Фестиваль «Музыкальное обозрение – 25» завершается концертом капеллы Полянского в Москве

Фестиваль «Музыкальное обозрение – 25» завершается концертом капеллы Полянского в Москве

29 октября 2014
Москва, Большой зал консерватории
начало в 19.00

Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – 25»
25-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение» посвящается
Абонемент № 67 Московской государственной академической филармонии

«Густав Малер и его время»
Государственная академическая симфоническая капелла России
Дирижер — Валерий Полянский
Елена Евсеева (сопрано)
Людмила Кузнецова (меццо-сопрано)

Р. Штраус (1864–1949)
«Смерть и просветление» — симфоническая поэма (1889, написана в 25 лет)
Г. Малер (1860–1911)
Симфония № 2 («Воскресение») для сопрано, контральто, хора и оркестра

Концертом Государственной академической симфонической капеллы под управлением Валерия Полянского фактически завершается юбилейный Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение–25»: беспрецедентная акция, крупнейший российский фестивальный проект. В 56 городах, 52 регионах, всех девяти федеральных округах прошли 100 концертов, спектаклей, конференций и других юбилейных мероприятий, в которых участвовали музыканты всей России — от Архангельска до Южно-Сахалинска, от Сургута и Якутска до Грозного и Севастополя:

  • 42 филармонии;
  • 60 симфонических, камерных и народных оркестров;
  • театры оперы и балета (в их числе ведущие федеральные театры Екатеринбурга и Новосибирска);
  • консерватории, академии, специальные музыкальные школы;
  • хоры, ансамбли;
  • более 70 солистов, среди которых Н. Луганский, Е. Мечетина, А. Диев, Ф. Копачевский, А. Коробейников, М. Култышев, Э. Кунц, Н. Борисоглебский, П. Милюков, Б. Андрианов.

Всего около 5 000 российских музыкантов объединились вокруг креативной идеи юбилея газеты, под эгидой своего профессионального издания.

Концерты посетило свыше 50 000 слушателей.

Фестиваль проводился при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, региональных министерств и департаментов культуры.

В программах концертов — 120 произведений из эксклюзивного проекта газеты «Музыкальное обозрение» «Opus 25» (число 25 соответствует возрасту газеты): отмеченных опусом 25, номером 25, написанных композиторами в 25-летнем возрасте, содержащих в названии цифру 25; композиторские проекты, инициированные «МО»: сочинения для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» (2004) и «Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича (2006).

Один из главных концертов фестиваля провел Екатеринбургский театр оперы и балета: креативное действо с участием всего коллектива — солистов оперы и балета, симфонического оркестра, хора, детского хора. Специально были подготовлены две мировые балетные премьеры на музыку из произведений ор. 25: «Посвящение» Р. Шумана–Ф. Листа (постановщик Н. Малыгина) и «Мимолетности» С. Прокофьева (постановщик В. Самодуров).

Всего в Екатеринбурге состоялось шесть концертов, в Новосибирске — 9. Саратовская консерватория провела мини-фестиваль из трех концертов, посвященный 25-летию «МО». Пять концертов прошло в Сахалинской области. По три — в Вологде (два из них на Пятом музыкальном фестивале «Кружева»), Омске, Воронеже, Красноярске.

Центральный концерт фестиваля «Музыкальное обозрение–25» прошел 1 октября в Москве в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Исполнители — Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Юрий Симонов; сводный хор Академии хорового искусства им. Попова. Солист — лауреат международных конкурсов пианист Мирослав Култышев.

Произведения, прозвучавшие в московском концерте 1 октября, были объединены не только цифрой 25, но и темой вечной всепобеждающей любви: и увертюра к опере Дж. Россини «Газета», Концерт для фортепиано с оркестром Э. Грига, Этюды Ф. Шопена, «Посвящение» Р. Шумана–Ф. Листа, «Дон Жуан» Р. Штрауса, Адажио из балета «Гусарская баллада» Т. Хренникова.

Состоялась мировая премьера нового сочинения К. Бодрова Kyrie eleison для оркестра, хора и органа, посвященного 25-летию газеты «Музыкальное обозрение».

В концерте ГАСК под управлением В. Полянского прозвучит симфоническая поэма Р. Штрауса «Смерть и просветление», написанная композитором в 25 лет.  Уже в самом названии и в содержании этого сочинения содержится своего рода итог, финал, катарсис. Не случайно Ромен Роллан назвал эту поэму «одним из наиболее потрясающих созданий Штрауса… вершиной определенной эпохи его жизни».

А вслед за этим — Вторая симфония Г. Малера. Еще раз пройденный путь от финала жизни (первая часть — Реквием) к Просветлению и Воскресению в финале, к новым вершинам и горизонтам, ко всеобщей любви: «И приходит слава Божья. Чудесный свет проникает в наши сердца. Наступает покой и блаженство. И вот нет ни суда, ни грешников, ни праведников, ни великих, ни малых; ни наказания, ни награды. Чувство всеобъемлющей любви наполняет нас блаженным знанием и освещает наше существование» (Г. Малер).