Филипп Чижевский и оркестр Московской филармонии: Джон Адамс и Гия Канчели (8 апреля 2022, КЗЧ)

Филипп Чижевский и оркестр Московской филармонии: Джон Адамс и Гия Канчели (8 апреля 2022, КЗЧ)

8 апреля в Зале имени Чайковского в абонементе МГАФ «Новая музыка: диалог цивилизаций» – концерт Елены Ревич (скрипка) и Академического симфонического оркестра Московской филармонии (дирижер – Филипп Чижевский). В программе – Скрипичный концерт Джона Кулиджа Адамса (одно из наиболее известных его сочинений, написанное в 1993 по заказу New York City Ballet), Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло И. С. Баха (в оркестровке Сергея Горчакова) и Вторая симфония «Песнопения» (1970) Гии Канчели.

Сам Гия Канчели говорил об этом сочинении так:

«Стимулом для начала работы над Второй симфонией послужили архаические песнопения Грузии. Они многоголосны, отмечены особой торжественностью, силой и сдержанностью, темп сплошь медленный. Развитие формы основано на чередовании сольных и хоровых разделов. Интересен их мелодический рисунок. Поступенные секундовые ходы определяют развитие и создают ощущение спокойной уравновешенности. Простая тема, с которой начинается симфония, воспроизводит этот рисунок. Все последующие мелодические образования связаны с ней, вырастают из этого зачаточного элемента. Из взаимопереплетения мелодических линий часто возникают диссонантные многослойные гармонические комплексы, которые состоят преимущественно из кварт, квинт и секунд.

Я не стал применять хор, чего, собственно, следовало бы ожидать в произведении с подзаголовком “Песнопения”. Дух и неповторимую атмосферу древних напевов я попытался воспроизвести с помощью симфонического оркестра, в рамках сложного и на сегодняшний день действительно проблематичного жанра симфонии.

Произведение состоит из трех частей, которые, следуя друг за другом attacca, образуют одночастную композицию».

(Из книги «Гия Канчели в диалогах с Натальей Зейфас»; М.: Издательство «Музыка», 2005)

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм