Пятое «Кружево»

С 18 по 21 сентября в Вологде пройдет Пятый музыкальный фестиваль «Кружева»
Пятое «Кружево»

Цифра «пять» в титуле форума говорит не только о первом его юбилее, но и о замыкании, завершении определенного этапа его истории.

Фестиваль прочно вписался в музыкальную и культурную жизнь Вологодского региона, получил всероссийский резонанс, поддержку Министерства культуры РФ. Фестиваль приветствовали министры культуры А. Авдеев и В. Мединский, губернаторы Вологодской области В. Позгалев и О. Кувшинников, архиепископ Вологодский и Великоустюжский  Максимилиан, епископ Игнатий.

Первый Фестиваль прошел в 2008 и задумывался как ежегодный, но периодичность и регулярность его проведения не раз нарушались из-за финансовых проблем региона и нестабильности культурной политики.

Первый фестиваль проходил на исходе благополучного времени в экономике и оказался самым масштабным: три недели, 9 концертов. С наступлением экономического кризиса возможности региона, его вложения в культуру сжимались как «шагреневая кожа». Пытаясь адаптироваться к обстоятельствам, мы шли по пути минимизации фестиваля. В 2010 и 2011 он продолжался по 10 дней, в 2013 — неделю.

В 2009 фестиваль не проводился, однако Вологда стала одним из центров празднования 20-летия «МО», Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – ХХ». 1 октября 2009, в Международный день музыки, в Вологде прошел «День “МО”», включавший в себя молебен в храме Покрова на Торгу о здравии музыкантов России, колокольные звоны, хоровой концерт в Софийском Соборе Вологодского кремля, пресс-конференцию, юбилейный концерт в Зале филармонии.

Не удалось провести фестиваль в 2012.

Но дело не только в финансах. В Вологде (как и во многих других регионах) пока еще не сформировалось отношение к академическому искусству, и музыкальному в том числе, вообще к культуре как важнейшему фактору развития. Меняется власть, приходят и уходят губернаторы, а ее финансирование из года в год сокращается. Это касается профессионального, академического, филармонического направления. И наоборот, непрофессиональное, самодеятельное, псевдонародное — поощряется. Увы, не только в Вологде.

Звенья одной цепи

Программа Пятого фестиваля уложится в 4 дня и 5 концертов: два камерных, хоровой, колокольный, финальный концерт с участием хора и народного оркестра. Состоится и концерт солистов в старинной усадьбе «Хвалевское» Вологодской области.

Далее отступать некуда: при дальнейшем «ужимании» фестиваль просто разрушится. Хотя можно провести фестиваль и в один день, если он будет поставлен в такие условия.

Тем не менее, и в таком миниатюрном виде форум сохраняет и являет все особенности, традиции, символы, смыслы, направления, заложенные в первоначальной концепции, которая была разработана к первым «Кружевам», задана с первого концерта и с тех пор остается неизменной.

Прежде всего, это приоритет репертуара, главенство композиторского творчества. Это кульминационные воскресенья, включающие колокольные звоны, хоровой концерт в соборе, концерт в филармоническом зале. Традиция заказа нового сочинения современному композитору, мировая премьера которого происходит на заключительном концерте и открывает дорогу следующему фестивалю.

Каждый фестиваль по-своему уникален, но ни один из них не нарушил единой фестивальной линии. Ни один, включая предстоящий Пятый, невозможно рассматривать в отрыве от предыдущего и следующего. Из них сложилась оригинальное целое, единственная в своем роде целостная конструкция и картина.

Вознесения и горизонты

Еще одна отличительная черта «Кружев» — слитность с великими православными праздниками: не просто совпадение дат, дней, но слияние высших духовных сил и смыслов. Какой бы оригинальной и неповторимой ни была концепция каждого форума, его очертания во времени и пространстве всякий раз несут особую смысловую нагрузку. Последовательность концертов представляется как непрерывная горизонтальная линия, которую пронзают устремленные вверх — к Небу —вертикали-Воскресения, включающие колокольный концерт на колокольне Софийского собора и концерт русской духовной музыки в Софийском соборе.

Фактически фестиваль вернул городу традицию звучания музыки в Софийском соборе, а также еще одну традицию — соединения в одном месте и в одно время хорового пения и колокольных звонов; вовлек в художественное пространство бой старинных часов XIX в. братьев Бутеноп на колокольне Собора.

Возникает еще один наиважнейший мотив и образ фестиваля «Кружева»: Крест, осеняющий, покрывающий и освящающий все фестивальное пространство. Этот образ простирается и на отдельные концерты. Например, вечер музыки И.С. Баха (на Первом фестивале), в архитектонике которого линия Концертов для одной, двух и трех скрипок с оркестром пересекалась ариями из «Страстей» и «Мессы» (исполнители — контртенор А. Крутько и камерный оркестр «Московия» под управлением Э. Грача). Мультипроект «Семь слов спасителя» Й. Гайдна — Пролог к Третьему фестивалю, фактически мировая премьера (автор сценария и режиссер — А. Устинов, живопись — Т. Ян, комментарии — иерей А. Зуевский).

В былые годы фестиваль не раз открывался в дни празднования Крестовоздвиженья Господня (27 сентября по н.ст.), проходил под знаком Покрова Богородицы и почитания прп. Романа Сладкопевца — небесного покровителя музыкантов. В этом году окончание фестиваля приходится на праздник Рождества Богородицы, а также на одну из великих дат русской истории — годовщину Куликовской битвы.

Вологодские кружева

Фестиваль демонстрирует единство и слитность множества духовных нитей. Как текуч и непрерывен процесс плетения кружева, переплетения и перетекания нитей, формирующих уникальный кружевной узор — так и идея музыкального кружева, музыкальной ткани проецируется на форму и содержание, формирование концепции фестиваля, его особого дизайна. Так и в произведения современных композиторов вплетаются элементы вологодского стиля: бой часов на Софийской колокольне, мотивы народных песен. Эти «соединительные ткани» особым образом проявились в произведении «Вологодские кружева» М. Гоголина, прозвучавшем на фестивале в 2013. По моему предложению, на сцене сидели кружевницы, а в партитуру сочинения был включен звук перестукивания коклюшек во время плетения кружева — как своеобразный вновь родившийся ударный инструмент.

«Вологодские кружева» — уникальный проект фестиваля. Сочинения, написанные по заказу форума, рождаются каждый раз параллельно с рождением самого фестиваля. Их авторы — А. Чайковский, К. Бодров, А. Васильев, М. Гоголин. Три написаны для симфонического оркестра, одно — для камерного оркестра и кружевниц. На Пятом фестивале состоится мировая премьера нового сочинения М. Броннера для фортепианного трио и оркестра народных инструментов.

Таким образом, создан уникальный арт-объект из 5 сочинений — музыкальная история всемирно знаменитого вологодского промысла, «звучащие кружева». Партитуры и звукозаписи этих сочинений займут место в Музее кружева.

Фестиваль выработал единственный в своем роде дизайн, фирменный стиль, включающий, в частности, элемент вологодского кружева как артефакт диплома участника фестиваля.

Акцент на бессмертной классике

Фестиваль «Кружева» утвердился в качестве главного события академической музыкальной жизни Вологды. Стал важнейшим элементом программы культурного туризма в Вологодской области.

В городе, где нет симфонического оркестра, оперного театра, филармонический зал вмещает чуть более 200 слушателей, а классическая музыка, прямо скажем, мало доступна большей части населения (даже в сравнении с соседним Ярославлем, не говоря уже о Самаре, Перми, Саратове, Екатеринбурге…), «Кружева» стали для вологжан одной из редких возможностей знакомиться вживую с шедеврами классической музыки и творчеством современных композиторов. Но воспитание у слушателя привязанности к классике — процесс не одного дня и не одного фестиваля. Он требует длительной кропотливой работы, которую организаторы фестиваля (среди которых Вологодская филармония во главе с директором В. Гончаровым, отмечающая в этом году 70-летие) ведут в течение нескольких лет.

Безусловно, подобный подход влияет и на формирование программ, в частности, симфонических, основу которых составляли самые популярные сочинения: 5-я симфония Бетховена, 4-я Чайковского, 2-я Рахманинова, увертюры, вальсы и миниатюры русских композиторов, 1-й концерт Чайковского, 2-й Рахманинова.

Важнейшая сквозная линия фестиваля — кантатно-ораториальная: звучали кантаты «Москва» Чайковского, «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Казнь Степана Разина» Шостаковича, «Русский реквием» А. Чайковского. В этом году прозвучат «Шесть хоров» и «Три русские песни» Рахманинова.

В хоровых концертах в Софийском соборе звучали «Всенощное бдение» и «Литургия» Рахманинова, Девять духовных хоров П. Чайковского, сочинения Бортнянского, Березовского, Архангельского, Чеснокова, древнерусские духовные песнопения…

При приоритете композиторского творчества, фестиваль предложил слушателям массив монографических программ. Проводился «День Чайковского», «День Рахманинова» (хоровой концерт в Соборе и симфонический концерт), монографические вечера Баха, Бетховена, Шопена, Листа, Рахманинова.

Достойны быть включенными в это монографическое направление фестиваля и уникальные проекты Третьего фестиваля (2011): «Семь слов спасителя» Й. Гайдна и венок песен Ф. Шуберта в переложении для виолончели и фортепиано (солист М. Дробинский) — эти два проекта составили концерт-Пролог фестиваля; вечер виолончельной музыки Сен-Санса и Чайковского (каждому из которых было посвящено отделение) «День ударного труда» от ансамбля ударных инструментов М. Пекарского, вечер поэзии А. Устинова и вологодской поэтессы М. Марковой — лауреата Премии Президента РФ для молодых деятелей культуры.

Четвертый фестиваль (2013) в каждом концерте представлял творчество 4 композиторов (Бах, Моцарт, Прокофьев, гость фестиваля и композитор-резидент А. Чайковский).

В этом году — Брамс, Шостакович, вновь Рахманинов.

По существу, репертуарная палитра фестиваля «Кружева» представляет собой антологию творчества уже более десятка композиторов XVIII-XXI веков.

Один из главных принципов фестиваля — неповторяемость ни одного сочинения, за исключением «Осенней песни» П.И. Чайковского, ставшей музыкальным символом фестиваля. Но и она, по сути, не повторялась, поскольку всегда звучала в разных версиях (и, кстати, ни разу — в оригинале для фортепиано). В этом году прозвучит версия для фортепианного трио.

Связующие нити

Каждый фестиваль представлял собой парад солистов, причем за четыре фестиваля ни одно имя не повторялось: пианисты В. Овчинников, А. Диев, С. Тарасов, Р. Урасин, А. Гиндин, А. Ярошинский, Ю. Фаворин, П. Домбровский, скрипачи Н. Борисоглебский, И. Почекин, альтист Н. Кожухарь, виолончелисты Б. Андрианов, А. Бузлов, М. Дробинский, А. Рамм. Дважды участвовали в фестивале Госкапелла России под управлением В. Полянского, Ярославский симфонический оркестр под управлением М. Аннамамедова. Выступили АСО Московской филармонии под управлением Ю. Симонова, Камерный оркестр Musica Viva под управлением А. Рудина, Квартет им. Глинки, Новый русский квартет, «Романтик квартет».

А. Гиндин и М. Дробинский стали исполнителями-резидентами Третьего фестиваля: каждый принял участие в трех концертах (выступив соло, в ансамбле и с оркестром).

В этот контекст органично вписываются ведущие вологодские солисты и коллективы: камерный оркестр (худ. рук. А. Лоскутов), Губернаторский ОРНИ из Череповца (худ. рук. Г. Перевозникова), мужской хор п/у А. Мишина, хор «Воскресение» п/у С. Зуева, ансамбль звонарей, пианистка И. Богомолова.

И словно замыкая, закольцовывая круг, три исполнителя предыдущих фестивалей — по просьбам публики — вновь выйдут на сцену: А. Диев, Б. Андрианов, Н. Борисоглебский. Так фестиваль «Кружева» подводит свой первый итог и устремляется в будущее.

Продолжение следует.

Программа фестиваля

18 сентября, четверг
18.00. Вологодская областная филармония
Иоганнес Брамс
Квартет № 1 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели ор. 25
«Созерцание», «Ода Сафо», «Колыбельная», «Строгий напев N 1» (песни в переложении для виолончели и фортепиано)
«Венгерские танцы» (переложения для фортепиано, для скрипки и фортепиано)
Андрей Диев (фортепиано)
Никита Борисоглебский (скрипка)
Александр Митинский (альт)
Борис Андрианов (виолончель)

19 сентября, пятница
18.00. Вологодская областная филармония
Дмитрий Шостакович
Трио № 2 для фортепиано, скрипки и виолончели (памяти И.И. Соллертинского)
Адажио из балета «Светлый ручей» (переложение для виолончели и фортепиано)
Четыре прелюдии из цикла «Двадцать четыре прелюдии для фортепиано» №№ 10, 15, 16, 24 (переложение для скрипки и фортепиано)
Фрагменты из балета «Болт» (1930–1931, балет окончен в 25 лет) (переложение для фортепиано, скрипки и виолончели): «Танцы врагов народа», «Вредители», «Соглашатель», «Конференция по разоружению», «Бюрократ», «Танец хулиганов»
А. Диев (фортепиано), Н. Борисоглебский (скрипка), Б. Андрианов (виолончель)

21 сентября, воскресение
Рождество Пресвятой Богородицы

12.00. Колокольня Софийского собора Вологодского кремля
Воскресные звоны
Ансамбль звонарей Софийского собора
Руководитель Илья Папин

12.30. Софийский собор Вологодского Кремля
«Богородичные песнопения»
Концерт хоровой музыки
Рахманинов, Чесноков, Голованов,
Святитель Нектарий (Эгинский), древнерусские распевы XVII–XVIII вв.
Мужской камерный хор Вологодской филармонии
Руководитель и дирижер Альберт Мишин

16.00. Вологодский музыкальный колледж
Сергей Рахманинов
«Элегическое трио» № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели
Шесть хоров для женских (детских) голосов с фортепиано на стихи русских поэтов
«Три русские песни» для хора и симфонического оркестра (посвящается Л. Стоковскому) (переложение для оркестра народных инструментов):
«Через речку, через быструю», «Ах ты, Ванька, разудала голова», «Белилицы, румяницы вы мои»
«Вокализ», «Весенние воды», «Здесь хорошо», «Сирень» (романсы в переложении для скрипки и виолончели с ОРНИ)
Петр Чайковский
«Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» (переложение для фортепианного трио)
Мировая премьера
По заказу фестиваля «Кружева»
Михаил Броннер
«Вологодские кружева»
Увертюра для фортепиано, скрипки, виолончели и ОРНИ (2014)
Сергей Рахманинов
«Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» (переложение для фортепианного трио К. Бодрова)
А. Диев (фортепиано), Н. Борисоглебский (скрипка), Б. Андрианов (виолончель)
Губернаторский оркестр русских народных инструментов
Руководитель Галина Перевозникова
Череповецкий камерный хор «Воскресение»
Руководитель Сергей Зуев

Министерство культуры Российской Федерации
Российская государственная концертная компания «Содружество»
Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение — 25»
Национальная газета «Музыкальное обозрение»
Всероссийский музыкальный проект «Поколение звезд»
Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области
Вологодская областная государственная филармония им. В.А. Гаврилина
По благословению епископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия
Художественный руководитель фестиваля Андрей Устинов
Директор фестиваля Валерий Гончаров