Юбилей Дмитрия Вдовина

Юбилей Дмитрия Вдовина

17 апреля исполняется 60 лет Дмитрию Вдовину, выдающемуся вокальному педагогу, художественному руководителю Молодежной оперной программы Большого театра России.

Вехи жизненного и творческого пути Дмитрия Юрьевича – учеба в ГИТИСе, аспирантура у профессора Инны Соловьевой по специальности «театральная критика». Его рецензии печатались в центральной прессе, он трудился в СТД СССР, отвечая за работу музыкальных театров.

В 1990-х окончил Академию хорового искусства им. В. С. Попова, стажировался в качестве вокального педагога в Европейском центре оперного и вокального искусства (ECOV) в Бельгии под руководством Майкла Элайсена – главы вокального факультета Кёртисовского института музыки в Филадельфии.

Долгие годы Дмитрий Вдовин сотрудничал с великой русской певицей Ириной Архиповой в качестве педагога и руководителя ее Летней школы, соведущего ее телевизионных и концертных программ.

С 1999 по 2009 – артистический директор и педагог Московской международной школы вокального мастерства, которая сделала возможным приезд в Москву для работы с молодыми певцами крупнейших оперных педагогов и специалистов из России, США, Италии, Германии, Великобритании.

Дмитрий Юрьевич завоевал авторитет одного из лучших вокальных педагогов России, но и не только России. Его кредо: «Певец должен найти своего учителя, который возьмет его за руку и поведет к мастерству».

Вдовин преподавал в Российской академии музыки им. Гнесиных, заведовал вокальным отделением Училища им. Гнесиных, с 2001 преподает в Академии хорового искусства им. В. С. Попова: с 2001 – доцент, с 2008 – профессор, в 2001-2003 – заведующий кафедрой сольного пения.

Проводил мастер-классы во многих городах России, а также в США, Мексике, Италии, Канаде, Латвии, Франции, Польше. Был постоянным приглашенным педагогом Молодежной программы при Большой опере Хьюстона (HGO Studio).

Член жюри многих престижных конкурсов вокалистов – Международного конкурса им. М. Глинки, Всероссийского музыкального конкурса, Международного конкурса вокалистов им. Дж. Б. Виотти (Италия), Международных конкурсов в Париже и Бордо (Франция), Международного конкурса Competizione dell’opera, Международного конкурса в Монреале (Канада), конкурса телеканала «Культура» «Большая опера» и многих других.

Среди его учеников – Родион Погосов, Дмитрий Корчак, Максим Миронов, Василий Ладюк, Николай Диденко, Екатерина Сюрина, Анна Крайникова, Сергей Романовский, Игорь Головатенко, Павел Колгатин, Ольга Кульчинская, Богдан Волков, Венера Гимадиева и многие другие ныне знаменитые певцы, победители престижных конкурсов, ведущие солисты крупнейших театров мира, таких как Большой театр, Ла Скала, Метрополитен опера, Королевская опера Ковент-Гарден, Венская государственная опера, Берлинская государственная опера, Парижская национальная опера, Королевский театр в Мадриде и многих других. У Дмитрия Вдовина совершенствовалась Альбина Шагимуратова. Его могут назвать своим учителем и все студенты и выпускники Молодежной оперной программы ГАБТа, которую Дмитрий Юрьевич возглавляет с момента ее основания.

Вот некоторые размышления Д. Ю. Вдовина о профессии, высказанные им на Конференции Ассоциации музыкальных конкурсов России в 2019, проходившей во время XVI конкурса имени П. И. Чайковского:

«Взаимоотношения между певцами и педагогом еще более тонкие и интимные, чем взаимоотношения между близкими людьми, потому что тут абсолютная зависимость друг от друга. Они не могут ничего без нас, а мы, естественно, ничего не можем без них. Это еще и российская традиция. Педагогика в России традиционно, начиная с начала XIX века, носит семейный характер. И это касается не только музыки. Вспомните своих учителей в школах. Это и недостаток нашей школы, но и ее огромное человеческое преимущество.

Есть педагоги, которым все равно, а есть те, которым не все равно и которые так или иначе любят своих студентов, но эта любовь может выражаться совершенно по-разному. Я педагог очень требовательный, могу стерпеть всё что угодно, кроме лени. А у вокалистов, увы, это распространено. Многие ко мне приходят и считают, что я должен стукнуть их, не знаю по какому месту, волшебной палочкой, и завтра они уже будут стоять на сцене Большого театра и Ла Скала. К сожалению, это невозможно. Если говорить о большинстве педагогов, дающих результат, то не жестких среди них я не упомню. Например, Екатерина Иофель, педагог Дмитрия Хворостовского: к ней страшно было подойти! Я все-таки не такой.

Жесткость часто вызвана завистью к молодости. Такое тоже бывает. Особенно это касается многих знаменитых артистов, которые уверены, что лучше никто никогда не споет. Это, кстати, к разговору о жюри конкурса. Потому что, на мой взгляд, когда в жюри сидят только возрастные певцы, при всем к ним уважении, результаты бывают странные. Я считаю, что жюри должно быть смешанным по своему профессиональному составу. В него должны входить и певцы, и менеджеры, и дирижеры, и пианисты, и критики. Этакая сборная команда, и тогда результаты будут более объективными.

Я руководил кафедрой в Гнесинском училище, в Ханты-Мансийске, в Академии хорового искусства, преподавал в других вузах. Но при слове “учебный стандарт” по отношению к певцам мне становится худо. Мне хочется взять парабеллум и пойти с ним к тем чиновникам, которые ввели это отвратительное слово.

Это означает, что нет индивидуального подхода. Всех по стандарту и всех под себя. Это основная проблема и ответ на вопрос, почему “ножи”, о которых говорит Атлантов, так эффективно работают.

А наша Молодежная программа позволяет работать очень гибко. У нас, слава богу, нет этих правил, прописанных и утвержденных чиновниками, порой ничего не понимающими в нашей профессии. И возможность быть гибкими – это самое главное и в обучении, и в конкурсах, о которых мы сегодня говорим.

Певцы – очень хрупкие создания. Многие очень близко к сердцу все воспринимают. У меня есть студент огромного, фантастического таланта. И он, будучи опытным человеком, имеющим успех, победившим на очень крупных конкурсах, до сих пор не может справиться со своими нервами. Это природа. Очень мобильная нервная система. Я не боюсь признаться: у меня была такая же проблема, и в один прекрасный момент я понял, что гораздо логичнее избрать педагогическую стезю, нежели вот так мучиться всю жизнь. Кстати, многие поэтому становятся хорошими педагогами. В том числе и потому, что люди начинают преподавать рано, а не в конце певческой карьеры. Наша профессия требует огромных знаний и очень долгого опыта, чтобы развернуться в полную силу. А если ты закончил карьеру в 55-60 лет, у тебя просто нет этого времени» («МО», № 8, 2019).

Дмитрий Вдовин – заслуженный деятель искусств РФ (2014), кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2018), лауреат Первой Всероссийской национальной премии «За служение голосу» (2022).

Лауреат Премии газеты «Музыкальное обозрение» (2012).

Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм