Как гуляли — веселились…

Итоги 2016 года. Концерты, фестивали, абонементы, гастроли, персоны, мониторинги
Как гуляли — веселились…
Фото Дмитрий Линников

В отличие от оперного, оркестровый год заметных открытий не принес. На виду те же персоны и события: В. Юровский и его летний фестиваль, М. Плетнев и Большой фестиваль РНО, Ю. Симонов и его оркестр, В. Полянский и Госкапелла России, Д. Лисс и УАФО, А. Сладковский и ГСО Татарстана.

Программа фестиваля «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает», подготовленная к юбилеям С. Прокофьева и Д. Шостаковича, оказалась более ка-

мерной (если этот термин можно применить к симфоническому оркестру) по сравнению с масштабным форумом предыдущего года, посвященным окончанию Второй мировой войны.

Событием оркестровой жизни стал еще один фестиваль, которым руководил В. Юровский — «Другое пространство».

Юбилеи

Одним из самых ярких, если не самым ярким оркестровым событием года стал юбилейный концерт Г.Н. Рождественского 4 мая в Большом театре, с блистательно выстроенной программой в трех отделениях. Маэстро, отметивший в этот день 85-летие, предстал в качестве дирижера балетного, оперного и симфонического. Специально для этого дня Дж. Ноймайер перенес на сцену ГАБТа свой балет «Времена года» на музыку А. Глазунова в исполнении учащихся Московской академии хореографии. А после грандиозного III акта «Семена Котко» прозвучала камерная 9-я симфония Д. Шостаковича. Интерпретируя ее, «Рождественский словно бы пишет автопортрет, в котором слились воедино ирония и трагизм, игривость и драма, свобода и необходимость, гротеск и сарказм, юношеская наивность и мудрость патриарха» («МО»).

Оркестр Московской филармонии выдающимися концертами отметил два юбилея: 75-летие Ю. Симонова и 65-летие коллектива. Симонов и его оркестр — безусловные специалисты и по исполнению русской музыки, но когда они играют шедевры музыки австро-немецкой — Бетховена, Брамса, Вагнера, Р. Штрауса, — то выдают звучание, близкое, наверное, к идеальному венскому стилю, при фантастическом взаимопонимании, едином дыхании дирижера и оркестра.

Симфонический форум России в Екатеринбурге, проводившийся в 4-й раз, пожалуй, утратил ощущение новизны и свежести. Из его важных событий можно отметить юбилей Уральского академического филармонического оркестра, отмечавшийся в дни Форума, и всероссийский дебют Тюменского государственного симфонического оркестра, созданного годом ранее.

Впервые на Форуме выступила Госкапелла России под управлением В. Полянского, деятельность которой заметна на оркестровом ландшафте страны. Коллектив отметил 25-летие и 45-летие хора Капеллы серией знаменательных исполнений, в числе которых — абонементы «Оперная феерия» («Джоконда» Понкьелли, «Набукко» Верди, «Андре Шенье» Джордано), «Моцарт и…» с Г. Рождественским, «Война и мир» Прокофьева, «Евгений Онегин» Чайковского, «Отелло» Верди, шедевры венской оперетты («Сильва» Кальмана, «Веселая вдова» и «Граф Люксембург» Легара), 9-я симфония и «Торжественная месса» Бетховена, 3-я и 8-я (дважды) Малера, «Колокола» Рахманинова, «Иоанн Дамаскин» Танеева.

Из жизни оркестров и дирижеров

Как и все последние годы, самым популярным абонементом в большинстве филармоний остаются «Сказки с оркестром».

80-летие отметил Дальневосточный симфонический оркестр в Хабаровске. В конце сезона Хабаровск покинул Т. Ахназарян, у которого завершился трехлетний контракт. Из Тамбова уехал М. Леонтьев. До сих пор ни в ДВАСО, ни в Тамбовском симфоническом оркестре новые главные дирижеры не назначены.

Молодые дирижеры Сергей Неллер и Валентин Урюпин (худрук и главный дирижер Ростовского симфонического оркестра) стали лауреатами престижного конкурса дирижеров имени Малера в Бамберге (II и III премии). Антон Шабуров завоевал I премию на конкурсе имени Мендельсона в Афинах.

Герои приезжие и свои

Выдающихся гастролеров в течение года было, прямо сказать, немного. Все дальше в историю уходят визиты оркестров Баварского радио и Концертгебау с М. Янсонсом, Венских «филармоников» с Д. Баренбоймом в 2007 и К. Тилеманом в 2013 (все симфонии Бетховена) и Берлинских — с С. Рэттлом, Чикагского оркестра с Р. Мути, Израильского с З. Метой, Люцернского фестивального с К. Аббадо, Академии Санта Чечилия с А. Паппано, Лондонского симфонического оркестра…

Ныне гастролями элитных оркестров продолжает радовать Фестиваль М. Ростроповича. В прошлом году этот форум, объединив концерты флорентийского Maggio Musicale под управлением З. Меты, Лондонского филармонического под управлением В. Юровского и оркестра Radio France с Мюнг-Вун Чунгом в качестве дирижера и солиста, стал, пожалуй, единственным ярким оркестровым «кластером» на общем фоне. По срокам к нему примкнул единственный концерт Национального оркестра Капитолия Тулузы в Большом театре: дирижировал Т. Сохиев, продолжающий совмещать посты музыкального руководителя и главного дирижера ГАБТа и художественного руководителя и дирижера оркестра Капитолия Тулузы. Исполнялся «Реквием» Берлиоза (этот концерт стал своего рода «аркой» к берлиозовскому же «Осуждению Фауста», премьерой которого в Большом театре Сохиев продирижировал в июле).

Но теперь привычнее другие гастролеры. Например, Ф. Мастранджело, который «обрастает» все новыми обязанностями (в прошлом году стал главным дирижером еще двух оркестров в Санкт-Петербурге — «Северная симфония» и оркестр «Ленфильма», о котором, правда, пока мало что известно) и при этом постоянно выступает в Москве чуть ли не со всеми оркестрами.

Почти московским оркестром, судя по количеству выступлений в столице (около 10 за сезон) стал ГСО Татарстана во главе с А. Сладковским. Этому коллективу помогает быть на виду активнейшая работа в области PR.

И, конечно, Т. Курентзис. Здесь не только музыка и яркие премьеры, но и участие в создании элитного парфюма, и интервью в гламурных журналах, и эпатажные эмоциональные высказывания… А концерт в БЗК, в котором оркестр MusicAeterna сыграл под его управлением 6-ю симфонию Малера, вызвал настоящий экстаз у поклонников дирижера. Цены на билеты взлетели до 25 тыс. р., вечер назвали «историческим», самого Курентзиса — не иначе как «харизматическим», а восторги по поводу исполнения — «на грани нервного срыва»:

«Какой хор деревянных духовых в подходе к побочной парии первой части!  Он по-органному однороден, как сливочное масло высшего качества. А какие духовые соло! А струнная экспрессия той же побочной! А пространственные эффекты с челестой, хоралом валторн и тремоло скрипок!», — пишет обозреватель «Труда» С. Бирюков.

«Курентзис уходит от мягко-слезливого духа Бернстайна, отказывается от строгой сдержанности Аббадо, даже не думает продолжать караяновскую “пронизанность” смертью, не боится — как автор на премьере в 1906 году — своих демонов, спущенных с цепей.  Он, совершая оммаж Митропулосу, когда-то невероятно исполнявшему Малера, пускает по сцене ток с первых секунд, яростно взбивает наэлектризованный воздух, говорит четко и без акцента, позволяет своему лицу вне смущения и страха передавать весь спектр человеческих эмоций. От сладкой боли до удивления, от спокойствия до шока, от ужаса до экстаза. Он то заставляет публику замирать на пиано, то топит ее в музыкальной экспрессии, то устраивает залу настоящую терапию болтанкой, заряжая тот самый rock, что переводе с английского означает «качать», «укачивать», «качаться». Можно долго рассуждать о темпе, выбранном маэстро, говорить про слаженность групп оркестра и мощный вольтаж, думать о везучести Перми, которой вновь несказанно подфартило, потому что… На самом же деле, для характеристики этой интерпретации Шестой симфонии достаточно написать всего лишь одну фразу: “Это сделано по любви”. Непростой, противоречивой, кровавой, но, кажется, судьбоносной, страстной и абсолютно взаимной» — реакция пермского рецензента Е. Нечитайло (перед поездкой в Москву 6-я симфония прозвучала на закрытии Дягилевского фестиваля).

Посчитали — прослезились…

Мониторинг симфонических оркестров от Александра Колотурского

В последние годы свой мониторинг симфонических оркестров ведет Союз концертных организаций России. («МО» проводит свой мониторинг с Некоторые итоги, подготовленные к IV симфоническому форуму, озвучил в своем выступлении на очередном съезде СКОР его вице-президент, директор Свердловской филармонии Александр Колотурский.

Он отметил, что в мониторинге участвовало 72% оркестров от их общего количества.

По данным ГИВЦ МК РФ, в России функционирует 73 оркестра, из них в регионах 56 (77%), 4 коллектива (5%) — муниципальные (по данным нашей газеты, симфонических оркестров в России около 100, включая и непостоянно действующие, и регулярно выступающие оркестры оперных театров. — «МО»).

  • 83% оркестров входят в состав концертных организаций;
  • 73% оркестров имеют собственный концертный зал;
  • 46% оркестров были созданы после 1990 (до 1990 года в РФ было 28 оркестров);
  • 3 оркестра созданы в 2014–2015: в Кургане, Тюмени и молодежный в Калуге.

Заработная плата

  • В 43% оркестров средняя зарплата меньше, чем средняя зарплата в регионах;
  • В 67% оркестров — меньше, чем средняя зарплата по России;
  • В 62% оркестров средняя зарплата ниже 30 000 руб.

Количество концертов за сезон

  • 17,5% оркестров — 80 и более;
  • 17,5% оркестров — 70–79 концертов;
  • 17,5% оркестров — 60–69 концертов;
  • 22,5% оркестров — 50–59 концертов;
  • 25% оркестров — меньше 50.

Диапазон цен за билет на концерт оркестра — от 29 до 612 руб.

10% оркестров имеют среднюю цену билета менее 100 рублей.

Категории

В советские времена Приказом Министерства культуры СССР были утверждены типовые штаты артистического и художественного персонала концертных коллективов, согласно которым оркестры были разделены на две группы по штатной численности. В оркестре первой группы количество штатных музыкантов — 81 человек, во второй –— 65 человек. Это количество считалось оптимальным для деятельности. Для отдельных творческих коллективов <…> утверждалась численность более высокая.

До 1990 10 оркестров имели звание «Ведущий коллектив России» (численность более 80 чел.) и 2 оркестра (в Горьком и Новосибирске) — внекатегорийные (более 90 чел.).

В настоящее время оркестры можно разделить на 4 группы (по фактической численности музыкантов):

  • Высшая (свыше 90 музыкантов) — 14 оркестров (25%);
  • Первая (80–89 музыкантов) — 6 оркестров (11%);
  • Вторая (60–79 музыкантов – 16 оркестров (28%);
  • Третья (менее 60 музыкантов) — 20 оркестров (36%).

Только оркестры, созданные после 1990, имеют численный состав менее 60 музыкантов.

В настоящее время более 25% российских оркестров — внекатегорийные, а 36% оркестров в таком количественном составе не могли быть отнесены к категории симфонических оркестров.

 

Вакансии

Количество вакансий по отношению к штатному расписанию составляет 10,4%. С учетом пенсионного возраста многих музыкантов, в ближайшие 5 лет количество вакансий может возрасти до 21 %.

По оркестрам, участвовавших в мониторинге, вакансии распределились следующим образом:

  • в 42% оркестров нет вакансий;
  • в 12 % оркестров — 5% вакансий;
  • в 7% оркестров — 10% вакансий;
  • в 12% оркестров — 15% вакансий;
  • в 20% оркестров — до 25 % вакансий;
  • в 7% оркестров — свыше 25% вакансий.

Наибольшее количество вакансий в коллективах составляют: скрипачи (24,5%), арфисты (29%), из духовых — фаготы.

Проблема нехватки кадров для работы в региональных симфонических оркестрах реально существует. Однако данные статистики необходимо скорректировать исходя из того, что ряд оркестров специально завышает штатную численность для того, чтобы увеличить Фонд заработной платы и использовать его на доплаты. Т.о., фактическое количество вакансий несколько меньше, но это не исключает наличие проблемы.

Причины наличия вакансий в оркестрах:

  1. Низкая заработная плата, отсутствие достаточных социальных гарантий (в первую очередь — предоставления жилья). В то же время в Тюмени, где по результатам конкурсного отбора был сформирован полный состав симфонического оркестра, размер заработной платы и социальные гарантии сделали работу в оркестре привлекательной и, следовательно, востребованной на рынке труда.

Привлекателен в этом отношении и Екатеринбург: из 20 выпускников УГК 2015 г. по оркестровым специальностям 14 осталось в Екатеринбурге и поступили в оркестры.

Если сравнить российский рынок труда с зарубежным, то можно сделать печальный вывод:

— в европейских странах средняя заработная плата музыканта в 2–3 раза выше средней заработной платы в стране.

— в большинстве оркестров России средняя зарплата музыканта регионального оркестра ниже средней зарплаты в стране;

  1. Низкий уровень кадров, которые не могут работать в оркестре, их не берут по результатам конкурсов, прослушиваний. То есть проблема не только в количестве музыкантов (можно предположить, что ежегодно консерватории России выпускают 100–200 музыкантов по оркестровым специальностям, готовят их и другие вузы, колледжи), но и в их качестве.

Исторически сложилось, что все консерватории готовят не оркестровых музыкантов, а солистов-инструменталистов. На это направлены учебные планы, внимание профессоров, педагогических коллективов вузов и школ. Однако по окончании учебы большинство музыкантов идут работать в оркестры. Поэтому настало время поставить перед Министерством культуры России и Министерством образования вопрос о пересмотре всех систем подготовки музыкантов.

Это должна быть комплексная программа, которая предусмотрит направленную подготовку музыканта по специальности «Артист симфонического (камерного) оркестра».

Программа должна включать:

— Пересмотр учебных планов консерваторий. Основным должно стать подготовка музыканта для оркестров.  Значительное внимание должно уделяться ансамблевым дисциплинам, а не сольному исполнительству.

— При наборе абитуриентов в консерваториях должны быть определены повышенные квоты для приема на оркестровые специальности. Возможно введение «целевого» набора на определенные оркестровые специальности…

— Необходимо пересмотреть учебные планы средних музыкальных учреждений.

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос обеспечения консерваторий, оплату педагогов консерваторий, средних учебных заведений, школ.

По мнению СКОР и А. Колотурского, один из способов подготовки оркестровых музыкантов — создание Молодежных оркестров. Колотурский сослался на опыт создания в Свердловской филармонии Уральского молодежного симфонического оркестра, которому в 2016 исполнилось 10 лет.

Оркестр был создан для выполнения трех задач. Это:

— Подготовка музыкантов для Уральского академического филармонического оркестра, включающая репетиционный процесс, занятия с педагогами, проведение мастер-классов, совместные мероприятия с молодыми зарубежными оркестрантами, приглашение дирижеров, солистов разных жанров.

— Увеличение числа филармонических концертов симфонической музыки.

— Создание дополнительных рабочих мест для молодых музыкантов.

Опыт 10 лет показал, что все эти задачи успешно решаются. Концерты оркестра востребованы публикой. 29 человек выдержали конкурс и работают в УАФО, оркестрах России и мира. Выросло количество желающих учиться на оркестровых специальностях.

Как отметил А. Колотурский, молодежные симфонические оркестры активно выполняют функции подготовки оркестровых музыкантов. Их нужно в 1-ю очередь создавать в крупных городах, консерваторских центрах. Хотелось бы, чтобы этому содействовали и Министерство культуры РФ, и местные органы управления культурой, и сами концертные организации.