концерт ходят слушать, а не читать: таков коллективный миф…

Еще один ракурс, ставший фирменным знаком газеты и, соответственно, концерта: полифоническое сплетение аудио- и видеорядов. И это было продемонстрировано не только в виде нового сайта газеты, но и нового альбома главного редактора «INSTRUMENTARIUM», выставки «Окно в мир можно закрыть газетой», посвященной юбилею «МО» и открытой в Музее им. Глинки. Взаимоотношения визуального и слухового начал публика могла наблюдать как захватывающий диалог на самом концерте, где экран то становился главным действующим лицом (например, воскрешая лица и голоса Т. Хренникова и П. Меркурьева), то ненавязчивым фоном для музыкального таинства рояля (при игре М. Култышева).

Иногда экранное действие непосредственно предвосхищало музыкальное сочинение и его исполнителей (например, при поздравлении Ю. Симоновым от имени себя и своего оркестра), а порой оно выступало на равных с музыкальным, создавая сгустки смыслов и контекстов (как в видео-коллаже на музыку Дж. Россини). Эта целостность музыкального мира с его явственно видимыми образами, смыслами и персонами всегда была присуща газете и очень современна в наше мультимедийное время.

Так, что же будет после юбилея? Почему-то мне кажется, что будет «эффект бабочки», который все помнят по рассказу Р. Бредбери или же по теории хаоса, где этот термин используется в понимании Э. Лоренца как непредсказуемое поведение, демонстрируемое очень простыми системами. Газета со своими разноцветными мыслями-листами и видимой эфемерностью очень похожа на бабочку, чья цель — казалось бы — лишь украшать нашу повседневную сиюминутную жизнь. Но, в человеческой всегда хаотичной системе даже незначительное влияние — например, такой газетной «бабочки» — может иметь важные последствия, непредсказуемые сейчас, но проявившиеся когда-то потом.

Хочется верить, что именно МО создаст «эффект бабочки» в том будущем, где музыка станет главной ценностью в обществе.

«The end is only the beginning» («Конец — это только начало»).