Дмитрий Шостакович. Летопись.
Том 1.

Дмитрий Шостакович. Летопись.<br>Том 1.

На сайте размещен фрагмент статьи. Полностью статью читайте в бумажной версии газеты «Музыкальное обозрение” № 1 (408) 2017.

Только что вышедшее в свет издание 1-го тома «Летописи жизни и творчества Д. Д. Шостаковича» является частью масштабного проекта из пяти томов, которые представят пять периодов жизни композитора: том 1 — 1903–1930; т. 2 — 1931–1945; т. 3 — 1946–1953; т. 4 — 1954–1962; т. 5 — 1963–1975.

На подходе 2-й том и в течение ближайших нескольких лет планируется публикация остальных частей проекта.

Открытия и находки

Идея приступить к созданию «Летописи жизни и творчества Шостаковича» пришла к И.А. Шостакович и М.А. Якубову, который зафиксировал принципы ее составления в «Памятке» (1997). Над материалами для составления Летописи с конца 1990-х годов трудились две группы «летописцев» — в Москве под руководством М.А. Якубова и в Санкт-Петербурге под руководством Л.Г. Ковнацкой. В группы вошли архивисты, источниковеды, текстологи, музееведы, библиографы, музыковеды. С годами состав менялся, к работе стали привлекаться молодые музыковеды, в том числе живущие в Европе и США. Имена всех участников (25 человек) названы во вступительной статье Л.А. Миллер.

schostakovichbook200

Летопись жизни и творчества Д.Д. Шостаковича в пяти томах; Том 1 1903-1930;
Идея проекта — И.А. Шостакович, М.А. Якубов; координатор и спонсор проекта — И.А. Шостакович; руководитель проекта Л. Г. Ковнацкая. Редакционная коллегия: М.И. Алейников, В.С. Величко, Н.В. Градобоева, О.Г. Дигонская, Л.Г. Ковнацкая, Л.А. Миллер; ответственный редактор — Л. А. Миллер, науный редактор —О.Г. Дигонская; рецензенты — Г. В. Копытова, Лорел Э. Фэй. Изд-во DSCH, Москва, 2016. 582 c. — 800 экз.

«Летописцы» трудились:

  • в архиве Дмитрия Шостаковича (Москва);
  • в хранилищах Московской и Санкт-Петербургской консерваторий;
  • Российского института истории искусств (Санкт-Петербург);
  • в Государственном архиве РФ;
  • в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ, Москва) и Центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ, Санкт-Петербург);
  • Российском государственном историческом архиве (РГИА, Санкт-Петербург) и Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА, Санкт-Петербург);
  • в Центральном гос. архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга;
  • в архивах Большого театра (Москва) и Михайловского театра (Санкт-Петербург), а также в зарубежных архивах — П. Захера (Швейцария), городов Бохума, Майнца, Мангейма, Нюрнберга, Фленсбурга, Брно.

Они собирали материалы в многочисленных библиотеках и музеях Москвы, Санкт-Петербурга и за рубежом — в общей сложности около 25 организаций.

В многолетних разысканиях едва ли не все сталкивались с открытиями материалов: были обнаружены утерянные, забытые, неизвестные рукописи, наброски различных сочинений Шостаковича, новые материалы к биографии. Назовем их выборочно:

— М. Якубовым были обнаружены эскизы Сюиты № 2 для джаз-оркестра, реконструирована авторская версия балета «Золотой век»;

— О. Дигонская описала и проанализировала хранившуюся в фондах Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки папку — так называемую Музейную папку — в которой содержались сотни набросков, эскизов Шостаковича периода 1920-50-х годов. Среди них – неоконченные опера «Оранго» и «опера о народовольцах»; на счету О. Дигонской — эскизы симфоний и многочисленные атрибуции и передатировки;

— Л. Адэр ввела в научный обиход тетрадь М.О. Штейнберга из его домашней библиотеки со списками выданных нот учащимся его класса (в их числе — Шостаковичу);

— Л. Ковнацкая обнаружила в частном собрании рукопись Сюиты на финские народные темы и партитуру финала музыки к кинофильму «Выборгская сторона»;

— Г. Копытова нашла в отделе рукописей Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства фрагменты ранней оперы Шостаковича «Цыганы», до того считавшейся утраченной; — А. Крюков отыскал целую россыпь новых материалов «в копилку» шостаковичеведения — биографических и творческих.

На сайте размещен фрагмент статьи. Полностью статью читайте в бумажной версии газеты «Музыкальное обозрение” № 1 (408) 2017.