Дмитрий Шостакович: новый взгляд

Вышел в свет первый том нотографического справочника, посвященного Д.Д. Шостаковичу
Дмитрий Шостакович: новый взгляд
Дмитрий Шостакович с Всеволодом Мейерхольдом в его квартире в Брюсовом переулке, 1936. Фото Константин Есенин.

Новое издание, посвященное Д.Д. Шостаковичу — результат многолетней работы, предполагавшей как освоение всего ценного, что накоплено к настоящему времени в мировой литературе о Шостаковиче, так и исправление некоторых ошибок и неточностей, закрепившихся в исследовательской и исполнительской практике.

В последние годы внимание многих ведущих ученых-музыковедов России и других стран концентрируется на исследовании жизни и творчества Шостаковича. Одно за другим выходят фундаментальные исследования, посвященные композитору.

Особая роль в этом процессе принадлежит Ирине Антоновне Шостакович, чью многолетнюю работу можно назвать истинным подвижничеством.

Дигонская О. Г., Копытова Г. В. Дмитрий Шостакович: Нотографический справочник: В 3 выпусках.
Вып. 1: От ранних сочинений до Симфонии № 4 ор. 43 (1914–1936) / ред. А. В. Вульфсон. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2016.– 360 с.

В настоящее время деятельность издательства DSCH и Архива Д.Д. Шостаковича под руководством И.А. Шостакович ведется по нескольким основным направлениям:

1) Выпуск Полного собрания сочинений композитора (с 2000 выпущено 86 томов из запланированных 150).

2) «Летопись жизни и творчества Д.Д. Шостаковича» в пяти томах (первый том вышел в 2016, см. «МО», 2017, № 1).

3) «Д.Д. Шостакович. Нотографический справочник» в трех томах, авторы Ольга Дигонская и Галина Копытова.

Предлагаемый нотографический справочник призван восполнить существующий в российском музыкознании дефицит научно-информационной литературы, посвященной Д. Д. Шостаковичу.

Публикуем авторское Предисловие к изданию с некоторыми сокращениями.

Нотографический справочник — востребованный и весьма разработанный жанр научно-информационной отрасли современного музыкознания. Так, обращаясь к творчеству Моцарта, теоретики, историки и музыканты-исполнители опираются на каталог Людвига Кёхеля (Köchelverzeichnis): знакомая каждому музыканту аббревиатура KV (или просто К.) с конкретным номером является важнейшим ориентиром в многообразии сочинений композитора. На протяжении XX века западная персональная нотография обогатилась фундаментальными каталогами сочинений Бетховена, созданными Г. Нотебомом, В. Хессом и Дж. Бьямонти. Вторая половина минувшего века ознаменована выходом в свет каталогов сочинений Баха (Bach-Werke-Verzeichnis, BWV) и Вагнера (Wagner-Werk-Verzeichnis, WWV). Указанные каталоги ценны тем, что совмещают регистрационную функцию с достижениями в области текстологии и научно-исследовательской работы, включая обнаружения ранее неизвестных сочинений в их рукописных и печатных ипостасях.

Зарождение отечественной персональной нотографии связано с трудами Н.Ф. Финдейзена, составившего на исходе XIX века указатель музыкальных произведений Ц.А. Кюи и описание нотных рукописей М. И. Глинки, которые хранились в Петербургской консерватории и Публичной библиотеке. В 1890-е годы были также изданы первые каталоги с инципитами, посвященные сочинениям П.И. Чайковского и М.И. Глинки. В советские годы стало широко практиковаться включение списков сочинений отдельных композиторов в посвященные им монографии и фундаментальные сборники.

В 1960-е годы в нашей стране сформировался тип персонального справочника, содержащего перечень произведений композитора с библиографией, дискографией и вспомогательными указателями.

В течение четверти века вышла большая серия подобных публикаций, выпущенных издательствами «Советский композитор», «Музыка» и «ВААП-Информ» с охватом практически всех композиторских имен советской эпохи — от А.Н. Александрова, С.Н. Василенко и А.Т. Гречанинова до Ю.А. Шапорина, Р.К. Щедрина и А.Я. Эшпая. Справочники построены по единой схеме: каждый из них включает два основных раздела — перечень опусных сочинений и сочинения, не обозначенные порядковым номером, а также ряд вспомогательных разделов — список композиций по жанрам, список авторов сюжетов и текстов сочинений; в отдельных случаях добавлены списки переложений и посвящений. Справочники эти не преследовали исследовательских целей и были призваны зафиксировать известный на момент их составления корпус сочинений композитора. Со своей задачей они справились достойно, предоставив музыкантам-профессионалам и любителям музыки информацию, позволяющую ориентироваться в творчестве мастеров отечественной музыки. <…>

Посвящение Д.Д.Ш.

Предлагаемый Нотографический справочник призван восполнить существующий в российском музыкознании дефицит научно-информационной литературы, посвященной Д. Д. Шостаковичу.

Обширность творческого наследия композитора продиктовала решение издавать справочник тремя выпусками, первый из которых охватывает ранний период — от детских сочинений середины 1910-х годов до Симфонии № 4 ор. 43, написанной в 1936 и знаменующей переход к этапу зрелого мастерства. В качестве объекта нотографического описания первые два десятилетия творчества Шостаковича представляют особую сложность ввиду существования белых пятен, обусловленных как разбросанностью автографического материала по разным архивохранилищам, так и пробелами в области документальных свидетельств той эпохи. Данный справочник объединяет практические и научно-исследовательские функции. Его задача состоит в том, чтобы, во-первых, обобщить имеющуюся информацию о сочинениях Шостаковича, и, во-вторых, отразить новейшие открытия — плод исследовательской работы отечественных и зарубежных ученых, в том числе авторов данного справочника.

Как устроен Справочник

Структура первого выпуска, как и всего справочника в целом, соответствует распространенной в отечественной персональной нотографии схеме: за основу взят опусно-хронологический принцип изложения материала. Избирая эту схему, авторы руководствовались прежде всего значением, которое придавал опуснику сам композитор. Он был решительным сторонником единого списка сочинений, хотя часто, особенно в молодости, менял номера своих произведений, нарушая реальную последовательность работы над ними.

Корпус сочинений, созданных Шостаковичем в период с 1914 по 1936, разбит нами на пять разделов:

Раздел I. Ювенилия (1915–1919) детские сочинения доконсерваторского периода;

Раздел II. Сочинения консерваторского периода без опусного номера (1919–1927);

Раздел III. Сочинения с опусным номером;

Раздел IV. Сочинения 1929–1934 годов без опусного номера;

Раздел V. Неосуществленные замыслы и проекты.

В сравнении со всеми существующими на сегодняшний день справочниками два первых раздела значительно расширены благодаря тому, что в последние годы выявлены и атрибутированы прежде неизвестные ранние композиторские опыты Шостаковича. В результате раздел I содержит 12 позиций, раздел II — 32.

В разделы I–IV включены не только сочинения, музыкальный материал которых дошел до наших дней, но и некоторые композиции, о существовании которых известно по достоверным косвенным сведениям и авторским свидетельствам. К последнему разряду отнесены те сочинения, над которыми определенно велась работа и процесс работы над которыми находит подтверждение в документах или нотных набросках. В случаях, когда таких подтверждений нет, а известно лишь об авторском намерении (договоре, заказе и пр.) или предлагавшемся Шостаковичу проекте, сочинения помещены в раздел V.

В разделе приложений первые два из них включают сведения о неавторских сюитах; далее идут следующие:

  • Сочинения по жанрам;
  • Авторы литературных текстов и сюжетов;
  • Адресаты посвящений;
  • Издания с факсимильным воспроизведением автографов;
  • Использованная литература.

Справочник завершается именным указателем.

В разделе III статьи, характеризующие сочинения Шостаковича, следуют друг за другом в порядке возрастания опусных номеров, в разделах I, II и IV — в хронологическом порядке, с отдельной нумерацией внутри каждого раздела; сюиты в приложении 1 расположены по мере возрастания опусных номеров основных сочинений, в приложении 2 — согласно хронологии публикаций.

Упоминание сочинения Шостаковича сопровождается указанием номера опуса; при его отсутствии ссылка включает указание раздела (римская цифра) и порядкового номера сочинения в данном разделе (арабская цифра после точки). Так, сочинение IV.6 следует искать в разделе IV («Сочинения 1929–1934 годов без опусного номера») под номером 6 — это опера-буфф «Оранго». Обозначение из трех цифр (римская и две арабские) означает отсылку к части циклического сочинения или к пьесе, входящей в сборник или одну рукопись. Например, IV.10.1 — это раздел IV («Сочинения без опусного номера»), позиция 10 (Сюита № 1 для джаз-оркестра), первая пьеса цикла — Вальс; сочинение I.10.3 следует искать в разделе I («Ювенилии») под номером 10, это третья пьеса — «В лесу».

Что можно узнать

Описание сочинений в разделах I–IV осуществлено по следующей схеме:

Название сочинения с указанием его тональности (кроме вокальных сочинений), а для одночастных сочинений (кроме относящихся к традиционно циклическим жанрам) — и темпа; в некоторых случаях для облегчения идентификации приводится тактовый размер. При необходимости указание тональности включается в название как его отличительный признак. При отсутствии авторского заглавия используется общее определение (Пьесы детских лет, Разные сочинения, Цикл пьес и т. д.). Название «Учебная пьеса» дается в случае несомненной инструктивной цели сочинения.

Жанр сочинения (кроме случаев, когда его обозначение входит в название сочинения).

Либреттист, автор пьесы или литературной основы (для сценических сочинений).

Исполнительское предназначение (кроме произведений для театра и кино).

Автор текста (для вокальных сочинений).

Дата и место создания. Сведения такого рода принадлежат авторам справочника; они даются с учетом многих факторов (эпистолярий, воспоминания, косвенные свидетельства и т. п.), которые не всегда возможно комментировать. Наиболее существенные разночтения с общепринятыми датировками оговорены в аннотациях. Авторские даты и указания места, при их наличии, приводятся в рубрике «Рукописи».

Посвящение (его авторская формулировка не воспроизводится буквально).

Степень завершенности и/или сохранности (в случае неполноты или отсутствия текста).

Состав объекта статьи:

для группы пьес — входящие в нее пьесы с указанием их тональностей, темпов, а при необходимости и других особенностей;

для циклических произведений — структура, названия частей, их темповые обозначения, а при необходимости и другие особенности; здесь же в ряде случаев приводятся даты создания частей;

для одночастных произведений, относящихся к традиционно циклическим жанрам, — указание на одночастность и темповые обозначения.

Сведения о кинофильме (для киномузыки): сценаристы, съемочная бригада, исполнители главных ролей, киностудия, выход на экраны и др.

Состав оркестра и хора.

Длительность (указывается приблизительно).

Действующие лица с обозначением певческих голосов (для опер).

Музыкальные номера (для сценических сочинений и фильмов). В приводимых описаниях номеров реплики персонажей цитируются с многоточиями, если они есть в оригинале, или если реплика сокращена авторами справочника.

Исполнения

Помимо информации о премьере даются сведения о закрытых показах и прослушиваниях, об авторских показах друзьям-музыкантам, а также о ряде важнейших последующих исполнений. При отсутствии или малочисленности сведений об исполнении ранних сочинений приводятся данные о первых звукозаписях, осуществленных Г.Н. Рождественским в серии «Д. Шостакович. Из рукописей разных лет».

Временные рамки, в которых охватываются исполнения, обусловлены спецификой судьбы произведения. В случаях, когда сочинение по разным причинам выпадало из исполнительской практики, представляется важным отразить новый этап его бытования.

В отношении оперных спектаклей состав исполнителей приводится для мировых премьер; информация о важнейших последующих российских и зарубежных постановках, как правило, включает только сведения о постановочных бригадах (режиссер, сценограф, художник по костюмам, дирижер). Данный принцип не распространяется на балетные спектакли: их судьба была драматичней, сценическая история гораздо короче, поэтому информация об их возобновлениях после длительного перерыва дается более подробно.

Рукописи. В этой рубрике представляются все выявленные и атрибутированные на данный момент нотные источники (с указанием места их хранения и архивного шифра) — автографы и рукописи, включая полные варианты сочинений, фрагменты, а также эскизы и наброски, в том числе обнаруженные внутри архивных единиц хранения, которые содержат материал других сочинений. Выявленные и атрибутированные О.Г. Дигонской автографы помечены звездочкой (*).

В описании источника указывается степень его завершенности и полноты (набросок, эскиз, фрагмент), а также объем в листах либо в страницах — в зависимости от принятой в конкретном хранилище системы пагинации; в отношении эскизов и набросков заполненность листа (страницы), как правило, не оговаривается. Содержание источника при необходимости конкретизируется в квадратных скобках; для идентификации музыкального материала может даваться отсылка к Новому собранию сочинений Шостаковича. Если содержание источника не раскрывается, подразумевается целое произведение или сборник. В рубрике также указывается наличие в нотном автографе материалов других сочинений, что позволяет уточнить отдельные параметры атрибуции описываемого произведения, а также представить движение творческого процесса.

Если автограф либо его фрагмент опубликован факсимильно, дается отсылка к изданию.

Рукописи, то есть нотные материалы, созданные рукой другого лица, перечисляются после автографов. В общий перечень включаются: рукописи с авторскими пометами (авторизованные); рукописи, являющиеся единственным источником нотного текста; рукописи, являющиеся важным документом бытования сочинения.

В некоторых случаях рубрика охватывает печатные издания с авторскими рукописными пометами.

Если в единице хранения имеются разнотипные части (например, партитура, клавир, эскизы), их описания разделяются знаком ||.

Издания

В описаниях изданий опускаются фамилия композитора (за исключением аналитических описаний) и данные, которые содержатся в заглавии статьи или в подрубриках (например, название произведения или его частей). Сведения о буквальных переизданиях даются непосредственно после описания первого издания и разделяются указанием «То же». При этом сведения, ранее приведенные в данной позиции, как правило, не повторяются. Описание изданий оригинала дается более подробно, с указанием размера по высоте и номера досок; в описаниях аранжировок, сделанных другими авторами, эти данные не приводятся. Собрание сочинений Шостаковича в 42 томах и его Новое собрание сочинений в 150 томах обозначаются сокращенно (СС, НСС) и описываются без указания места (Москва) и издательства (СС — «Музыка», НСС — «DSCH»). Поскольку все нотные публикации издательства «DSCH» выходят без указания номера досок, сведения об этом в описаниях не приводятся.

Прокатный материал в издательстве «DSCH».

Автоиспользование, то есть цитирование Шостаковичем собственных сочинений, указывается с использованием стрелок, обозначающих движение музыкального материала от раннего сочинения к более позднему, причем материал описываемого сочинения ставится на первую позицию. Например, в статье о Музыке к спектаклю «Клоп» ор. 19 указание «[Сцена свадьбы] → Увертюра к опере Дресселя „Бедный Колумб“ ор. 23» означает, что материал опуса 19 позднее вошел в опус 23. А в статье к опусу 23 тоже показано движение материала, но в контексте «Бедного Колумба»: «Увертюра ← [Сцена свадьбы] из Музыки к спектаклю „Клоп“ ор. 19». <…> Иногда используется знак «=», означающий полную тождественность музыкального материала.

В описании сценических сочинений 1930-х годов в рубрику «Автоиспользование» не включены подробные отсылки к материалу оркестровых сюит и фортепианных циклов, составленных и аранжированных Л.Т. Атовмьяном. Взаимосвязь этих сюит и циклов с авторской музыкой Шостаковича представлена в приложении 2.

Использование. Рубрика отражает цитирование Шостаковичем сочинений других авторов или фольклора, обозначаемое с использованием стрелок.

Аннотация освещает некоторые существенные факты и проясняет спорные моменты истории и бытования сочинения.

В зависимости от особенностей материала заголовки рубрик могут меняться (например, «премьеры» вместо «исполнения»), а некоторые рубрики могут опускаться. Точно также могут отсутствовать какие-либо данные в случае невозможности их получить. <…>

Предположительные данные сопровождаются вопросительным знаком. <…>

Отзывы музыковедов

***
Только что выпущенный издательством «Композитор» Нотографический справочник, посвященный Д. Шостаковичу, — знаменательное событие сегодняшнего шостаковечеведения Известные слова (неслучайно приписываемые К. Станиславскому) — «Театр начинается с вешалки» — сразу вспоминаются, когда читатель открывает книгу. Строгое издательское решение ее, удобные формат, объем, твердый переплет обращают на себя внимание: сразу ясно, что Справочник предназначен для работы. Даже такая деталь, как отказ от портрета композитора, казалось бы, вполне возможного и даже допустимого, свидетельствует о вкусе и культуре авторов-составителей, давно и успешно работающих над биографией и творческим наследием Шостаковича и которым принадлежит внушительный перечень выдающихся открытий в этой области.

Вновь вспомним про театр, начинающийся с вешалки — теперь в связи с превосходным Предисловием. В нем все уместно и функционально организовано. О. Дигонская и Г. Копытова и исследовательски, и стилистически решают трудную задачу: они вписывают свою работу в контекст движения научно информационной литературы, тем самым определяя собственные задачи, в которых — продолжение таких классических трудов, как фундаментальные каталоги Л. Кёхеля (сочинения Моцарта), В. Хесса, Дж. Бьямонти (Бетховена), В. Шмидера (И. С. Баха).

Дигонская и Копытова дают краткий, но убедительно строгий анализ отечественных и зарубежных справочных изданий, посвященных Шостаковичу, и предлагают разработанную, на наш взгляд, убедительно разработанную структуру описания. «Настоящий нотографический справочник является результатом многолетней работы, предполагавшей как освоение всего ценного, что накоплено к настоящему времени в мировой литературе, так и исправление некоторых ошибок и неточностей, закрепившихся в исследовательской и исполнительской практике» — сдержанно пишут авторы. Полагаем, что они не только превосходно справились с возложенными на себя обязательствами, но и существенно превысили их.

Аркадий Климовицкий
доктор искусствоведения, профессор СПбГК
Санкт-Петербург

***
Книгу «Дмитрий Шостакович. Нотографический справочник», выпуск 1 (1914–1936), вышедшую в минувшем году в издательстве «Композитор • Санкт-Петербург», можно без преувеличения назвать уникальной в своем роде по объему представленного материала, методам его описания и степени научной новизны. Авторы О.Г. Дигонская и Г.В. Копытова – крупнейшие отечественные шостаковичеведы с мировым авторитетом – поставили перед собой задачу «обобщить имеющуюся информацию о сочинениях Шостаковича» и в то же время «отразить новейшие открытия – плод исследовательской работы отечественных и зарубежных ученых». В результате новый каталог произведений Шостаковича, идеально отвечая своему прямому чисто практическому назначению общедоступного путеводителя по творчеству композитора, вобрал в себя ценнейший научный опыт современных музыковедов-текстологов, историков, архивистов. А также отразил выдающиеся достижения самих авторов, в ходе своих трудовых будней без устали атрибутирующих неизвестные автографы, уточняющих сопутствующие даты, факты, имена и другие детали.

В любом нотографическом справочнике сведения о наследии композитора выстраиваются на основе собственно перечня его сочинений, образующего некий каркас, несущую конструкцию справочного текста. Сам по себе базовый каркас может обрастать информационным полем, принципы структурирования которого, как и степень интенсивности, напрямую зависят от профессиональной эрудиции составителей. В нашем случае именно фантастическая профессиональная эрудиция авторов порождает многоуровневую полифоническую драматургию каталога: только схема дескриптивных рубрик насчитывает 21 позицию! От вполне «осязаемых» вещей («название сочинения», «исполнительское предназначение») при помощи сверхтонкого экспертного инструментария происходит движение в сторону таких сложных субстанций, как «автоиспользование» и «использование», где векторы трассирующих стрелок учитывают перемещения «своего» музыкального материала от опуса к опусу так же, как и внедрения материала «чужого».

В композиции справочника, опираясь на аутентичный опусно-хронологический принцип, составители создают пять разделов – от «Ювенилии» (1914–1919) до «Неосуществленных замыслов и проектов». Скептики могут возразить: для чего нужна столь подробная каталогизация самых ранних шагов композитора? Но ведь рядом с ними, как указывают составители, предположительно родилась тема, вошедшая в «Бессмертие» позднейшей «Сюиты на слова Микеланджело Буонарроти»!

Сердцевинный раздел всего справочника «Сочинения с опусным номером» (III), кульминацией и итогом которого становится Четвертая симфония, завершается интригующей фразой: «Местонахождение автографа партитуры в настоящее время неизвестно»…

В надежде, что следующий выпуск издания появится в обозримом будущем, поблагодарим авторов О.Г. Дигонскую и Г.В. Копытову за гигантский труд, талант и любовь, вложенные в эту книгу, выразим свою искреннюю признательность рецензентам Л.Г. Ковнацкой и Лорел Э. Фей, редактору А.В. Вульфсону, а также инициатору проекта – И.А. Шостакович.

Наталья Брагинская
Кандидат искусствоведения, проректор по науке СПбГК
Санкт-Петербург

***
Выпуск Нотографического справочника «Дмитрий Шостакович» стал большим ожидаемым событием в современном музыкознании. Хотя мы имеем перед собой лишь первую часть из заявленного авторами – О.Г. Дигонской и Г.В. Копытовой – трехчастного труда, уже она одна впечатляет масштабом и объемом выполненных задач и демонстрирует высочайший исследовательский уровень.

Без сомнения, современная отечественная наука о Шостаковиче, отдельный и самостоятельный раздел современного научного музыкознания, переживает в постсоветский период замечательный расцвет, подготовленный усилиями коллектива ученых, целенаправленно работающих в разны сферах над проектом «Д.Д. Шостакович». И Нотографический справочник – одно из важнейших направлений. Своего рода маяк, указывающий фарватер движения исследовательской мысли. Справочник – фиксирует то, что сделано: открыто, исполнено, опубликовано. Это настоящая и на данный момент исчерпывающая энциклопедия, в которой тщательнейшим образом зафиксированы плоды многолетних трудов над расшифровкой каждого автографа, каждой страницы творческого наследия великого композитора. Разгаданы многие его тайны, прочитаны, угаданы движения его мысли. За всем этим годы напряженной работы.

Представляю, как будет востребован этот труд, сколь многие неофиты будут черпать бесценные сведения, скромно обозначенные авторами «автоиспользование» и «использование», забывая при этом ссылаться на авторов. Последние, кажется, сделали все, чтобы музыковеды занялись чем-нибудь еще. Работы хватает, а современная наука о Шостаковиче получила главное достижение – Справочник О.Г. Дигонской и Г.В. Копытовой.

Екатерина Власова
доктор искусствоведения, профессор МГК
Москва

***
Только музыковеды могут в полной мере понять то  невероятное чувство радости, которую испытывает исследователь, работая с новым Указателем сочинений Шостаковича, составленным Ольгой Дигонской и Галиной Копытовой. Так и хочется воскликнуть: “Свершилось!“. Наконец-то мы располагаем исчерпывающей текстологической информацией о музыке Шостаковича, тщательно научно выверенной и компактно собранной воедино. Наконец-то появилась возможность составить полное представление о многочисленных драгоценных открытиях, сделанных в этой области в последнее время. Данный указатель, дальнейшие тома которого, надеюсь, увидят свет в ближайшем будущем, без сомнения представляет собой наглядное свидетельство и блистательный результат той колоссальной текстологической работы с творческим наследием композитора, которая была проведена российскими музыковедами за минувшую четверть века. Это издание должно присутствовать в каждой библиотеке, оно – неотъемлемый источник сведений, необходимый для каждого серьезного исследователя творчества Шостаковича.  (Остается только пожалеть, что авторы отказались от включения инципитов –  наличие начальной нотной строки каждого, а особенно малоизвестного сочинения оказало бы неоценимую помощь при его идентификации)”.

D-r Штефан Вайс
Ганновер (Германия)
(перевод Татьяны Бахрах)

***
Только-только вышел Нотографический справочник по Шостаковичу (1 часть, 1914–1936 гг.), а сколько я уже почерпнул из него, сколько раз он уже помогал мне в работе. Да просто листать его, разглядывать – для заинтересованного человека наслаждение. Открываю его всегда, признаюсь честно, в ожидании какого-то маленького (а иногда и не маленького) открытия. И тем более всегда знаю, что непременно найду то, что давно ищу. Книги самые разнообразные, архивные материалы, автографы не просто учтены, но изучены и описаны очень подробно.  И этому дивишься на каждом шагу.

Особенно «согрели» душу (и чрезвычайно помогли мне лично) подробные аннотации и списки автоцитат, тоже подробнейшие и информативно богатые.  Известно, что ДмДм любил цитировать себя, и в Справочнике представлена подробная роспись его самоцитат. Любил он цитировать и других авторов, и все это отражено в Справочнике. Ценно, что в Справочник внесена информация о сочинениях ДмДм, которых он никогда не писал, но которые много лет фигурируют в разных изданиях, афишках, аннотациях под его именем (иногда с его согласия, иногда без). История их появления тоже подробно объяснена в Справочнике, это многим исследователям пригодится, лично мне пригодилось уже.

Подробнейшие аннотации порой выходят за рамки нотографического жанра, что замечательно и очень ценно. Скажу уже как человек, имеющий отношение к краеведению, что благодаря Справочнику я смог уточнить некоторые частные адреса, где бывали в 1930-е годы и наши, и зарубежные музыкальные деятели (например, Клемперер, Гавриил Попов), а главное – у кого и по какому поводу.

Картотека исполнения сочинений Шостаковича, отечественных и зарубежных, с указанием солистов, списком исполненных произведений и часто с комментариями составителей так подробна, что, пожалуй, по такому принципу составленная картотека есть только в библиотеке нашей Филармонии. Как все подробно прослежено – этому не перестаешь удивляться.

Неожиданны были для меня подробные сведения об исполнении театрально-музыкальных сочинений ДмДм-ча. Не всегда так уж легко найти, например, список артистов и исполняемых ими партий даже в архивах или у завлитов театров. Мне вот очень пригодились в моих занятиях историей ленинградской эстрады описания премьеры представления «Условно убитый» в Ленинградском Мюзик-холле в 1931 году с участием Теа-джаза Утесова. И ссылки я буду делать на Справочник.

Конечно, каждый раз, открывая Справочник, дивишься объему многолетнего, я бы сказал, гигантского труда его авторов, известных в музыкальном мире исследователей Ольги Дигонской и Галины Копытовой. Спасибо им. Жду с нетерпением следующие два тома. Представляю, сколько там будет неожиданного, интересного и нужного.

Признаюсь – более подробного нотографического издания я пока не встречал, хотя постоянно имею с ними дело. Это одновременно и справочник, и каталог, и аннотированный указатель, и библиографическое издание. В него иногда погружаешься как в интересный роман – может, для кого-то это не так, я говорю как человек, много лет занимающийся Шостаковичем. И, извините за «штамп» – но вольно или невольно, Справочник передает дух времени, аромат далекой и уже во многом загадочной нам эпохи, которая пугает и притягивает. Для меня теперь это почти что настольная книга. И меня она интересует не только в связи с именем Шостаковича. Исследователи знают – дата издания партитуры симфонии или история ее исполнения, или список гостей на ее прослушивании порой могут сказать о времени больше, чем расскажет какое-либо историческое сочинение и даже мемуары…

Юрий Кружнов
музыковед, сотрудник Отдела нотных изданий РНБ.
Санкт-Петербург

***
То, что вышедший в свет новый Нотографический справочник произведений Д. Д. Шостаковича (вып. 1-й), явление огромного значения, видят все, взявшие его в руки и листавшие хотя бы несколько минут. Скажу беспафосной интонацией: он бесценен для тех исполнителей-исследователей и музыковедов-исследователей, кто живет в мире Шостаковича и шостаковичеведения, и для тех, кто работает в сфере создания жанрово подобных изданий. Он – своевременен и современен во всех отношениях. На сегодняшнем уровне и в нынешнем огромном масштабе изучения наследия Шостаковича он остро необходим – именно в таком профессионально детализированном и искусном выполнении.

В действительности, я хотела бы сказать несколько слов о двух авторах этой книги. О. Г. Дигонская и Г. В. Копытова, каждая из них, давно завоевали высокий авторитет своими трудами как мастера притягательного для читателей профессионалов, гуманитариев и высоко образованных любителей музыки научно-исследовательского «детектива». И, если позволено продолжить эту аналогию, счастливо сложившееся партнерство, в котором блеск эрудиции, строгость логики, дисциплина мысли, поисковая интуиция преумножают друг друга, дает поразительные результаты. В этом может убедиться каждый, кто прочитает историю рукописей, замыслов, бытования сочинений гения, проживающих самостоятельную увлекательную жизнь. А еще – кто посмотрит указатели, особенно именной, и увидит «тени» домовых книг, загсов, похоронных бюро и пр. Жду с нетерпеньем продолжения и завершения исследовательского триптиха от «сыскного агентства Digonskaya & Kopytova».

Людмила Ковнацкая
доктор искусствоведения, профессор СПбГК
Санкт-Петербург

***
“Первый выпуск «Нотографического справочника» полон новой, новейшей и подчас неожиданной информации. Его хочется просто читать и перелистывать, то и дело застревая на подробностях самого разного рода и наслаждаясь филигранной работой авторов. Имена Г.В. Копытовой и О.Г. Дигонской, осуществивших этот невероятный труд, широко известны в профессиональном сообществе и за его пределами: это крупнейшие архивисты, исследователи творчества Шостаковича, подарившие обществу немало драгоценных находок, как, например, незаконченную оперу «Оранго», найденную, описанную и обнародованную Ольгой Дигонской на радость всем любителям музыки Шостаковича. Справочник таит в себе немало открытий, он вводит в оборот новые сведения о сочинениях и их вариантах, о персонах и обстоятельствах доселе неизвестных. К нему будут обращаться все, кто интересуется творчеством великого Шостаковича”.

Светлана Савенко
доктор искусствоведения, профессор МГК,
Москва

***
“Нотографический справочник — основательный и подробный систематический каталог всех сочинений Дмитрия Шостаковича, предоставляющий все возможные сведения о каждом произведении в хронологическом порядке. Авторы Ольга Дигонская и Галина Копытова указали точную датировку не только каждого сочинения, но каждой из частей, а также всех эскизов. Они внесли в каталог и незавершенные сочинения, и заказы, которые Шостакович получил, но не выполнил, и предложенные ему идеи опер и театральных постановок, над которыми он не стал работать.

Этот справочник будет чрезвычайно полезен музыковедам, исполнителям, а также любителям музыки, так как он содержит точные сведения о премьере и первой публикации, а также редакциях, последующих публикациях и исполнениях. Кроме того, здесь предоставлена крайне полезная информация о том, где можно купить или взять напрокат партитуру и партии в разных странах.

Нотографический справочник стал результатом самоотверженного труда Ольги Дигонской и Галины Копытовой, проявивших скрупулезное внимание к деталям и датам. Справочник представляет самую насущную и надежную информацию о сочинениях Шостаковича. Но кроме этой главной цели, он дает возможность проникнуть в лабораторию композитора и познакомиться с его методом работы”.

Элизабет Уилсон
автор книги “Shostakovich – a Life Remembered” (“Жизнь Шостаковича, рассказанная современниками”),
г. Турин (Италия)