Фестиваль как жизнь артиста

Третий Транссибирский Арт-фестиваль Вадима Репина. 11 марта–22 июня 2016 (Россия, Израиль, Япония)
Фестиваль как жизнь артиста

Культурный «Транссибирский экспресс» взял свою третью высоту. И завоевал не только Россию, но и мир.

Первый фестиваль прошел в Новосибирске и городах области. Но уже Второй четко обозначил свое прямое отношение и особую духовную связь с «тезкой» — Транссибирской железнодорожной магистралью, самой длинной железнодорожной веткой в мире (почти 9 300 км от Москвы до Владивостока). Она проходит, в том числе, и через Екатеринбург, Омск, Красноярск: эти города, как и Москва, в 2015 впервые стали городами фестиваля и остались таковыми в 2016.

В этом году фестиваль впервые свернул с Транссиба, побывав в Санкт-Петербурге («Транссибирский в гостях у Мариинского»), а по окончании российской части — победным маршем шествует по миру: с 5 по 11 мая — 6 концертов в Израиле; с 11 по 22 июня — 5 концертов в Японии.

Фестиваль — как Транссибирский экспресс, как великая дорога: пересекает время и пространство, втягивает в свою орбиту массы людей, осваивает новые территории, открывает новые горизонты.

Кстати, в нынешнем году отмечаются три круглые даты Транссиба: 31 мая — 125 лет со дня начала строительства; 3 ноября — 115 лет со дня начала движения по магистрали; 18 октября — открытие последнего участка (мост через Амур) и окончание строительства. Да и Транссибирской магистрали обязан своим существованием Новосибирск (до 1926 — Ново‑Николаевск), получивший статус города в 1903 именно благодаря Транссибу.

В. Репин: «Я был всегда против своего имени в названии Фестиваля: “Репин-фестиваль” или “Репин-Friends”… И был рад, когда моему другу и партнеру, исполнительному директору Олегу Белому пришла замечательная идея назвать его Транссибирским Арт-Фестивалем.

Почему возникла идея Транссиба? Мы сразу планировали фестиваль не как набор концертов, а как единый глобальный проект. Транссиб как нельзя лучше олицетворяет эту идею, поскольку был построен именно для того, чтобы стать мостом между Востоком и Западом. Соорудить такой же культурный мост, который станет площадкой для рождения чего-то необычного — это в своем роде уникальный проект».

Ни дня без фестиваля!

Транссибирский Арт-фестиваль — это не только концерты. Он длится фактически круглый год. Подготовка к следующему форуму начинается сразу по завершении предыдущего, идет непрерывная «культурная экспансия». От фестиваля до фестиваля проходят презентации, пресс-конференции, встречи, переговоры, визиты, радио- и телепрограммы, На канале Mezzo.tv был показан фильм о фестивале, на радио «Орфей» прошел цикл программ.

За прошедшие годы В. Репин презентовал фестиваль в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лондоне, Берлине, Токио, Пекине.

Постоянно работает сайт http://transsiberianfestival.com.

Великолепная организация фестиваля — заслуга Вадима Репина и его команды во главе с Олегом Белым. А также Новосибирской филармонии, без которой, как говорит О. Белый, «невозможно было бы ничего сделать ни в Новосибирске, ни в других городах. Там очень хорошая команда, которая на месте обеспечивает бесперебойное функционирование всех составляющих фестиваля».

Тщательный, продуманный подход к формированию программы и приглашению участников — также сильная сторона Транссибирского фестиваля. В отличие от некоторых других фестивалей, программу и участников которых объявляют в последний момент.

Вадим Репин

Один из самых харизматичных музыкантов современности, чье имя сегодня является символом скрипичного искусства. «Лучший, самый совершенный скрипач из тех, которых я слышал», — сказал о нем Иегуди Менухин.

В 18 лет, будучи самым молодым в истории победителем конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе, Репин вместе со своим учителем Захаром Броном уехал в Европу. Спустя 20 лет он вернулся в Россию на постоянное место жительства, что само по себе довольно редкое явление: из сотен известных музыкантов, уехавших за рубеж в перестроечные и постперестроечные годы, можно назвать, пожалуй, лишь Репина и пианиста Бориса Березовского.

Судьба музыканта

Фестиваль Вадима Репина окрашен особым колоритом, проникнут особой аурой и идеологией. Атмосфера и идеология фестиваля — это идеология и атмосфера большой Семьи, открытой миру.

Это — Фестиваль-Дом. И одновременно — автопортрет музыканта. В общей картине и череде событий сосредоточена, сконцентрирована и спрессована судьба артиста.

Любой артист уровня В. Репина — по определению гражданин мира: сегодня он играет в Токио, завтра в Москве, послезавтра в Нью-Йорке или Париже… Но у каждого артиста, как и у любого человека, есть малая родина. Репин — уроженец Новосибирска, и он подарил родному городу большое культурное событие. Это признано всеми, а самым высоким признанием стало присуждение фестивалю Премии газеты «Музыкальное обозрение».

Фестиваль — дань благодарности городу, учителям, друзьям, наставнику — Захару Брону, великому дирижеру Арнольду Кацу, всем, кто помогал и поддерживал Вадима Репина на всех этапах его творческого пути.

Андрей Устинов, Олег Белый, Вадим Репин на акции в честь 80-летия Новосибирской филармонии

Большая Семья

Каждый музыкант где-то когда-то начинал учиться музыке. Alma mater В. Репина — Новосибирская средняя специальная музыкальная школа (ныне колледж), в стенах которой он сформировался как артист. Вернувшись в Россию, он стал патроном колледжа: ежегодно проводит мастер-классы, учредил именные стипендии для лучших учащихся.

Музыканты, как и все мы — родом из детства. А детство для музыканта — ответственная пора становления. В. Репин с юных лет ощущал поддержку крупнейших музыкантов: Т. Хренникова, А. Каца, многих других. Став большим артистом и проводя свой Фестиваль, он сам активно помогает молодым, дает им возможность выступить на фестивальной сцене в рамках специальной программы «Дети — детям».

Фестиваль — это и семья Репина, непреходящие семейные ценности. Проект с супругой, прима-балериной Большого театра Светланой Захаровой, стал одним из центральных, начиная с первого форума в 2014. Мама, Галина Георгиевна, которая, по словам Вадима Репина, «вместе с ним училась музыке», тоже стала своеобразным участником фестиваля: приготовленные ею рулет и пирожки были «гвоздем программы» заключительного фуршета.

Можно сказать, что Транссибирский Арт-Фестиваль в большой степени держится на неповторимой дружеской атмосфере, на общении, на творческих и человеческих связях друзей и коллег, которых объединяет любовь к искусству и уважение друг к другу. Это — тоже Семья, в широком смысле слова, членом которой может стать любой артист, входящий в «круг Репина». А «круг Репина» — по сути, элита российского и мирового музыкального искусства.

В списке участников предыдущих форумов — дирижеры Кент Нагано, Шарль Дютуа, Дмитрий Лисс, Александр Сладковский, Гинтарас Ринкявичус, Леонард Слаткин, Алим Шахмаметьев, Дмитрий Юровский, пианисты Рудольф Бухбиндер, Жан-Ив Тибоде, Николай Луганский, Андрей Коробейников, Константин Лифшиц, скрипачи Майкл Гуттман, Иври Гитлис, Акико Суванаи, Моне Хаттори, Дидье Локвуд, альтист Максим Рысанов, виолончелисты Марио Брунелло, Александр Князев, Александр Бузлов, певицы Ольга Бородина, Анна Самуил, Квартет имени Бородина, композиторы Беньямин Юсупов, Лера Ауэрбах, Ольга Викторова, оркестры из Екатеринбурга, Красноярска, Омска, все ведущие музыканты и коллективы Новосибирска.

И те дети, которых В. Репин привлекает к концертам — тоже входят в этот Дом, в эту большую Семью.

Участники 2016

Третий форум, как и предыдущие, отличался блестящим составом участников: Николай Луганский, Даниил Трифонов, Миша Майский, Пинхас Цукерман, Полад Бюльбюль оглы, Анри Демаркетт, Сергей Тарасов, Клара-Джуми Кан, дирижеры Пиетари Инкинен, Дзюнъити Хироками, Джеймс Джадд, Гинтарас Ринкявичус, Дмитрий Васильев. Светлана Захарова и ее коллеги — солисты балета Владимир Варнава, Дмитрий Загребин, Михаил Лобухин, Вячеслав Лопатин. ГСО «Новая Россия», Симфонические и камерные оркестры Новосибирска и Красноярска, Омский симфонический оркестр, Квартет Новосибирской филармонии. Восходящие звезды из России, Израиля, Японии, Азербайджана.

Об отношении к В. Репину и его фестивалю говорит такой факт. Когда накануне заключительных концертов стало известно, что в них не сможет принять участие Б. Березовский, его в тот же день заменил Константин Лившиц, исполнив всю запланированную программу: камерную (Фортепианный квартет № 1 Брамса и Трио Чайковского) и с симфоническим оркестром (Концерт № Листа и Тройной концерт Бетховена).

В ходе фестиваля постоянно проходят мастер-классы, творческие встречи (в этом году — с Мишей Майским): и это тоже признак той доброй душевной атмосферы, в которой проходит Транссибирский Арт-фестиваль.

Мотор и сердце фестиваля

Жизнь музыканта — это выступления в разных жанрах, с самыми разными партнерами, ансамблями, оркестрами. В. Репин в этом году принимает участие в 24 из 34 концертов Фестиваля (в т. ч. во всех концертах зарубежной программы). В его «транссибирском» репертуаре — 2‑й концерт Прокофьева, Концерт Сибелиуса, Тройной концерт Бетховена, Двойной концерт Брамса, Концерт № 3 для скрипки с оркестром «De Profundis» Л. Ауэрбах, саундтрек к фильму «Любовь» А. Райкопулу, Трио «Памяти великого художника» Чайковского, Фортепианный квинтет № 2 Дворжака, Чакона Баха, «Кол нидрей» Бруха, ария Ленского из «Евгения Онегина» в обработке для скрипки с оркестром Л. Ауэра. Помимо этого, он участвовал в программах «Планета кларнета», «Па-де-де на пальцах и для пальцев», «Вальсы мира», много играл с детьми, исполнял музыку практически всех эпох и стилей.

Директор НГАФ Татьяна Людмилина, министр культуры Красноярского края Елена Мироненко, партнер фестиваля Михаил Топалов

Фестиваль на все вкусы

За годы проведения форума сложилась его концепция, в которой находится место любым жанрам и формам музицирования. Фестиваль-кроссовер, мульмедийный мега-проект, включающий самые разные, порой неожиданные вещи: например, немой фильм или цыганский фольклор. Но — всегда оправданные своей включенностью в общий контекст, всегда несущие смысловую нагрузку, придающие иногда даже некую пикантность академической доминанте форума и отмеченные высочайшим мастерством исполнителей.

В. Репин: «Мы верны нашей первоначальной линии: важна красочность, разносторонность и непохожесть. Эти три значения являются для меня целью… Фестиваль должен ассоциироваться с чем-то праздничным, отчасти необычным, чтобы каждая программа отличалась от общепринятых концертов. С этим связан выбор и произведений, и участников».

В этом году акцент был сделан на классику: от «Чаконы» Баха до симфоний Прокофьева и Шостаковича. Несколько проектов посвящено памятным датам: СПРКФВ‑125, «Памяти великого художника» (к 100‑летию со дня рождения И. Менухина), «Лики Шекспира» (к 400‑летию со дня смерти), 60‑летию Новосибирского симфонического оркестра.

В то же время В. Репин отметил новые оригинальные проекты. Один из них — «Планета кларнета» с участием семьи кларнетистов Гурфинкелей (солиста Израильского филармонического оркестра Михаила и его сыновей-близнецов Алекса и Даниэля) и с акцентом на еврейский фольклор:

«Мы решили представить духовые инструменты в их самом красочном амплуа. Мне кажется, что первые два года мы много внимания уделяли струнным инструментам, у нас были потрясающие артисты. Посмотрим, как приживется идея сделать акцент на духовых инструментах. А когда мы встретимся на следующий год, надеюсь, у нас будет другая идея, связанная с другой группой инструментов, которая тоже будет представлена лучшими музыкантами…».

Также В. Репин выделил мировую премьеру авторской программы Алексея Игудесмана «Вальсы мира» (с музыкой И. Штрауса, Моцарта, Чайковского, Россини, Шостаковича, при участии В. Репина, японской танцовщицы и модели М. Шимокава, дуэта А. Кугаевский — балалайка и М. Овчинников — баян).

Трижды (в Новосибирске, Омске и Екатеринбурге) выступил Даниил Трифонов с программой, которую редко услышишь на концертной сцене: Бах-Брамс. «Чакона» для левой руки; Шуберт. Соната № 18; Брамс. Вариации на тему Паганини; Рахманинов. Соната № 1.

Программу «Па-де-де на пальцах и для пальцев» представили В. Репин, С. Захарова и ее партнеры (хореография Э. Льянга, В. Варнавы, М. Хираяма, М. Фокина, Й. Кобборга на музыку Моцарта, Альбинони, Мендельсона, Пярта, Крейслера, Уильямса, Монти, Сен-Санса, Понсе, Баццини).

В третий раз фестиваль представил премьеру сочинения, написанного специально для В. Репина и посвященного ему. В 2014 это был Скрипичный концерт № 2 Б. Юсупова, в 2015 — Концерт для скрипки с оркестром № 3 «De Profundis» Л. Ауэрбах (это сочинение не раз исполняется и на нынешнем фестивале). В этом году — российская премьера проекта «Vadim Repin and Greta Garbo in “Love”»: демонстрация немого кинофильма Эдмунда Гулдинга «Любовь» (1927), снятого по мотивам романа «Анна Каренина» с Гретой Гарбо и Джоном Гилбертом в главных ролях в сопровождении саундтрека, написанного греческим композитором Афродитой Райкопулу, в живом исполнении (В. Репин и ГСО «Новая Россия», дирижер Ф. Штробель).

Проект был представлен дважды: 15 апреля в Новосибирске и 19 апреля в Москве. А мировая премьера состоялась в Лондоне 25 февраля в присутствии членов королевской семьи. Вадим Репин играл в сопровождении лондонского оркестра Philharmonia под управлением Ф. Штробеля. Этим концертом официально открылся перекрестный год языка и литературы России и Великобритании. А во время японского этапа форума, концертом 17 июня, откроется 11‑й Фестиваль российской культуры в Японии.