Future Классика — концерт ансамбля KYMATYC в Театре Наций

Future Классика — концерт ансамбля KYMATYC в Театре Наций
Томас Хэмпсон. Фото Jiyang Chen
Второй концерт из серии Future Классика — эксперимент в сфере современной академической музыки. Популярные композиторы, хорошо зарекомендовавшие себя на московской сцене, попробуют себя в новом качестве: каждый из них напишет пьесу, по стилю более близкую к академической “серьезной” музыке, нежели к тем формам и направлениям, в которых они выступали до этого. Ансамбль KYMATIC исполнит эти сочинения, зрителю же предлагают подумать, какая музыка в будущем будет считаться классической.

В авторской музыке каждого из композиторов, согласившихся поучаствовать в эксперименте, можно проследить полистилизм и эклектику, их музыка зачастую включает элементы всех характерных музыкальных стилей — это и есть одно из главных направлений развития академической музыки в 21-м веке. Это же отсутствие в музыке единого преобладающего направления объединяет сегодня композиторов и саунд-артистов.

Своим выступлением ансамбль KYMATIC ставит вопрос: есть ли эти границы между композитором и саунд-артистом, или в ближайшее время они исчезнут окончательно?

Задача ансамбля – дать молодым композиторам стимул для работы в новом для них направлении. Ансамбль не может точно сказать, что в будущем станет называться классикой, но его концерт Future Классика может озвучить некую музыкальную идею, обозначив тем самым точку отсчета времени: до появления новой музыкальной пьесы и после нее.

В ПРОГРАММЕ: Zurkas Tepla “Зачатие. Роды. Грабитель открывает рот”, Алексей Зайцев “Хроматическая фантазия”, Дмитрий Мазуров “Luddites”, Евгения Недосекина “Out of nothing”, Алексей Коханов “5”, Катя Шилоносова “01.08”

ИСПОЛНИТЕЛИ: Ансамбль KYMATIC

Исполнители и инициаторы концерта — ансамбль KYMATIC, коллектив молодых интеллектуалов, академических музыкантов-импровизаторов, использует в своей работе барочные, современные концертные и этнические восточные инструменты, а также электронный̆ звук.

Деятельность ансамбля направлена на взаимодействие с разными видами искусства. Их соавторами часто выступают режиссеры, видеохудожники, композиторы, хореографы, программисты. Создание современного искусства при подобных коллаборациях превращается в настоящую исследовательскую лабораторию.

Репертуар ансамбля – произведения XX-XXI века, новые композиторские сочинения, а также музыка эпохи барокко и свободная импровизация.

Для ансамбля KYMATIC важен синтез искусств. Барочный синтаксис и фразировка используется в подчеркивании мелодики современной музыки, устанавливая таким образом связь времен и авторов, переосмысливая современные композиции в новом ключе.

Состав ансамбля:
Алексей Чичилин — электрогитара,
Антон Изгагин — бас гитара/контрабас/виолончель,
Алина Петрова —альт,
Михаил Бузин — клавишные,
Елисей Дрегалин — клавишные,
Дмитрий Ремезов — электроника,
Сергей Храмцевич — саксафон.

Композиторы о сочинениях

Дмитрий Мазуров: “Пьеса “Walrus” написана преимущественно для инструментов низкого регистра: контрабас, бас-гитара, баритон саксофон, альт, вибрафон и электроника. По нормам акустики не рекомендуется использовать два баса во избежание частотных конфликтов, “грязи” в низком регистре. “Грязь” – то, что и нужно в данной пьесе. Форма пьесы строится по принципу деконструкции текста: от четкого выписанного к более свободной нотации в финале. Также происходит жанровая трансформация – пьеса начинается в академической стилистике, но постепенно демонстрирует влияния жанров популярной музыки.

Алексей  Зайцев: “Обычно для музыкантов-исполнителей я пишу лаконичный и немного формальный алгоритм действий, стараясь дать звучащему место, но не фиксировать звуки заранее. песня, которую сыграют kymatic, пришла из совсем личных переживаний, и тут оказалось нужно расставить звуки – мелодии, гармонии, ритмы – точно по местам. impish smile / the escapes of pop music это поп-песня, переросшая свой формат и набравшая неуклюжести. текст держит её вместе

Евгения Недосекина: “Пьеса “Out of nothing” так и писалась из ничего, отражая фрустрацию начинания чего-либо, затем разгон/прорыв/пик и увядание. Плюс мне хотелось как-то передать условно электронный формат продакшена треков в формате ансамбля. Получился какой-то я бы назвала драма-трэп, эдакий монстр вдохновленный Arca, John Adams и собственно типичным трэпом.
Катя Шилоносова: “У меня не самый богатый опыт написания пьес для ансамблей, поэтому можно сказать, что это одна из первых партитур. В принципе, я пыталась делать так, чтобы было много вариантов  и возможностей интерпретации. Вся пьеса в принципе построена на том, что исполнитель каждый такт принимает решение, как и что он дальше будет исполнять. При этом, в моем идеальном мире, должны случаться моменты репетитивности, которые превращали бы все это в какую-то поп структуру. В реальности, все, конечно же, будет звучать иначе. Очень много случайностей, при том, что все такты я постаралась как-то максимально охарактеризовать.
Моя любимая часть—это голос. На графической партитуре эта страница напоминает абстрактную игру в крестики-нолики. У голоса больше всего возможностей исполнить все совсем хаотично.
Любопытно, как в итоге все будет звучать, потому что я пока не до конца знаю, как составлять графические партитуры так, чтобы меня правильно поняли.

Алексей Коханов: “В моем сочинении «5» я хотел сравнить два ощущения времени – структурированные события записанные в партитуре и реальное время, настоящий момент игры. Название относится к его временной протяженности – это изначально задуманные пять минут, которые выходят за рамки физического времени, отражая субъективное ощущение временного отрезка. Партитура сочинения имеет два контрастных элемента – нотированная структура и текстовые описания алгоритмов взаимодействия музыкантов.