Лауреаты Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в области академической музыки «События и персоны. Рейтинг 2015 года»

Лауреаты Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в области академической музыки «События и персоны. Рейтинг 2015 года»

По итогам 2015 года лауреатами стали:

Событие года

Принятие «КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на период до 2025 года»
Авторы и разработчики «Концепции»:
Елизавета ИГНАТЬЕВА (руководитель рабочей группы, генеральный директор ЦСЭИ культуры)
Алексей ШАЛАШОВ (генеральный директор Московской государственной академической филармонии)
Софья АПФЕЛЬБАУМ (директор Российского академического молодежного театра)
Наталья ШТЕРН (заместитель директора Свердловской государственной академической филармонии)
Александр КОЛОТУРСКИЙ (директор Свердловской государственной академической филармонии)
Андрей УСТИНОВ (главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение»)

Проект года

«ЗОЛОТАЯ МАСКА»
Мария РЕВЯКИНА (генеральный директор АНО «Фестиваль “Золотая Маска”»)
Александр КАЛЯГИН (председатель СТД РФ)

Проект года

ЭЛЕКТРОТЕАТР «СТАНИСЛАВСКИЙ»
Борис ЮХАНАНОВ (художественный руководитель)
Марина АНДРЕЙКИНА (директор, советник художественного руководителя)

Событие года

СОЗДАНИЕ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ТЮМЕНСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
Евгений ШЕСТАКОВ (художественный руководитель и главный дирижер)
Михаил БИРМАН (директор Тюменской филармонии)

Ректор года

Михаил ГАНТВАРГ (до 19 августа 2015 — ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова)

Фестиваль года

ТРАНССИБИРСКИЙ АРТ-ФЕСТИВАЛЬ
Вадим РЕПИН (художественный руководитель)
Олег БЕЛЫЙ (исполнительный директор)

Спектакль года (опера)

М. МУСОРГСКИЙ. «ХОВАНЩИНА». Спектакль Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Александр ТИТЕЛЬ (режиссер )
Александр ЛАЗАРЕВ (дирижер)
Владимир АРЕФЬЕВ (художник)

Спектакль года (балет)

П. ГЕРТЕЛЬ. «ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ». Спектакль Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета
Сергей ВИХАРЕВ (хореограф-постановщик)
Андрей АНИХАНОВ (дирижер)
Альона ПИКАЛОВА (художник)

Ансамбль года

МОСКОВСКИЙ АНСАМБЛЬ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ
Виктория КОРШУНОВА (директор)

Ансамбль года

Ансамбль «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ»
Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ (художественный руководитель)
Игорь ДРОНОВ (дирижер)

Музыкальный критик года

Сергей БИРЮКОВ (обозреватель газеты «Труд»)

Музыкальный критик года

Юлия БЕДЕРОВА (обозреватель издательского дома «КоммерсантЪ»)

Издательство года

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ»
Наталья ВЛАСОВА (руководитель)

.

.

.

Событие года

Принятие «КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на период до 2025 года»
Авторы и разработчики «Концепции»:
Елизавета ИГНАТЬЕВА (руководитель рабочей группы, генеральный директор ЦСЭИ культуры)
Алексей ШАЛАШОВ (генеральный директор Московской государственной академической филармонии)
Софья АПФЕЛЬБАУМ (директор Российского академического молодежного театра)
Наталья ШТЕРН (заместитель директора Свердловской государственной академической филармонии)
Александр КОЛОТУРСКИЙ (директор Свердловской государственной академической филармонии)
Андрей УСТИНОВ (главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение»)

Устинов Андрей

Наконец-то завершена более чем трехлетняя работа над документом, регламентирующим принципы филармонической и гастрольно-концертной деятельности в современной России.

Одобренный документ подчеркивает особый статус филармоний как ведущих организаций по распространению академического музыкального искусства. Он позволит совершенствовать концертную практику в области академической музыки.

Как подчеркивает Е. Игнатьева, «Концепция представляет собой важный документ федерального значения, который определяет вектор развития концертной деятельности в области академической музыки, основные формы ее государственной поддержки. Учебник для департаментов культуры и других органов власти с указаниями и рекомендациями, руководство к действию. Очень важно, что к проблемам филармонической деятельности привлечено внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Проект года

«ЗОЛОТАЯ МАСКА»
Мария РЕВЯКИНА (генеральный директор АНО «Фестиваль “Золотая Маска”»)
Александр КАЛЯГИН (председатель СТД РФ)

Конфликт вокруг «Золотой Маски» стал отражением и в большой степени квинтэссенцией полемики о том, как должно развиваться и в какую сторону двигаться искусство, в частности, театральное. Как должен творить художник: при полной свободе творчества или под контролем со стороны государства? Могут ли договориться непримиримые оппоненты? Мудрая и взвешенная позиция первых лиц СТД и «Золотой Маски», их призывы к компромиссам отрезвили «горячие головы» (которых особенно много было в сообществе театральных и музыкальных критиков). Публичные выяснения отношений, споры по составам Экспертных советов и т.д. уступили место работе. Собственно, к этому и призывали и М. Ревякина, и А. Калягин. Еще в начале года, словно предугадывая будущие конфликты, председатель СТД писал: «На одной стороне стоит “воплощенной укоризною либерал-идеалист”, а на другой стороне – “патриот”, бьющий себя в грудь и призывающий запретить все и вся. Пора, наконец, выйти на общую дорогу, а то бес так закружит, что дороги будет уже не найти».

Проект года

ЭЛЕКТРОТЕАТР «СТАНИСЛАВСКИЙ»
Борис ЮХАНАНОВ (художественный руководитель)
Марина АНДРЕЙКИНА (директор, советник художественного руководителя)

За короткий срок «Электротеатр» стал одной из знаковых площадок Москвы, уникальным художественным пространством contemporary art.

Борис Юхананов — режиссер, теоретик театра, педагог — определяет свою стратегию как «новую процессуальность». Согласно этой стратегии, театр должен стать местом сборки всех форм искусства, связанных с процессуальностью, будь то кино, музыкальный концерт или перформанс.

Б. Юхананов: «Мы создаем вокруг себя „электрозону“, в которой будут происходить разные художественные происшествия, связанные с музыкой, с изобразительным искусством, с разными образами современной литературы, с образовательной программой — пространство, открытое для города. Сюда можно будет часто приходить с утра, взять чашечку кофе в нашем фойе. Но это не просто способ проведения досуга. Здесь придется достаточно напряженно трудиться по восприятию современной культуры».

Событие года

СОЗДАНИЕ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ТЮМЕНСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
Евгений ШЕСТАКОВ (художественный руководитель и главный дирижер)
Михаил БИРМАН (директор Тюменской филармонии)

Рождение симфонического оркестра — всегда колоссальное событие. Оркестр — основа и вершина филармонической жизни. Идею создания симфонического оркестра в Тюмени директор филармонии Михаил Бирман вынашивал много лет. В конце нулевых этому помешал экономический кризис. Сегодня, несмотря на еще более серьезный кризис, Бирману удалось воплотить свою идею в жизнь. В первую очередь, благодаря грамотно поставленной работе и правильно организованному процессу. Его девиз: «Или делать профессионально, или никак». Поддержка власти, принятая Концепция развития коллектива, достойный бюджет, приглашение опытнейшего маэстро Евгения Шестакова, исключительно грамотно составленная программа конкурса в оркестр, обеспеченность инструментами, предоставление жилья музыкантам — и вот родился еще один мощный (так уже можно говорить, хотя оркестру всего лишь месяц с небольшим от роду) симфонический коллектив России.

Ректор года

Михаил ГАНТВАРГ (до 19 августа 2015 — ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова)

Ректор Санкт-Петербургской консерватории с декабря 2011 по август 2015 гг. Годы правления М. Гантварга считаются одним из самых спокойных и конструктивных периодов в жизни вуза в XXI веке. В 2012 г. консерватория отметила 150-летие со дня основания. В 2015 под его руководством был осуществлен временный переезд вуза в другие помещения и начата реконструкция исторического здания.

Прекрасный музыкант, исключительно честный и порядочный человеке, Гантварг пользовался громадным доверием коллектива СПбГК (на выборах ректора за него проголосовало 93%); всех, кроме руководства профильного Департамента Минкультуры РФ. 19 августа 2015 под надуманными предлогами был уволен со своего поста. По мнению многих экспертов, увольнение Гантварга — серьезный удар по старейшей консерватории России.

Фестиваль года

ТРАНССИБИРСКИЙ АРТ-ФЕСТИВАЛЬ
Вадим РЕПИН (художественный руководитель)
Олег БЕЛЫЙ (исполнительный директор)

За два года фестиваль, задуманный и организованный Вадимом Репиным и Олегом Белым при участии Новосибирской филармонии, стал крупнейшим культурным события на территории России к востоку от Урала, украшением музыкальной и культурной жизни России.

Транссибирский арт-фестиваль — это содружество муз (академическая музыка, джаз, фольклор, балет, кино, живопись), высочайший художественный уровень, широкая география (помимо Новосибирска и области — Омск, Красноярск, Москва), место встреч выдающихся артистов, ежегодные мировые премьеры (в 2014 — скрипичный концерт Б. Юсупова, в 2015 — скрипичный концерт Л. Ауэрбах), яркое воплощение самых смелых творческих идей. Особой поддержкой организаторов пользуются молодые музыканты Новосибирска.

На высоком уровне ведется рекламная и презентационная кампания. Благодаря презентациям в крупнейших столицах мира (Берлин, Вашингтон, Токио) и показу на канале Mezzo.tv Фестиваль вышел за пределы России.

С 2016 года форум обретает мировой масштаб: концерты пройдут в Израиле, Южной Корее и Японии.  В орбиту форума включены лидеры государств
(в частности, патроном одного из концертов в Японии станет премьер-министр С. Абэ).

Спектакль года (опера)

М. МУСОРГСКИЙ. «ХОВАНЩИНА». Спектакль Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Александр ТИТЕЛЬ (режиссер)
Александр ЛАЗАРЕВ (дирижер)
Владимир АРЕФЬЕВ (художник)

В этом спектакле А. Титель довел до совершенства свой фирменный стиль, когда каждый элемент связан, неотделим. Когда мизансцены разработаны
в крепкой спайке каждого актера друг с другом и невозможно представить этот спектакль в формате stagione. Спектакль — воплощение образцового репертуарного театра, который сделан под команду конкретных певцов. Каждая сцена выглядит как идеальный выстроенный до мелочей кадр.

Образ России у Мусоргского-Тителя — безысходная тоска, богооставленность, бесконечный путь и бессмысленные шатания людей  (в противовес златоглавому и небесному образу «Китежа» у Римского‑Корсакова).

Спектакль года (балет)

П. ГЕРТЕЛЬ. «ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ». Спектакль Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета
Сергей ВИХАРЕВ (хореограф-постановщик)
Андрей АНИХАНОВ (дирижер)
Альона ПИКАЛОВА (художник)

Балетмейстер и педагог Мариинского театра Сергей Вихарев — мастер по реконструкции старинных балетов. Им воссозданы «Спящая красавица» и «Баядерка» в Большом и Мариинском театрах, последней его работой стала «Раймонда» для театра Ла Скала. В Екатеринбурге Вихарев поставил новую сценическую редакцию «Тщетной предосторожности», основываясь на реконструированных фрагментах хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова 1880-х годов, найденным им в архивах Гарвардского университета.

Сценография спектакля создана главным художником Большого театра России Альоной Пикаловой на основе живописных полотен Винсента Ван Гога. «На наш взгляд, никто лучше и ярче Ван Гога не изобразил юг Франции, где происходят действия балета, поэтому нам показалось уместным использовать его произведения, вдохновиться его творчеством», — отметил С. Вихарев.

По эскизам художника Большого театраЕлены Зайцевой к премьере сшиты более сотни костюмов, которые театральные мастерицы расписали вручную в узнаваемой манере и палитре знаменитого постимпрессиониста.

Вячеслав Самодуров назвал этот проект мегаинтересным, не похожим ни на один из тех, что делали прежде: «С одной стороны, это реконструкция старинного балета, а с другой стороны — новый взгляд на то, как может быть воссоздана сегодня балетная классика».

Ансамбль года

МОСКОВСКИЙ АНСАМБЛЬ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ
Виктория КОРШУНОВА (директор)

В 2015 году МАСМ отметил 25-летие. Он был основан в 1990 композитором Юрием Каспаровым (который руководил ансамблем до 2008) при участии Эдисона Денисова. МАСМ был первым в СССР коллективом, представившим на Западе новейшую российскую музыку, а в нашей стране творчество современных зарубежных авторов. На счету МАСМ более 800 мировых и российских премьер композиторов XX–XXIвв., выступления в 25 странах мира. Большое место в деятельности ансамбля занимают просветительские проекты в регионах России: концерты, мастер-классы, творческие встречи, конференции, с участием ведущих отечественных и зарубежных композиторов, исполнителей и музыковедов.

С 2011 года ансамбль ежегодно проводит Международную академию молодых композиторов в г. Чайковском (Пермский край). В юбилейной пятой Академии (август-сентябрь 2015) приняли участие 15 молодых композиторов из 8 стран.

В числе основных проектов года также: Музыкальный библио-перформанс «Музыка для чтения» (Москва); «Детский/недетский альбом» (Брянск, Няндома, Улан-Удэ, февраль-апрель 2015); «The reading of the scores session» (Санкт-Петербург, февраль 2015);«Живой звук» (МХТ им. Чехова); «Музыка малым городам России» (Александров, Каргополь, Коноша); «МАСМ в резиденции калифорнийских университетов» (США); «Лица МАСМ» (Электротеатр «Станиславский», июнь 2015); «Негромкие песни войны» (Электротеатр «Станиславский», декабрь 2015). Фестивали «Созвучие. Композиторы России и США» (Воронеж); «Горный воздух» (Нижний Новгород). Авторские концерты Александра Радвиловича (Санкт-Петербург), Ольги Викторовой (Екатеринбург). Оперный сериал «Сверлийцы» (Электротеатр «Станиславский», июнь–декабрь 2015). Реалити поп-опера «JACOB TV: “THE NEWS” (НОВОСТИ)» (Электротеатр «Станиславский», ноябрь 2015)

В 2013 году МАСМ стал лауреатом премии «Золотая Маска» в номинации «эксперимент».

Ансамбль года

Ансамбль «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ»
Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ (художественный руководитель)
Игорь ДРОНОВ (дирижер)

Ансамбль основан в 1993 композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым на базе созданного в Московской консерватории аспирантского класса «Оркестр современной музыки». Первое выступление ансамбля состоялось на Фестивале русского искусства во Франции под управлением Мстислава Ростроповича.

«Студия» — ведущий российский ансамбль современной музыки. Ежегодно исполняет около 60 программ в Москве и других городах России, выступает на фестивалях современной музыки за рубежом. В последние годы «Студия» активно работает над проектами с электроникой, видео и мультимедиа.

«Студия новой музыки» — первый и единственный российский коллектив, приглашенный на Международные курсы новой музыки в Дармштадте и на Венецианскую биеннале современного искусства.

Является базовым коллективом Международного конкурса молодых композиторов им. Юргенсона, Международного фестиваля современной музыки «Московский Форум».

В числе главных событий 2015: премьера мультимедиа-оперы В. Тарнопольского «По ту сторону тени» (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко). Мультимедийные проекты «Биомеханика», «re:инкарнация», «Splendorofcolours / Интерференции» (в рамках фестиваля «NET»), цикл концертов «Музыка и живопись» в ГЦСИ Нижнего Новгорода. Семинары «Расширенный звуковой мир современной музыки» (совместно с Центром электроакустической музыки и Факультетом повышения квалификации Московской консерватории). VIII Международный конкурс молодых композиторов им. П.И. Юргенсона (апрель-июнь 2015). Творческие встречи с композиторами П. Аблингером, Р. Сендо, М. Штайнауэром, О. Бианки, режиссером Х. Гёббельсом.

30 апреля Владимир Тарнопольский отметил 60-летие.

Музыкальный критик года

Сергей БИРЮКОВ (обозреватель газеты «Труд»)

Многолетний обозреватель газеты «Труд», один из дуайенов профессионального корпуса, человек глубочайших познаний, маэстро отечественной музыкальной журналистики, к тому же великолепный фотограф. Отличительные черты его статей и материалов — нечастая в наше время широта взглядов, многогранный анализ любого явления с точки зрения исследователя, доброжелательный тон.

В 2015 году в издательстве «Музыка» вышла первая книга Сергея Бирюкова: «Денис Мацуев. Жизнь на Crescendo».

Музыкальный критик года

Юлия БЕДЕРОВА (обозреватель издательского дома «КоммерсантЪ»)

Обозреватель издательского дома «КоммерсантЪ» и радио России «Культура», редактор портала «Лучший из миров. Театр каждый день», участник Экспертных советов (2007, 2015, 2017) и жюри (2013) фестиваля «Золотая маска», организатор и координатор Ассоциации музыкальных критиков Москвы (АМК). Известна в профессиональном кругу своей бескомпромиссной позицией в защиту свободы творчества, поддержкой новых перспективных явлений в современном искусстве (в частности, в оперном театре).

Издательство года

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ»
Наталья ВЛАСОВА (руководитель)

Научно-издательский центр Московской консерватории вырос из научно-издательского отдела, созданного в 2003 году. Сегодня он стал заметным участником книжного музыкального процесса. Созданная в 2007 структура оправдывает названия Центра: он действительно стал интеллектуальным центром не только консерватории, но и всей книжной литературы в Москве. Здесь издается качественная, ценная и эксклюзивная литература о музыке, охватывающая все периоды истории — от древности до актуальной современности: первый подробный двухтомник о музыке Бетховена, первая монография на русском языке об Александре Цемлинском, сборник о киномузыке «Закадровое искусство», сборник «100 лет русского авангарда», два сборника «Наследие» с публикациями открытий по русской музыке, сборники с архивными новостями «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России», цикл учебников для фундаментальной серии «Academia» и много другое.

Центр успешно конкурирует с другими российскими издательствами. Каждый год выпускается более 30 изданий— учебники, ноты, сборники статей, научные монографии, альбомы. В них фиксируется научно-методическая и композиторская деятельность профессорско-преподавательского состава консерватории, формируется научная школа, сохраняются традиции консерватории, влияющие на всю научную мысль и образование в России.

.

С 1995 года газета «Музыкальное обозрение» публикует рейтинг «События и персоны» и присуждает Премию «МО». Это профессиональная награда в России в области академической музыки.

Премия «МО» — главная профессиональная награда в России в области академической музыки. Она охватывает все жанры, направления, тенденции в развитии этого вида искусства в нашей стране.

Премия МО присуждается с 1995 года.  В 2015 Премии исполнилось 20 лет.  За два десятилетия лауреатами «МО» стали более 300 музыкантов и музыкально-общественных деятелей.

Лауреаты газеты — элита музыкальной России. В их числе исполнители и композиторы, дирижеры и музыковеды: Т. Хренников, А. Эшпай, М. Ростропович, Г. Вишневская, И. Архипова, Н, Петров, С, Губайдулина, Р, Щедрин, Ю. Темирканов, В. Гергиев, В. Юровский, Ю. Башмет, В. Федосеев, М. Плетнев, Д. Мацуев, Н. Луганский, П. Вайдман и многие другие выдающиеся музыканты.

Музыкальные коллективы — театры, симфонические и камерные оркестры, ансамбли.

Лауреатами газеты становились политические деятели, главы регионов, министры, внесшие значительный вклад в развитие и распространение академической музыки в России. Директора и художественные руководители театров оперы и балета, филармоний, музыкальных издательств, ректоры вузов, продюсеры.

Премии «МО» удостоены крупные музыкальные проекты: оперные и балетные спектакли, фестивали. Проекты в области концертной, издательской деятельности, звукозаписи, строительство концертных залов. Книги о музыке и музыкантах.

События, организации, проекты, отмеченные в рейтинге «МО» — история российской музыки, золотой фонд нашей культуры.