События и персоны. Итоги 2016.
Премия национальной газеты
«Музыкальное обозрение»

<strong>События и персоны. Итоги 2016.<br>Премия национальной газеты<br>«Музыкальное обозрение»</strong>
Ежегодно национальная газета «Музыкальное обозрение» подводит итоги завершившегося года. Газета публикует рейтинг «События и персоны» и присуждает Премию «МО» — главную профессиональную награду в области академической музыки в России. Премия вручается с 1995 года (см. также События и персоны. Рейтинг 2015. Рейтинг 2014 и Рейтинг 2013)
poitogam2

Дирижер года

Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, музыкальный руководитель Московского камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского
rozhd_main
4 мая выдающийся музыкант Геннадий Рождественский отпраздновал 85-летие. Этой дате был посвящен грандиозный концерт в трех отделениях Большом театре, в ходе которого Рождественский выступил как балетный, оперный и симфонический дирижер. В Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского маэстро выступил музыкальным руководителем двух премьер («Сервилия» Римского-Корсакова и «Орфей» Глюка в редакции Берлиоза), а в Московской филармонии провел второй цикл концертов абонемента «Моцарт и…».

Дирижер года

Валерий ГЕРГИЕВ, художественный руководитель-директор Мариинского театра
gergiev
Валерий Гергиев стал инициатором и главным действующим лицом самых резонансных музыкальных событий 2016 года. Среди них — Год Сергея Прокофьева, творчеству которого был посвящен XV Московский Пасхальный фестиваль и множество концертов в России и за рубежом; концерт симфонического оркестра Мариинского театра 5 мая в Пальмире, только что освобожденной от террористов.
Под руководством Гергиева начала активно действовать Приморская сцена Мариинского театра, проведен Первый Дальневосточный международный фестиваль «Мариинский».

Дирижер года

Александр СЛАДКОВСКИЙ, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан
sladk
В 2016 году ГСО Республики Татарстан отметил 50-летие. Под руководством Александра Сладковского оркестр получил статус самостоятельного коллектива, находится под патронатом Президента РТ, стал одним из самых востребованных в Татарстане, в России и на международной арене. В декабре оркестр провел европейский тур, организованный агентством IMG, кульминацией которого стал концерт в венском Музикферайне. Еще одно выдающееся событие в жизни оркестра — запись на фирме «Мелодия» всех симфоний и инструментальных концертов Д.Д. Шостаковича к 110-летию со дня рождения композитора.

Персона года

Рустам МИННИХАНОВ, президент Республики Татарстан
minnihanov
Поддержка Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.

Дирижер года

Надежда АВЕРИНА, художественный руководитель и дирижер детского хора «Весна», директор Детской хоровой школы «Весна» имени А.С. Пономарева
averina_new
Надежда Аверина — известный дирижер и хормейстер, профессор Московской консерватории, руководитель лучшего детского хора России. Возглавив хор «Весна» после ухода из жизни основателя коллектива А.С. Пономарева, Н. Аверина продолжает и развивает заложенные им традиции, вывела хор на качественно новый исполнительский уровень.
В июле хор «Весна» под руководством Н. Авериной завоевал Гран-при и первую премию 27-го Международного хорового конкурса современной музыки имени Белы Бартока в г. Дебрецен (Венгрия) — одного из шести самых престижных европейских хоровых конкурсов.

Событие года

Открытие Дворца искусств «Нефтяник» в Сургуте
neftianik600
По информации группы творческого планирования ДИ «Нефтяник» ОАО «Сургутнефтегаз»,
«Сбылась мечта многих сургутян — открыто новое здание Дворца искусств «Нефтяник». Дворец входит в состав крупнейшего предприятия ХМАО–Югры — ОАО «Сургутнефтегаз». В новом здании площадью 47 265 тыс. — пять концертных залов (Большой зал на 1121 место, Многофункциональный зал на 270 мест, Банкетный зал, Конференц-зал, Арт-кафе на 160 мест), Выставочное фойе площадью 370 кв.м. Залы оборудованы современной акустической и световой аппаратурой, в них можно проводить мероприятия любого формата: спектакли, концерты, выставки, конференции и т.д.
Великолепный храм театрального и музыкального искусств открылся 1 октября 2016 года, в Международный день музыки. Здесь уже выступили солисты и симфонический оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым, Малый драматический театр – Театр Европы под руководством народного артиста России, лауреата Государственных премий Льва Додина со спектаклем по драме Фридриха Шиллера «Коварство и любовь», Государственный Академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева.
В 2017 году, в рамках празднования 40-летия ОАО «Сургутнефтегаз», культурная программа ДИ «Нефтяник» обещает быть не менее насыщенной. Деятельность по осуществлению любых, в том числе технически сложных, гастрольных проектов станет одной из ведущих в новом здании Дворца и позволит познакомить зрителя с лучшими образцами различных видов и жанров искусства. Дворец искусств «Нефтяник» с почетом исполняет миссию культурного обогащения жителей Сургута и округа».

Фестиваль года

Пятый международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»
Художественный руководитель — Владимир Юровский, художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова
drugoe600
moscfilarm
Фестиваль «Другое пространство» — наиболее значимый проект Московской филармонии в области музыки XX–XXI вв. Фестиваль впервые прошел в 2009 году, с 2010 проводится в формате биеннале. С 2014 руководитель фестиваля — Владимир Юровский, базовый коллектив — ГАСО им. Е.Ф. Светланова.  «Мы наверстываем упущенное и заполняем дыры в своем музыкальном образовании», — говорит Юровский, который, как и в других своих проектах, выступает неустанным пропагандистом музыки XX–XXI вв., малоизвестных в России страниц отечественной и мировой музыкальной культуры.

Фестиваль года

XV Международный фестиваль современной музыки «Московский форум»
ОрганизаторЦентр современной музыки Московской консерватории
Куратор фестиваля — Владислав Тарнопольский
Директор — Вера Серебрякова
moscowforum400v
forum_poster400
Юбилейный XV «Московский форум» прошел под знаком 150-летия Московской консерватории. Программу фестиваля составили в основном сочинения ее воспитанников — выдающихся мастеров недавнего прошлого и наших современников, а также классиков мирового музыкального авангарда. Новшествами XV «Форума» стали «ночные» концерты (после 21.00), заседания дискуссионных клубов композиторов и музыковедов старшего и молодого поколений, семинар для молодых музыкальных критиков. Значительное большинство прозвучавших сочинений — мировые, российские и московские премьеры.

Музыкальный театр года

Московский государственный академический детский музыкальный театр
им. Н.И. Сац
Художественный руководитель Георгий ИСААКЯН
1010satz
isaakyan
В 2016 году продолжился 50-й юбилейный сезон театра (2015–2016). Впервые на базе театра и под руководством Г. Исаакяна (как президента Ассоциации музыкальных театров) проведен фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». Осуществлены премьеры спектаклей «Гадкий утенок» М. Броннера, «Любовь убивает» Хуана Идальго де Поланка, «Приключения Людвига и Тутты» В. Рывкина, «Ноев ковчег» Б. Бриттена, «Синяя птица» (балет И. Саца – Е. Подгайца).

Спектакль года – опера

Д. Шостакович. «Катерина Измайлова» (Большой театр)

Музыкальный руководитель и дирижер Туган СОХИЕВ
Режиссер Римас ТУМИНАС
Сценограф Адомас ЯЦОВСКИС

Фото Дамир Юсупов
Фото Дамир Юсупов
bolshoilogo
Туган СОХИЕВ
Туган СОХИЕВ
Римас ТУМИНАС
Римас ТУМИНАС
Пожалуй, впервые участие выдающегося драматического режиссера столь мощно обогащает оперный жанр, привносит новую, захватывающую театральную эстетику и неожиданные возможности для решения, казалось бы, не решаемых специфически-оперных задач. Театральный мир Р. Туминаса богат поэтическими метафорами и философскими обобщениями, в которых музыкальность и авторский текст — превыше всего. Оттого у нет сложностей с длинными монологами героев, они звучат на одном дыхании, приправленные психологически оправданной емкой пластикой, без суетливых передвижений на сцене. Актуальность постановки «Катерины Измайловой» для сегодняшнего дня является чрезвычайной. Все типажи узнаваемы и считываемы, а тексты свободно экстраполируются на нашу жизнь.

Спектакль года – опера

С. Прокофьев. «Любовь к трем апельсинам» (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко)

Музыкальный руководитель и дирижер Александр ЛАЗАРЕВ
Режиссер Александр ТИТЕЛЬ
Сценограф и художник по костюмам Владимир АРЕФЬЕВ
Художник по свету Дамир ИСМАГИЛОВ

Фото Олег Черноус
Фото Олег Черноус
logomamt180g121
Александр ТИТЕЛЬ
Александр ТИТЕЛЬ
Александр ЛАЗАРЕВ
Александр ЛАЗАРЕВ
Владимир АРЕФЬЕВ
Владимир АРЕФЬЕВ
«Любовь к трем апельсинам» в интерпретации А. Тителя превратилась в глубокий, философский театр жизни, продолжая разговор режиссера, начатый в «Войне и мире» и «Хованщине» (спектакле, признанном «МО» лучшей оперной постановкой 2015 и ставшем лауреатом «Золотой маски»). Это размышления об истории, о судьбе России, о вечном пути, который страна проходит от стрелецкого бунта, победы 1812 года, через искусство Мейерхольда и Прокофьева до современности, в которой живет Александр Титель, МАМТ и мы.

Спектакль года – опера

Б. Бриттен. «Билли Бадд» (Большой театр)

Музыкальный руководитель и дирижер Уильям ЛЕЙСИ
Режиссер Дэвид ОЛДЕН
Сценограф Пол СТЕЙНБЕРГ

Фото Дамир Юсупов / Большой театр
Фото Дамир Юсупов / Большой театр
bolshoilogo
Уильям ЛЕЙСИ
Уильям ЛЕЙСИ
Дэвид ОЛДЕН
Дэвид ОЛДЕН
Спектакль, созданный в копродукции с Английской национальной оперой и берлинской Deutsche Oper, продолжил краткую новейшую историю постановок бриттеновских опер в России и стал самым выразительным и пронзительным в музыкальном и драматическом отношении оперным событием последнего времени. По силе воздействия и качеству работы у него, по крайней мере, на местных сценах, сейчас не много найдется конкурентов. В событиях послереволюционного 1797 года Бриттен увидел отражение личной травмы и общей трагедии людей ХХ века, переживших катастрофу двух войн и застывших в растерянности между свободой и страхом, светом и подавлением. Трагедия персонального одиночества и бессилия, рассказанная языком волшебной бриттеновской музыки, приобретает вселенские масштабы.

Спектакль года – опера

П. Чайковский. «Пиковая дама» (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко)

Музыкальный руководитель и дирижер Александр ЛАЗАРЕВ
Режиссер Александр ТИТЕЛЬ
Сценограф Сергей БАРХИН
Художник по свету Дамир ИСМАГИЛОВ

Фото Олег Черноус
Фото Олег Черноус
logomamt180g121
Александр ТИТЕЛЬ
Александр ТИТЕЛЬ
Александр ЛАЗАРЕВ
Александр ЛАЗАРЕВ
Сергей БАРХИН
Сергей БАРХИН
«Пиковая дама» в новой версии — это опера о порыве и бессилии, о частном и общем крушении, о хрупкости эмоциональных миров и человеческих связей, об историческом безумии, о социальной безнадежности, об идеализации прошлого и отсутствии перспективы будущего, о покорности смерти и страсти к власти. Поэтому так пронзительна трагедия Лизы, решительно исчезающей в темном строе то ли солдат с винтовками, то ли игроков с поднятыми верх стульями. И так же ужасна в своей простоте и обыденности смерть Графини с ее сокрушительно кокетливым сарказмом, танцевальным изяществом и яростным высокомерием, Ее прошлое, как прошлое города и страны, идеально, неподвижно, хрупко и зыбко. И будущего не разглядеть.

Спектакль года – балет

А. Глазунов. «Времена года» (спектакль Московской государственной академии хореографии)

Хореограф Джон НОЙМАЙЕР
Дирижер Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

rozhd_noim
logo_academy
Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Джон НОЙМАЙЕР
Джон НОЙМАЙЕР
Балет формально можно было бы назвать «детским». В нем, однако, нет той нарочитой детскости, какая бывает в спектакле, который играют взрослые, но ориентированном на детскую аудиторию. Дети танцуют взрослый балет, пробуют стиль хореографа, купаются в подлинной эстетике. Почти для каждой сценки «Времен года» существует ее прототип во взрослых балетах Ноймайера. Пазлы метасюжета складываются здесь в знаменитый стих из Евангелия от Марка: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Мудрый патриарх музыкального царства Г. Рождественский почувствовал, что в любом опусе Ноймайера заложена некая философская истина, которая обязательно возвысит выбор конкретного опуса для исполнения в заданном концерте. Так и вышло с выбором музыки, балета и артистов-детей.

Музыковед года

Светлана ВИНОГРАДОВА, лектор-музыковед, ведущая абонементов Московской государственной академической филармонии

За просветительскую деятельность

vinogradova1
В 2016 Светлана Виноградова отметила солидный юбилей, но ее энергии, эрудиции, современному взгляду на мир могут позавидовать и те, кто вдвое-втрое моложе. Виноградова остается безусловным лидером своего «цеха» — в свое время необычайно популярного, а ныне практически «уходящей натуры». Она несет со сцены огромное обаяние и энергетику, духовный заряд и этический посыл невероятной глубины и силы. Каждый выход на сцену этой удивительной женщины — выдающееся событие не только филармонической, но и всей московской музыкальной жизни.

Музыковед года

Марина РЫЦАРЕВА, доктор искусствоведения, профессор Бар-Иланского университета и Тель-Авивского университета (Израиль)

За выдающийся вклад в российское музыковедение и книги о русской музыке.

rytzarev_marina

Книги Марины РЫЦАРЕВОЙ

rytzarev_covers2
Марина Рыцарева — ученый с широчайшим спектром деятельности, блестяще владеющий всеми профессиональными жанрами. Ее работы неизменно содержат глубокие научные открытия, каждый ее труд — серьезный шаг в развитии музыкознания. Исследования Марины Рыцаревой посвящены главным образом русской музыке разных эпох. В 1970-е годы бестселлерами стали ее первые книги о Д. Бортнянском и М. Березовском (дополненные, переработанные и переизданные уже в XXI веке). Не менее значителен ее вклад в изучение современной музыки (книги о С. Слонимском, И. Барданашвили). В 2014 году в британском издательстве Ashgate вышла книга М. Рыцаревой Tchaikovsky’s Pathétique and Russian Culture, в которой музыковед рассматривает 6-ю симфонию П.И. Чайковского как «Русские Страсти» и как один из краеугольных камней русской культуры.

Статьи Марины РЫЦАРЕВОЙ

Музыкальный критик года

Татьяна БЕЛОВА, начальник литературно-издательского отдела Большого театра

Подготовка и выпуск буклетов к спектаклям Большого театра

belova3
coverbt
Каждый буклет к оперной премьере Большого театра — по сути, культурологическое исследование, посвященное не только произведению, но и его авторам, исполнителям, эпохе. И — произведение искусства. Объем и качество представленной информации поражают воображение. Неоценим вклад в эту работу Татьяны Беловой — театроведа, редактора-составителя, автора статей, переводчика.

Музыкальный критик года

Петр ПОСПЕЛОВ, редактор отдела культуры газеты «Ведомости»

Статьи и рецензии на оперные спектакли и концерты в Москве

pospelov1
Петр Поспелов — член Ассоциации музыкальных критиков Москвы, композитор. Неоднократный председатель и член жюри и Экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска» в категории «Музыкальный театр». В 2016 детская опера-квест П. Поспелова «Путешествие в страну Джамблей» была удостоена специальной премии жюри музыкального театра фестиваля «Золотая маска».

Музыкант года – молодое поколение

Андрей ГУГНИН, пианист

Лауреат первой премии XI международного конкурса пианистов в Сиднее

gugnin1

Музыкант года – молодое поколение

Никита МНДОЯНЦ, пианист, композитор

Лауреат первой премии XXI Международного конкурса пианистов в Кливленде.

mndoyanz1

Книга года

Елена Дубинец. «Моцарт отечества не выбирает». М., «Музиздат», 2016
dubinetzbook
dubinets
Исследование представляет музыкальную культуру русского зарубежья 1970-х – 2010-х годов. Композиторы и исполнители, покинувшие СССР и постсоветское пространство за последние полвека, в интервью автору рассказывают о том, как они определяют свою идентичность в новых условиях.

Книга года

Летопись жизни и творчества Шостаковича в 5 томах. Том 1.
Архив Д.Д. Шостаковича, Москва. М., DSCH, 2016.

Идея проекта Ирина Шостакович и Манашир Якубов
Координатор и спонсор проекта Ирина Шостакович
Руководитель проекта Людмила Ковнацкая
Научный редактор Ольга Дигонская
Ответственный редактор Лариса Миллер

schostakovichbook200
В 2016 году начат беспрецедентный издательский проект, посвященный жизни и творчеству великого композитора ХХ века. В первом томе — материалы, начиная с 1903 (год бракосочетания его родителей) до 1930 (год окончания аспирантуры Ленинградской консерватории).

Книга года

Исторический атлас средневековой музыки. М., ООО «ИД Арт-Волхонка», 2016. Под редакцией Веры Минацци и Чезарино Руини. Пер. с итальянского и ред. Сергей Лебедев
atlas200
logoartvolh
Уникальный альбом, подготовленный интернациональным коллективом авторов. Великолепно изданная книга знакомит российского читателя со различными тенденциями развития музыки Средних веков, которая рассматривается в контексте становления культурных традиций Западной Европы.

Издательство года

Издательство «Молодая гвардия»
Директор – главный редактор Андрей ПЕТРОВ
zhzl2
zh_z_l_600new
Издательство «Молодая гвардия» вносит большой вклад в пополнение отечественной музыкальной библиографии. За последние три года (2014–2016) вышли книги «Бах», «Бетховен» (два издания — обычного и малого форматов), «Бородин», «Дебюсси», «Дягилев», «Лист», «Малер», «Рахманинов», «Сальери», «Уланова», «Хренников».
mologo320

С 1995 года газета «Музыкальное обозрение» публикует рейтинг «События и персоны» и присуждает Премию «МО».

Премия «МО» — главная профессиональная награда в России в области академической музыки. Она охватывает все жанры, направления, тенденции в развитии академической музыки в нашей стране.

За два десятилетия лауреатами «МО» стали более 300 музыкантов и музыкально-общественных деятелей.

Лауреаты газеты — элита музыкальной России. В их числе исполнители и композиторы, дирижеры и музыковеды: Т. Хренников, А. Эшпай, М. Ростропович,  Г. Вишневская, И. Архипова, Н. Петров, П. Вайдман, С. Губайдулина, Р. Щедрин, Ю. Темирканов, В. Гергиев, В. Юровский, Ю. Башмет, В. Федосеев, М. Плетнев, Д. Мацуев, Н. Луганский, С. Виноградова и многие другие выдающиеся музыканты.

Музыкальные коллективы — театры, симфонические и камерные оркестры, ансамбли.

Политические деятели, главы регионов, министры, внесшие значительный вклад в развитие и распространение академической музыки в России.

Директора и художественные руководители театров оперы и балета, филармоний, музыкальных издательств, ректоры вузов, продюсеры.

Премии «МО» удостоены крупные музыкальные проекты: оперные и балетные спектакли, фестивали. Проекты в области концертной, издательской деятельности, звукозаписи, строительство концертных залов.

Музыкальные издательства.

Книги о музыке и музыкантах.

События, организации, проекты, отмеченные в рейтинге «МО» — история российской музыки, золотой фонд нашей культуры.