Двадцать лет на «Олимпе»

Парад лауреатов и мэтров в проектах Ирины Никитиной
Двадцать лет на «Олимпе»

Белые ночи; весна, переходящая в лето; молодые таланты со всего мира — лауреаты престижных международных конкурсов; лучшие залы и оркестры, неизменно звучащая на открытии торжественная увертюра «Виват, Олимп!», написанная Андреем Петровым: без этого фестиваля невозможно представить музыкальную жизнь Петербурга последних 20 лет.

За прошедшие годы на фестивале выступили более 400 музыкантов из почти 40 стран. Среди них пианисты Э. Небольсин, П. Мангова и Х. Буниатишвили, скрипачи Н. Цнайдер, И.Грингольц, С. Седзи и А. Баранов, виолончелисты С. Габетта и Т. Васильева, вокалисты М. Поплавская и М. Чанг, дирижеры Т. Сохиев, В. Петренко, А. Сладковский и А. Нельсонс и многие другие.

В Почетный комитет фестиваля вошли Р. Щедрин, Э. Вирсаладзе, Д. Баренбойм, П. Доминго, М. Кабалье, З. Мета, П. О’Шеа, Ю. Темирканов, Д. Хворостовский, М. Янсонс, Йо-Йо Ма, А. Шифф.

Более 10 лет назад фестиваль вышел за пределы Петербурга и России. Ежегодно проходят концерты-презентации форума в лучших залах мира. В нынешнем сезоне они состоялись в Берлине (14 ноября 2014), Санкт-Морице (Швейцария, 4 февраля 2015, сольный концерт пианиста Д. Харитонова), Карнеги-Холле в Нью-Йорке (22 апреля 2015).

Фонд и его Президент

Фестиваль — главный проект фонда «Музыкальный Олимп». Основатель и президент фонда — Ирина Никитина. Деятельность фонда осуществляется под патронатом Министерства культуры РФ и WFIMC (Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов)

Ирина Никитина род. в Ленинграде. Ее отец — известный виолончелист Анатлолий Никитин, концертмейтер ЗКР АСО Ленинградкой (Санкт-Петербургской) филармонии, профессор Санкт-Петербургской консерватории. Окончила Ленинградскую консерваторию и аспирантуру, стажировалась в Праге и Берне. Лауреат международных конкурсов в Женеве, Париже, Осаке.

Концертировала, преподавала в Ленинградской консерватории, проводила мастер-классы, записывалась на пластинки и CD как солистка и в составе ансамблей.

В сентябре 1995 основала и возглавила фонд «Музыкальный Олимп». Президент Союза концертных деятелей РФ. Член Попечительского совета Международного фортепианного конкурса имени Гезы Анды (Швейцария), Президент Нью-Йоркского фонда «Музыкальный Олимп» (США), Вице-президент Ассоциации друзей фестиваля «Музыкальный Олимп» в Швейцарии (Цюрих), Вице-президент фонда «Санкт-Петербург» (Швейцария), созданного для поддержки ССМШ-лицея при Санкт-Петербургской консерватории.

В январе 2013 в США И. Никитиной была вручена Премия «Серебряный лучник» в номинации «Культура», за проект Фонда «Музыкальный Олимп».

Лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2007, 2013).

Фестиваль как «информационная лента»

Рассказывает Ирина Никитина:

«Конечно, изначально фестивалю было непросто. Целый фестиваль незнакомых имен! Но за 20 лет, я считаю, мы абсолютно преодолели этот страх публики. Публика готова к дебютам и доверяет лейблу «Музыкальный Олимп». Они знают, что идут на людей, которые находятся на взлетной полосе в своей жизни. Получение премии на конкурсе — это не конец, а начало. Это огромный трамплин, огромные ожидания. И по-человечески необходимо сразу им давать хорошие концерты в хороших залах с хорошими оркестрами. Очень важно показать, что их ждут.

У нас сложился определенный костяк публики, которая ходит на каждый концерт. И для некоторых это прямо стало жизненно важным — ходить, всех отслушивать, ставить свои крестики. У фестиваля есть и постоянная западная публика, которая специально на него приезжает. За 100 человек. Есть клубы друзей в Нью-Йорке, в Швейцарии, сейчас организуем такой в России.

Для меня наш фестиваль — это такая информационная телетайпная лента: что случилось в конкурсном мире за год. Дайсин Касимото или Саяка Седзи, например, выиграли один конкурс, на следующий год побеждали где-то еще, потом в третий раз. Иштвану Вардаи каждый год тоже приносил какие-то новые победы. И некоторых мы показывали три — четыре раза. Но это редкий случай.

У конкурсной системы есть плюсы и минусы. Но дело в том, что концертная жизнь требует огромной выносливости. Душевной, психологической, физической. Я сижу на концерте в Токио, и мне не важно, когда и во сколько прилетел артист из Нью-Йорка. Мне важно, что я пришла на этого артиста и ему есть что мне сказать. И если человек пробивается сквозь эту конкурсную мясорубку, то он, скорее всего, готов к такой работе. Это один из плюсов конкурсной системы».

В честь 20-летия

В XX фестивале приняли участие более 30 солистов, лауреатов международных конкурсов 2011—2015 гг., из 18 стран, в т.ч. 12 участников фестивалей прошлых лет.

Юбилейный форум открылся в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. В сопровождении АСО под управлением азербайджанского дирижера Э. Кулиева выступили корейский пианист Чи Хо Хан, венгерский виолончелист И. Вардаи, российская певица В. Бержанская.

28 мая в Эрмитажном театре изысканные программы исполнили итальянский гитарист Э. Буоно и его соотечественник С. Рубино, покоривший публику виртуозным исполнением на целом «оркестре» ударных: большом и малом барабане, ксилофоне, коробочке, бонгах; аккордеонист Н. Овчинников, неоднократная участница фестиваля «Музыкальный Олимп» арфистка А. Вербицкая.

В Эрмитажном театре прошел и третий концерт (30 мая). В сопровождении симфонического оркестра «Таврический» (этот коллектив собирается на отдельные проекты) под управлением дирижера Э. Чан прозвучали «Утренняя серенада шута» Равеля, Концерт для скрипки и струнного оркестра Пануфника (солист С. Борен из Швейцарии), оперные арии в исполнении бразильянки Л. Бауэрфельдт и Второй фортепианный концерт Сен-Санса (солировал корейский пианист Йеквон Сунву, ставший, по мнению критиков и слушателей, одним из главных открытий фестиваля).

Следующий концерт состоялся 31 мая в Большом зале филармонии. Его участники — АСО филармонии под управлением Дае Линя (Китай), обладателя Первой премии конкурса дирижеров имени сэра Георга Шолти; пианистка П. Махидхара (Индия/США), сыгравшая Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Рахманинова; бас Н. Воронченко из России и сопрано из Нигерии Омо Белло. Концерт прошел в рамках XVII Бала «Музыкального Олимпа».

В концерте 2 июня в Капелле Санкт-Петербурга свое искусство представили скрипач Ф. Фуллана (Испания), контрабасист Е. Рыжков (Россия), бас из Кореи Джисанг Рю и тенор из США М. Ньюлин. Симфоническим оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга дирижировал Н.Д. Пфеффер (Израиль).

Одним из центральных событий фестиваля стал концерт 5 июня, также в зале Капеллы, с участием гостя фестиваля, выдающейся британской перкуссионистки и композитора, Командора Британской империи Эвелин Гленни. Именно фонд «Музыкальный Олимп» впервые пригласил ее на гастроли в Россию (в мае 2002). Гленни исполнила Концерт «Veni, veni, Emmanuel» Дж. Макмиллана для ударных с оркестром. В концерте участвовали украинский скрипач А. Семененко, американский пианист П. Климо, трио в состааве А. Аракелян (Армения, саксофон), Ф. Рудин (Франция, скрипка), Р. Ванкс (Латвия, фортепиано). Симфоническим оркестром Капеллы дирижировал молодой маэстро из Китая Хаоран Ли.

В заключительном концерте, который прошел в Концертном зале Мариинского театра, выступили скрипачка Э.Д›Мелон (Ямайка), виолончелист К. Солтани (Австрия), певцы Ао Ли (Китай, бас-баритон) и Сеён Пак (Корея, сопрано). Оркестром Мариинского театра дирижировал эстонец Р. Йоост.

4 июня Э. Гленни и известный скрипач и педагог З. Брон провели мастер-классы в Зале Капеллы.

Традицией фестиваля «Музыкальный Олимп» стали благотворительные концерты. В этом году они прошли в детском хосписе, в СИЗО «Кресты» и Доме ветеранов сцены.

Бал

Во время фестиваля, 31 мая, прошел традиционный ежегодный Бал. Впервые он был организован в 1999 как совместный российско-австрийский проект под патронатом губернаторов Вены и Санкт-Петербурга и Министерств культуры России и Австрии, прошел в Мраморном зале Российского этнографического музея и был посвящен памяти И. Штрауса.

Каждый бал имеет оригинальную концепцию и стилистику, чему способствует и романтическая атмосфера памятных мест Петербурга и его пригородов — дворцов и парковых ансамблей: Екатерининского дворца в Царском селе (постоянное место проведения в последние 5 лет), Большого дворца в Петергофе, Дворца конгрессов (Константиновский дворец) в Стрельне, Юсуповского дворца.

Концертные проекты

В концертных проектах фонда «Музыкальный Олимп» (2000—2015) участвовали М. Плетнев и РНО, Д. Баренбойм и Венский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции под управлением К. Мазура, оркестр NHK (дирижер Ш. Дютуа), Венский хор мальчиков, пианисты Е. Леонская, М. Поллини, А. Брендель, Ж.-И. Тибоде, дуэт М. и К. Лабек, скрипачка А.-С. Муттер, виолончелист Йо-Йо Ма, певцы Б. Хендрикс, Р. Аланья, П. Бурчуладзе, трио Ж. Лусье. В последние годы постоянные артисты фонда — джазовые музыканты Р. Фонсека, Ч. Кориа, Б. Макферрин, венгерский пианист А. Шифф.

15 сентября в Москве (в Концертном зале им. Чайковского) и 18 октября в Цюрихе (камерный зал Тонхалле) состоятся гала-концерты фестиваля «Музыкальный Олимп» с участием молодых музыкантов — лауреатов международных конкуров 2013–2015 гг. В московском концерте примут участие АСО Московской филармонии, дирижер Хаоран Ли (Китай), украинский скрипач Алексей Семененко, российский пианист Даниил Харитонов (Гран-при Московского конкурса имени В. Крайнева и III премия XV конкурса им. Чайковского), сопрано и Кореи Сеён Пак и бас-баритон Ао Ли (Китай).

На 12 и 14 марта 2016 запланированы концерты А. Шиффа в Санкт-Петербурге (в Большом зале филармонии) и Москве (в Концертном зале им. Чайковского).

Триумф венцев, Тилемана и «Олимпа»

В 2013 «Музыкальный Олимп» осуществил суперпроект: гастроли Венского филармонического оркестра под управлением К. Тилемана. В четырех концертах в Зале им. Чайковского прозвучали все симфонии Бетховена. Этот проект был назван газетой «Музыкальное обозрение» «Событием 2013 года», а И. Никитина во второй раз удостоена премии «МО» как «Персона года» (впервые в 2007).

И. Никитина: «Этот проект — действительно счастье для меня. Мне хотелось привести венцев, чтобы они показали что-то стоящее, что у нас давно не звучало. Как ни странно, цикл всех симфоний Бетховена если и звучал у нас, то разрозненно. А так, чтобы за несколько дней шквал бетховенской музыки, — конечно, это очень сильное впечатление.

Мы очень подружились с Тилеманом. <…> Московский тур был очень сложен организационно, когда мы встретились, то все были очень напряжены, а расстались как глубоко любящие и понимающие друг друга люди. Настолько эта неделя все перевернула. <…> После поездки в Россию он захотел попробовать русский репертуар — чего вообще никогда не делал. <…>

Мы ведем с ним переговоры. Сейчас прорабатываем возможность привезти Дрезденскую Штаатскапеллу. Этот оркестр очень давно у нас не был. Они в прекрасной форме.

Думаю, у нас получится».

Использованы фрагменты интервью И. Никитиной порталу Colta.ru