Год Мечислава Вайнберга в России

Проекты, концерты, ноты, книги, конференция
Год Мечислава Вайнберга в России
Мечислав Вайнберг. Фото из личного архива Ольги Рахальской

5 декабря, так уж сложилось — за год до 100-летия со дня рождения Мечислава Вайнберга — начался Год Вайнберга в России.

В 11 часов утра открылась музыковедческая конференция в ГИИ на которой прозвучал доклад о состоянии наследия Вайнберга.

В 14.00 в Большом театре России состоялось первое заседание Организационного комитета по проведению в России в 2019 Года Мечислава Вайнберга, к 100-летию со дня рождения выдающегося композитора

Вечером в Посольстве Республики Польша состоялся концерт и прием по случаю открытия Года Вайнберга в России и презентация Собрания сочинений композитора.

Конференция

В тот же день утром в Государственном институте искусствознания прошла конференция, посвященная 100-летию независимости Республики Польша.

Екатерина КЛЮЧНИКОВА

На конференции выступила Кандидат искусствоведения, научный консультант проекта Екатерина Лобанкова выступила с докладом, подготовленным ею совместно с Андреем Устиновым. Доклад посвящен созданию нового Нотографического сборника произведений М. Вайнберга (предыдущий, изданный в 1986, значительно устарел, содержит много неточной, недостоверной, порой сознательно искаженной информации) и состоянию наследия Вайнберга сегодня.

Оргкомитет

5 декабря 2018 в Большом театре России состоялось первое заседание Оргкомитета.

Открыл заседание Андрей Устинов. Он рассказал о проектах, которые уже осуществляются или готовятся к 100-летию Вайнберга. Это, в первую очередь, создание нового Нотографического сборника сочинений Вайнберга. Предыдущий, изданный при жизни композитора в середине 1980-х годов, содержит много неточностей, в том числе и идеологических. Многие произведения были вычеркнуты по разным причинам, либо считались утерянными и обнаружились только после смерти композитора. Приходится проверять абсолютно всё, это чрезвычайно скрупулезная работа.

Андрей УСТИНОВ представляет Собрание сочинений М. Вайнберга. ГАБТ, 5 декабря 2018, первое заседание Оргкомитета. к 100-летию М. Вайнберга. Фото Дмитрий Лилеев

Готовится выпуск сборника «Воспоминания. Документы. Письма» и фотоальбома. Многие документы и фотографии будут опубликованы впервые и войдут в обиход благодаря этим изданиям.

Как отметил А. Устинов, вокруг имени Вайнберга много мифов.Наша задача — не разоблачить мифологию (с ней бороться нет смысла), но создать картину, приближенную к реальности. Это очень сложно.

Совместно с издательством «Композитор • Санкт-Петербург» в 2017–2019 издается Собрание сочинений Вайнберга в 13 томах (15 тетрадях). В нем представлены произведения для оркестра, для солирующих инструментов с оркестром, камерные ансамбли (струнный квартет, фортепианный квинтет), камерные сочинения, музыка к кино- и мультфильмам. К концу 2018 издано шесть томов.

Вместе с Институтом искусствознания готовится научная конференция: она уже заявлена в планах ГИИ на конец 2019. На конференцию будут приглашены ученые из многих стран.

А. Устинов предложил внести на рассмотрение в Департамент культуры Москвы вопрос об открытии мемориальной доски на доме, где жил Вайнберг.

Определиться с финансированием

Владимир Урин отметил необходимость серьезного финансирования всех проектов Года Вайнберга: «Сейчас намочень важнопонять цену вопроса: какое финансирование необходимо? Есть целый ряд институций, куда мы можем обратиться: в Правительство Москвы, в Министерствокультуры, в Правительство России. Но для этого мы должны сказать, что мы хотели бы сделать исколько денег не хватает. Особенно это касается всех проектов, связанных с изданиями: сборника материалов, нового справочника, книги воспоминаний.И как только мы поймем, сколько и чего нам не хватает, то определим, на чем важно сосредоточиться именно сейчас, в преддверии юбилея, а что перенести на будущее.

Заседании Оргкомитета, Фот Дмитрий Лилеев

Что касается мемориальной доски, то существует специальная комиссия, которая решает эти вопросы. Прежде чем туда обратиться, необходимо четко обозначить, кто будет оплачивать работу, и представить на утверждение проект доски. Учитывая юбилей, думаю, что проблем с разрешением не будет».

В. Урин анонсировал участие Большого театра в концертной программе, научной конференции, издательских проектах, других мероприятиях Года Вайнберга в России.

Слово дирижеров

Владимир Федосеев: «Этот человек в моей жизни значил очень много… Мы часто с ним беседовали, я многому у него учился. Учился пониманию музыки. Он был великий человек, и при этом скромнейший человек. Был период, когда в нашей стране замалчивали его творчество. Сегодня оно, наоборот, приходит, причем с таким количеством нового, не изведанного нами до конца. Поэтому мы все, музыканты, не по обязанности, а по велению сердца должны играть эту прекрасную музыку».

Заседание Оргкомитета. Фото Дмитрий Лилеев

Павел Коган: «Для меня, после Прокофьева и Шостаковича, он является первым советским композитором-симфонистом ушедшего ХХ века. И мне думается, что это будет хорошей отправной точкой — празднование его столетнего юбилея. Но этим ни в коем случае нельзя ограничиваться. Его музыка должна звучать постоянно и не быть привязанной ни к каким юбилейным датам.Масштаб его творчества в полной мере заслуживает этого. Мы должны всячески способствовать тому, чтобы творчество Вайнберга занимало достойное место на концертных сценах не только нашей страны, а и всего музыкального мира».

Феномен советского искусства

Наталия Сиповская: «Наш институт в прошлом году стал площадкой для проведения первой серьезной научной конференции по Вайнбергу. И после знакомства с наследием и, прежде всего, с музыкой Вайнберга, мы с энтузиазмом относимся к перспективам проведения новой конференции.

Прежде всего, надо найти тех, кто возьмется за эту работу. Речь идет о том, чтобы образовался круг людей, для которых изучение музыки не только Вайнберга, но и вообще советской музыки этого периода станет серьезной темой. На эту тему мы придумали программу с музеем Анатолия Зверева, открыли кинолекторий «Я могу говорить» о фильмах того времени, проводим концерты. Все это вызывает невероятный интерес. И этот феномен сам по себе серьезен. Мне кажется, надо формировать пул молодых исследователей вокруг этого феномена. Вайнберг может и должен стать первой фигурой, вокруг которой эти исследования консолидируются».

Год Вайнберга в Польше

Александр Ласковский отметил, что в Польше также будет проведено много мероприятий: Дни Вайнберга, фестивали его музыки. ИАМ участвует в научной конференции в Манчестере и поддерживает исполнение полного цикла квартетов Вайнберга «Данель-квартетом» (Бельгия). «Мы, конечно, хотим принять участие во всех проектах, которые будут связаны с Вайнбергом в России. Но нам нужны спецсредства на эти проекты. Я на 100% уверен, что мы их найдем», — сказал представитель ИАМ.

Фото Дмитрий Лилеев

С предложениями по проведению мероприятий Года Вайнберга выступили Д. Сибирцев, О. Жукова, М. Брызгалов, представители посольств Польши и Израиля.

О. Дигонская и Е. Лобанкова остановились на научных исследованиях жизни и творчества Вайнберга.

С. Таирова вместе с А. Устиновым представили первые тома Собрания сочинений — совместного проекта издательства «Композитор • Санкт-Петербург» и газеты «Музыкальное обозрение».  

Прием в Посольстве

Вечером 5 декабря в Посольстве Польши в России состоялся прием, посвященный открытию Года Вайнберга. Присутствовали Посол Республики Польша в Москве В. Марчиняк (с супругой), члены Оргкомитета, музыканты, участники музыковедческой конференции, приглашенные гости.

Посол Республики Польша в Москве В. Марчиняк, главный редактор «МО» А. Устинов, презентация Собрания сочинений М. Вайнберга в Посольстве Республики Польша в Москве

Со словами приветствия к гостям обратились В. Марчиняк и А. Устинов.

А. Устинов рассказал о проектах начавшегося Года Вайнберга в России.

Прошла презентация Собрания сочинений Вайнберга, которое выпускает в 2017–2019 издательство «Композитор • Санкт-Петербург». Были представлены шесть томов, вышедших к настоящему времени:

Том 1. Концертино для виолончели и струнного оркестра ор. 43;

Том 2. Концертино для скрипки и струнного оркестра ор. 42;

Том 4a. Двенадцать пьес для флейты и фортепиано ор. 29;

Том 4b. Двенадцать пьес для флейты и струнного оркестра oр. 29 bis;

Том 9. Три детских тетради. 23 прелюдии для фортепиано оp. 16, 19, 23;

и особое событие — только что вышедший

Том 13. «Цыганская библия». Песни на стихи Юлиана Тувима для меццо-сопрано и фортепиано (на польском языке) ор. 57.

«Цыганская библия» издана при поддержке Посольства Польши в России.

Том предваряет вступительное слово посла В. Марчиняка. Особое значение для наших польских коллег имеет тот факт, что в этом сочинении соединились имена и творчество двух художников со схожими судьбами — М. Вайнберга и Ю. Тувима: странников и беженцев, необычайно близких духовно, хотя и никогда не встречавшихся друг с другом, которых в Польше чтят как выдающихся мастеров национальной культуры.

Концерт в Посольстве Республики Польша в Москве, 5 декабря 2018. Фото Дмитрий Лилеев.

Затем состоялся концерт. В исполнении Дмитрия Гриниха (баритон) и Ольги Собакиной (фортепиано) проникновенно прозвучала «Цыганская библия» (Д. Гриних и О. Собакина — первые в России исполнители этого цикла). Два вальса Ф. Шопена исполнил Алексей Чернов. Затем прозвучало Концертино М. Вайнберга для виолончели и камерного оркестра ор. 43 в переложении для виолончели и фортепиано (исполнители Сергей Суворов и Алексей Чернов). Сергей Суворов сыграл также три прелюдии из цикла «24 прелюдии для виолончели соло» ор. 100, со знаковыми для Вайнберга цитатами из Шумана и Шостаковича. Этот цикл в последнее время звучит часто — и в оригинале, и в переложении для скрипки: в частности, его дважды исполнял в России Г. Кремер (в Москве на своем творческом вечере-концерте в «Гоголь-центре» и в Новосибирске на Пятом Транссибирском Арт-Фестивале)

Завершился вечер в посольстве дружеским фуршетом.

Концерты и спектакли

Готовится и уже проходит оперная и концертная программа Всероссийского фестиваля музыки Вайнберга.

8 декабря 2019, в день 100-летия М. Вайнберга, на Новой сцене Большого театра пройдет спектакль «Идиот».

По словам Д. Сибирцева, спектакль «Пассажирка» запланирован в программе Крещенского фестиваля в театре «Новая опера» (26 и 27 января 2019) и уже в следующем сезоне, накануне памятный даты М. Вайнберга. В «Новой опере» пройдет камерный концерт.

Свои спектакли покажут в 2019 Екатеринбургский театр («Пассажирка») и Мариинский театр («Идиот»).

В концертной программе Года Вайнберга примут участие

Госоркестр России им. Е.Ф. Светланова (худ. рук. и главный дирижер В. Юровский),
БСО им. Чайковского, МГАСО под управлением П. Когана,
Уральский академический филармонический оркестр (Д. Лисс),
ГСО Республики Татарстан (А. Сладковский),

симфонические оркестры Красноярской филармонии (В. Ланде),
Новосибирской филармонии (Т. Зандерлинг),
Омской филармонии (Д. Васильев),
Томской филармонии (М. Грановский),
Ульяновской филармонии (И. Дербилов),
Хабаровский филармонии (А. Шабуров),
Казанский камерный оркестр La Primavera (Р. Абязов).

Некоторые из них уже представили свои программы. БСО им. Чайковского сыграет 14-ю симфонию, посвященную коллективу и его руководителю В. Федосееву, и Виолончельный концерт (солист Б. Андрианов).

УАФО — Камерную симфонию № 4 для кларнета и струнного оркестра соч. 153 (дирижер А. Богорад).

Воронежский Платоновский фестиваль объявил программу к 100-летию.

Два концерта камерной музыки Вайнберга с участием камерного оркестра и камерных ансамблей пройдут в Бетховенском зале Большого театра (один из своих квартетов Вайнберг посвятил Квартету ГАБТа),

В ноябре 2019 на 41-м фестивале современной музыки «Московская осень» (организатор — Союз московских композиторов) планируются концерты симфонической и камерной музыки М. Вайнберга.

В МКЗ «Зарядье» сочинения М. Вайнберга исполнит оркестр Sinfonia Varsovia.

Абонемент, посвященный 100-летию Вайнберга, пройдет в сезоне 2019–2020 в Московской филармонии. В трех концертах прозвучат произведения Вайнберга и Шопена (как отражение польской линии в его творчестве), Брамса (традиции западноевропейской и, в частности, немецкой музыки), Шостаковича (с которым Вайнберга связывали десятилетия творческой и человеческой дружбы).

Сочинения Вайнберга войдут в концертные программы солистов — контрабасистов, альтистов, скрипачей, виолончелистов, баянистов, струнных квартетов, фортепианных трио и квинтетов.

Велик и разнообразен список исполнений произведения Вайнберга зарубежными музыкантами в разных странах. В частности, «Данель-квартет» (Бельгия), только что блистательно исполнивший на «Декабрьских вечерах» в ГМИИ им. Пушкина 6-й квартет Вайнберга (впервые в России), исполнит полный цикл квартетов Вайнберга в Университете Манчестера (где он является «квартетом в резиденции с 2005) и Парижской филармонии.

17 января в Варшаве прозвучит Концерт для виолончели с оркестром и состоится презентация российских проектов Года Вайнберга.

1 и 2 февраля оркестр берлинского Концертхауза под управлением Томаса Зандерлинга дважды сыграет 22-ю симфонию Вайнберга — последнее сочинение композитора, посвященное супруге Ольге Рахальской (Вайнберг не успел его оркестровать, это сделал композитор Кирилл Уманский).

И это — только начало.

«МО»

Опубликовано МО | МО № 12 (439, 440) 2018