Лебедь с/здох1

Лебедь с/здох<sup>1</sup>
Фото Артем Коренюк

1   Выберите необходимую букву в заглавии (правильный вариант ответа в конце текста).


«Сообщаем! 20 сентября в рамках второго фестиваля Сотворчества в театральном зале Саратовской государственной консерватории умер лебедь. Смерть его, конечно, случилась намного раньше. Но до Саратова весть о “мертвых крыльях” долетела с некоторым запозданием».

20 сентября с пьесы Антона Светличного «Лебедь сдох» (Николай ПОПОВ – электроника, Игнат КРАСИКОВ – саксофон, Владислав КРЫЛОВ – электроника, Юлия МИГУНОВА – виолончель, Феодосия МИРОНОВА – виолончель, Венедикт ПЕУНОВ – баян) начался Концерт в Театральном зале Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова в рамках Фестиваля «Сотворчество», организованного главным редактором газеты «Музыкальное обозрение» Андреем Устиновым при поддержке администрации СГК. Headline фестиваля в нынешнем году – «Digitalina & Digital storm». Примечательно, что в программе концерта это сочинение заявлено не было. «Исход» птицы восприняли по-разному. Некоторые из присутствующих не смогли спокойно перенести это известие, и скоро, с болью и душевными терзаниями, покинули зал. Другие, не без духовных потерь, но все же остались дослушать новость до конца. Правда, теперь изредка в зале стали лопаться непроизвольные реплики, короткое хихиканье.

Была еще одна, но наименьшая численностью, группа, которая остальным показалась странной. Они кричали “браво”, громко аплодировали, радовались и восторгались. “Какие злые люди”, возможно подумали вы, однако на самом деле именно последние и любили больше всех эту птицу. Они не верили, а знали и понимали, что дух ее будет жить вечно. При помощи MIDI-клавиатуры и патча pure data композитор Антон Светличный переосмысливает известную тему “лебедя” из балета Лебединое Озеро П.И. Чайковского, и преподносит её в контексте современных реалий. Шум машин, интонации массовой музыки, звонок телефонов, к которым добавляется колокольное звучание – все это сливается в звуковой поток – дыхание города, в котором лебедь задыхается. Из этого хаоса выплывает та самая тема “лебедя”. Она уже не лежит в основе сочинения и не влияет на развитие музыкальной ткани, как это было ранее у П.И. Чайковского (господство мелодического начала прошло уже давно), но тем не менее она есть, она существует, как некий символ.

Музыка “лебедя” не только открыла концертную программу вечера – ее включение в репертуар стало своеобразным «исходным кодом» (так назвала свою выставку в рамках фестиваля саратовская художница Алина Белоусова, имя которой и обыграно в заглавии Digitalina) дальнейшего развития событий в рамках фестиваля «Сотворчества» – праздника электроники, мультимедиа, дигитализации. Столь тонкая ирония автора ярко подчеркивает и отражает настроение современных художников, творцов искусства.

За основу данного произведения Антон Светличный не просто взял цитату из всем известного балета. Музыка создавалась в визуальном языке программирования, работающем в парадигме программирования потоков данных, разработанных Miller Puckette в 1990-е годы для создания интерактивных компьютерных музыкальных и мультимедийных произведений.

Исходным кодом сочинения, который был заложен автором в компьютерную программу стали буквы: [Л’е’б’е’д’и’н’о’е’, о’з’е’р’о.’]. Далее был смоделирован рандомный набор букв: “иЛбЛер еобези з ееодеЛЛоо оро… и т.д.”.

«Лебедь сдох», искусство – живо. В конце концов, Лебедь умер еще у П.И. Чайковского… ну, или переродился и поплыл. И до сих пор мы ощущаем волны на воде…

Подтверждением этому стали композиции, звучавшие далее 20 и 21 сентября, впечатления зрителей-слушателей и рефлексия, которая, думается, наступит позже…

Ответ: правильного варианта ответа нет.

Алина БОРЗДЫХ

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм