Кирилл Серебренников обратился к отцу в Басманном суде

«Папа, я горжусь твоим мужеством»
Кирилл Серебренников обратился к отцу в Басманном суде
Фото Ксения Ларина (Facebook)
В среду, 18 апреля, в Басманном суде решался вопрос о продлении меры пресечения фигурантам уголовного дела «Седьмой студии». «Театрал» публикует речь худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, с которой он обратился к суду.

– Я нахожусь под домашним арестом уже восемь месяцев. Следствие лишило меня возможности работать, вести свой обычный образ жизни, мотивируя необходимость моей изоляции от общества тем, что я могу скрыться, мешать расследованию, оказать воздействие на свидетелей. Все аргументы следствия были для меня абсурдны с самого начала этого дела, я не скрывался и не собираюсь скрываться, так как не совершал никакого преступления. Я не мешал и не мог помешать расследованию. Более того, с самого начала следствия я с ним активно сотрудничал, рассказывал, что и как было устроено на проекте «Платформа» в силу своей осведомленности.

Я был художественным руководителем проекта, и для меня, как и для всех участников и зрителей, очевидно, что проект состоялся и был достаточно успешным. Я не оказывал и не мог оказывать никакого воздействия на свидетелей, тем более что свидетелей этого якобы совершенного преступления нет. А вот свидетелей проекта «Платформа» более чем достаточно. По самым скромным подсчетам в проекте участвовало более 650 человек: это артисты, художники, технический и административный персонал. Мероприятия  проекта посетили более 80 тысяч человек в течение трех лет и трех месяцев. Ни один из этих фактов следствие в течение восьми месяцев моего пребывания под домашним арестом не интересовало.

В конце марта мы приступили к изучению материалов дела, и у нас нет никаких сомнений в том, что и самому следствию понятно, что никакого преступления я не совершал, что нет никакой преступной группы, а вот проект «Платформа» как раз был и был достаточно успешным. У следователя в деле есть отчеты, подписанные «Седьмой студией» и нашим арендодателем Центром современного искусства «Винзавод», о том, сколько билетов на мероприятия проекта «Платформа» было продано. У следователей есть перечень всех проведенных мероприятий с датами. Так вот, «Платформа» продала 30745 билетов на общую сумму 10 607 232 рубля. Это не наши расчеты, эта информацию предоставлена следствию теми людьми, которые продавали билеты. А еще более 50 тысяч зрителей пришли на мероприятия «Платформы» бесплатно.

Министерство культуры признано потерпевшим и подало иск на 133 миллиона рублей, однако Министерство не объяснило, какой ущерб был ему причинен, чего не хватило Министерству с точки зрения развития современного искусства. Или им было мало 80 тысяч зрителей на мероприятиях современного искусства за три года? Или им было мало 650 участников? Или огромного количества рецензий, отзывов на проекты, театральных премий и номинаций, двух премий «Золотая маска»?.. Совершенно непонятно, чего не хватало нашему доблестному Министерству культуры в 2011-2014 годах.
И почему они ждали, чтобы в 2017-м возбудить уголовное дело и в течение восьми месяцев содержать меня и моих коллег под домашним арестом, а Алексея Аркадьевича (Малобродского) – в тюрьме? Я настаиваю, чтобы Министерство гласно и открыто заявило о своих претензиях ко мне, как к художественному руководителю проекта «Платформа», к проекту в целом.

В распоряжении следователя в материалах дела есть письмо, подписанное заместителем министра культуры Аристарховым 19 мая 2014 года. Вот что он сообщает в аппарат правительства Российской Федерации от имени нынешнего «потерпевшего» Министерства: «В соответствие с соглашением (имеется в виду соглашение о субсидии) в 2012 году проведено 19 комплексных мероприятий, в 2013 осуществлено 27 комплексных мероприятий, в 2014 году запланировано проведение 21 комплексного мероприятия. За время проведения проект «Платформа» получил широкий общественный резонанс и высокие оценки профессионального сообщества, стал хорошо известен в Москве и в России, получил признание за рубежом. Творческие проекты «Платформы» неоднократно становились номинантами и лауреатами Национальной театральной премии «Золотая маска».

В общем, вряд ли есть основания сомневаться в правдивости слов заместителя министра культуры Аристархова. Хотя если в них сомневаться, то его надо тоже как-то приобщить к нашей «преступной группе». Он докладывает в правительство о выполнении «Платформой» своих обязанностей, и он говорит о показе большого количества мероприятий и о несомненном успехе. Или, может быть, Аристархов обманывал Правительство Российской Федерации в этих документах?

Для меня ответ на этот риторический вопрос очевиден, мы не обманывали Министерство культуры, когда делали проект,  и Аристархов не обманывал правительство. Мы этот проект сдали, сделали и потратили денежные средства исключительно на него. Во всяком случае, я, как художественный руководитель проекта, отвечаю за все то, что написал господин Аристархов. Это все правда: мероприятия были, и проект пользовался успехом в России и за рубежом.

Из материалов дела я узнал, что проект не должен был быть закончен в 2014 году. Продолжения проекта, оказывается, хотело Правительство Российской Федерации, из материалов дела я узнал, что 14 июля 2014 года врио министра культуры Ивлев направил в адрес заместителя председателя Правительства Голодец вот такое письмо: «В соответствии с поручением Правительства от 16 июня 2014 года – оказывается, было и такое распоряжение – по вопросу о выделении финансирования проекта «Платформа» на 2015 год и на 2016-2018 годы отдельной строкой бюджетной классификации Минкультуры России докладывает: «Проект «Платформа» был реализован в исполнении поручения Президента Российской Федерации по итогам встречи с деятелями культуры от 24 марта 2011 года. В рамках проекта осуществлен комплекс мероприятий в области театра, музыки, танца и визуального искусства. Мероприятия дали серьезный импульс развитию экспериментальных форм современного искусства. Художественные и организационные принципы, внедренные на площадке «Платформы», сегодня практикуются многими государственными учреждениями и независимыми объединениями в сфере культуры. Таким образом, основные задачи, поставленные инициаторами проекта, можно считать решенными».

Не возникает же ни у кого никакого иного толкования всему написанному кроме как то, что Министерство культуры, которое сегодня своей прекрасной бумажкой попросило нас всех держать под арестом, а Алексея Аркадьевича – в тюрьме, по этому документу признает факт проведения «Платформы» и ее несомненный успех? Министерство культуры хочет использовать опыт «Платформы» в стране, судя по этому документу. Или не только господин Аристархов, но и товарищ Ивлев обманывал правительство?

Вот тут совершенно непонятно. Я уже говорил, что Министерство культуры не может сформулировать, почему считает себя потерпевшим, какой вред ему причинен. И никогда не сможет, потому что очевидно, что на уровне министра оно признавало факт проведения «Платформы» и даже гордилось проведенным проектом.

Мы увидели документ, который готовило Министерство культуры, в котором описывало, на что пойдут деньги в дальнейшем. Он называется финансово-экономическое обоснование, и он предоставляется в правительство. И вот на что же Министерством культуры выделялись средства? Они выделялись на оплату труда, на изготовление декораций, на аренду оборудования, на создание и поддержание сайтов и соцсетей, на оплату транспорта, приезд и проживание артистов «Платформы», на приобретение авторских прав и, в конце концов, на охрану, уборку, курьеров и многих других, без кого «Платформа» не могла бы жить и нормально работать. Мы также ежемесячно платили зарплату штатным артистам, техникам, администраторам – всего около 60 человек на «Платформе» работало ежемесячно. Мы делали сценическое оборудование, мы его покупали, арендовали. В общем, все, о чем якобы потерпевшее Министерство писало в правительство, мы делали и тратили на это деньги, разумеется.

Я не занимаюсь бухгалтерией, я делаю мероприятия, я их придумываю,  ставлю, репетирую. Моей подписи нет ни под одним финансовым документом, кроме рамочных соглашений, которые я по просьбе Министерства культуры и по доверенности подписал. Я восьмой месяц, Ваша честь, живу в неком зазеркалье. Только что закончились гастроли «Гоголь-центра» в Берлине, где мы с огромным успехом показали два спектакля, только что картина «Лето», которую мы заканчивали, когда впервые с Вами, Ваша честь, встретились в зале суда, была приглашена в основной конкурс фестиваля в Каннах. У нас много впереди интересной работы, но это все проходит в мое отсутствие.

Я прошу суд отказать в удовлетворении ходатайства в целом, прошу суд разрешить мне вернуться к своей нормальной жизни, которая связана с работой в театре, а не с фантомными страхами следствия о моем каком-то якобы побеге, воздействии на каких-то свидетелей и прочее.

Еще, Ваша честь, я прошу дать мне возможность сказать несколько слов не совсем по существу, но тем не менее. Я хочу поблагодарить всех людей – их очень-очень много по всему миру – которые все эти месяцы выражают солидарность с нами. Я очень признателен моим коллегам, которые на церемонии «Золотой маски» в своих речах выразили поддержку в нашей борьбе за справедливость в адрес меня и моих товарищей по несчастью. Я очень горд за свой коллектив, за театр «Гоголь-центр», за «Седьмую студию», которые блистательно провели гастроли в Берлине. Такой успех у зрителей и у критики – это важное достижение для всего русского театра. Я невероятно благодарен моей киногруппе, которая в этих невероятных условиях смогла помочь мне закончить работу над фильмом «Лето», который теперь будет представлять Россию в Каннах. Я от всего сердца благодарю моих близких друзей за их участие в моей судьбе, я вас очень люблю. Но главные слова я хочу сказать моему 84-летнему отцу. Папа, я горжусь твоим мужеством. Дождись меня, пожалуйста.

Источник публикации Театрал-Онлайн, 18.04.2018