Директор с дирижерской палочкой

10 мая 2018 скончался один из основателей театра «Новая Опера» и его многолетний директор Сергей Александрович ЛЫСЕНКО
Директор с дирижерской палочкой
Фото предоставлено пресс-службой театра "Новая опера"

Ушел из жизни замечательный музыкант яркого таланта, хормейстер, оперный дирижер. Человек удивительного, невероятного обаяния. Судьба подарила ему счастье творчества, он увидел воплощение своей мечты — построенный и процветающий театр, ставший одним из лучших музыкальных театров страны. В качестве директора он сумел удержать «Новую Оперу» на плаву после смерти художественного руководителя — Евгения Колобова. Благодаря подвижничеству и дирижерскому мастерству С. Лысенко на долгие годы продлилась жизнь колобовских спектаклей.

Однако судьба, казалось бы, всегда благоволившая к музыканту, в итоге обошлась с ним жестоко, не дав ему реализовать себя в полной мере, забрав его у нас в расцвете творческих сил.

Становление

Сергей Лысенко родился 10 декабря 1960 в Москве, в семье людей искусства. Его отец был директором известных творческих коллективов, мать — солисткой Ансамбля народного танца Игоря Моисеева. Будущему дирижеру повезло с педагогами: в музыкальной школе его талант развивала Бронислава Старостина, супруга крупного музыканта — дирижера Театра Эстрады, композитора, аранжировщика Владимира Старостина; в музыкальном училище при Московской консерватории его учителями были Игорь Агафонников — хормейстер Большого театра, художественный руководитель Государственного академического русского хора СССР, Ансамбля им. Александрова, Алла Кузьмина — одна из лучших в стране фортепианных педагогов. Нереализованную мечту — стать пианистом — Сергей Лысенко пронес через всю жизнь. На его выступления на академических и классных вечерах стекались полные залы. Он в совершенстве владел инструментом, исполняя и сложнейший фортепианный репертуар, и симфонические и оперные партитуры — как правило, наизусть.

В 1980 С. Лысенко поступил на дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории, в класс замечательного мастера Бориса Ляшко, а после службы в армии стал хормейстером Музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко.

Колобов

В 1987 театр имени Станиславского возглавил Евгений Колобов. Это событие определило судьбу С. Лысенко. Колобов поверил в талант молодого музыканта, а Лысенко безоговорочно поверил Колобову и навсегда стал его единомышленником.

В 1990 большая часть труппы вместе с Колобовым уходит из академических стен, чтобы создать свое детище — новый музыкальный театр. Пока проворачивались лопасти бюрократической машины, строилось здание нового театра, будущая труппа годами ютилась в нетопленных залах, давала концерты во дворцах культуры и других площадках, мало приспособленных для оперы. В числе тех, кто бок о бок с Е. Колобовым прошел эти испытания, став едва ли не главным сподвижником выдающегося дирижера, был С. Лысенко.

27 декабря 1997 в саду «Эрмитаж» было открыто великолепное здание театра «Новая Опера». В 1998 по предложению Колобова Лысенко стал исполнительным директором, а в 2003, после смерти Колобова — директором театра.

В том, что в «Новой Опере» в течение 15 лет были аншлаги, что здесь были созданы легендарные спектакли, состоялось множество премьер, наконец, в том, что после ухода из жизни Е. Колобова театр продолжил насыщенную, успешную творческую жизнь — огромная заслуга С. Лысенко.

Именно в этот сложнейший период ярко раскрылся его менеджерский талант. Благодаря усилиям С. Лысенко в течение нескольких сезонов главным дирижером «Новой Оперы» работал замечательный эстонский мастер, народный артист СССР Эри Клас, затем на этой должности — вновь по выбору проницательного директора — его сменил блистательный британский маэстро Ян Латам-Кениг, который работает с труппой по сей день.

Понимая ограниченность формата чисто оперного театра, директор привлек к сотрудничеству Имперский Русский Балет Г. Таранды, Государственный академический театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василева, Русский Национальный Балет С. Радченко. Став в разные годы фактически частью творческого ансамбля «Новой Оперы», эти известные коллективы не только принесли на ее сцену свои прекрасные спектакли, но и привлекли в театр десятки тысяч новых поклонников, укрепили его славу и авторитет.

Премьеры

С лета 2003 по август 2012, когда С. Лысенко был директором «Новой Оперы», театр выпустил в общей сложности 86 премьер — спектаклей и концертных программ. Впечатляет не только цифра но и, прежде всего, качество этих работ. Вот лишь некоторые «звездные» постановки: «Искатели жемчуга» Бизе (дирижер А. Гусь, режиссер Р. Виктюк), «Царская невеста» Римского-Корсакова (дирижер Ф. Коробов, режиссер Ю. Грымов), «Норма» Беллини (сценическая версия спектакля Государственной оперы Штутгарта, дирижер Ф. Коробов, режиссеры С. Морабито, Й. Вилер), «Волшебная флейта» Моцарта (дирижер Э. Клас, режиссер А. Фрайер), «Набукко» Верди (дирижер Е. Самойлов, режиссер А. Жагарс), «Любовный напиток» Доницетти (дирижер Э. Клас, режиссер Ю. Александров), «Лоэнгрин» Вагнера (дирижер Я. Латам-Кениг, режиссер К. Хольтен), «Севильский цирюльник» Россини (дирижер Э. Клас, режиссер Э. Мошински), «Летучая мышь» И. Штрауса (дирижер Э. Клас, режиссер М. Дейкема), «Иоланта» Чайковского (дирижер Е. Самойлов, режиссер Г. Шапошников), «Орлеанская дева» Чайковского (концертная версия, дирижер Е. Крицков), «Голос женщины» (спектакль по операм «Нежность» Губаренко, «Письмо незнакомки» Спадавеккиа, «Ожидание» Тариведиева, дирижер Е. Крицков, режиссер А. Чепинога), «Князь Игорь» Бородина (дирижер Е. Самойлов, режиссер Ю. Александров), программа «Opera&Jazz» (дирижер и солист А. Сарпила).

На сцене «Новой Оперы» в разные годы блистали мировые звезды вокального искусства — Хосе Кура, Инесса Галант, Соня Йончева, Даниэлла Барчелона, Паоло Бордонья.

Однако достижением ничуть не меньшим, чем этот впечатляющий список, была неповторимая творческая атмосфера, о которой с восторгом говорили все, кто хоть раз побывал в «Новой опере», работал с ее коллективом. Этот особый дух был создан и годами поддерживался в театре при самом активном участии директора.

Одним из главных свершений своей жизни С. Лысенко считал то, что в 2006 ему вместе с единомышленниками удалось добиться присвоению театру имени Евгения Колобова. Это был беспрецедентный случай в истории отечественного театра XXI века: театр получил имя нашего современника, своего создателя.

«Крещенская Неделя»

Неоценим вклад Сергея Лысенко в создание и развитие этого фестиваля. Он был посвящен памяти Евгения Колобова, который родился 19 января — в день великого православного праздника Крещения Господня. Фестиваль, прошедший впервые в 2005, стал ежегодным. Это была не только дань памяти дирижеру, но и мощный стимул творческого развития театра. Именно в рамках «Крещенской Недели» состоялись яркие сценические премьеры (например, уже упомянутые «Царская невеста» и «Иоланта», новая версия «Руслана и Людмилы» — дирижер С. Лысенко, режиссер И. Фадеев, «Званый ужин с итальянцами» Оффенбаха — дирижер Н. Винокуров, режиссер Г. Шапошников).

Были исполнены такие шедевры, как симфонии Малера, «Реквием» Форе, Месса «Глория» и опера «Джанни Скикки» Пуччини, фантазии по произведениям Вагнера и Гершвина (дирижер Э. Клас), «Военный реквием» Бриттена, «Риголетто» Верди, «Таис» Массне (дирижер Я. Латам-Кениг), концертные версии опер «Саломея» Р. Штрауса (дирижер А. Холд-Гарридо), «Псковитянка» Римского-Корсакова (дирижер Е. Самойлов), «Золушка» Россини (дирижер Д. Волосников), «Ломбардцы в первом крестовом походе» Верди (дирижер В. Валитов), «Хованщина»Мусоргского  (дирижер Д. Волосников), библейская кантата «Христос» Респиги (премьера в России, дирижер А. Гусь). Многие оперные премьеры, прозвучавшие на фестивале в концертном исполнении, позже становились полноценными репертуарными спектаклями.

На фестивале в разные годы выступили великие российские дирижеры, народные артисты СССР Ю. Темирканов, Г. Рождественский, В. Федосеев. В том, что «Крещенская Неделя» вышла на высочайший творческий уровень, став одним из главных событий московской и российской музыкальной жизни, огромная заслуга Сергея Лысенко.

Дирижер

Он и сам дирижировал оперными спектаклями — в рамках этого фестиваля и в ходе сезонов. Правда, не так часто, как хотел бы: обязанности директора отнимали большую часть времени и сил. За дирижерский пульт С. Лысенко впервые встал еще в середине 90-х по настоянию самого Колобова, который передал ему оперу Глинки «Руслан и Людмила». За ней последовали «Реквием» Верди, «Мария Стюарт» Доницетти, «О Моцарт! Моцарт…». После смерти Колобова Сергей Лысенко счел своим творческим и нравственным долгом сохранить в репертуаре эти колобовские спектакли, неизменно дирижируя по партитуре мастера, бережно сохраняя все детали его музыкального прочтения. Но он вовсе не был простым копиистом: те, кому посчастливилось видеть и слышать его в качестве дирижера, никогда не забудут его творческий огонь, мощную харизму и великолепное мастерство.

Награды

Творческий и административный талант С. Лысенко отмечен рядом званий, наград и премий: он был удостоен звания заслуженного артиста России, в 2003 вместе с Е. Колобовым (посмертно) и Н. Попович стал лауреатом Государственной премии — за создание театра. Сергей Лысенко — кавалер ордена Сергея Дягилева «За пользу русской культуре», награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

Уход

Увы, как это часто бывает, на фоне внешнего успеха в театре зрел конфликт, который привел к череде драматических событий. В начале августа 2012 С. Лысенко был вызван в Департамент культуры Москвы, которому подчиняется театр. Ему было объявлено, что контракт с ним как с директором «Новой Оперы» расторгнут досрочно. В качестве причины были названы финансовые и иные нарушения — впрочем, эти бездоказательные обвинения днем позже были дезавуированы самим департаментом. Однако ни обращение Сергея Лысенко в суд, ни письмо в его поддержку, подписанное всемирно известными музыкантами, не заставили департамент отменить несправедливое решение. Так по-чиновничьи бездушно в одно мгновенье была перечеркнута карьера одного из лучших театральных директоров Москвы, за 15 лет службы не получившего ни единого замечания или взыскания. Но это увольнение имело более серьезные, трагические последствия. Сергей Александрович был не только отстранен от своего детища, но и лишен возможности дирижировать. Он получил удар в спину от бывших друзей и коллег, которым бесконечно доверял и для которых очень многое сделал. Оправиться от этого удара он не смог, как не смог прижиться в Большом симфоническом оркестре и в Фонде Ирины Архиповой (которым руководил Владислав Пьявко), где пытался работать на административных должностях. Последние годы жизни музыкант провел в одиночестве, а мы, его друзья, не нашли времени и возможности оказаться рядом, помочь и поддержать. Одна за другой последовали болезни, приведшие в итоге к преждевременной кончине.

Память

7 июня 2018, во многом благодаря усилиям нынешнего руководства «Новой Оперы» и лично директора театра Д. Сибирцева, состоялась церемония захоронения урны с прахом С. Лысенко в колумбарии Ваганьковского кладбища. Присутствовали не только его друзья, но и почти весь коллектив театра, отдавший дань памяти и любви своему многолетнему директору. Символично, что Сергей Лысенко похоронен всего в нескольких метрах от могил Евгения Колобова и Натальи Попович. Их портреты смотрят друг на друга. Так основатели «Новой Оперы» снова оказались рядом — теперь уже навсегда.

Его смерть — не только трагедия, но и урок нам, живым. Надо находить время для друзей, общаться с ними не только в минуты триумфа, но и тогда, когда им горько и тяжело, когда они нуждаются в нашей помощи и поддержке. Возможно, тогда этот траурный раздел будет заполняться реже.

Роман БЕРЧЕНКО