Фестиваль хоровой музыки «Иное» открывается 24 мая в театре Новая опера

Фестиваль хоровой музыки «Иное» открывается 24 мая в театре Новая опера
Фрагмент спектакля Камерного хора "Черное". Зеркальное фойе театра Новая опера. Фото Даниил Кочетков.

В Московском театре Новая Опера с 24 мая по 18 июня пройдет фестиваль хоровой музыки «Иное». В фестивальной программе оперного театра – совсем не оперные сочинения, исполнять которые будут не солисты.

 Алексей Вэйро (режиссер):

«Почему мне интересно работать в проектах, где хор играет главную, а порой и единственно главную роль? Вот видите, я уже произнес «мне интересно», пытаюсь говорить от себя, высказать личную позицию, личный взгляд. То же самое, как правило, происходит у хорошего исполнителя-солиста на сцене, личность, выраженная через голос. В «хоровом спектакле это невозможно. В хоровом спектакле подобное высказывание должно оформиться, найти себя через объединение множества индивидуальностей. Пройти сложный путь кристаллизации, преломляясь в каждом невероятным, непредсказуемым образом. Обретая себя в соединениях нашей непохожести. Это значит – отказ от себя для общего, даже общинного. Это значит смотреть в глаза рядом стоящему и не бояться быть открытым, действующим и звучащим. Вот почему такое слово манящее и иронизирующее над обыденностью – «ИНОЕ». Иным путем. Не тем, которым ходил вчера и хотел бы идти завтра. Шаг за шагом открывая и узнавая иное, не взятое откуда-то с другой планеты, а всегда бывшее рядом, но увиденное и услышанное иначе. «Иное все и люди и земля», как постоянное, внутреннее столкновение поэзии и документальности…»

Юлия Сенюкова (хормейстер):

«Обычно роль оперного хора сводится к участию в монументальных массовых сценах, сопровождающих и оттеняющих линию главных персонажей спектакля. Казалось бы, на этом его функция и заканчивается, но что будет, если раздвинуть привычные рамки и двинуться дальше? Что ещё может театральный хор? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы экспериментируем, проводим актёрские тренинги, принимаем участие в музыкальных фестивалях и концертах хоровой музыки, создаём хоровые спектакли. Фестиваль  «Иное» – это возможность представить зрителю знакомый коллектив в другом, необычном для оперного хора амплуа, показать, чем он занимается помимо своей традиционной повседневной работы, в каких направлениях растёт и развивается».

Первые два вечера будут отданы спектаклям камерного хора «Чёрное» (24 мая) и «Белое» (27 мая). В них режиссер и автор фестиваля Алексей Вэйро исследует тему иных людей. Герои «Чёрного» (спиричуэлс) – иные в силу цвета кожи, главная идея «Белого» (музыка эпохи Возрождения) – стремление человека к идеальному, прекрасному, вопреки обыденности, которая ждет его за стенами театра и которая равноценна смерти.

Продолжение – обращение к жанру Страстей. «Страсти по Матфею» И.С. Баха (18 июня) уже не раз звучали со сцены Новой Оперы. «Я не припомню, чтобы наши исполнители достигали в этом жанре такой точности стиля и безупречности вкуса, – отметил музыкальный критик портала Belcanto.ru. – Если с чем это и можно сравнить по качеству, стильности и вкусу, то только с «Тристаном и Изольдой» Р. Вагнера в той же Новой Опере п/у Латама-Кёнига».

«Страсти по Луке» Кшиштофа Пендерецкого (9 июня) – одно из кульминационных сочинений польского композитора и, вместе с тем, – одно из знаковых музыкальных творений ХХ века. Обратившись через 200 лет после И.С. Баха к архаичному и, на первый взгляд, утратившему актуальность жанру пассионов, Пендерецкий создал сильнейшее по эмоциональному воздействию инструментально-хоровое сочинение, повествующее о последних днях и крестных муках Христа. «“Страсти по Луке” – это не только страдание и смерть Христа, но также страдание и смерть Освенцима, трагический опыт человечества второй половины нашего столетия. И в этом смысле “Страсти” должны иметь (во всяком случае, я стремился к этому) универсальный, гуманистический характер»,– отметил композитор в одном из интервью.

В год 50-летия сочинения Новая Опера представляет его российскую премьеру. Ожидается приезд самого маэстро К. Пендерецкого. «Я пишу много духовной музыки, сейчас она возвращается. В 1960-е ее почти не играли, даже в Польше, не говоря о России. Сейчас же я могу исполнять ее в России, и мне это очень нравится», – говорит композитор.