Георгий Исаакян: «Леди Макбет» заставляет показать высший пилотаж»

Георгий Исаакян: «Леди Макбет» заставляет показать высший пилотаж»

20 и 21 мая в Самарском академическом театре оперы и балета состоится премьера оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», созданной по мотивам одноименного очерка Николая Лескова. Режиссер-постановщик Георгий Исаакян (художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И. Сац) рассказал о том, как самарская оперная труппа справляется с тонким психологическим кружевом произведения Шостаковича.

О художественном руководителе постановки

— Идея постановки «Леди Макбет» принадлежит самарскому театру и его музыкальному руководителю Александру Анисимову. У нас нет проблем контакта с Александром Михайловичем, потому что мы знаем друг дуга уже почти три десятка лет, и мы относимся к музыке и театру одинаково благоговейно. Александр Михайлович -это исчезающий тип театрального дирижера. Есть дирижеры вообще, есть очень хорошие симфонические дирижеры, а есть уникальный тип оперных дирижеров. Он стоит над всеми по одной простой причине – он создает спектакль у тебя на глазах. Без любого ингредиента может состояться спектакль: дядя Вася может вырубить рубильник и уйти (у меня так было пару раз, когда вдруг выключали свет и мы доигрывали спектакль при дежурном освещении). При мне в Парижской опере была забастовка костюмерного цеха – французы и итальянцы обожают бастовать в самый «подходящий» момент – и артисты выходили на сцену в своей одежде. Но без дирижера спектакль не состоится.

Человеческая душа под микроскопом

– Меня пугает, насколько Дмитрий Шостакович пристально изучает человеческую природу. Мне хотелось бы чуть больше дистанции. Он как под микроскопом рассматривает человека, и зачастую не самые приятные его стороны.

Шостакович очень внимательно исследует внутреннее перерождение Катерины. И, в отличие от Лескова, берет на себя смелость ее оправдывать.

Это нельзя объяснить словами, потому что по тексту это «криминальное чтиво». Но своей музыкой композитор передает совершенно другое ощущение этой женщины. Понимаешь, что он влюблен в нее и создает целую историю, объясняющую, почему она такая. Другое дело, удастся ли нам воплотить эту бесконечную сложность.

Сейчас занимаемся с артистами подробным разбором, что в опере не всегда происходит, но мы договорились, что это фактически будет драматический спектакль – настолько подробно выписана каждая роль: каждое движение души, каждое слово цепляет партнера. Пока мы со всей этой вязью не разберемся, мы не можем выходить на сцену и что-то изображать. Такое подробное изучение души даже пугает – в опере мы привыкли к крупным мазкам. А здесь надо следить за ежесекундной трансформацией – почти кафкианское превращение. Эта женщина у тебя на глазах превращается в богомола-убийцу. Только что она была парящая женская душа, как Катерина из «Грозы» Островского. Здесь очевидны многочисленные отсылки к «Грозе», почти цитаты. Вообще говоря, опера «Леди Макбет Мценского уезда» – в чистом виде постмодернистское произведение, хотя написано в 1934 году. Каждая вторая фраза – отсылка либо к истории литературы, либо к истории музыки. Мелодия и оркестровка все время играют то с фольклором, то с великими предшественниками: тут кусочек из произведения Чайковского, тут из «Фауста» Гуно, тут из «Бориса Годунова». Все вместе создает абсолютно фантасмагорическую картину мира.

О сложности «Леди Макбет»

– Если бы самарская оперная труппа не была готова, не «доросла» до нынешнего очень высокого уровня, «Леди Макбет», я уверен, не взяли бы к постановке. Но хорошо бы обратиться к истории: ваш театр многие десятилетия был лабораторией современной оперы, здесь никогда не было недостатка в высококлассных певцах, делались самые тончайшие вещи: «Мария Стюарт», «Медея», «Макбет», «Видения Иоанна Грозного». Понятно, что сейчас работает другое поколение, но я верю в преемственность. Хожу по коридорам и встречаю людей, с которыми работал 20 лет назад, и они – этот зримый мост между временами.

Для того чтобы театр соответствовал статусу академического и по праву считался главным театром региона, он должен делать сверхсложные вещи. «Леди Макбет» заставляет показать высший пилотаж.

Эта опера идет во всем мире, в каждом втором театре. За один этот год четыре или пять премьер было в крупнейших театрах. А мы все сомневаемся, все числим  классика Шостаковича «авангардистом» – это спустя 80 лет!

Понятно, что в мире, который взял курс на всеобщее отупение, скоро не то что «Леди Макбет», а «Травиату», боюсь, будет некому слушать. Но это не может заставить лично меня согласиться с этим. Я не хочу, чтобы мои дети и мои студенты были такими. Это моя территория, на ней мы делаем сложные вещи. Не нравится -до свидания, попсы вокруг предостаточно.

Я вижу включенность труппы в работу и погружение в материал. Прошла первая оркестровая репетиция, и какие-то вещи, даже еще немного «сырые», потрясали, вызывали аплодисменты у самих артистов. Уверен, так же будет на премьере со зрителем.

Источник публикации Самарская газета, 23.04.2016, Маргарита Прасковьина