События и персоны. Итоги 2016.
Премия национальной газеты
«Музыкальное обозрение»

<strong>События и персоны. Итоги 2016.<br>Премия национальной газеты<br>«Музыкальное обозрение»</strong>
Ежегодно национальная газета «Музыкальное обозрение» подводит итоги завершившегося года. Газета публикует рейтинг «События и персоны» и присуждает Премию «МО» — главную профессиональную награду в области академической музыки в России. Премия вручается с 1995 года (см. также События и персоны. Рейтинг 2015. Рейтинг 2014 и Рейтинг 2013)
poitogam2

Дирижер года

Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, музыкальный руководитель Московского камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского
rozhd_main
4 мая 2016 патриарх отечественной музыкальной культуры отпраздновал 85-летие.
Дирижер, пианист, автор книг, статей, «преамбул» к своим концертам, архитектор уникально выстроенных филармонических программ и циклов, осуществивший более 150 мировых и более 300 российских премьер. Им записано свыше 700 пластинок и CD.
Человек поистине могучего интеллекта, энциклопедических знаний, исследователь, реставратор, редактор многих партитур, просветитель, первооткрыватель музыкальных сокровищ, тонкий ценитель и знаток живописи и литературы, страстный коллекционер, библиофил.
Юбилейной дате был посвящен грандиозный концерт в трех отделениях в Большом театре, в ходе которого Рождественский выступил как балетный («Времена года» Глазунова в хореографии Дж. Ноймайера), оперный (III акт «Семена Котко» Прокофьева) и симфонический (9-я симфония Шостаковича) дирижер.
«Выбором программы Рождественский напомнил о многом: о том, что он родом из первой половины ХХ века; о том, как дорога ему русская музыка, особенно та ее линия, что идет от Римского-Корсакова и Глазунова (последний дал путевку в жизнь и Шостаковичу, и Прокофьеву); о том, что когда-то он записал все симфонии Глазунова.
Есть и логика, и изящество в том, что итоговую во многом программу Рождественский открыл «Временами года»: само обращение к теме смены времен года — не что иное, как размышление о жизни, о переходе из детства в юность и зрелость, о смене поколений и эпох. И если в другом контексте балетная постановка, эстетика которой приближается к детскому утреннику, вызывала бы удивление, здесь она была уместна: друг к другу обращались детство, воплощенное в трогательных танцах учащихся Московской государственной академии хореографии, и мудрость Рождественского.
Средняя часть вечера посвящалась III акту оперы «Семен Котко» Прокофьева. Представляя действие, наполненное динамично развивающимися событиями, Рождественский в очередной раз удивил непривычно медленными темпами — фирменным знаком своего позднего стиля…
Самой яркой страницей стала Девятая симфония Шостаковича. Рождественский и здесь замедлил темпы, почти ничего не оставив от привычного взгляда на Девятую симфонию как на дивертисментное сочинение в духе «Классической» симфонии Прокофьева… От медленных частей симфонии было по-настоящему жутко… Финал, начисто лишенный танцевальности, предстал настоящим шествием неторопливых, уверенных в себе сил зла. Такое прочтение Девятой, кажется, потрясло без исключения всех…
Оркестр Большого театра играл под управлением маэстро с очевидным удовольствием, высочайшим качеством и полной самоотдачей» («МО»).
В театре им. Б.А. Покровского маэстро выступил музыкальным руководителем двух премьер («Сервилия» Римского-Корсакова и «Орфей» Глюка в редакции Берлиоза), а в Московской филармонии провел второй цикл концертов абонемента «Моцарт и…»

Дирижер года

Валерий ГЕРГИЕВ, художественный руководитель-директор Мариинского театра
gergiev
Прокофьев, Пальмира, Приморская сцена Мариинского театра — главные вехи года Валерия Гергиева. Маэстро всегда и во всем стремится быть первым и единственным. Чемпионом. «Citius, Altius, Fortius!» — этот олимпийский девиз давно уже стал его девизом. Быть быстрее, выше, сильнее всех — его жизненное кредо.
«Год Гергиева» начался задолго до наступления календарного 2016-го: 8 декабря 2015 прошло заседание Попечительского совета Мариинского театра — в Кремле, с участием В. Путина, — на котором было объявлено о проведении в 2016 Года Прокофьева и о присоединении к Мариинскому театру с 1 января Приморского театра оперы и балета в качестве Приморской сцены.
«Империя Гергиева», «Вселенная Гергиева» постоянно расширяется и разрастается. Гергиев — это Мариинка-1, 2, 3, а теперь и 4. Будет, несомненно, и 5, и 6. (Поговаривают, что в связи с предстоящей реконструкцией Основной сцены в лоно Мариинки, а значит, под эгиду Гергиева может перейти Оперный театр консерватории). Репертуар, включающий более 90 оперных названий и более 70 балетных. И еще более 20 камерных опер (для детей и взрослых). Около десятка фестивалей: «Звезды белых ночей», «Серебряная лира», балетный «Мариинский», хоровой «Поющая масленица», «Лики современного пианизма», «Виртуозы флейты», органный, «Новые горизонты»…
Ежемесячно на трех сценах и в камерных залах проходит до 130 мероприятий (в год — более 1500): фактически это Филармония № 1 в Санкт-Петербурге.
Гергиев любит большие цифры: сотни и тысячи спектаклей и концертов, десятки и сотни тысяч зрителей и слушателей. Десятки стран, сотни городов. Миллиардные бюджеты.
Гергиев — это Пасха, Пасхальный фестиваль и День Победы. Хоровое общество и тысячеголосый Всероссийский детский хор. Олимпиада в Сочи и Конкурс Чайковского. АТЭС и Санкт-Петербургский культурный форум. Пальмира и культурный фронт. Чайковский и Прокофьев, Стравинский и Щедрин. Филармония во Владикавказе — в будущем еще один филиал Мариинки. Филармония в Зарядье в Москве, которая откроется в этом году. Фестивали в Миккели, Эйлате, Роттердаме, Владивостоке. Гергиев — это открытие памятников Майе Плисецкой и Сергею Прокофьеву. Гергиев — особый круг общения: В. Путин, О. Голодец, В. Мединский, крупнейшие банкиры и олигархи.
Это самые почетные государственные награды: в 2016 к ним прибавились Государственная премия (за заслуги в области гуманитарной деятельности) , Орден Александра Невского и медаль «За освобождение Пальмиры».
С 9 января по 31 декабря 2016 Гергиев продирижировал 323 концертами и спектаклями в 29 городах России и 47 городах в 21 стране мира. Совершил туры по Европе, США и Латинской Америке, странам Дальнего Востока. Новогодние и рождественские каникулы, 10-дневный отпуск в августе и недельная пауза в конце ноября — вот и весь отдых маэстро.
Дай Бог ему сил и здоровья выдержать, выдюжить все это и впредь радовать нас своим искусством.

Дирижер года

Александр СЛАДКОВСКИЙ, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан
sladk
Возглавив в 2010 оркестр Татарстана, преодолев определенные «трудности роста», Александр Сладковский последовательно ведет коллектив к вершинам славы. К своему 50-летию, отмечавшемуся в 2016, оркестр пришел на волне новых достижений.
Успехи оркестра — прежде всего, заслуга Сладковского-менеджера и его команды. На вооружении — все самые прогрессивные идеи продвижения, «раскрутки» на республиканском, российском и международном уровне. Оркестр ежемесячно, а то и по 2 раза в месяц, гастролирует в Москве, давая в столице около 10 концертов за сезон. ГСО РТ — единственный нестоличный оркестр, имеющий абонементы в московских залах и в Мариинском театре. Оркестру покровительствует президент РТ Р. Минниханов, коллектив ежегодно получает президентский грант.
С ГСО РТ выступают Ю. Башмет, М. Плетнев, В. Федосеев, Б. Березовский, Н. Луганский, А. Гиндин, О. Бородина, И. Абдразаков, Х. Герзмава, А. Шагимуратова, В. Гимадиева, С. Кермес, Суми Чо, В. Ладюк, С. Догадин, Ч. Хаматова… А. Чайковский написал для оркестра «хит на все времена» — «Стан Тамерлана».
Особая статья — сотрудничество с Д. Мацуевым. Большой резонанс получил концерт в венском Музикферайне в декабре — кульминация гастрольного тура по Европе. В феврале 2017 прошли их совместные гастроли в Испании.
А. Сладковский: «Когда мы начали готовить европейский тур, я нескромно сказал, что сделаю этот оркестр одним из самых узнаваемых в мире. Я это сделаю. <…> Моя политическая функция в том и заключается, что мы не просто хорошо играем музыку, но и показываем всему миру, что в Казани есть коллектив, который говорит на интернациональном языке, и мы этим языком в совершенстве владеем».
ГСО РТ неустанно пропагандирует музыку композиторов Татарстана. Записана антология симфонической музыки татарских композиторов, в прошлом году впервые проведен фестиваль татарской музыки им. Назиба Жиганова «МИРАС», композитором-резидентом ГСО РТ был молодой Э. Низамов.
В области звукозаписи — сотрудничество с ведущими лейблами: SONY, каналами Medici и Mezzo. К 110-летию Д. Шостаковича на фирме «Мелодия» выпущены все симфонии и инструментальные концерты композитора (солисты — лауреаты конкурса им. Чайковского). Готовится релиз 1-й, 5-й и 9-й симфоний Малера. Опять-таки налицо результаты отличного менеджмента: Сладковский и Шостакович, Сладковский и К. Кондрашин, Сладковский и Малер — прекрасная «приманка» для поклонников творчества дирижера и коллектива.
Блестяще продумана работа со СМИ. Не проходит недели, чтобы не появилось новое интервью маэстро: в казанской «Бизнес онлайн», «АиФ», «МК», все чаще он появляется на телевидении. В 2016 телеканал «Культура» 14 раз транслировал концерты ГСО РТ.
В 2016 А. Сладковский был удостоен звания народного артиста России и стал артистом агентства IMG.

Персона года

Рустам МИННИХАНОВ, президент Республики Татарстан
minnihanov
Татарстан — один из наиболее мощных и успешных регионов России. Один из немногих примеров устойчивого экономического развития, политической стабильности (за 25 лет в республике лишь однажды менялся Президент: в 2010 М. Шаймиева сменил Р. Минниханов). В целом благополучна и культурная ситуация в регионе, и ситуация в области академической музыки, в чем безусловно, заслуга и первого, и нынешнего президентов РТ.
Из всех столиц национальных республик Казань — единственная, которая входит в десятку музыкальных столиц России: городов с полной музыкальной инфраструктурой. В Казани — одна из ведущих в стране консерваторий (ею уже почти 30 лет руководит известный органист Р. Абдуллин). Авторитетный театр оперы и балета, обладатель нескольких «Золотых масок» (в последние годы, правда, несколько сдавший позиции). Камерный оркестр La Primavera, сохраняющий высокий уровень и входящий в группу элитных камерных оркестров России. Гордость Казани и Татарстана — Государственный большой концертный зал им. С. Сайдашева, самостоятельное учреждение культуры, построенный в 1996: шедевр архитектуры с великолепной акустикой. Впервые в нашей стране был построен зал такого уровня (автор акустического решения — всемирно известный специалист из Великобритании Николас Эдвардс).
Прошло 20 лет, но и сегодня ГБКЗ им. Сайдашева входит в число лучших в России, наряду с залами, построенными уже в XXI веке: Концертным залом Мариинского театра и Большим концертным залом Омской филармонии (его также проектировал Н. Эдвардс).
И, разумеется, коллектив, который пользуется особым покровительством Р. Минниханова: Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский). Гордость республики, ее культурный бренд, лицо культуры Татарстана в России, татарстанской и российской культуры — в Европе и мире. Поддержка Р. Минниханова в этом процессе, бесспорно, играет огромную, если не решающую, роль. В России известен лишь один пример такой поддержки: взаимоотношения губернатора Свердловской области Э. Росселя и Уральского академического филармонического оркестра.

Дирижер года

Надежда АВЕРИНА, художественный руководитель и дирижер детского хора «Весна», директор Детской хоровой школы «Весна» имени А.С. Пономарева
averina_new
Хор «Весна», два года назад отметивший 50-летие, продолжает оставаться лидером в своем жанре. Редкий случай, когда после ухода из жизни отца-основателя (А.С. Пономарев скончался в 2012), коллектив не только не отступил с завоеванных позиций, не снизил художественную планку, но под руководством художественного руководителя Надежды Авериной устремился к новым творческим вершинам и горизонтам. При этом бережно хранятся все традиции «Весны», созданные Пономаревым, разработанные им принципы методики работы с детьми, особенности детского хорового творчества.
Сегодня хор «Весна» — заметное явление столичной концертной жизни. Коллектив дает концерты в лучших залах Москвы, 3–4 раза в год выступает в Большом зале консерватории. Каждый концерт проходит при аншлаге и становится украшением московской афиши. Формирование программ подчинено логике не отчетного концерта, но художественного события. И любое выступление хора «Весна», любого его коллектива, начиная от дошкольников, производит незабываемое впечатление (без всяких скидок на возраст и «школьный» статус исполнителей!) на самую искушенную и взыскательную филармоническую публику. 2016 год принес хору новый блестящий успех на международной хоровой арене: Гран-при на конкурсе имени Белы Бартока в Дебрецене. Это один из шести главных европейских хоровых конкурсов, которые проводятся в Ареццо (Италия), Толосе (Испания), Варне (Болгария), Мариборе (Словения), Дебрецене (Венгрия), Туре (Франция).
Каждый из них существует не один десяток лет и имеет высокую международную репутацию. Хор «Весна» победил в своей возрастной категории, а затем стал триумфатором заключительного этапа конкурса, в котором участвовали победители всех возрастных категорий.
Теперь «Весна» будет соревноваться с обладателями Гран-при пяти других европейских хоровых конкурсов на Гран-при Европы, который состоится 1 ноября 2017 в Толосе (Испания).
Надежда Аверина в 1981 окончила ДХШ «Весна», где училась под руководством выдающегося педагога и музыканта А.С. Пономарева. Затем окончила дирижерско-хоровое отделение музыкального училища при Московской консерватории, факультет хорового дирижирования Московской консерватории (класс проф. С. Калинина) и аспирантуру. В 1996 защитила кандидатскую диссертацию по теме «Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве». С 1984 года преподает в ДХШ «Весна», с мая 2012 — худ. рук. и дирижер Детского хора «Весна» им. А.С. Пономарева, директор ДХШ «Весна» им. А.С. Пономарева. С 1999 работает в Московской консерватории на кафедре хорового дирижирования, с 2008 профессор. Детский хор «Весна» под руководством Н. Авериной — победитель и обладатель Гран-при международных конкурсов в Испании (2006), Венгрии (2010 и 2016), Италии (2012), Германии и Бельгии (2014), Латвии (2017). Надежда Аверина — обладатель звания «Лучший педагог-исполнитель детской школы искусств» Москвы, победитель конкурса «Московские мастера» (2008). Победитель Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» (2014). Почетный деятель искусств г. Москвы.

Событие года

Открытие Дворца искусств «Нефтяник» в Сургуте
neftianik600
Сбылась мечта многих сургутян — открыто новое здание Дворца искусств «Нефтяник». Дворец входит в состав крупнейшего предприятия ХМАО–Югры — ОАО «Сургутнефтегаз». В новом здании площадью 47 265 тыс. — пять концертных залов (Большой зал на 1121 место, Многофункциональный зал на 270 мест, Банкетный зал, Конференц-зал, Арт-кафе на 160 мест), Выставочное фойе площадью 370 кв.м. Залы оборудованы современной акустической и световой аппаратурой, в них можно проводить мероприятия любого формата: спектакли, концерты, выставки, конференции и т.д.
Великолепный храм театрального и музыкального искусств открылся 1 октября 2016 года, в Международный день музыки. Здесь уже выступили солисты и симфонический оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым, Малый драматический театр – Театр Европы под руководством народного артиста России, лауреата Государственных премий Льва Додина со спектаклем по драме Фридриха Шиллера «Коварство и любовь», Государственный Академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева.
В 2017 году, в рамках празднования 40-летия ОАО «Сургутнефтегаз», культурная программа ДИ «Нефтяник» обещает быть не менее насыщенной. Деятельность по осуществлению любых, в том числе технически сложных, гастрольных проектов станет одной из ведущих в новом здании Дворца и позволит познакомить зрителя с лучшими образцами различных видов и жанров искусства. Дворец искусств «Нефтяник» с почетом исполняет миссию культурного обогащения жителей Сургута и округа».
(По информации группы творческого планирования ДИ «Нефтяник» ОАО «Сургутнефтегаз»).

Фестиваль года

Пятый международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»
Художественный руководитель — Владимир Юровский, художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова
drugoe600
moscfilarm
Фестиваль «Другое пространство» — наиболее значимый проект Московской филармонии в области музыки XX–XXI вв. Полностью взяв на себя организацию Форума, МГАФ тем самым, пожалуй, «закрывает» тему звучания музыки второй половины XX–XXI вв. в филармоническом контексте и репертуаре.
Фестиваль впервые прошел в 2009 году, с 2010 проводится в формате биеннале. С 2014 руководитель фестиваля — Владимир Юровский, базовый коллектив — ГАСО им. Е.Ф. Светланова.
Накануне открытия Форума Юровского спрашивали, не поздно ли исполнять на «фестивале актуальной музыки» сочинения Берио и Штокхаузена, созданные полвека назад. По мнению маэстро, не поздно: «Мы наверстываем упущенное и заполняем дыры в своем музыкальном образовании», — говорит Юровский, который, как и в других своих проектах, выступает неустанным пропагандистом музыки XX–XXI вв., малоизвестных в России страниц отечественной и мировой музыкальной культуры.
Фестиваль необычайно удачно вписался в контекст фестивалей современной музыки. Успех ему обеспечивает не только репертуар, продиктованный в последнее время исключительно вкусами маэстро. О репертуаре можно спорить: «на вкус и цвет товарищей нет». Но именно авторитет В. Юровского, который, возглавив в 2011 Госоркестр, поднял его на «светлановские высоты», восстановил исполнительский уровень и славу коллектива времен Е.Ф. Светланова, обеспечивает фестивалю «Другое пространство» и аншлаги, и интерес специалистов и широкой публики — независимо от того, что исполняется: действительно шедевры, сочинения менее значительные, «второго ряда» либо имеющие значение в контексте музыкальной истории и культуры, но художественно не самые заметные произведения недавнего прошлого и наших современников.

Фестиваль года

XV Международный фестиваль современной музыки «Московский форум»
ОрганизаторЦентр современной музыки Московской консерватории
Куратор фестиваля — Владислав Тарнопольский
Директор — Вера Серебрякова
moscowforum400v
forum_poster400
Фестивалю уже больше 20 лет. Впервые он прошел в 1994 и всегда вызывал интерес, особенно у молодых музыкантов, которые благодаря концертам, лекциям, мастер-классам крупнейших композиторов и исполнителей из-за рубежа (Х. Лахенманн, Б. Фуррер, Ensemble Modern, Klangforum Wien, Schoenberg ensembke, ХХ век, ensemble recherche, Volharding, Oxalis, Het Trio, Alternance и др.) получили возможность значительно обогатить свой опыт и познания в области новой музыки.
Основной коллектив фестиваля был и остается ансамбль солистов московской консерватории «Студия новой музыки» (художественный руководитель Владимир Тарнопольский, дирижер Игорь Дронов).
Юбилейный XV «Московский форум» прошел под знаком 150-летия Московской консерватории. Программу фестиваля составили в основном сочинения ее воспитанников — выдающихся мастеров недавнего прошлого и наших современников, а также классиков мирового музыкального авангарда. Можно сказать, что XV фестивалю сопутствовала определенная «перезагрузка»: он обновился, еще более активно привлек молодежь, новое поколение композиторов, что принесло и новые тенденции. Возможно, это связано и с тем, что сменился художественный руководитель: композитор Владимир Тарнопольский, основатель, идеолог и главная движущая сила «Московского форума» на протяжении двух десятилетий, передал эстафету своему сыну — музыковеду Владиславу Тарнопольскому.
Новшествами XV «Форума» стали «ночные» концерты (после 22.00), заседания дискуссионных клубов композиторов и музыковедов старшего и молодого поколений, семинар для молодых музыкальных критиков. Необычайно широким оказался стилевой и диапазон фестиваля: от мировой премьеры недавно найденных в рукописи фрагментов из оперы Д. Шостаковича «Нос» и российских премьер сочинений Э. Денисова («Гимн» и «Пожелание добра») и С. Губайдулиной («Пилигримы») до дипломных сочинений выпускников Московской консерватории юбилейного 2016-го года — А. Бесогонова и Б. Мусаева (этими исполнениями стартовал долгосрочный проект «Герои будущего», представляющий российских композиторов нового поколения).
Всего же было представлено творчество 35 композиторов. Значительное большинство прозвучавших сочинений — мировые, российские и московские премьеры.

Музыкальный театр года

Московский государственный академический детский музыкальный театр
им. Н.И. Сац
Художественный руководитель Георгий ИСААКЯН
1010satz
isaakyan
В 2016 театр им. Н.И. Сац завершил юбилейный сезон, в ходе которого театру исполнилось 50 лет, и рядом громких премьер и событий отметил наступление своего второго полувека.
Приход Георгия Исаакяна в 2010 в качестве художественного руководителя знаменовал обращение к новой эстетике и модели театра; новые подходы к репертуарно-художественной политике и устройству внутритеатральной жизни.
Заметно расширился репертуарный диапазон (он включает теперь и экспериментальные работы, и «взрослые» спектакли, и постановки для самых маленьких, и музыку старых мастеров).
Театр стал площадкой для разнообразных мероприятий российского и международного масштаба. Здесь проходили заседания форума «Опера – Европа» и конференция Ассоциации музыкальных театров России, Первый Всероссийский балетный конкурс и Пятый международный детский вокальный конкурс Сергея Лейферкуса «Мы поем оперу», спектакли фестивалей «Оперная панорама» и «Видеть музыку», Международная конференция «Опера для детей и юношества: настоящее и будущее».
В то же время приоритеты остаются неизменными. Театр всегда был проводником современного композиторского творчества, и интенсивное сотрудничество с нашими современниками продолжается из года в год. И главное: театр, когда-то созданный Н.И. Сац, а теперь носящий ее имя, по-прежнему имеет абсолютно внятный, четко обозначенный путь, от которого не отступает. Единственный в мире детский музыкальный театр, он, как и 50, и 30, и 20 лет назад, служит детям, идее художественного воспитания юного поколения. Своими спектаклями театр несет ту высокую духовность, которая помогает детям взрослеть, впитывать «разумное, доброе, вечное» и, воспринимая мир через искусство, обогащать душу и сердце. Открывает юным зрителям мир музыкального театра. Предлагает и помогает им войти в этот волшебный мир и понять его язык, весь спектр таких разных форм, стилей, жанров, тем, образов, смыслов: Пиноккио и Незнайка, Кармен и Евгений Онегин, Синяя птица и Волшебная флейта, герои Андерсена, Диккенса, Перро, Пушкина, русских сказок…
Умелое выстраивание обновленного театра и вместе с тем исключительно тактичное и бережное отношение к его прошлому, к уникальным традициям, заложенным Наталией Ильиничной Сац, ее коллегами и помощниками — в этом проявился особый дар Георгия Исаакяна.
Уже после присуждения ему Премии «МО» стало известно, что он удостоен премии Правительства РФ 2016 года в области культуры за постановку оперы А. Чайковского «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане».
Как уже не раз бывало, власть поддержала инициативу нашей газеты.

Спектакль года – опера

Д. Шостакович. «Катерина Измайлова» (Большой театр)

Музыкальный руководитель и дирижер Туган СОХИЕВ
Режиссер Римас ТУМИНАС
Сценограф Адомас ЯЦОВСКИС

Фото Дамир Юсупов
Фото Дамир Юсупов
bolshoilogo
Туган СОХИЕВ
Туган СОХИЕВ
Римас ТУМИНАС
Римас ТУМИНАС
Успех спектакля во многом определило приглашение в качестве режиссера-постановщика Римаса Туминаса, художественного руководителя Театра им. Вахтангова. Поначалу это вызвало скепсис: многие предыдущие неудачные опыты режиссеров драмтеатра в опере, казалось бы, доказывали невозможность «впрячь в одну телегу коня и трепетную лань». Интригу создавал и тот факт, что «Катерина» стала для Р. Туминаса первой оперной работой.
Но в результате выиграл и театр, и зритель.
«Пожалуй, впервые участие выдающегося драматического режиссера столь мощно обогащает оперный жанр, привносит новую, захватывающую театральную эстетику и неожиданные возможности для решения, казалось бы, не решаемых специфически-оперных задач. Театральный мир Р. Туминаса богат поэтическими метафорами и философскими обобщениями, в которых музыкальность и авторский текст — превыше всего. Оттого у нет сложностей с длинными монологами героев, они звучат на одном дыхании, приправленные психологически оправданной емкой пластикой, без суетливых передвижений на сцене. Актуальность постановки «Катерины Измайловой» для сегодняшнего дня является чрезвычайной. Все типажи узнаваемы и считываемы, а тексты свободно экстраполируются на нашу жизнь. <…> нет ни одного мгновения без участия режиссерской воли, его предельно простых и многозначных театральных решений. Все продумано до секунд, и в этом смысле интенсивность музыкального мышления композитора нашла адекватное воплощение в стиле постановщика. «Катерина» стала выдающимся результатом Большого театра, когда связность, непрекращающийся поток непрерывного оперного действия был обеспечен уникальным творческим тандемом единомышленников — режиссера, сценографа, хореографа, художников, дирижера, оркестрантов, вокалистов, хора и миманса. В этом спектакле невозможно отделить один элемент театрального действия от другого, нет швов, трудно представить какой-то элемент выпущенным. Шестеренки системы работают безупречно, создавая единое синтетическое действие, в его идеальном воплощении.
Внутренние механизмы театра оказались отлаженными, заработали на полную мощь, открыли невероятные ресурсы и потенциал. Директор, дирижер и режиссер с постановочной группой сработали как единая команда. Это профессиональный подход людей, действительно занимающихся делом, что дает возможность любой системе — будь то Большой театр или общество — созидать, развиваться и двигаться дальше» («МО», 2016, № 2).
Худрук Вахтанговского театра Римас Туминас, практически дебютировав на оперной сцене, поставил “Катерину” так, что упреки в немузыкальности сценической драматургии здесь оказались неуместны.
Действие выстроено, напротив, певуче b танцевально. Мизансцены сделаны так, что почти всегда есть верный баланс оркестра и голосов, солисты поют в зал, а хор, подчиняясь ловкому сценарию, превращающему его из массы в нечто вроде хореографического ансамбля, кажется, всегда видит дирижера. Несколько мелких размолвок между оркестром, хором и солистами на премьерном спектакле скорее случайны или ждут еще притирки, нежели вызваны недочетами режиссерского мизансценирования. Спектакль отличают цельность и качество, внятные рисунки ролей и плавно выстроенная цепь настроений («Коммерсантъ»).

Спектакль года – опера

С. Прокофьев. «Любовь к трем апельсинам» (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко)

Музыкальный руководитель и дирижер Александр ЛАЗАРЕВ
Режиссер Александр ТИТЕЛЬ
Сценограф и художник по костюмам Владимир АРЕФЬЕВ
Художник по свету Дамир ИСМАГИЛОВ

Фото Олег Черноус
Фото Олег Черноус
logomamt180g121
Александр ТИТЕЛЬ
Александр ТИТЕЛЬ
Александр ЛАЗАРЕВ
Александр ЛАЗАРЕВ
Владимир АРЕФЬЕВ
Владимир АРЕФЬЕВ
«Любовь к трем апельсинам» — одна из немногих постановок опер С.С. Прокофьева в Год Прокофьева и уж наверняка — самая оригинальная, резонансная и успешная. Ею А. Титель продолжил свою «прокофьевиану» (ранее ставил в Большом театре «Игрока» с Г, Рождественским, в МАМТЕ — «Обручение в монастыре» и «Войну и мир»). А. Титель: «Прокофьев — очень близкий мне автор, в каком-то смысле это русский, советский Моцарт. Его музыка будто наполнена шариками кислорода, которыми ты дышишь и взлетаешь. Она разобьет любое плохое настроение, смоет горе, сгладит беду, пронизывает нас радостью жизни и любовью к ближнему. Опера “Любовь к трем апельсинам” — это восторг, радость, счастье, музыкальное дурачество. Тут и острота, колкость и нежность, все вместе в этой музыке…
Я не могу сказать, что это сатира. По форме, по жанру это, скорее, бурлеск. А в нем есть все: элементы фарса, уличного театра, пародии, лирического театра, пародия на оперу, на ее фанатов, на традиционное истолкование оперных ролей, и в то же время любование и восхищение этим жанром с его безграничными возможностями, где от великого до смешного один шаг. Опера может быть старомодной, смешной, жалкой, глупой, отсталой, скучной. А может быть грандиозной, тонкой, изысканной, мучающей нервы, будящей фантазию! Ей подвластно все. Она может заставить нас почувствовать дыхание вечности, несостоявшейся любви, того, что будет впереди или что уже миновало. В этом смысле это совершенно феноменальный жанр…
Если люди — хотя бы несколько человек — способны к самоиронии, то мир не безнадежен».
«Вместо сказочной бутафории и “театра в театре”, как сложилось в постановочной традиции “Трех апельсинов”, А. Титель помещает оперу во множественный и многослойный исторический контекст: здесь и время Гоцци, и имперская Россия, и революционные годы, и раннесоветская культура — вплоть до сегодняшнего дня. Режиссер мыслит этот сюжет и музыку в нескольких временных координатах одновременно, так что каждый слой дополняет и развивает другой.
<…> “Любовь к трем апельсинам” в интерпретации А. Тителя превратилась в глубокий, философский театр жизни, продолжая разговор режиссера, начатый в “Войне и мире” и “Хованщине” (спектакле, признанном “МО” лучшей оперной постановкой 2015 и ставшем лауреатом “Золотой маски”). Это размышления об истории, о судьбе России, о вечном пути, который страна проходит от стрелецкого бунта, победы 1812 года, через искусство Мейерхольда и Прокофьева до современности, в которой живет Александр Титель, МАМТ и мы» («МО», 2016, № 6).
«Оранжевый спектакль оформлен с отсылками к футуристам и Малевичу, что исторически и по духу соответствует деловому, лишенному флера стилю Прокофьева, но мало корреспондирует с нашим временем, когда никакого увлечения новациями и искусством будущего не наблюдается. Равным образом сегодняшних смыслов не представляет площадной балаган, в котором выходят дорожные рабочие, полиция и папарацци. Такой спектакль, возможно, актуально смотрелся бы в 90-е годы. Сегодня же наиболее соответствующей времени его частью становятся порой возникающие на стене титры, в которых сами авторы, будто сидящие в чате, иронично обсуждают собственную работу» («Ведомости»).

Спектакль года – опера

Б. Бриттен. «Билли Бадд» (Большой театр)

Музыкальный руководитель и дирижер Уильям ЛЕЙСИ
Режиссер Дэвид ОЛДЕН
Сценограф Пол СТЕЙНБЕРГ

Фото Дамир Юсупов / Большой театр
Фото Дамир Юсупов / Большой театр
bolshoilogo
Уильям ЛЕЙСИ
Уильям ЛЕЙСИ
Дэвид ОЛДЕН
Дэвид ОЛДЕН
Спектакль, созданный в копродукции с Английской национальной оперой и берлинской Deutsche Oper, продолжил краткую новейшую историю постановок бриттеновских опер в России и стал самым выразительным и пронзительным в музыкальном и драматическом отношении оперным событием последнего времени.
По силе воздействия и качеству работы у него, по крайней мере, на местных сценах, сейчас не много найдется конкурентов. В событиях послереволюционного 1797 года Бриттен увидел отражение личной травмы и общей трагедии людей ХХ века, переживших катастрофу двух войн и застывших в растерянности между свободой и страхом, светом и подавлением. Трагедия персонального одиночества и бессилия, рассказанная языком волшебной бриттеновской музыки, приобретает вселенские масштабы.
«Торжество закона над хаосом, необходимости над свободой воли стало главной темой последнего текста Мелвилла.
Преступление добрейшего “лазурноглазого” красавца Детки (Билли) Бадда, фор-марсового матроса с военного судна “Неустрашимый”, было бы квалифицировано нынешними юристами как “причинение смерти по неосторожности”. Смерть демонического мерзавца каптенармуса Клэгарта, которого Мелвилл характеризует как “безнравственного от природы”, по существу, благо, избавившее команду корабля от его издевательств. Но, как решил военный трибунал не без участия добросовестного и добросердечного “Звездного Вира”, даже смягчающие обстоятельства не отменяют вину простого матроса, пусть и случайно убившего старшего по званию. В осознанной необходимости вынести смертный приговор, как и в маникальных устремлениях капитана Ахава из “Моби Дика”, прочитываются многие смыслы, в том числе и христианские. По существу, несчастный законопослушный капитан Вир добровольно приносит в жертву и самого себя. недаром таковы последние слова, ясно и без малейшей запинки произнесенные с петлей на шее вечно заикающимся ангелоподобным Билли: “Да благословит Бог капитана Вира!”. Были ли эти слова благословением, прощением или невольной иронией? Ведь поступок Вира — акт героизма, но с сомнительным итогом: долг и честь оказываются не менее разрушительными, чем чужая злая воля.
Мелвиллу удалось сделать практически любой свой маринистский текст одновременно документом, проповедью, гимном, трактатом и мифом. Его корабль — полноценная модель мира, позволяющая писателю достигать звездных высот стиля и философских прозрений исключительного масштаба» (из буклета к спектаклю).
«Для пацифиста Бриттена <…> обостренный гуманистический пафос и библейская сила характеров, красота метафор и бытовая точность языка мелвилловской повести, среди действующих лиц которой нет ни одной женщины, но есть ненависть и любовь, прозвучали отзвуком персональной и универсальной драмы. В событиях 1797 послереволюционного года (действие происходит на британском линейном корабле “Неустрашимый”, который преследует невидимого французского врага и бежит от реальной угрозы бунта, когда в команде появляется новый рекрут — юный как Зигфрид, простодушный как Парсифаль и невинный как ангел веселый “детка” Уильям Бадд) Бриттен увидел отражение личной травмы и общей трагедии людей ХХ века, переживших катастрофу двух войн и застывших в растерянности между свободой и страхом, светом и подавлением» («МО», 2017, № 1).

Спектакль года – опера

П. Чайковский. «Пиковая дама» (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко)

Музыкальный руководитель и дирижер Александр ЛАЗАРЕВ
Режиссер Александр ТИТЕЛЬ
Сценограф Сергей БАРХИН
Художник по свету Дамир ИСМАГИЛОВ

Фото Олег Черноус
Фото Олег Черноус
logomamt180g121
Александр ТИТЕЛЬ
Александр ТИТЕЛЬ
Александр ЛАЗАРЕВ
Александр ЛАЗАРЕВ
Сергей БАРХИН
Сергей БАРХИН
Еще одна выдающаяся работа А. Тителя, А. Лазарева и всего театра. Еще одна (после «Войны и мира», «Хованщины», «Бориса Годунова» в Екатеринбурге) тителевская арка из нашего XXI века в глубины трагической истории Государства Российского.
«О чем «Пиковая дама»? — задается вопросом режиссер. — Является ли эта опера историей про любовь? Отчасти. Собственно, как любая опера. Двое мужчин любили одну девушку. Один — красивый, успешный, из хорошей семьи, для которого открыты все пути. И другой — бедный, неизвестный, злой неудачник. Но девушка любит второго, что бывает весьма часто.
Является ли эта опера историей про игру? Пожалуй, нет. Хотя игра занимает в ней очень важное место. Можно даже сказать, что это история двух карточных игра с разницей в 50 лет. Одна — некогда в Версале au jeu de la Reine. И вторая — полвека спустя в Петербурге. Все остальное — между.
Это история о страшных противоречиях в судьбах людей, живущих в городе трагического величия — Петербурге. Он тоже один из главных героев оперы — город-призрак, город феноменальной красоты, построенный всего за 200 лет с необычайным и небывалым размахом; гибельный город, поскольку построен на костях, утопленных в болоте, абсолютно европейский по архитектуре и при этом населенный русскими людьми. Город, который периодически затопляет, и который стал родиной как Золотого, так и Серебряного века в русском искусстве. А потом еще — и «колыбелью революции», и блокадным Ленинградом.
Музыка, написанная Чайковским в 1890-м году, безумно далека от пушкинского времени по своей сути. Она гораздо ближе к веку двадцатому. Она существует уже позже героев Достоевского. После «Белых ночей», «Преступления и наказания», даже «Бесов». Смятение умов, утрата идеалов, предчувствие неотвратимой катастрофы: погибнет город, погибнет Империя… Что будет с Россией?
«Пиковая дама» в новой версии — это опера о порыве и бессилии, о частном и общем крушении, о хрупкости эмоциональных миров и человеческих связей, об историческом безумии, о социальной безнадежности, об идеализации прошлого и отсутствии перспективы будущего, о покорности смерти и страсти к власти. Поэтому так пронзительна трагедия Лизы, решительно исчезающей в темном строе то ли солдат с винтовками, то ли игроков с поднятыми верх стульями.
И так же ужасна в своей простоте и обыденности смерть Графини с ее сокрушительно кокетливым сарказмом, танцевальным изяществом и яростным высокомерием, Ее прошлое, как прошлое города и страны, идеально, неподвижно, хрупко и зыбко.
И будущего не разглядеть» «Рифма в 100 лет пульсирует в крови, в сознании, в висках и в сердце весь спектакль, возвращая нас к самим себе, в день сегодняшний.
Декорация — колесо времени.
В финале, когда на сцене не остается ни души, бег времени вдруг останавливается и в музыке Чайковского, в последней фразе, которую рельефно подает Лазарев, вдруг уже слышится Малер.
Колонны на сцене — как печные трубы. Круговая колоннада — Круг в Квадрате. Три центральные колонны — Белая, Синяя и Черная с золотой капителью.
В конце черная устанавливается, наконец, в центре. Круг разорван» («МО», 2016, № 11–12).

Спектакль года – балет

А. Глазунов. «Времена года» (спектакль Московской государственной академии хореографии)

Хореограф Джон НОЙМАЙЕР
Дирижер Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

rozhd_noim
logo_academy
Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Джон НОЙМАЙЕР
Джон НОЙМАЙЕР
Российский балетный театр и хореографическая школа обогатились уникальным спектаклем, в котором задействованы все стадии хореографического училища. таким спектаклем, который сделал мэтр современного балета Джон Ноймайер специально к юбилею Г.Н. Рождественсокго и в соавторстве с ним.
«Балет формально можно было бы назвать “детским”. В нем, однако, нет той нарочитой детскости, какая бывает в спектакле, который играют взрослые, но ориентированном на детскую аудиторию. Может показаться странным, что Ноймайер предлагает детям балет на очень взрослую тему — о жизненном пути, его тяготах, невзгодах, соблазнах, потерях и лишь мимолетных и кратковременных радостях. Но парадокс детского балета, сделанного и не для детского восприятиz тоже, заключается в том, что эти потери и невзгоды становятся заметными человеку, глядящему из осени.
В последней картине маленькая героиня балета, которая вместе с Клоуном претерпевает во время путешествия лишения и неудобства (зимой, например, друзьям пришлось мерзнуть и спать на лавке), и даже терпит разочарование и разлуку, когда мальчик-спортсмен покидает их, увлекшись красивой пловчихой. Но крошечные радости, как то подаренные волшебные шарики и роскошное взрослое цирковое представление, заставляют ребенка быстро забыть о невзгодах. Ноймайер вводит определенную иронию, когда наряжает девочку в маскарадный костюм Наполеона — его треуголку и мундир. Девочка счастлива почувствовать себя героем, и взрослый мундир, несуразно болтающийся на ней как на вешалке, не кажется ей большим. Она начинает жизнь, весь мир открыт перед ней. Но этот маскарад с костюмом Наполеона устроен именно осенью, когда природа засыпает перед зимой, а человек подходит к концу жизненного пути. Открытый мир — это поле битв, грядущие победы, думает Наполеон; жизнь – это дорога, а также балаган, цирк, смех и слезы, утверждает в своем великом фильме Ф. Феллини. Дети танцуют взрослый балет, пробуют стиль хореографа, купаются в подлинной эстетике. Почти для каждой сценки «Времен года» существует ее прототип во взрослых балетах Ноймайера. Пазлы метасюжета складываются здесь в стих из Евангелия от Марка: “Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него”. Мудрый патриарх музыкального царства Г. Рождественский почувствовал, что в любом опусе Ноймайера заложена некая философская истина, которая обязательно возвысит выбор конкретного опуса для исполнения в заданном концерте. Так и вышло с выбором музыки, балета и артистов-детей» («МО», 2016, № 6).

Музыковед года

Светлана ВИНОГРАДОВА, лектор-музыковед, ведущая абонементов Московской государственной академической филармонии

За просветительскую деятельность

vinogradova1
Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в загадочный и прекрасный мир музыки. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце».
В 2016 Светлана Виноградова отметила солидный юбилей, но она по-прежнему в филармоническом строю. И покидать его не собирается. Ее искусство, все, что она делает на сцене, не может вызвать ничего, кроме восхищения. Ее облик, речь, мысль, взгляд, память, осанка, отношение к слушателям — взрослым и совсем маленьким — неподражаемы. Она передает со сцены в зал обаяние и энергетику, духовный заряд и этический посыл невероятной глубины и силы.
В своих «преамбулах» она соединяет огромные пласты истории и культуры. Прошлое, о котором рассказывает так, как будто была очевидцем всех событий и близким другом всех людей, о которых рассказывала. XX век, в котором жила и к которому все время апеллирует, возвращается, вспоминая время, события, людей. И век нынешний, XXI, в котором она чувствует себя абсолютно естественно, раскованно, откликаясь на все новшества и бурные перипетии нашего времени.
Ее суждения о людях, о литературе, музыке, живописи, культуре, музыкантах, меценатах — исключительно точны и остры, хотя порой безапелляционны и даже, возможно, спорны. Но в то же время побуждают к дальнейшим размышлениям, желанию узнать еще больше, что-то еще прочитать, послушать, увидеть. Не в этом ли задача людей ее профессии: чтобы слушатель вышел из зала «отягощенный» смыслами, которые надолго запомнит и не раз будет к ним возвращаться.
«Полюбив музыку на всю жизнь, я захотела, чтобы и другие ее полюбили очень сильно. Война, через которую прошли люди моего поколения, отняла у нас семью, нас не растили взрослые. Мы не знаем многих вещей, которые называют “Промысел Божий”, законы судьбы. Но это все существует в судьбе России. И только сейчас мы начинаем понимать взаимосвязь явлений.
Надо увидеть мощь духовных проявлений в стране, целомудренную застенчивость России. Сейчас нет таких слов в лексиконе. Самое главное мое чувство, связанное с музыкой, — это чувство благодарности к слушателям, удивление от того, что они приходят.
В зал приходят родители и дети, и когда они все вместе переживают очень высокие чувства, то это помогает им. Когда дети детей уже начнут расти, эти совместно пережитые мгновения помогут им не потерять друг друга. Доверие цементирует семью! Я чем больше живу, тем больше убеждаюсь, что музыка очень помогает людям. Она для этого и дана Небом. Быть рядом со слушателями — это чудо, к которому также нельзя привыкнуть» («МО», 2006, № 2).

Музыковед года

Марина РЫЦАРЕВА, доктор искусствоведения, профессор Бар-Иланского университета и Тель-Авивского университета (Израиль)

За выдающийся вклад в российское музыковедение и книги о русской музыке.

rytzarev_marina

Книги Марины РЫЦАРЕВОЙ

rytzarev_covers2
Границы понятия музыковеда, музыкального ученого обозначить крайне трудно. Не менее трудно ответить на вопрос, что же такое музыковедение, музыкальная наука: это понятие также чрезвычайно широкое, рамки его размыты. От источниковедения, изучения и обработки биографических данных объекта исследования — От популярной, массовой музыкальной литературы — до гармонического и полифонического анализа, предназначенного для единиц, для тончайшей прослойки «посвященных». Хотя, как правило, все открытия в этой области делают творцы, композиторы, а музыковеды идут по их следам и лишь объясняют эти открытия.
Подлинное открытие — привилегия избранных. В числе избранных, бесспорно, Марина Рыцарева — образец музыкального ученого-новатора, музыковед с широчайшим спектром деятельности, блестяще владеющий всеми профессиональными жанрами. Ее работы неизменно содержат глубокие научные открытия, каждый ее труд — серьезный шаг в развитии музыкознания. Ее исследование о сонатной форме, напечатанное в «МО» — уникальное, многовекторное научное явление, колоссальный вклад в теорию музыки и в теорию литературы. Казалось бы, идея сравнения двух жанров — сказки и сонаты (с их структурой, разделами, конфликтами, параллелями, пересечениями, «сообщающимися сосудами» тем и образов и т.д.) лежит на поверхности. Но при этом надо обладать уникальной научной интуицией, эрудицией, волей, чтобы прийти к истине.
Столь же выдающимися можно назвать исследования и открытия М. Рыцаревой в творчестве П.И. Чайковского. В 2014 году в британском издательстве Ashgate вышла книга М. Рыцаревой Tchaikovsky’s Pathétique and Russian Culture, в которой музыковед рассматривает 6-ю симфонию П.И. Чайковского как «Русские Страсти» и как один из краеугольных камней русской культуры.
«Однажды на рассвете в июле, я услышала нечто, что меня мгновенно пронзило. Эврика! Это был тревожный крик петуха, который буквально совпадал с главной темой Шестой.
Если бы Чайковского не звали Петром, и если бы загадка Шестой меня так не разбередила в течение предшествующих недель, я бы на этого петуха не обратила внимания, как не обращала много лет. Но в данном случае сработала ассоциация из Страстей: Петр и петух, рассвет. Иисус предсказал, что Петр отречется от него три раза до того, как пропоет петух. Петр и петух — два неразрывно связанных элемента страстей. Вот меня и озарило, что скрытая программа этой симфонии как-то связана с историей Христа. Шесть лет, думая и собирая материал, я мечтала только о статье, но когда начала писать — получилась книжка».
Исследования Марины Рыцаревой посвящены главным образом русской музыке разных эпох. В 1970-е годы бестселлерами стали ее первые книги о Д. Бортнянском и М. Березовском (дополненные, переработанные и переизданные уже в XXI веке). Не менее значителен ее вклад в изучение современной музыки (книги о С. Слонимском, И. Барданашвили).

Статьи Марины РЫЦАРЕВОЙ

Музыкальный критик года

Татьяна БЕЛОВА, начальник литературно-издательского отдела Большого театра

Подготовка и выпуск буклетов к спектаклям Большого театра

belova3
coverbt
В последние годы буклеты к спектаклям Большого театра стали не только традиционной и неотъемлемой частью, но и украшением любой оперной премьеры. Думается, что и в Европе немногие театры могут похвастать такими буклетами. Руководит работой по подготовке и выпуску этих изданий, которые впору причислить к произведениям искусства,
Татьяна Белова — театровед, редактор-составитель, автор статей, переводчик.
Каждый буклет — уникальное и всеобъемлющее культурологическое исследование, посвященное произведению, его авторам, исполнителям, эпохе. Учебное пособие, навигатор по истории, времени, содержанию оперы. Поражают воображение объем и качество представленной информации, литературных текстов. Каждый буклет — итог высококлассной работы редакторов, дизайнеров и всех, кто имеет отношение к этой деятельности.
Культура подобных изданий — несомненно, образец для всех российских театров.

Музыкальный критик года

Петр ПОСПЕЛОВ, редактор отдела культуры газеты «Ведомости»

Статьи и рецензии на оперные спектакли и концерты в Москве

pospelov1
Один из ведущих музыкальных критиков России, выпускник Московской консерватории, Петр Поспелов принадлежит к поколению, заявившему о себе в начале 90-х и по сей день олицетворяющему профессию музыкального журналиста и критика. Он работал музыкальным обозревателем в таких престижных изданиях, как «КоммерсантЪ», «Русский Телеграф», «Известия», с 2003 — в газете «Ведомости» (с 2005 редактор отдела культуры). Сотрудничал с «Русским журналом», журналами «Афиша» и «Эксперт», интернет-проектом OpenSpace.ru. Основал и поддерживает интернет-проект «Современные русские композиторы». В 1995 был в числе первых лауреатов премии газеты «Музыкальное обозрение».
Член Ассоциации музыкальных критиков Москвы. Не раз был председателем и члеомн жюри и Экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска» в категории «Музыкальный театр».
Еще одна ипостась Петра Поспелова — композиция. Его сочинения исполняют известные исполнители и коллективы (в частности, БСО им. Чайковского). В 2016 детская опера-квест «Путешествие в страну Джамблей» была удостоена специальной премии жюри музыкального театра фестиваля «Золотая маска».

Музыкант года – молодое поколение

Андрей ГУГНИН, пианист

Лауреат первой премии XI международного конкурса пианистов в Сиднее

gugnin1
Род. в 1987. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру (класс проф. Веры Горностаевой).
Занимался также с Ольгой Мечетиной, Валерием Кастельским и Львом Наумовым. Лауреат международных конкурсов Allegro vivo в Сан-Марино (Италия, 2008), в Канту (I премия, 2009, Италия), им. С. Станчича в Загребе (II премия и два специальных приза, Хорватия, 2011), им. Л. ван Бетховена в Вене (2013), Valsesia musica в Италии (I премия, 2014), XVI Международного конкурса им. Дж. Бахауэр в Солт-Лейк-Сити (США, 2014, Золотая медаль и Приз публики).
В июле 2016 завоевал первую премию и четыре специальных приза на XI междунаролдном конкурсе пианистов в Сиднее (Австралия).
Выступал в залах более чем 20 стран (в т.ч. в Карнеги-холл, венском Музикферайне, Лувре, Театре им. Дж. Верди в Триесте, Оперном театре Загреба).
Дискография музыканта включает запись фортепианных концертов Шостаковича с ГАКО России (Delos International, 2007), диск iDuo (вместе с Вадимом Холоденко, Delos International, 2010) и сольный диск (Steinway & Sons). Имеет записи на телевидении и радио России, Нидерландов, Хорватии, Австрии, Швейцарии и США. Участник программы Московской филармонии «Звезды XXI века». С 2014 — артист «Москонцерта».

Музыкант года – молодое поколение

Никита МНДОЯНЦ, пианист, композитор

Лауреат первой премии XXI Международного конкурса пианистов в Кливленде.

mndoyanz1
Родился в 1989 в Москве в семье музыкантов. В 1995 поступил в ЦМШ при Московской консерватории (класс фортепиано Т. Колосс). Параллельно занимался композицией у проф. Т. Чудовой. В 2006 окончил ЦМШ, в 2011 — Московскую консерваторию по классу фортепиано у своего отца, проф. А. Мндоянца и проф. Н. Петрова, по классу композиции у проф. А. Чайковского. В 2014 году окончил аспирантуру.
Лауреат VII международного конкурса им. И.Я. Падеревского в Польше, финалист XIV международного конкурса пианистов им. Вэна Клайберна в Форт-Уорте.
В августе 2016 завоевал первую премию на XXI международном конкурсе пианистов в Кливленде (США).
Гастролировал и выступал на фестивалях в России, США, Польше, Франции, Швейцарии, Германии, Италии, Испании, Португалии, Латвии, Эстонии, Финляндии, Украине, Китае, Израиле. Выступал с ГАСО им. Светланова, ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии, известными дирижерами, среди которых Э. Клас, В. Зива, А. Сладковский, А. Рудин, М. Аннамамедов, Ф. Коробов, Л. Слаткин, И. Солженицын. В камерных ансамблях — с пианистами А. Гиндиным, В. Грязновым, Квартетом им. Бородина, Brentano String Quartet, Ebene-quartet, Zemlinsky Quartet, Szymanowsky Quartet и др. Был одним из героев документальных фильмов «Русские вундеркинды» (2000) и «Конкуренты» (2009), снятых немецкой фирмой Lichtfilm (реж. И. Лангеман). Преподаватель кафедры инструментовки Московской консерватории.
Н. Мндоянц — член Союза композиторов России, лауреат нескольких композиторских конкурсов, в т.ч. III Международного конкурса им. Мясковского в Москве (2014).
Его сочинения исполняют ведущие исполнители и коллективы России и других стран. Произведения Н. Мндоянца опубликованы в издательствах «Композитор», «Музыка», «П. Юргенсон», записаны на CD на лейбле Classical records. C 2012 — приглашенный композитор на Международном музыкальном фестивале в г. Висамбуре (Франция). Творчество Н. Мндоянца получило одобрение Р.К. Щедрина.

Книга года

Елена Дубинец. «Моцарт отечества не выбирает». М., «Музиздат», 2016
dubinetzbook
dubinets
Российский музыковед Елена Дубинец, живущая в американском Сиэтле, впервые воссоздает картину масштабного, глубинного и долгого процесса — массового отъезда русских музыкантов из страны, который происходил на протяжении всего XX в. и продолжается до сих пор, в начале XXI в.
Темы исследования — отъезд и его причины; адаптация к новым условиям в новом обществе; «возвращение домой» (многие герои книги ныне живут на две или даже на несколько стран, постоянно бывая и в России). Можно ли считать композиторов, живущих за рубежом, но приезжающих в Россию и долго живущих в стране, эмигрантами?
Как определить музыкантов, которые постоянно меняют место жительства по всему миру? В условиях глобализации и возможностей свободного передвижения решающим оказывается желание самого художника выбирать не только дом для проживания и творчества, но даже национальность и этничность, которые, как указывает Е. Дубинец, становятся таким же рыночным товаром, как жанр сочинения, тема и посвящение.
Во второй части книги собраны интервью, взятые на протяжении 20 лет у 15 композиторов и 8 исполнителей и дирижеров, живущих или какое-то время живших за рубежом.
Собеседники автора: композиторы — М. Копытман, В. Арзуманов, А. Рабинович-Бараковский, Д. Финко, Л. Грабовский, В. Кисин, Н. Корндорф, Д. Смирнов, Е. Фирсова, В. Шуть, А. Раскатов, И. Барданашвили, И. Соколов, Ф. Али-Заде, Б. Филановский; исполнители и дирижеры — Е. Бронфман, И. Солженицын, Д. Ситковецкий, В. Фельцман, В. Репин, В. Юровский, В. Синайский, А. Батагов.
Елена ДУБИНЕЦ (род. 1969) — профессор музыкального отделения Университета штата Вашингтон в городе Сиэтле, США. Выпускница Московской консерватории, в 1996 защитила кандидатскую диссертацию, посвященную творчеству американских минималистов. С того же года живет в США. Вице-президент по художественному планированию Сиэтлского симфонического оркестра в США: курирует концертные программы и звукозаписывающие проекты коллектива. Автор книг: «Знаки звуков» (Киев, 1999), «Made in USSA: музыка – это все, что звучит вокруг» (М., 2006), «Князь Андрей Волконский. Партитура жизни» (М., 2010). Организатор двух фестивалей американской музыки «Альтернатива» в Москве (2001, 2002) и фестивалей-конференций по современной камерной музыке в США, Европе, Азии и Латинской Америке

Книга года

Летопись жизни и творчества Шостаковича в 5 томах. Том 1.
Архив Д.Д. Шостаковича, Москва. М., DSCH, 2016.

Идея проекта Ирина Шостакович и Манашир Якубов
Координатор и спонсор проекта Ирина Шостакович
Руководитель проекта Людмила Ковнацкая
Научный редактор Ольга Дигонская
Ответственный редактор Лариса Миллер

schostakovichbook200
В первом томе «Летописи» опубликованы материалы, начиная с 1903, когда состоялось бракосочетание родителей — Дмитрия Болеславовича Шостаковича и Софьи Васильевны Кокоулиной — до 1930, времени окончания Д.Д. Шостаковичем аспирантуры Ленинградской консерватории по классу композиции (курс фортепиано был завершен в 1923). Дана информация о первых 20 опусах: от детских пьес и учебных заданий до симфонии, оперы «Нос», балета «Золотой век»; отражена концертная деятельность Шостаковича-пианиста; освещены исполнения и издания его сочинений в СССР и за рубежом. «Сердцевину Летописи составляют документы: письма, статьи, автобиографии, анкеты, творческие отчеты, автографы сочинений, дарственные надписи на фотографиях и нотных изданиях, рукописи учебных работ и сочинений, черновики и окончательные редакции сочинений, корректурные оттиски с авторской правкой, наброски и других материалах «от первого лица»; сведения метрических и домовых книг, служебная документация (приказы, протоколы заседаний и пр.); письма современников и дневники друзей; сведения советской и зарубежной периодической печати о сочинениях Шостаковича, отклики прессы на концерты с его участием как пианиста и композитора, объявления о продаже его изданных опусов; программы и афиши концертов, находящиеся в российских и европейских архивах и библиотеках» (Н. Дроздецкая, канд. иск.).
Над изданием в течение многих лет трудилась «команда летописцев» — молодые ученые и мэтры шостаковичеведения; некоторые из них (М. Якубов, В. Варунц, А. Крюков) уже ушли из жизни. В процессе подготовки «Летописи» было сделано немало открытий, обнаружены рукописи ранее неизвестных или считавшихся утраченными сочинений молодого Шостаковича.

Книга года

Исторический атлас средневековой музыки. М., ООО «ИД Арт-Волхонка», 2016. Под редакцией Веры Минацци и Чезарино Руини. Пер. с итальянского и ред. Сергей Лебедев
atlas200
logoartvolh
Уникальный альбом, подготовленный интернациональным коллективом авторов и великолепно изданный (между прочим, весом почти 2 кг!), знакомит читателя с различными тенденциями развития музыки Средних веков, которая рассматривается в широком контексте становления культурных и исторических традиций Западной Европы.
«Для осознания истории искусства и средневековой культуры необходимо понимать взаимопроникновенное влияние на них музыкального феномена. Так, понять организацию пространства средневекового кафедрального собора невозможно без учета распространения в нем звука», — пишет в предисловии соредактор «Атласа» Вера Минацци.
А вот что отмечает во Введении музыковед Ф. Альберто Галло: «Некоторые средневековые виды музицирования утеряны, но мы сегодня, опираясь на архивные находки и научные исследования, можем понять, как человек того времени воспринимал звук/звучание во множестве смыслов».
Книга состоит из пяти разделов: «Средиземноморье в эпоху поздней античности»; «Между Востоком и Западом: возникновение двух традиций»; «Европа романская, готическая и григорианская»; «Музыкальные местности и личности Средневековья»; «Полифоническая Европа».
В них представлены разнообразные направления и аспекты средневековой музыки: ранние формы христианского пения, григорианский хорал, музыкальные традиции Византии, влияние Древней Греции и Древнего Рима, рождение музыкального письма и музыкальной нотации, музыкальные инструменты, искусство трубадуров и музыка рыцарских орденов, музыка и богослужение в монастырях, история и практика колокольных звонов, ранняя полифония, творчество Гийома де Машо, Арс Нова, музыковедческие и теоретические трактаты и исследования, музыкальная иконография, принципы средневекового музыкального мышления, музыка и средневековая медицина, музыка и война, многое другое…
Страницы издания посвящены архитектуре, скульптуре, живописи, науке (в частности, математике), философии, религии в их взаимосвязи с музыкальной культурой.
Альбом превосходно иллюстрирован и снабжен обширным справочным материалом.

Издательство года

Издательство «Молодая гвардия»
Директор – главный редактор Андрей ПЕТРОВ
zhzl2
zh_z_l_600new
Издательство «Молодая гвардия» вносит большой вклад в пополнение отечественной музыкальной библиографии. За последние три года (2014–2016) вышли книги «Бах», «Бетховен» (два издания — обычного и малого форматов), «Бородин», «Дебюсси», «Дягилев», «Лист», «Малер», «Рахманинов», «Сальери», «Уланова», «Хренников».
mologo320

С 1995 года газета «Музыкальное обозрение» публикует рейтинг «События и персоны» и присуждает Премию «МО».

Премия «МО» — главная профессиональная награда в России в области академической музыки. Она охватывает все жанры, направления, тенденции в развитии академической музыки в нашей стране.

За два десятилетия лауреатами «МО» стали более 300 музыкантов и музыкально-общественных деятелей.

Лауреаты газеты — элита музыкальной России. В их числе исполнители и композиторы, дирижеры и музыковеды: Т. Хренников, А. Эшпай, М. Ростропович,  Г. Вишневская, И. Архипова, Н. Петров, П. Вайдман, С. Губайдулина, Р. Щедрин, Ю. Темирканов, В. Гергиев, В. Юровский, Ю. Башмет, В. Федосеев, М. Плетнев, Д. Мацуев, Н. Луганский, С. Виноградова и многие другие выдающиеся музыканты.

Музыкальные коллективы — театры, симфонические и камерные оркестры, ансамбли.

Политические деятели, главы регионов, министры, внесшие значительный вклад в развитие и распространение академической музыки в России.

Директора и художественные руководители театров оперы и балета, филармоний, музыкальных издательств, ректоры вузов, продюсеры.

Премии «МО» удостоены крупные музыкальные проекты: оперные и балетные спектакли, фестивали. Проекты в области концертной, издательской деятельности, звукозаписи, строительство концертных залов.

Музыкальные издательства.

Книги о музыке и музыкантах.

События, организации, проекты, отмеченные в рейтинге «МО» — история российской музыки, золотой фонд нашей культуры.