Кехман отказался ставить «Кармен» в Михайловском театре

Кехман отказался ставить «Кармен» в Михайловском театре
Фото www.mikhailovsky.ru

Владимир Кехман, возглавляющий Михайловский театр в Санкт-Петербурге и Оперный театр в Новосибирске отменил показ оперы «Кармен» в Северной столице. Премьера постановки была намечена на осень 2015 г. и заявлялась, как дань памяти экс-худруку театра Елене Образцовой, которую Кехман называет своим учителем.

Нет денег – нет оперы…

В понедельник, 20 июля, сайт Михайловского театра сообщил о «скорректированных» планах на предстоящий сезон. Анонсированная на нынешнюю осень премьера оперы «Кармен» перенесена до сезона 2016/17 по причине неясности в объемах государственного финансирования театра.

«Мы сейчас находимся в условиях неопределенности, не знаем, какое финансирование будет у театра в 2016 году. Известно, какие сложности существуют при формировании бюджета на федеральном уровне, и мы не можем спрогнозировать, на какие средства из центра можно рассчитывать в следующем году. В этой ситуации я посчитал правильным отложить “Кармен” — очень дорогой и технически сложный проект — до сезона 2016/17», — объяснил свое решение худрук театра Владимир Кехман.

О подготовке премьеры «Кармен» Михайловский театр объявил сразу после ухода из жизни Елены Образцовой, «лучшей Кармен всех времен», как именует ее сайт театра в сообщении от 13 января текущего года. Об этом решении Кехман сообщил в эфире Первого канала. «Предстоящая премьера “Кармен” будет посвящена памяти Елены Васильевны, чей уход стал невосполнимой потерей для всего оперного искусства», — сказал он.

Владимир Кехман называл Елену Образцову своим учителем. Он ссылался на Образцову, объясняя свое отношение к опере «Тангейзер», скандал вокруг которой и привел Кехмана к одновременному руководству двумя театрами. Снятие постановки с репертуара Новосибирского государственного академического театра оперы (НГАТОиБ) было первым его решением в новой должности.

«Мой учитель Елена Васильевна Образцова часто повторяла: “Я пою только потому, что Господь дал мне талант, а без Господа я никто”. То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я как человек верующий, крещеный, православный, как еврей воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников», – заявил Кехман 13 марта на общественных слушаниях по поводу конфликта, возникшего в связи с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» в НГАТОиБ.

«Лукавый принц»

Впрочем, далеко не все в театральной среде верят в это «трепетное» отношение действующего худрука Михайловского театра к бывшему (Елена Образцова возглавляла оперную труппу Михайловского театра в 2007-2008 гг. и ушла вскоре после прихода в театр Владимира Кехмана – Ред.)

«Сейчас Кехман клянется именем Елены Образцовой, которая некоторое время руководила там оперной группой, как просто родной матерью. Но Елена Образцова теперь из гроба не встанет и не повторит все, что она говорила о Кехмане, когда покидала Михайловский театр после небольшого периода работы там. Вполне нелестные выражения употребляла Елена Васильевна Образцова относительно этой личности!» – заявила в апреле 2015 г. в эфире «Радио Свобода» театральный критик Марина Дмитриевская.

По словам Дмитриевской, «с Кехманом рядом работать долго не может практически никто». Вместе с Образцовой в 2008 г. ушел из Михайловского театра и главный дирижер Андрей Аниханов. В интервью «Новой газете», посвященному письму-жалобе на Кехмана 49 артистов театра тогда президенту Дмитрию Медведеву Аниханов рассказывал:

«Последней каплей в потоке хамства и непрофессионализма стало “Лебединое озеро”. Кехман был на спектакле. Первая картина ему понравилась, а вторая — нет, потому что “медленно и печально плыли лебеди”. Надо было повеселее. Кехман позвонил мне в антракте и предложил выпить коньяку, чтобы как-то оживить лебедей…»

Подобные инциденты вмешательства Кехмана в творческий процесс, по словам, Аниханова, были совсем даже не единичными. Однажды он сам себя назначил исполнителем роли Принца Лимона в балете «Чиполлино». Выступал Кехман и в роли дирижера театра. При этом продюсерский факультет СПбГАТИ он окончил в 2009 г., уже будучи директором театра.

Призрак «Тангейзера»

В Новосибирске Владимир Кехман также сразу обозначил свою позицию активного вмешательства. Сняв «Тангейзер» он тотчас же объявил о переименовании Оперного театра в «Большой театр Сибири», однако предупреждение о посягательстве на авторское право Большого театра в Москве ненадолго остудило его пыл. На первой же пресс-конференции в Новосибирске Кехман заявил, что не намерен считаться с мнением горожан, поскольку его начальник – министр культуры РФ Владимир Мединский, а не новосибирцы.

Затем он будоражил сознание уже не только горожан, но и местных чиновников намерениями проведения реконструкции в театре, в том числе в зрительном зале. В областном Минкульте на это говорили, что здание НГАТОиБ – объект культурного наследия, где даже кресло без специального разрешения поменять нельзя.

О каких-либо громких конфликтах Владимира Кехмана с сотрудниками Оперного театра пока неизвестно. Руководитель двух театров закрыл сезон в Новосибирске досрочно и в последнее время его имя нечасто упоминается в сибирской прессе. Лишь экс-главный специалист по связям с общественностью театра Екатерина Горащенко написала заявление об уходе, заявив о том, что не желает иметь никаких общих дел с Кехманом. Однако подробностей своего ухода она раскрывать не стала.

Меж тем, имя нового директора НГАТОиБ вскоре может вновь запестрить на полосах новосибирских газет. 24 июля Центральный районный суд столицы Сибири рассмотрит иск юриста Инессы Рябининой к театру. Она требует осуществить показ оперы «Тангейзер» по классическому либретто Рихарда Вагнера. По ее мнению, Новосибирский театр оперы и балета весной 2015 года совершил обман потребителя, дав рекламу о том, что опера будет по музыке и либретто автора – Рихарда Вагнера, а фактически показал оперу лишь по музыке Вагнера, а либретто было использовано неизвестного автора.

Источник публикации: НДН.Инфо, 21.07.2015, Павел Быковских