Элегантная наука

Отметила юбилей музыковед Любовь Купец
Элегантная наука

Любовь Абрамовна Купец — профессор Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, широко известный музыковед, чья деятельность включена и в международное гуманитарное пространство.

Она одной из первых в постперестроечной России развивала и исследовала новые научно-практические области музыковедения. Это внедрение компьютерных технологий в музыкальное образование, разработка теорий междисциплинарных областей, таких как музыкальная культурология, социальная история музыки, историческая музыкальная психология, музыкальная повседневность, рецептивные исследования, музыкальный успех и другие.

Разнообразные исследовательские полюса — теория и практика, прагматика и философия, академическое и развлекательное, аудиальное и визуальное — находят в ее работах непосредственное преломление, дополняя друг друга. И это разрушает любые ограничения и создает новую музыкальную действительность и историю, которая показывает, что музыка проникает во все сферы деятельности человека и неразрывно связана с любыми явлениями человеческой культуры: от политики, спорта, экономики до моды, кино и масс-медиа. Эту линию понимания музыки как антропологического феномена развивали в отечественном музыковедении М. Друскин и В. Конен.

Все эти направления сегодня широко востребованы в зарубежной науке о музыке, находясь на пике интереса. А у нас пока остаются маргинальными, но, как указывал Ю. Лотман, именно маргинальные, удаленные от центра системы области определяют ее развитие в будущем.

Любой вопрос, за который берется Любовь Абрамовна, получает неожиданное, креативное решение — будь то составление вступительных вопросов по музыкальной литературе, выбор научной темы для студентов или разработка сложной философско-теоретической проблемы о формировании музыкального мышления, которой она занимается в последние годы.

Любовь Абрамовна одинаково успешна и востребована и как ученый, и как педагог. Одна из немногих в российской музыкальной среде она вдохнула новый смысл, ценность и логику в музыкальную педагогику, показав, что образование определяет картину мира целых поколений молодых музыкантов. Обращаясь с талантливыми студентами как с коллегами, раскрывая потенциал и давая дорогу в жизнь, она через заложенные ею принципы понимания истории музыки, личности композитора, философии профессии создает новый образ российского музыканта, отвечающего современным запросам общества и культуры в целом.

Наука как стиль жизни

Любовь Купец — музыковед и педагог, член Союза композиторов России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2012). Автор более сотни научных работ по истории зарубежной и русской музыки, проблемам межкультурных коммуникаций в музыкальном искусстве, современных технологий в музыкальном образовании, музыкальной журналистики.

В 1995 защитила кандидатскую диссертацию, посвященную камерному вокальному творчеству К. Дебюсси. В 2006 окончила докторантуру Российского института культурологии с темой «Музыкальная картина мира в ХХ веке: теория и практика». Сотрудничает с периодическими изданиями Карелии и России.

Обладатель научных, образовательных и издательских грантов МК РФ, Российского института культурологии. В 2003 стажировалась в США по программе «Культура» под патронатом Библиотеки Конгресса США и фонда Сороса.

Дипломант Всероссийского фестиваля музыкально-просветительских программ РАМ им. Гнесиных (2005) и «Кантеле-70.TXT» (2007), I конкурса научных статей за 2009 год среди кандидатов наук — соискателей докторских степеней (Уфа, 2009).

С 1988 работает в Петрозаводской консерватории. Автор уникальных методик преподавания истории музыки и музыкальной литературы, успешно функционирующих в вузах, музыкальных училищах и школах. Воспитала более 200 специалистов — музыковедов, этномузыковедов и исполнителей-пианистов высшей квалификации, работающих в России, ближнем и дальнем зарубежье. 15 студентов спецкласса Купец — обладатели именных стипендий Президента РФ, МК РФ «Юные дарования», Фонда Глазунова (Мюнхен), правительства РК и администрации Петрозаводска. Более 40 — лауреаты и дипломанты Международных и Всероссийских научных и научно-образовательных конкурсов. Пятеро — обладатели 3 научных и 3 образовательных грантов, в том числе МК РФ, фондов Форда и Макартуров.

Любовь Купец — член экспертных советов в сфере профессионального искусства и развития музыкального образования при Министерстве культуры РК. Читала лекции и проводила семинары для студентов и аспирантов РГПУ им. Герцена, педагогов ДМШ Калининграда и Мурманска.

С 1994 читает лекции в Институте повышения квалификации работников образования РК.

Автор и руководитель проектов, связанных с развитием Петрозаводской консерватории, организатор Международных и Всероссийских конференций и фестивалей.

В качестве редактора выпустила более 20 сборников научных статей и работ: «IN MEMORIAM (И. Брамс, К. Дебюсси)» (1998), «Звуки “Италии златой”» (1999), альманах молодых музыковедов «Северное сияние Aurora Borealis» (вып. 1, 1999, вып. 2 и 3, 2001), «Музыкальный миллениум: искусство истории – история искусства» и «Культурные коды двух тысячелетий. Музыкально-исторический миллениум» (2000), «Музыкальное образование в современном культурном пространстве» (2002), Серия «Musicologica incognita» вып. 2 и 3 (2002), Всероссийские междисциплинарные семинары по проблемам художественного текста (2000–2007), «Всероссийские хоровые ассамблеи (к 90-летию Г.В. Свиридова)».

В 2011 Л. Купец входила в Оргкомитет Международного научного музыковедческого симпозиума «Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских практиках».

Юбиляр и «МО»

Многие годы сотрудничества связывают ученого и национальную газету «Музыкальное обозрение». Л. Купец — лауреат Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение» (Москва, 2004 и 2006), участник Всероссийской конференции «“Музыкальное обозрение” — образ музыкального пространства России рубежа веков» (Вологда, 2008), на которой выступила с двумя докладами: «Имиджевые стратегии: формула эксклюзивности “+19”» и «Совремнная музыкальная журнаистика в России: модели и мнения».

Аналитические статьи Л. Купец по проблемам музыкальной науки и образования,  рецензии, эссе не раз публиковались на страницах газеты.

Ученики Л. Купец в своих работах неоднократно исследовали историю и практику «МО», становились лауреатами конкурсов по музыкальной журналистике, проводимых газетой, выступали на симпозиумах и конференциях (в частности, на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова) с докладами, посвященными «Музыкальному обозрению».

В 2010–2012 студенты теоретико-композиторского и фортепианного факультетов Петрозаводской консерватории под руководством Л. Купец участвовали в совместном проекте «МО» и радио «Орфей» «С красной строки», подготовив более 30 аннотаций к произведениям ор. 21 и ор. 22.

В поисках золотой середины

Л. Купец: «Юбилей я отметила в несколько приемов: с близкими, с коллегами, с выпускниками, поздравления которых для меня особенно дороги, чье внимание я очень ценю. Со многими мы общаемся до сих пор, почти все продолжают заниматься наукой.

Моя гордость — мой спецкласс: те, кто под моим руководством писали дипломные работы. Это доктор искусствоведения Татьяна Букина, кандидат искусствоведения Ирина Проскурина, главный редактор «Аргументы и факты — Брянск» Ольга Корнеева, старший научный сотрудник историко-этнографического музея «Кижи» Наталья Михайлова, многие талантливые и перспективные специалисты.

Сейчас я пытаюсь найти решение вопроса — как сделать отечественную музыкальную науку более современной? Но наша наука — явление чрезвычайно личностное. Поэтому ее развитие невозможно без развития педагогики и изменения педагогических приемов, формирующих мышление студентов, которые и будут делать современное историческое музыковедение. Какие области истории музыки следует изучать со студентами? Как использовать методы истории, филологии, социологии, психологии для того, чтобы наша наука стала более фундаментальной?

Именно поэтому я всегда обращаю повышенное внимание на терминологические аппараты. То есть систему понятий и научную методологию, в том числе привлечение принципов моделирования для исследования музыкальной истории. То есть то, что создает научный бэкграунд. Нашей науке всегда этого не хватало. Не случайно существует мнение, будто она близка искусству. Хотя это некорректно. Наша наука не искусство, если по ней пишут диссертации и получают научные степени, наряду с физиками и математиками. Найти оптимальный формат, эту золотую середину, — и есть моя цель».

Материалы по теме