Рифма в 100 лет. 1917 — 2017. Гость из Петрограда

Рифма в 100 лет. 1917 — 2017. Гость из Петрограда

Третий очередной симфонический концерт С. Кусевицкого был посвящен сочинениям А. Глазунова. Широкая популярность его имени как композитора и то, что за дирижерским пультом стоял сам автор, придали этому концерту особо торжественный характер. Звукосозерцание Глазунова принадлежит к числу наиболее сложных и в то же самое время технически совершенных образцов русского симфонического мышления, тяготеющего к музыкально-архитектурным и музыкально-пластическим формам.

В то время, как одна группа современных русских композиторов, так называемых импрессионистов, порвала всякую связь с полифонией, плывя «без руля и без ветрил» по омнитональному океану гармонических волн, другая — неоклассики, с Глазуновым во главе, наоборот, стремится к мудрому самоограничению строгой логики специфического контрапункта баховского и даже добаховского периода. Но контрапункт, приказывая двум или нескольким мелодическим линиям идти вместе и обладая свойством спаивать все музыкальные формы в одно органическое целое, тем самым, как бы связывает и свободу экстатического проявления творческих порывов композитора в области гармонии. Красочность и колоритность гармонических мазков и их психологические срывы несовместимы с трезвыми выкладками полифонического (т. е. многоголосно-контрапунктического) глубокомыслия; поэтому звукотворчество Глазунова — контрапунктически острое, со стороны гармонической фактуры всегда страдает монотонией благополучия, не выходя из рамок обычных звукосочетаний, дозволенных ходов и модуляций. Его муза всегда изумляет, иногда ласкает, но никогда не трогает. Удивляться же мастерству отделки, остроумию голосоведения и ажурности полифонической ткани в произведения маститого maestro приходится на каждом шагу. В особенности это касается исполненной под мастерским управлением Глазунова его наиболее популярной Шестой симфонии c‑moll и музыкальной фантазии «От мрака к свету», где прямо диву даешься, видя, какие он творит чудеса, вызывая из небытия к полной жизни целые гирлянды переплетающихся голосов, несущихся неудержимым потоком со всех сторон, чтобы в общем движении создать одно величественное целое… Музыкальный эскиз «Весна» относится к среднему периоду творчества Глазунова и отличается лишь присущей ему тяжестью музыкального мышления и ничем не оправдываемыми длиннотами, мысли же созидающей и творящей это произведение, к сожалению, не возбуждает.

Солисткой концерта выступила Н. Кошиц — певица с незаурядными вокальными данными и музыкальной культурой. Тонко, художественно и с внутренней экспрессией передала она «Восточный романс» Глазунова с сопровождением оркестра, и целый ряд романсов того же автора на bis. Аккомпанировал певице сам автор и, надо сознаться, довольно флегматично.

К‑ръ (РМГ, № 48, 27 ноября–4 декабря 1916, стлб. 930–931)