Джоаккино Россини. К 225-летию со дня рождения. «Путешествие в Реймс». Премьера в Большом

Джоаккино Россини. К 225-летию со дня рождения. «Путешествие в Реймс». Премьера в Большом

«Какое музыкальное богатство! Повсюду россыпи прекрасных мелодий, оригинальных гармоний, великолепных оркестровых эффектов, неожиданный рисунок аккомпанемента», — писал Гектор Берлиоз о «Графе Ори» Джоаккино Россини. Конечно, Берлиоз и не предполагал, что его восторженные похвалы можно с тем же успехом адресовать и другой опере маэстро, получившей название «Путешествие в Реймс, или Гостиница «Золотая лилия». Невероятно, но факт. И за ним скрывается удивительная история.

Шел 1824 год. Стендаль публикует книгу о Россини. Маэстро всего тридцать шесть лет, а популярность его музыки уже не имеет границ. Увенчанный европейской славой, по окончании блестящих лондонских гастролей, он принимает решение обосноваться в Париже, где получает пост музыкального директора Итальянской оперы. А публика с нетерпением ожидает нового оперного шедевра маэстро.

Прекрасным поводом для создания «актуальной оперы» авторы посчитали самое громкое событие тех дней. Франция жила предстоящей коронацией Карла X, когда «королевская власть в последний раз попыталась поразить пышностью своих церемоний». В бурной истории Франции XIX века это была единственная мирная смена власти, и предстоящая коронация воспринималась – как дань традиции – помпезным спектаклем и символом возвращения к основам дореволюционной монархии. Церемония происходила в Реймсском соборе 28 мая 1825 г.

Либретто оперы, принадлежавшее перу Луиджи Балокки, было написано по мотивам романа Жермены/мадам де Сталь «Коринна, или Италия», но в целом имело сюжет достаточно самостоятельный. Действие разыгрывается в курортном городке Пломбьер. Здесь в гостинице «Золотая лилия» остановилось аристократическое общество на пути в Реймс, где должна состояться коронация. Важные постояльцы — большие оригиналы, собравшиеся почти со всей Европы, — попадают в невообразимо комические ситуации. У капризной модницы графини де Фольвиль по дороге перевернулась карета с нарядами, и теперь весь гардероб безнадежно испорчен. Несчастная падает в обморок, пока ее не приводит в чувство… любимая шляпка, чудом уцелевшая в этой «тряпичной» катастрофе. Русский граф Либенскоф и испанский адмирал Дон Альваро устроили сцену ревности и чуть не вышли на дуэль из-за знатной польки — маркизы Мелибеи. Их останавливает только волшебный голос римской поэтессы-импровизатора Коринны, звучащий из-за сцены под аккомпанемент арфы. Английский лорд Сидней преподносит ей цветы. А легкомысленный молодой французский офицер Бельфьоре не прочь поухаживать за ней, хотя совсем недавно оказывал знаки внимания графине де Фольвиль…

Когда же гости наконец выясняют все свои недоразумения и начинают готовиться к отъезду, выясняется, что во всей округе нет ни одной свободной лошади! Поездку в Реймс приходится отменить! Путешественники, однако, следуя законам комической оперы, недолго пребывают в унынии и решают устроить праздничный банкет прямо в гостинице. После маленькой балетной сцены (на французской сцене это было зрелище необходимое!) по предложению барона Тромбонока каждый из гостей произносит тост в честь короля в духе своей родной страны. Все вместе эти тосты звучат как череда интернациональных гимнов, завершаемых торжественным общим ансамблем — единым чествованием короля от имени всей Европы.

Увлекательные ситуации, забавные персонажи и даже неожиданные повороты сюжета не сложились в динамичное либретто, а скорее дали повод композитору для создания отдельных впечатляющих музыкальных номеров – серенад, дуэтов и ансамблей. А виртуозный секстет и знаменитая «Большая концертная пьеса для четырнадцати голосов» без сопровождения и вовсе представляют собой подлинные шедевры бельканто. Одноактная опера, действие которой ограничено пределами гостиницы, а протяженность составляет почти три часа без антракта (!), более походила на торжественный концерт. Именно поэтому, имея в виду жанровую двойственность сочинения, Россини предпочел назвать его «сценической кантатой».

Первое представление состоялось19 июня 1825 г. в Итальянском театре, спустя три недели после коронации. Феноменально сложные партии были рассчитаны на лучших исполнителей того времени, на премьере блистали Джудитта Паста, Эстер Момбелли, Лаура Чинти, Доменико Донцелли и Луиджи Бордони, а также Цуккелли, Левассер, Пеллегрини, Грациани. Публика с восторгом приветствовала отдельные номера, но все-таки желала не концерта, а оперы. В целом, «Реймс» был принят прохладно и ожиданий своих создателей не оправдал.

После нескольких спектаклей Россини решительно забирает партитуру из театра и даже отклоняет предложение опубликовать «коронационную» оперу за высокое вознаграждение. Практичный композитор музыку свою ценил дороже. Но и за переделку оперы не взялся, как поступал в иных случаях. «Реймсу» была уготована иная судьба. Через три года, работая над оперой «Граф Ори», первый акт (а это, по общему мнению, лучшая часть оперы) Россини почти полностью составляет из фрагментов «Путешествия», приспособив под них французские стихи Эжена Скриба. И на этот раз опера вызывает всеобщее восхищение и у публики, и у знатоков. А «Путешествие», подарив жизнь новому сочинению, более чем на столетие погружается в забвение…

После первой постановки возвращенного из небытия «Путешествия в Реймс», которая состоялась 18 августа 1984 г. в Пезаро (с постановочной командой новому старому сочинению очень повезло – в качестве режиссера-постановщика выступил Лука Ронкони, за пультом стоял Клаудио Аббадо!), стало очевидно, что мировой оперный репертуар обрел еще один шедевр. Невольный соперник «Графа Ори», в настоящее время он явно побеждает, завоевывая все большую популярность.

В России опера впервые прозвучала в 2001 г. на фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге (в концертном исполнении Академии молодых певцов под управлением Юрия Башмета), а затем его можно было услышать в Москве в рамках фестиваля «Золотая маска». Сценическая версия была осуществлена в 2005 г. Мариинским театром совместно с парижским театром Шатле (музыкальный руководитель постановки – Валерий Гергиев). В Москве «Путешествие» было представлено также в 2008 г. в Камерном зале Дома музыки и Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных силами молодых российских певцов из Московской международной школы вокального мастерства, возглавляемой Дмитрием Вдовиным.

«Путешествие в Реймс» — праздник прекрасного пения для слушателя. Однако чтобы этот праздник действительно состоялся, от певцов требуется исключительно высокий уровень владения вокальной техникой. В опере семнадцать (!) сольных партий, и почти все из них главные и сверхъестественно сложные. Поэтому отправиться в «Путешествие» обычно доверяют опытным мастерам, а для молодых исполнителей участие в нем — своего рода экзамен на выдержку или билет в мир большой оперы.

Для премьеры в Большом театре, которая состоится под управлением его музыкального руководителя Тугана Сохиева, так же, как и в опере состав «путешественников», выбран интернациональный состав исполнителей. Партию Маркизы Мелибеи исполнит одна из лучших «россиниевских» меццо-сопрано нашего времени Марианна Пиццолато. Графиню де Фольвиль поет солистка Михайловского театра Светлана Москаленко, с успехом выступившая в 2015 г. на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского (II премия), а в следующем, 2016-м, исполнившая главную партию в «Доне Паскуале» Г. Доницетти (концертное исполнение в Михайловском театре под управлением Михаила Татарникова). В партии Коринны выступят одна из ведущих молодых солисток Большого театра Ольга Кульчинская и молодая солистка Большого театра Ольга Селиверстова, выступающая в партиях Норины («Дон Паскуале»), Фьордилиджи («Так поступают все женщины») и Сюзанны («Свадьба Фигаро»), а Г-жой Кортезе, хозяйкой той самой гостиницы, будет одна из ведущих певиц Мариинского театра Анастасия Калагина. В партии Графа Либенскофа, русского генерала, занят американский тенор Джон Осборн. Его соперником по сцене — Доном Альваро, испанским грандом, — призван быть Игорь Головатенко. В партии Лорда Сиднея впервые в Большом выступит испанский баритон Давид Менендес, а роль Дона Профондо, литератора и друга Коринны, доверена Джованни Фурланетто, исполнившему в Большом в прошлом году заглавную партию в премьерных представлениях оперы «Дон Паскуале». В концертном исполнении оперы также примут участие Петр Мигунов (Дон Пруденцио, курортный врач), Алексей Неклюдов (Кавалер Бельфьоре) и Андрей Гонюков (Барон Тромбонок) и другие солисты оперной труппы и артисты Молодежной оперной программы Большого театра.

Источник публикации ГАБТ