Геннадий Дмитряк – о музыке и о судьбе

Юбилейный монолог дирижера
Геннадий Дмитряк – о музыке и о судьбе

8 мая 2022 отметил 75-летие Геннадий Александрович Дмитряк – известный хоровой и оперно-симфонический дирижер, народный артист РФ, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова и Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова. 11 мая в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоялся юбилейный концерт Геннадия Дмитряка, с участием обоих коллективов. Концерт прошел в рамках фестиваля Капеллы имени Юрлова и Госхора имени Свешникова.

Г. А. Дмитряк окончил ГМПИ имени Гнесиных и Московскую консерваторию. Его наставниками и учителями были А. А. Юрлов, К. П. Кондрашин, Л. М. Гинзбург, Г. Н. Рождественский, В. Н. Минин, В. С. Попов.

Более полувека Геннадий Дмитряк – ведущий мастер хорового искусства. Работал в качестве дирижера и хормейстера в лучших коллективах Москвы, России и за рубежом: в Московском камерном музыкальном театре под руководством Б. А. Покровского, Московском камерном хоре под управлением В. Минина, МАМТе, «Новой Опере», Театре оперы и балета имени Г. Лорки в Гаване. В 1991 маэстро создал и до 2006 возглавлял Ансамбль солистов «Капелла “Московский Кремль”», на счету которого – свыше 1000 концертов, десятки гастрольных поездок.

Наиболее полно творческий потенциал Геннадия Дмитряка раскрылся в должности художественного руководителя и главного дирижера Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова. Благодаря его высокому профессионализму и творческой энергии Капелла вновь, как и при Александре Юрлове, заняла лидирующее место среди музыкальных коллективов страны. Репертуар коллектива пополнился сочинениями современных авторов, значительно расширилась география его российских и зарубежных гастролей.

В качестве хорового и симфонического дирижера Геннадий Дмитряк выступает с прославленными коллективами: Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии и другими.

Важное направление в творческой деятельности дирижера – исполнение сочинений современных российских композиторов: А. Шнитке, Г. Свиридова, Р. Щедрина, В. Артемова, А. Чайковского, Г. Канчели, А. Караманова, А. Ларина и других.

Геннадий Дмитряк – инициатор и художественный руководитель всероссийских музыкальных фестивалей: «Любовь святая», «Кремли и храмы России», призванных пропагандировать отечественную хоровую музыку, русскую духовную музыку разных эпох – как в столице, так и в российских регионах. В 2021 выступил организатором Музыкального фестиваля к 800-летию Александра Невского.

Участвовал в исполнении и записи нового Гимна Российской Федерации, в инаугурации президента России в 2004, был главным хормейстером сводных хоров в дни празднования юбилеев Победы. В период проведения 4-го форума Альянса цивилизаций ООН в Катаре в декабре 2011 выступал главным хормейстером всех его культурных программ. Принимал участие в церемонии открытия и культурной программе Паралимпиады Сочи – 2014.

Выпустил свыше 20 компакт-дисков со студийными записями шедевров русской хоровой музыки.

Геннадий Дмитряк – профессор кафедр хорового дирижирования Московской консерватории и РАМ имени Гнесиных.

В числе наград музыканта – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010), орден святого благоверного князя Даниила Московского (2012), медаль «Славы и Чести» I степени (2017), орден святого благоверного князя Александра Невского III степени (2022).

ЮБИЛЕЙНЫЙ МОНОЛОГ ГЕННАДИЯ ДМИТРЯКА

Всем, чего мне удалось достичь в жизни, я обязан родителям и учителям.

Сам факт моего рождения в столице Австрии Вене – городе гениального Моцарта, а также то, что я появился на свет 8 мая, накануне дня Великой Победы, имеет для меня символическое значение.

Мой отец с первых дней войны ушел на фронт, воевал сначала связистом, потом, после окончания танкового училища, танкистом. Войну он закончил лейтенантом, был отмечен боевыми наградами. В послевоенные годы окончил Бронетанковую академию и всю жизнь посвятил укреплению обороноспособности нашей страны. Мама окончила Геодезический институт; в годы войны, как многие защитники Москвы, рыла окопы и сбрасывала с крыш зажигательные бомбы. В нашей семье царила атмосфера любви друг к другу и святое отношение к Великой Победе, – чувство, с которым я живу по сей день. Не случайно тема Великой Отечественной войны является одним из лейтмотивов моей профессиональной деятельности. На выпускном экзамене в Магнитогорском музыкальном училище я дирижировал песней Соловьева-Седого «Соловьи». Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных заканчивал в 1970 году с только написанными Родионом Щедриным хорами на стихи Твардовского «Я убит подо Ржевом» и «К вам, павшие»; дипломная работа в вузе также была посвящена песням Великой Отечественной войны. Как мне сейчас видится, столь же неслучайной была моя работа в качестве главного хормейстера во время юбилейных торжеств, посвященных Великой Победе и Параду Победы.

Что касается Моцарта, то через всю свою жизнь я пронес любовь к его музыке, преклонение перед его гениальными сочинениями, которыми мне теперь так часто приходится дирижировать.

Встречи с яркими, талантливыми людьми всегда оказывали на меня глубокое, необычайно сильное впечатление, определяли интересы и дальнейшие увлечения. В этом отношении мне в жизни необычайно везло. И сегодня общение, дружба с такими выдающимися музыкантами, как Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Юрий Симонов, Александр Сладковский, Владимир Федосеев, служат для меня неиссякаемым источником вдохновения.

А первый юношеский восторг перед талантом и мастерством, помню, во мне вызвала встреча с Семеном Григорьевичем Эйдиновым, когда в 14 лет я поступил в Магнитогорское музыкальное училище. Меня покорила его влюбленность в профессию, лучезарные глаза, улыбка, знания, доброта, сердечное отношение к каждому студенту – к нам он относился прямо-таки по-отечески… Попав в этот деятельный, кипучий мир, который, казалось, вращался вокруг него, я понял, что профессия дирижера – моя, и это на всю жизнь.

А в 1965 году, поступив в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, я подпал под воздействие силы личности Александра Юрлова. Помню, поразила его молодость – Юрлову тогда было всего 37 лет. Учился я в институте у Виктора Сергеевича Попова, но Юрлов всех нас, студентов, увлекал азартом, задором, горячим темпераментом. Где бы он ни находился, за что бы ни брался, везде кипела жизнь, совершались знаменательные преобразования.

Особенно тесным стало наше общение в период моего обучения в ассистентуре, когда я стал его помощником. Его захватывающие репетиции с Республиканской капеллой, филигранная, кропотливая работа с хором, музыкальные праздники с участием больших сводных хоров, – все оставило неизгладимый след в моей душе. После скоропостижной смерти Александра Юрлова завершал обучение в ассистентуре уже у Владимира Минина.

Сколько себя помню в музыкальной профессии, мне все время страстно хотелось постичь тайны исполнительского искусства. Это объясняет, почему после окончания ассистентуры я поступил в Московскую консерваторию на факультет симфонического дирижирования, осуществив таким образом две юношеские мечты – учиться в Московской консерватории и стать симфоническим дирижером.

После окончания консерватории обратился с просьбой к Геннадию Рождественскому взять меня на стажировку. Он согласился.

После стажировки было направление на Кубу. Здесь, работая в Высшем институте искусств в Гаване, я создал свой первый камерный оркестр, получил опыт работы в оперном театре Гарсия Лорки. Помню свои первые постановки: «Паяцы» Леонкавалло, «Травиата» Верди, «Петрушка» Стравинского. Это было время молодости, творческих поисков и открытий.

После возвращения с Кубы с радостью откликнулся на предложение Владимира Минина, пригласившего меня дирижером в Московский камерный хор. Технология работы Минина с хором меня изумляла. На первый взгляд, она ярко контрастировала с методами Юрлова. Минин – спокойный, сосредоточенный, сидит за столом с карандашом в руках, тихо и спокойно объясняет хору исполнительские задачи. Юрлов – импульсивный, порывистый; сколько его помню, он всегда работал стоя – огромный, как глыба, с вздыбленной рукой. Минин добивался художественного результата, используя тонкие поэтические сравнения, Юрлов использовал метод контрастных сопоставлений. Однако оба эти метода идут от воображения и в равной степени способствуют раскрытию внутреннего содержания произведения, его драматургии. Оба дирижера много работали над текстом – над его выразительным интонированием, при котором утрированные согласные выражают энергетику и краску слов.

Когда Минину предложили руководство Госхором имени А. В. Свешникова, он и меня позвал с собой. Так что Госхор – давно уже часть мой творческой биографии. Это был 1987 год – непростое время для отечественной культуры. Сейчас трудно представить, какие новые возможности и перспективы открывал перед этим коллективом приход в него такого яркого и самобытного дирижера, как Минин, но на тот момент обстоятельства, к сожалению, сложились так, что Владимир Николаевич принял решение из Госхора уйти…

А я, одержимый желанием работать с оркестром, откликнулся на приглашение Владимира Марковича Кожухаря стать дирижером Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. За несколько сезонов работы в этом театре довелось дирижировать многими операми, среди которых «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Россини, «Похищение из Сераля» и «Мнимая садовница» Моцарта… Это снова был период общения с кругом замечательных музыкантов – дирижером Михаилом Юровским, певцами Вячеславом Осиповым, Эммой Саркисян, Леонидом Екимовым, Галиной Писаренко. Работа в театре подарила богатый опыт работы с оркестром, который впоследствии пригодился при подготовке вокально-симфонических программ с Капеллой России имени А. А. Юрлова.

С Капеллой мы на протяжении десяти лет представляли филармонические абонементы, в которых большое внимание уделялось вокально-симфоническим произведениям. Я готовил эти программы с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», и прежний опыт работы с симфоническим оркестром в музыкальном театре здесь очень пригодился.

К 40 годам почувствовал, что имею необходимый опыт для реализации собственного творческого проекта. Так в 1991 году родилась Капелла «Московский Кремль». Я собрал людей, которые обладали красивыми сольными голосами и имели навыки ансамблевого пения. Судьба свела меня с директором музея «Московский Кремль» Ириной Александровной Родимцевой. При ее непосредственном участии готовили с новым хором прекрасные тематические программы, посвященные разным периодам русской истории: например, «Музыка эпохи Петра I», «Музыка Екатерининской эпохи». Выступали в храмах и музеях Москвы, много гастролировали, объездили почти всю Европу.

Артисты, с которыми сотрудничал, сегодня вспоминают о том времени как о лучшем в их жизни. Некоторым певцам творческий старт в капелле «Московский Кремль» открыл дорогу к сольной исполнительской карьере. Среди них, например, сегодняшний прекрасный солист театра «Новая опера» Анджей Белецкий.

Судьбоносным для меня стал 2004 год, когда я был назначен руководителем Капеллы России имени А. А. Юрлова. Это был подарок судьбы и огромная ответственность – стать худруком хора, о котором в юности грезил, как о вершине хорового олимпа. Невероятно, но там еще работали артисты, которые начинали свой творческий путь с Александром Юрловым и помнили меня его ассистентом-стажером.

Уже почти 20 лет мы живем с Капеллой одной жизнью. За это время у нас сформировалась удивительная атмосфера. Я очень дорожу ей. Выражается она в дружеских отношениях, во взаимной расположенности, которая ярко проявляется, например, во время совместных гастрольных поездок. Во время прослушивания новых кандидатов, которые хотят работать в нашем коллективе, мы сразу чувствуем – наш это артист или нет. Есть какое-то трудно объяснимое интуитивное понимание.

Сегодня артисты Капеллы – настоящие профессионалы: у многих за плечами два факультета – дирижерско-хоровой и вокальный. Конечно, большое внимание мы уделяем качеству голосов. Не берем в Капеллу певцов и певиц с мощной сольной вибрацией, которая разрушает качество хорового звучания. В основном предпочитаем легкие лирические голоса.

Я постоянно требую от артистов максимальной концентрации внимания, сосредоточенности, без которых невозможно достичь высокого творческого результата. Добиться такого настроя в большом коллективе непросто. Даже поворот головы, взгляд в сторону способны вывести артиста из нужного эмоционального состояния. Тогда теряется магия искусства, ускользает тайна художественного сопереживания. Для меня важно, чтобы все артисты были единомышленниками, со всей ответственностью относились к своему творческому призванию.

Когда я только начинал работать с хором, что-то мне подсказывало, что хоровое звучание должно ориентироваться на более широкие музыкальные и звуковые возможности – те, что разнообразят и наделяют множеством красок и смыслов инструментальную, симфоническую музыку. Я задумался над симфонизмом хорового звучания: как «симфонизировать» мышление артистов в работе с длинными музыкальными фразами, в хоровом многоголосии, в воплощении драматургии произведения. Поэтому часто на репетициях использую сравнения с инструментальными тембрами, не только рассказываю, но и предлагаю послушать симфонические фрагменты для более ясного понимания исполнительских задач.

Если же говорить о моем творческом стиле, то сформировался он под влиянием Юрлова и Минина, их принципов работы, которые во мне претворились и переплавились. Конечно, звучание Капеллы сегодня очень отличается от звучания Камерного хора Минина или звучания Капеллы при Юрлове – сейчас это новая певческая и исполнительская манера. Однако в любом случае нельзя забывать и о тех традициях, которые Юрлов и Минин восприняли от Свешникова, а тот, в свою очередь, – от руководителя Синодального хора Николая Михайловича Данилина, от дореволюционной русской хоровой школы. Эти традиции живут в сегодняшней Капелле и выражаются в особом отношении к русской музыке – духовным произведениям, русским народным песням.

При этом в исполнительских традициях Капеллы – и особое отношение к произведениям современных авторов. Сейчас мы, кстати, много и плодотворно работаем с музыкой Родиона Константиновича Щедрина. В период подготовки Капеллы к юбилейному концерту, посвященному 100-летию коллектива, решили представить историю хора как часть истории нашей страны. На этом концерте в память о Великой Отечественной войне прозвучали хоры «Я убит подо Ржевом» и «К вам, павшие». Чуть позже я показал Родиону Щедрину запись этих сочинений и получил теплый отзыв. Композитору понравилось сосредоточенное звучание хора, эмоциональная наполненность слова, искренность.

Через некоторое время пришла идея – почему бы Капелле не записать антологию всех хоровых сочинений Родиона Щедрина? Мы настолько увлеклись этим проектом, что осознание невероятной сложности его реализации пришло уже позже. Ведь художественный мир Родиона Щедрина своеобразен и уникален. Темы, которые он выбирает для своих сочинений, имеют глубокий философский подтекст. Эта музыка представляет огромную сложность и для певцов, и для дирижера…

Сегодня я очень дорожу тем, что Родион Константинович высоко оценивает нашу работу над хоровой антологией его сочинений. Она, кстати, идет при его непосредственном участии: я высылаю ему наши студийные записи, а в ответ получаю аудиосообщения с их подробным анализом. Иногда отзывы, пожелания композитора мы обсуждаем всем коллективом. Это творческое взаимодействие с автором искренне воодушевляет. За минувшие три года нашего творческого общения я почувствовал, что хоровая эстетика Щедрина стала неотъемлемой частью жизни нашего коллектива.

В 2020 году мне поступило предложение возглавить также Государственный хор имени А. В. Свешникова. Смысловые линии моей жизни снова замкнулись – появилась возможность попробовать сделать то, о чем мечталось 35 лет назад, когда в этот коллектив меня позвал Владимир Минин – создать динамичный, мобильный хор с широким диапазоном исполнительских возможностей. За прошедшие два года удалось, мне кажется, многое. На юбилейном концерте, посвященном 85-летию Госхора, слушатели аплодировали уже новому, обновленному коллективу. Он заметно омолодился, расширился его репертуар, звучание приобрело новое качество.

Появившаяся в последние годы возможность представлять на суд публики концертные программы из произведений, требующих большого исполнительского состава, подвела нас к идее совместного фестиваля Капеллы и Госхора. Он прошел весной 2022 года.

На первом концерте этого фестиваля впервые в России прозвучала Missa Brevis Золтана Кодая, были исполнены сочинения для органа и хора Генделя, Видора.

В программе второго фестивального концерта – двухорные произведения Бортнянского, Танеева, кантата Пуленка «Лик человеческий». Во втором отделении каждый хор представил сольную концертную программу, а в завершение концерта Капелла и Госхор снова вышли на сцену вместе, чтобы исполнить русские народные песни и финал «Патетической оратории» Георгия Свиридова «Солнце и поэт».

«Светить всегда, светить везде!», – это ведь и про хоровое искусство тоже!

Геннадий ДМИТРЯК, народный артист РФ

«МО»

Фото предоставлены пресс-службой Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм