Директор Свердловской филармонии —о конфликте вокруг строительства нового концертного зала

Директор Свердловской филармонии —о конфликте вокруг строительства нового концертного зала
Александр Колотурский. Фото Анна Майорова
Директор филармонии Александр Колотурский впервые прокомментировал конфликт, связанный со строительством нового концертного зала в Екатеринбурге.

— Почему отменили сегодняшнюю встречу, где должны были презентовать новый зал филармонии?

— Как я рад, что СМИ начали обращать внимание на работу «Лиги друзей филармонии», которая существует уже с 1999 года, и ни разу в жизни никто не интересовался ею. То, что мы хотели провести — это плановая встреча с членами лиги.

— Но я вот тоже член лиги, а меня не пригласили…

— Это не пожизненное звание. Это наша вина, что мы не проконтролировали, чтобы все были знакомы с положением о членстве в лиге. Мы эту встречу назначили две недели назад и позвали действующих членов лиги. Хотели поговорить о планах, а не только о зале. Нам начали писать: «Почему вы нас не пускаете на общественные слушания?». Какие же это общественные слушания! Это плановая работа с членами лиги друзей филармонии. Почему-то СМИ, блогеры и жильцы дома, и люди, которые к нам совсем не ходят, изъявили желание прийти. Понятное дело, что этих людей волнует совершенно другая тема. И когда мы увидели, какой раздувается скандал, в каком свете выставляют нас, мы решили с ветряными мельницами не бороться. Мы не отвечаем ни за выделенный участок, ни за снос дома, ни за строительство. Это какой-то черный пиар вокруг нас, мы это так между собой называем.

— Почему вы заняли закрытую позицию, ведь копья в вас летят?

— Я не имею права говорить! Это не мы делаем: мы что, конкурс проводили? Мы что, строить будем? Или мы оформляли земельный участок? Почему мы должны отвечать, объясните мне? Я не имею права говорить за других. Я нанятый работник. Никто мне не давал права говорить за учредителей и за правительство области.

— Я правильно понимаю, что вы придерживаетесь позиции: новый зал — это подарок филармонии?

— Да. Подарок от людей, которые своим интересом пролоббировали в обществе идею, что Екатеринбургу нужен зал мирового уровня, если столица Урала хочет соответствовать масштабным целям: Экспо 2025, Иннопром, чемпионат мира по футболу. По всем мировым правилам, концертные залы — это инфраструктурный приоритет города. И они всегда строятся в самом центре, престижном месте. Примеров тысяча. Возьмите Кельн, где построили зал возле знаменитого собора, где ничего нет, и они вынуждены были уйти под землю. Поэтому, когда возник вопрос о новом концертном зале, и правительство области приняло решение, то тогда и определились с территорией для него. Филармония здесь конечно не выступает в роли получателя подарка. Мы надеемся, что мы будем эксплуатировать этот зал, потому что будет строится единый комплекс. Поймите, это не один концертный зал, а это комплекс, состоящий из четырех залов.

— Место для строительства кто выбирал?

— Место не мы выбирали. Этим занималась архитектурная общественность — союз архитекторов России. Поэтому мы не считаем себя виновными или первопричиной. У нас самих в этом доме пять квартир. И еще неизвестно, что с этими квартирами будет, потому что они государству принадлежат, а не нам.

— Но было же много вариантов, где можно было построить новый зал филармонии?

— За двенадцать лет поиска было пересмотрено большое количество земельных участков под строительство. Двенадцать лет шла работа с тремя губернаторами, менялись председатели правительства. Приезжал к нам по этому вопросу известный архитектор из Германии. Он вместе с нашими архитекторами весь город тогда обошел, выбрал три-четыре места, которые лучше всего могли подойти под концепцию концертного зала. Мы их подавали на одобрение города. Но нам под разными соусами на это отвечали — нет.

— Какие были варианты?

— Начиная с акватории городского пруда и набережной, заканчивая местом за Макаровским мостом на берегу и на акватории тоже. Были места в центре. И на улице Горького, и на Куйбышева, и даже возле Дворца спорта. Но выбор места рядом с действующей филармонией связан, во-первых, с центральным положением. Это место для горожан удобно и привычно и дат возможность создать единый концертный комплекс. Во-вторых — это расположение удобно с экономической и управленческой точки зрения. Если построить в разных местах, то надо менять логистику в филармонии. В-третьих — это исторические параллели. Парк Вайнера был клубным садом. Место, где сейчас находится учебный театр, принадлежало общественному собранию. И позже рядом никакого пятиэтажного дома не было, он появился в 50-е годы.

Сад Вайнера. Фото Яромир Романов / https://www.znak.com

Все кричат по поводу сада Вайнера. Это ведь тоже воспоминания 60-х годов. Тогда действительно на этом месте был парк, там была площадка, на которой до революции проходили концерты. Потом там была танцплощадка. Все ностальгируют по этому парку. А кто-нибудь был там в последние годы? Видели, сколько эти тополя дают пуха, какая там грязь, мусор, пьяницы…? Кто занимается парком? Никто! Кто-то его обслуживает? Нет. Заставили город сделать этот проект реконструкции парка, но его же эксплуатировать нельзя. И все опять кричат. Вот сейчас в Варшаве делают сад музыки, так и мы то же самое сделаем из сада Вайнера. Это будет ухоженная, организованная территория.

— Ну вы же понимаете, что несмотря на озвученные плюсы проекта, скандала по поводу сноса дома вам не избежать?

— Главная позиция всех, кто сейчас этим вопросом занимается — сделать лучше людям. Я уверен, что сейчас начнут предлагать жителям дома варианты выкупа, нормальные условия. Просто очень рано стали волну поднимать. Вот жильцы сейчас говорят: «С нами никто не разговаривал!». Ну правильно, еще не было понятно, кто, как и за какие деньги входит в этот проект. Идет же процесс! Поймите, никто их не бросит, никто по ним трактором не проедет.

— Буквально накануне были импровизированные слушания по проекту в рамках «Умной среды», и публика разделилась на два лагеря: не сносить дом, сносить ради проекта Захи Хадид в Екатеринбурге. Как получилось, что именно это бюро?

— В начале года вышло распоряжение губернатора на проведение конкурса на архитектурно-планировочную концепцию концертного зала. Было утверждено положение о конкурсе и о составе жюри. В него вошли архитекторы Москвы, Санкт-Петербурга, специалисты по акустике, чиновники и я вместе с пианистом Денисом Мацуевым и главным дирижером Дмитрием Лиссом. Минстрой, который занимался этим конкурсом, отправил всем мировым архитектурным бюро предложение поучаствовать. На первом этапе они получили 47 заявок. Важным критерием отбора был их опыт в строительстве подобных залов. Из них жюри, в темную, без всяких собраний, выбрало по электронной почте 10 бюро, из них девять зарубежных и одно из Екатеринбурга. Дали им три месяца на разработку концепции зала. В это время двое отсеялись: бюро из Китая и Италии. И потом жюри расставило баллы проектам, не зная их авторства. Первое место занял проект проекта бюро Захи Хадид, второе место — итальянско-японский архитекторы, третье — венгры. Они все получат свои призовые, согласно положению конкурса. И на этом этап конкурса заканчивается. А сейчас наступает второй этап — разработка проектно-сметной документации, прохождение государственной экспертизы. Этим будет заниматься областной минстрой.

— Когда начнется стройка?

— По моим подсчетам через полтора, два года.