Фестиваль «Золотая маска» назвал лауреатов по итогам пандемического сезона 20/21

Что, если маски сброшены...?
Фестиваль «Золотая маска» назвал лауреатов по итогам пандемического сезона 20/21
Церемония вручения Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в онлайн-формате. Режиссер Нина Чусова, художник по костюмам Полина Гречко и композитор Алексей Наджаров. Фотограф Дмитирий Дубинский

Статуя
Дай руку.

Дон Гуан
Вот она… о, тяжело
Пожатье каменной  его десницы!
Оставь меня, пусти —  пусти мне руку…
Я гибну — кончено —  о Дона Анна!

Проваливаются.

А.С. Пушкин. «Каменный гость»

За две недели до церемонии вручения «Золотой маски»-2022 организаторы объявили о переносе мероприятия в режим онлайн. Церемония прошла 20 апреля в пустом зале МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко: строго и аскетично, без зрителей, без вставных музыкальных номеров, без режиссерской идеи, которая объединила бы происходящее в театральное действо.

По словам президента «Золотой маски» Марии Ревякиной, лаконичность и строгость были связаны с неуместностью развлекательных мероприятий в нынешней ситуации и экономией средств. «Здесь много слилось обстоятельств, — отметила она в беседе с «Известиями». — Сейчас не время для праздников, и, второе, конечно, имела место финансовая наша история. В то же время в таком формате есть и свои плюсы: например, по видеотрансляции мы можем увидеть команду создателей того или иного спектакля полностью, в то время как на “живую” церемонию обычно приезжают два-три человека».

Развлекательные мероприятия повсюду отошли в сторону (за редким исключением тех, кто подчеркнуто не обращает внимание на происходящее и продолжает работать в прежнем режиме).

Театр над бездной

Церемония онлайн 2020 — неизбежное пандемическое зло — вызывала энтузиазм самим фактом проведения. В непривычное время (осенью, а не весной), с сокращенной на две трети фестивальной программой, на пустой сцене МАМТа, на фоне пустых кресел зрительного зала (как бы оффлайновая церемония, вывернутая наизнанку), но все же это было объединение театра, показатель, что искусство живет, назло эпидемии и закрытым границам. И прямые включения лауреатов дышали азартом и искренней радостью.

В 2021, несмотря на масочный режим и ограничения по заполняемости зала, «Маска» стала настоящим праздником: в долгожданном офлайне, с духовым оркестром в саду, раскинувшемся на сцене зала «Зарядье», с остроумным сценарием, где в антураже чеховских «Трех сестер» шла шутливая пикировка между традиционным и современным театром (режиссер Н. Чусова, режиссерка и драматург: Ж. Беркович, автор идеи и художник З. Марголин). Тогда казалось, что жизнь вошла в привычную колею.

И вот 2022 — возвращение в онлайн. Возможно, чтобы избежать высказываний участников и зрителей не по сценарию. Съемка велась с верхнего яруса МАМТа. Ведущие — Мириам Сехон и Сергей Епишев — стояли спиной к пустому зрительному залу на платформе, как стоят ныряльщики на подкидной доске перед тем, как оттолкнуться и полететь в водную бездну. Радость лауреатов в этот раз была сдержанной.

Драмтеатр

Итоги «Золотой маски» всегда выглядели отчасти бесспорными, отчасти — компромиссными. Жюри мастерски умеет играть разными номинациями: можно отметить спектакль за свет, костюмы или роль второго плана — при этом работа в целом все равно попадает в список избранных, и на сайте театра будет красоваться заветная премия. А если награждается сам спектакль или режиссер, то это уже высший уровень, самый главный символ признания и поддержки. В этом году выбор победителей был дополнительно ограничен многочисленными внетеатральными соображениями. Поэтому премии, а также специальные призы читаются как эзопов язык, предназначенный для общения жюри с театральным сообществом.

Список «масочных» драматических спектаклей этого года ясно очерчивает круг режиссерских раздумий и болевых точек сегодняшней реальности. Фантасмагория Андрея Могучего «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» — история про непрошедшее время, где страшная реальность сталинских репрессий переплетается с фантасмагорическими снами и фантазиями (победитель в номинации «Драма / Спектакль большой формы»). «Братья Карамазовы» Льва Додина — о внутренних механизмах «карамазовщины». «Дело» Дмитрия Егорова по Сухово-Кобылину – о взяточничестве, кумовстве и перемалывании системой отдельного человека и его бессилии в противостоянии с ней. Философский спектакль Антона Федорова «Иваново детство» (ТЮЗ, Казань) — тихий и страшный разговор о войне (мальчика, при жизни омертвевшего от ужасов и смертей, играет кукла). «Циолковский» Бориса Павловича (Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль) — о вечной грандиозной мечте о космосе. «Горбачев» Алвиса Херманиса с Чулпан Хаматовой (Театр Наций, Москва) — о самой спорной фигуре в самый напряженно разглядываемый сейчас период отечественной истории. «Дон Жуан. Генеральная репетиция» Дмитрия Крымова (Мастерская Фоменко, Москва) — о театре и жизни с неузнаваемым Евгением Цыгановым в главной роли (премия в номинации «Лучшая мужская роль»).

«Дон Жуан. Генеральная репетиция». Фото Сергей Петров

Музыкальный театр

В опере режиссер неожиданно стал фигурой отсутствующей. Претендентами на режиссерскую номинацию были Дмитрий Белянушкин, Сергей Бобров, Константин Богомолов, Михаил Бычков, Марат Гацалов, Филипп Григорьян, Клаус Гут, Ярославия Калесидис, Елизавета Корнеева, Владиславс Наставшевс. Но премия в этой номинации присуждена не была. Администрация фестиваля прокомментировала свое решение:

«По итогам обсуждения и тайного голосования Жюри музыкального театра, состоявшегося днем 19 апреля, большинство голосов набрал Клаус Гут, режиссер оперы “Саломея” в Большом театре. Глубоким вечером, после 23.00, в день голосования в Дирекцию Большого театра пришло письмо от Клауса Гута с отказом от Премии в случае ее присуждения. Клаус Гут не мог знать о решении жюри, и само жюри в момент обсуждения не знало о письме — оно было отправлено в дирекцию Фестиваля уже позднее. По положению о Премии и Фестивале итоги голосования Жюри невозможно изменить, но невозможно и не принимать во внимание решение Клауса Гута. Поэтому Премия в номинации “Лучшая работа режиссера в опере” не была присуждена».

Возможно, в этом случае фестивалю стоило пересмотреть правила и, проведя дополнительное голосование, выбрать лучшего режиссера из оставшихся. Лучшим оперным спектаклем, тем не менее, была признана работа Клауса Гута — «Саломея» (Большой театр, Москва).

Пермский театр опера и балета, заявленный тремя «режиссерскими» спектаклями: «Кармен» Константина Богомолова, «Дон Жуан» Марата Гацалова, «Любовь к трем апельсинам» Филиппа Григорьяна — получил две «художественные» маски («Любовь к трем апельсинам», художник по костюмам Влада Помиркованая и художник по свету Сергей Васильев) и одну «дирижерскую» (Филипп Чижевский за «Кармен»). Насколько значителен был вклад Чижевского? Все же «Кармен» — не «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя-Богомолова в МАМТе (где Чижевский дирижировал своим оркестром Questa musica). Партитура самой популярной оперы впета певцами и выграна оркестрантами давно. Так что о какой-то особенной интерпретации «Кармен» в пермской опере говорить не приходится. Награда подчеркнуто режиссерскому спектаклю за музыкальную часть тонко показывает позицию «Золотой маски»: «Это все, конечно, хорошо, но вернитесь лучше к музыке». Хотя очевидно, что Богомолов ставил не «Кармен» Бизе, а использовал самую популярную, архетипическую оперу как отправную точку, чтобы поговорить о других вещах. Через параллель с цыганами затронуть тему антисемитизма и судьбы еврейского народа (с дореволюцинных лет до наших дней). Выстроить диалог с оперой и реальным миром — в своей фирменной цинично-отстраненной, «богомоловской», манере — задуматься о внутритеатральных делах («хор из Одессы товарища Кехмана»), о жестокости как норме современной жизни.

Параллельно к музыкальному тексту оперы в спектакле существует второй и третий слой (как и в «слоеном пироге» спектакля «Триумф Времени и Бесчувствия») — сценография, текст, видеопроекции, через которые режиссер ведет непрерывный и острый диалог со зрителем. Судить спектакль как «новую постановку оперы Бизе» не имеет смысла — это принципиально иное: постмодернистская музыкально-театральная мистерия Константина Богомолова.

С другой стороны, выбор Чижевского в качестве лучшего дирижера мог быть продиктован желанием жюри заполнить эту номинацию в условиях ограничений: отстраненного от дирижирования Ивана Великанова наградить не могли (хотя его вместе с Белянушкиным отметили спецпремией), Туган Сохиев покинул Большой театр, Джанлука Капуано — иностранец; все прочие претенденты — музыканты несопоставимого с ними уровня. Методом исключения действительно остается только Чижевский, и заодно решается проблема с Богомоловым.

К сожалению, жюри оставило без внимания два достойных спектакля Большого театра. «Искатели жемчуга» Бизе в постановке Наставшевса — минималистическая точная работа, тончайшая музыкальная режиссура, выстроенная в условиях ограниченных возможностей Камерной сцены (небольшое пространство, маленькая яма, нет боковых карманов). Спектакль был заявлен в 7 номинациях и не получил ни одной. Оперетта «Москва, Черемушки» Шостаковича в виртуозной, живой, дышащей постановке Ивана Поповски вообще не попала ни в список номинантов, ни в лонг-лист. Хотя, возможно, это вынужденное ограничение: Большой и без того рекордсмен по количеству номинаций и наград. Также с номинациями, но без «Масок» оказались российская премьера оперы «Любовь издалека» Кайи Саариахо (Урал Опера Балет, режиссер Ярославия Калесидис, дирижер Константин Чудовский) и «Vita Nuova» Владимира Мартынова (Башопера, Уфа, режиссер Елизавета Корнеева, дирижер Артем Макаров).

Дмитрий Крымов в пятый раз стал лауреатом премии «Золотая маска», получив награду в номинации «Лучшая работа режиссера в драмтеатре» за спектакль «Моцарт. “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» в «Мастерской Петра Фоменко». Пожалуй, впервые в истории фестиваля спектакль настолько возвышается над всем номинационным миром. Постановка несет в себе буквально квинтэссенцию всего: драмы и оперы, театра и жизни, непреложных истин и вампуки. Но в эти времена, когда Богомолов получает свой театр, Курентзис — награду к юбилею 24 февраля, а Крымов уезжает.

«Дон Жуан. Генеральная репетиция». Фото Василь Ярошевич

Дмитрий Крымов: «Я вдруг впервые задумался про «Жизнь и судьбу» Гроссмана, что это разные вещи. В чем разница? Жизнь течет, а судьбу человек строит, какими-то своими решениями. То, что я здесь сейчас оказался – это не решение, а воля случая. Я смотрю сейчас на моих друзей в Москве, которые мучаются от принятия этого решения, чудовищно мучаются. Актеры не знают, что делать, это потеря профессии, художники – тоже, потому что мамы, папы, дедушки, дети… И куда, куда? На что? Мы как-то там оказались… как шутка какая-то, кто-то подарил что ли. Через какое-то время мы подумали: “Может, это подарок такой?”. Все говорят: “Да, конечно!”. Ну такой подарочек, в общем-то… я не знаю, взял бы его или нет, если бы там был бы».

Находящийся в США Дмитрий Крымов попросил передать свою премию журналисту Дмитрию Муратову.

Музыкальный театр. Номинации В этом году лидером по количеству номинаций стал Большой театр: 22 частные номинации. 19 номинаций у пермских спектаклей, 14 — у «Урал Опера Балет». Мюзикл «Шахматы» был выдвинут  в 10 номинациях. «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» Дмитрия Крымова, «Антигона» (Пермь)  и «Семейка Аддамс» (Тюмень) — в 8. Лауреаты У Большого театра четыре «Маски». «Саломея» стала лучшим оперным, а «Чайка» — лучшим балетным спектаклем сезона 2020–2021. За лучшую женскую роль в опере награждена Екатерина Воронцова (Ариодант, «Ариодант»), за лучшую мужскую роль в балете — Владислав Лантратов (Тригорин, «Чайка»). По три награды получили: Пермская опера («Опера / Работа режиссера» — Филипп Чижевский, «Кармен»; «Работа художника по костюмам» — Влада Помиркованая, «Любовь к трем апельсинам»; «Работа художника по свету» — Сергей Васильев, «Любовь к трем апельсинам»). Театр-Театр (за спектакль «Антигона», названный лучшим в жанре «Оперетта/Мюзикл»; отмечены также работы режиссера Романа Феодори и композитора Ольги Шайдуллиной). Премии получили: Мариинский театр («Работа художника в музыкальном театре» — Альона Пикалова, Сергей Рылко, «Байка. Мавра. Поцелуй феи»), МАМТ («Балет – Современный танец/Женская роль» — Оксана Кардаш, «Autodance»), Урал Опера Балет (Балет–Современный танец/Работа дирижера — Павел Клиничев, «Конек-горбунок»).

Жюри в категории «Музыкальный театр» (фестиваль 2022)

Лариса Гоголевская (председатель)
Солистка Мариинского театра, заслуженная артистка РФ (Санкт-Петербург)

Денис Азаров
Режиссер, художественный руководитель Театра Романа Виктюка (Москва)

Татьяна Баганова
Хореограф, художественный руководитель театра «Провинциальные танцы» (Екатеринбург)

Дмитрий Белов
Режиссер, педагог кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра, руководитель мастерской на факультете музыкального театра Российского института театрального искусства (ГИТИС) (Москва)

Екатерина Бирюкова
Музыковед, музыкальный критик (Москва)

Екатерина Васенина
Театральный критик, специалист по современному танцу, преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка) (Москва)

Антон Гетьман
Директор театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова (Москва)

Владимир Горлинский
Композитор, лауреат международных конкурсов, автор лекционных программ по истории и практике композиции и импровизации (Москва)

Этель Иошпа
Театральный художник (Москва)

Федор Леднев
Дирижер, преподаватель Музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург)

Ая Макарова
Музыкальный критик (Санкт-Петербург)

Алексей Мирошниченко
Хореограф, заслуженный артист РФ (Санкт-Петербург)

Екатерина Одегова
Оперный режиссер (Москва)

Лика Рулла
Актриса, солистка мюзикла, руководитель мастерской на факультете музыкального театра Российского института театрального искусства (ГИТИС) (Москва)

Андрей Уваров
Солист балета, педагог, народный артист РФ (Москва–Севастополь)

Ольга Федорченко
Балетный критик, историк балета, старший научный сотрудник РИИИ, кандидат искусствоведения (Санкт-Петербург).

Экспертный совет в категории «Музыкальный театр» (сезон 2020–2021)

Дмитрий Ренанский (председатель)
Музыкальный критик (Москва)

Татьяна Боева
Театровед, критик балета и современного танца (Москва)

Анна Галайда
Критик балета, ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра (Москва)

Анна Гордеева
Критик балета и современного танца (Москва)

Георгий Ковалевский
Музыковед, музыкальный критик, научный сотрудник РИИИ (ученый секретарь Сектора музыки), кандидат искусствоведения (Санкт-Петербург)

Сергей Конаев
Театровед, историк и критик балета, эксперт архива Нотной библиотеки Большого театра, старший научный сотрудник ГИИ, кандидат искусствоведения (Москва)

Дмитрий Константинов
Либреттист, переводчик мюзиклов (Санкт-Петербург)

Мария Липатова
Искусствовед, старший научный сотрудник ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, аспирант ГИИ (Москва)

Ольга Романцова
Театровед, заместитель главного редактора журнала «Театральная афиша столицы», кандидат искусствоведения (Москва)

Константин Черкасов
Театровед, музыкальный критик, помощник Генерального директора Большого театра, аспирант Российского института театрального искусства (ГИТИС) (Москва)

Андрей УСТИНОВ, Екатерина РОМАНОВА, Антон ДУБИН | «МО» № 7 (498) 2022

…Начинается с вешалки…

Андрей УСТИНОВ, Екатерина РОМАНОВА, Антон ДУБИН | «МО» № 7 (498) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм