«Гольдберг-вариации» для баяна и гитары: мировая премьера в абонементе Андрея Устинова (11 ноября 2022, Камерный зал МГАФ)

«Гольдберг-вариации» для баяна и гитары: мировая премьера в абонементе Андрея Устинова (11 ноября 2022, Камерный зал МГАФ)
Портрет Иоганна Себастьяна Баха, 1746/1748. Элиас Готтлоб Хаусман (1695—1774)

11 ноября 2022 в Камерном зале Московской филармонии – первый концерт абонемента № 197 «WWW.БАЯН.RU. Перезагрузка». «WWW.БАЯН.RU» – совместный проект «Музыкального обозрения» и Московской филармонии, проводится почти 10 лет. Абонемент сезона 2022/2023 открывает новые горизонты музыки для баяна. Новая репертуарная платформа, новые исполнительские имена. В абонементе три концерта (11 ноября, 15 февраля, 15 марта).

К барокко обратится в своей программе Иосиф Пуриц, лауреат более 30 конкурсов, участник многих проектов «МО» (абонемент МГАФ, фестивали в Вологде и Саратове, фестивали Софии Губайдулиной, коллективное сочинение Liberta / MO / 30 / 2019). В ансамбле с гитаристом Ровшаном Мамедкулиевым он исполнит уникальное сочинение – «Гольдберг-вариации» Баха, волнующее музыкантов уже три столетия. В абонементе «WWW.БАЯН.RU. Перезагрузка» оно впервые (!) прозвучит в версии для баяна и гитары. Напомним, кроме оригинальной версии для клавира, «Гольдберг-вариации» существуют в вариантах для органа, фортепиано, арфы, гитары, струнного трио, других ансамблей, камерного оркестра, электронных инструментов.

«Если схема композиции “Гольдберг-вариаций” действительно тяготеет к культуре средневековья, то реальное ее воплощение исполнено подлинно барочного духа: перед нами весьма прихотливая и многообразная игра сходств и различий; стабильный симметричный “костяк” периодических повторов затушеван текущим сквозь него гибким, изменчивым потоком. В композиции “Гольдберг-вариаций” отразились стройная и незыблемая вселенная – опора средневекового миросозерцания – и текучий, движущийся, играющий своими красками и формами мир – основа миросозерцания барокко». (Цит. по: Б. Кац. О композиции «Гольдберг-вариаций» И. С. Баха)

«Если есть на свете хоть один музыкант, о котором можно сказать, что он универсален, что каждое новое поколение в течение двухсот лет, прошедших со дня его смерти, воспринимает его с позиций своей эпохи; что он может выдержать любые суждения, любые прогрессивные идеи и изменения словаря и продолжает несмотря ни на что оказывать на людей многостороннее воздействие, животворное и в то же время таинственное, – то это Себастьян Бах. Он, пожалуй, единственный музыкант, на произведениях которого во все времена строились самые разные, порой противоположные художественно-эстетические теории и концепции. <…> Бах возносится над всеми художественными догмами, над всеми вопросами, касающимися стилистики, вкуса, языка, над легкомысленными и выхолощенными эстетическими концепциями». (Г. Гульд в книге Б. Монсенжона «Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик!»; М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2008)

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм