Дети и «Вдова Клико». Итоги XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов

XIII Московский международный конкурс артистов балета и хореографов прошел с 11 по 20 июня 2017 на Исторической и Новой сценах Большого театра
Дети и «Вдова Клико». Итоги XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов

Учредители конкурса — Правительство Российской Федерации и Министерство культуры РФ.

Организатор — ФГБУК «Росконцерт».

Конкурс проводился в год 90-летнего юбилея Юрия Григоровича и предварял Год русского балета (2018) и 200-летия Мариуса Петипа.

Оргкомитет конкурса возглавляла зам. пред. Правительства РФ Ольга Голодец. По итогам заседания Оргкомитета были объявлены беспрецедентные за всю историю конкурса два Гран-При: 100 000$ — в номинации «Артисты балета» и 100 000$ — в номинации «Хореографы».

Жюри

Юрий Григорович (Россия, председатель); Марина Леонова, ректор МГАХ (Россия); Светлана Захарова, прима-балерина Большого театра (Россия); Юрий Фатеев, и.о. зав. балетной труппой Мариинского театра (Россия); Николай Цискаридзе, ректор АРБ им. А.Я. Вагановой (Россия); Вадим Писарев, худ. рук. Донецкого театра оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко (Украина); Кумико Очи, прима-балерина и художественный руководитель балетной компании «International Ochi Ballet» (Япония); Владимир Малахов (Австрия); Чу Цзидяао, худ. рук. театра the Liaoning Ballet (КНР); Валентин Елизарьев (Республика Беларусь); Оливье Патэ, педагог-репетитор Королевского балета Фландрии (Франция); Йоханнес Охман, худ. рук. Королевского балета Швеции (Швеция); Николай Хюббе, худ. рук. Датского королевского балета (Дания); Эдур Томас, худ. рук. Национального балета Эстонии; Джон Михан, хореограф, президент жюри Международного балетного конкурса в Джексоне (США); Маргерита Парилла, руководитель Департамента Аттестации высшего хореографического образования в Италии (Италия); Сергей Усанов, генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов, ответственный секретарь жюри (Россия).

География и статистика

17 апреля завершился прием заявок на участие в конкурсе. Было подано 278 заявок из 28 стран. По итогам отборочного тура по видеозаписям к участию в конкурсе было допущено 200 человек (170 в номинации «Артисты балета» и 30 — в номинации «Хореографы») из 27 стран (Албания, Аргентина, Армения, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Германия, Италия, Казахстан, Канада, Китай, Куба, Кыргызстан, Латвия, Мексика, Молдова, Панама, Португалия, Россия, США, Украина, Таджикистан, Финляндия, Швеция, Южная Корея, ЮАР, Япония). Участники из России представляли Москву, Воронеж, Ижевск, Йошкар-Олу, Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Пермь, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Уфу, Якутск.

Немного истории

Международный конкурс артистов балета был учрежден вслед за конкурсом П. И. Чайковского в 1969 и вскоре стал значимым явлением в мировом искусстве хореографии. Конкурс проводится раз в четыре года. У истоков его создания стояли легенды русского балетного искусства: Галина Уланова — председатель жюри I Конкурса, Игорь Моисеев, возглавлявший его оргкомитет, Ольга Лепешинская — председатель оргкомитета многих последующих конкурсов.

С 1973 года бессменным председателем жюри и худ. руководителем конкурса является Юрий Григорович.

Московский балетный конкурс открыл целую плеяду блестящих танцовщиков, ставших яркими звездами мирового балета второй половины XX и начала XXI вв. Среди них Михаил Барышников, Вячеслав Гордеев, Владимир Малахов, Герман Корнехо, Миса Куранага, Тьяго Суареш, Евгения Образцова, Иван Васильев, Наталья Осипова и многие другие.

За всю историю конкурса Гран-При были удостоены четыре артиста: Надежда Павлова (СССР) — на II Конкурсе в 1973;

Ирек Мухамедов (СССР) — на IV Конкурсе в 1981;

Андрей Баталов (Россия) — на VIII Конкурсе в 1997;

Денис Матвиенко (Украина) – на X Конкурсе артистов балета и хореографов в 2005.

В состав жюри конкурса в разные годы входили: Марина Семенова, Галина Уланова, Софья Головкина, Майя Плисецкая, Ирина Колпакова, Владимир Васильев, Иветт Шовире, Алисия Алонсо, Арнольд Хаскелл, Руди ван Данциг, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Хелги Томассен, Хулио Бокка и др.

Общее количество участников за 12 прошедших конкурсов — 1198 человек из 35 стран мира.

Плюс хореографы

С 2001 в рамках конкурса артистов балета проводится конкурс хореографов. C 2009 хореографы получили независимость от артистов-соискателей: представлять их хореографию могут любые артисты. Кроме того, смотр хореографических работ выделили в отдельное мероприятие: в этом году это были два потока, которые уложились в один день, 17 июня

II и III туры конкурса артистов балета, а также просмотры конкурса хореографов шли в прямой трансляция на medici.tv

Дети, kids, los niños …

С самого первого утреннего тура стало понятно, что тринадцатый московский смотр — это конкурс младшей группы. Здесь сразу определились лидеры, был задан хороший уровень, обнаружилась примечательная география. Юношеское вдохновение и яркие таланты детей предстали в незагримированном мудростью педагогов варианте.

У нас принято говорить о высоком, духовном, чистом, которое сосредоточено в балете. Надо уточнить: все эти красивые определения относятся к юношескому искусству. Внимание критиков и, как позже выяснилось, жюри держали две необыкновенные девочки из Америки и Южной Кореи. Пятнадцатилетняя Элизабет Бейер из Нью-Йорка сосредоточилась на вариациях из балетов Петипа («Венецианский карнавал» и «Арлекинада») и показала в них отменное владение техникой и стилем в американском изводе, была близка к баланчиновской интерпретации классического лексикона. Вариации она выбрала трудные, и ей хватило выдержки не сорваться на незнакомом подъеме нашей сцены. Она прошла и самую ответственную проверку вариацией с бубном из «Эсмеральды» в хор. Н. Березова. Номер так поставлен, что пара неверных движений может превратить его в вульгарный трюк (например, слишком громко ударить ногой по бубну или сделать слишком высокий батман на пальцах). Бейер представляла совсем юную грациозную Эсмеральду, которая развлекает прохожих танцами, а не завлекает кавалеров. Плюс отменные элевация (высокий прыжок) и вращение.

Кореянке Ли Субин уже 19, но в ее стране школу заканчивают позже. Она выступала в младшей группе, хотя у нее за плечами дебют в Приморском театре, где она танцевала «Баядерку». Она не похожа на худенькую и остренькую Бейер. Ли Субин танцует с размахом, усложняет движения, включает эмоции, темперамент. Она блеснула в выходной вариации Кармен из балета Алонсо (теперь этот авангардный балет, созданный для Майи Плисецкой, считается классикой XX века наравне с балетами Петипа) и очень трогательно и вместе с тем драматично станцевала балеринский монолог Никии (со змеей) из «Баядерки». Не совсем справедливо, что ей досталась лишь вторая премия, разделенная с китаянкой Ли Сыи, которая выступала уверенно, но более конвенционально, чем Ли Субин.

С другой стороны, тот факт, что среди призеров в группе соло среди девушек нет представительниц России, зато соревнуются американки, кореянки и китаянки, о многом говорит, в том числе и о кризисе. Сильных солисток от России не было и на взрослом конкурсе. И теперь рассуждать о некой расплывчатой азиатской школе больше нельзя. Есть первоклассная корейская школа, из нее выходят (время от времени) уверенные в себе, высокие, красивые и техничные танцовщики, имеющие представление о театральной стороне роли, и догоняющая ее немного агрессивная китайская школа, выпускающая балерин со специфическими представлениями о театре, но очень бойких, выносливых и конкурентоспособных (именно они займут позиции в среднестатистических немецких труппах). Кореянки устраиваются в более элитные компании, такие как Парижская Опера и Мариинский театр.

Об Америке трудно судить в целом, скорее всего на наш конкурс приехали ученицы хорошего педагога, и поэтому вся команда выступала ровно, а Бейер получила первую юношескую премию. Примечательно, что американки выступали не в дуэте, а в основном соло, чтобы не зависеть от прихоти партнера.

Элизабет Бейер. Фото Игорь Захаркин

Wunderkinder

Интересную игру вели юноши. Здесь с большим отрывом лидировали россияне. Самым подготовленным оказался ученик Дениса Медведева (солист Большого театра и самый молодой педагог в МГАХ) Денис Захаров из Уфы. Красивый, способный, уже избыточно нарциссичный, сосредоточенный на себе как Дориан Грей. Напрасно он выступал в дуэте с кукольной Елизаветой Кокоревой, дуэтный танец он пока украсить не в состоянии, но был великолепен в вариациях. Вслед за учителем Захаров демонстрирует геометричные ассамбле с зависанием в воздухе, легкие антраша, баллон и вращение. Все это с чистыми пятыми позициями и аккуратными приземлениями на круазе. Захаров еще год пробудет в академии, за плечами у него пять других побед в менее значительных конкурсах. Повезет Большому театру, если амбициозный артист выберет его своим домом.

Хорошие результаты у выступавшего соло Марко Чино, родившегося в русско-японской семье. У него не такие феноменальные данные и не такая яркая артистичность, как у Захарова, но подготовка в целом хорошая. Как и все японцы на конкурсе, Марко обладает выдержкой и внутренней самурайской силой, которая позволяет выходить из самых затруднительных положений во время выступления.

И, наконец, чудо-ребенок из Сыктывкара. Иван Сорокин родился в селе Усть-Кулом Республики Коми, он учится в Гимназии искусств при Главе Республики Коми имени Ю.А. Спиридонова в Сыктывкаре на отделении «искусство балета». Вероятно, он был самым молодым участником конкурса (14 лет). Длинноногий белокурый малыш после первого выхода на сцену в первом туре в вариации солиста из вставного па де де («Жизель», хор. Петипа) и вариации Франца из «Коппелии» завоевал симпатии зрителей и жюри. Особенно во втором туре, когда он танцевал вариацию из балета «Маркитантка» Пуни в хореографии Сен-Леона — ту самую, которую замечательно исполнял юный Сергей Вихарев на знаменитой записи сохранившегося Па де сиса из «Маркитантки». Он не накручивал туры, не бравировал элевацией и взрослым прыжком, но то, что он делал, он делал аккуратно, без ошибок, с вытянутыми подъемами абсолютно кошачьих мягких стоп (когда-то такими же стопами поражал Владимир Малахов). Сорокин понравился и в современном номере, когда выдувал неизвестно откуда на сцену белый пух («6 секунд» Вима Мердсон в хор. Антона Вальдбауэра). И вдруг случился нонсенс: фамилии мальчика не оказалось среди соискателей, прошедших на третий тур. Может быть, он и не тянул на победителя, а лишь на какой-то спецприз, но вот так отринуть возможность еще разок посмотреть на вундеркинда? Выяснилось, однако, что Сорокин и его педагог не рассчитывали на такой успех в Москве и не подготовили больше вариаций. Когда убегающего из театра ребенка поймали и спросили, куда он идет, он сказал, что у него уже взят билет на поезд в Сыктывкар (он даже не пошел смотреть результаты второго тура). Немного печальный эпизод для конкурса, но в судьбе будущего артиста наступят перемены: он уже получил приглашение для продолжения учебы в разные столичные школы, и, скорее всего выберет АРБ.

Елизавета Кокорева и Денис Захаров. Фото Игорь Захаркин

Бишкекский ренессанс

Соревнование в старшей группе проходило в спокойном порядке без удивительных взлетов и открытий, кроме одного. На конкурс приехала представительная команда из Киргизии. Это уже состоявшиеся артисты местного столичного театра, которые предъявили на московском состязании недюжинный талант в области героического балета. Речь идет в основном о солистах-мужчинах в возрасте от 19 до 26 лет, которые танцевали вариации Актеонов, Али, Солоров и Базилей на хорошем исполнительском уровне. Многие учились у одного педагога. Когда эти соискатели оказывались в зоне романтического балета, они испытывали заметную турбулентность: хромали пятые позиции и тер-а-терная техника. Но артисты замещали акварельные балетные нюансы мазками большого стиля — прыжками, вращениями и кульбитами в воздухе. Новую моду на кульбиты ввел Иван Васильев, подражать ему хотят и могут уже не только столичные артисты. По воле случая единственный артист, который представлял на конкурсе Мариинский театр, ученик Геннадия Селюцкого Эрнест Латыпов, тоже родом из Киргизии, но он демонстрировал более рафинированную пластику.

Призы «наших» иностранцев

Стабильно выступали артисты из Казахстана, Китая, Южной Кореи и Японии. По понятным причинам было мало темпераментных украинских танцовщиков, представляющих знаменитую киевскую школу (выпускники Киевского училища в Москву не приехали). На призовых местах оказались зарубежные артисты, танцующие в компаниях российских театров: бразильянка Мораес Гомес Аманда и японцы Мидори Терада и Окава Коя — солисты Татарского театра оперы и балета. Они достойно выступали, но открытиями конкурса не стали.

На встрече с жюри обсуждалось, почему на конкурс в Москву не приезжают артисты из Франции, Италии и Дании, но при этом много артистов из этих стран участвуют в Варненском конкурсе, уступающем нашему по значению и, особенно, по размеру премий. Иностранные члены жюри считают, что это связано не с уменьшением интереса к конкурсной культуре вообще, а с неудачным временем проведения московского состязания: в июне в европейских театрах идет активный сезон, и даже если дирекция отпускает артистов на две недели, то они не успевают подготовиться. Конкурс в Варне проходит во второй половине июля, когда у работающих в штате артистов отпуск.

Терада Мидори и Койя Окава (Япония). Фото Сергей Андреещев

Изогнутые линии

Конкурс хореографов в третий раз проходил в самостоятельном русле, когда 90 процентов работ соискателей показывались в специально отведенный для этого день. Но независимость хореографов от конкурса артистов не дала ожидаемой раскрепощенности их мысли: большинство постановщиков, подавших заявки, продолжают творить в ученическом русле, когда у них есть задание поставить номер на какую-то тему.

Чаще всего хореография пытается «описать» состояние человека, находящегося в угнетенном состоянии духа, загнанного обстоятельствами в угол, преодолевающего какие-то немыслимые надуманные невзгоды и неурядицы — природные, погодные, семейные, любовные и нравственные. Все понятно по названиям работ: «Путь», «Гнет» (Алексей Бусько, Украина), «Что случилось?» (китаец Чэн Лу), «Через невзгоды» (китаец Вэн Сяочао). Движения внятно «рассказывают» историю, артист с помощью этих движений и какой-то пантомимы интегрируется в нетеатральную реальность. Никто не думает про развитие внутри самого движения, про складывание оригинальных комбинации, не изобретает авторскую технику. Вот эта группа «проблемных» хореографов кажется совсем неперспективной для развития балета, хотя «спевший» про затейливые семейные дрязги китаец и получил первую премию. Светлана Захарова объяснила на встрече с журналистами свою позицию: она устала от агрессии и насилия в балете, поэтому ее предпочтения были на стороне хореографов, которые воспевают чувства и эмоции — любовь, дружбу, ревность.

Дети вдовы Клико

Конечно, нашлись и авторы, которые представляли веселые и гротесковые номера. Сразу несколько хореографов в этом году, не сговариваясь, поставили сценки с алкогольными аксессуарами. Никита Иванов рассказал про офисного выпивоху, который «встречается» с огромной бутылкой вина в пятницу в конце рабочего дня («Пятница» на музыку А. Шнитке). Антон Кочнев поставил мини-балет «Триумф вдовы Клико» про одну романтичную барышню, налившую себе дорогого шампанского в своем собственном будуаре, и вообразившую, будто она на вечеринке. Сарьян Сулейманов обошелся без картинок бытового пьянства, он сослался на Пикассо и назвал свой «высокохудожественный» номер «Любительница абсента» (музыка Э. Хэвитта).

Следующей после спиртного популярной темой для вдохновения стала орнитология: «Птица» Павла Глухова (на музыку Г. Эскотта)», «Птицы» Марии Бакурской (на музыку Зои Китинг) и самая толковая в «птичьей группе» «Чайка Джонатан» Нины Мадан (на музыку Л. Эйнауди, по мотивам романа Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»).

Два опуса были посвящены насекомым. Россияне Александр Могилев и Мария Бакурская поставили номера с названием «Мотылек», где артист(ка) в прямом смысле слова порхал(а) по/над сцене/ой.

Лягушка была права

И в заключение обзора хореографических номеров, представленных на XIII международном смотре, отмечу несколько ярких работ, в том числе и не участвующих в конкурсе. Ценность последних заключалась в том, что артисты побеспокоились о том, чтобы презентовать себя в иной пластике и более театральном амплуа.

Хороший и очень смешной номер «Парик» станцевал точный в классике Марк Чино на музыку фрагмента из Классической симфонии Прокофьева. Пудра, парик и приглушенный свет превратили занудноватого отличника в веселого лицедея. Вероника Ситало выбрала красивый и ритмичный номер «Сердце» в хореографии Марии Кафановой и исполнила на пуантах кардиограмму, буквально отанцовывая каждую черточку графика (сэмпл представляет собой оцифровку воображаемого звука прибора для ЭКГ).

Но самой изобретательной в выборе современной хореографии оказалась танцовщица из Латвии Эвелина Годунова, которая на всех турах танцевала прыжковые вариации, а когда дело дошло до демонстрации себя в ином «формате», она улеглась на сцене в образе Oophaga pumilio (тропического древолаза, маленькой лягушки), несколько секунд «сокращала» мышцы-ласты, «выплыла» на поверхность воды и продолжила гимнастическое путешествие по тропикам, не забываю при этом, что у нее не стопы и подъемы, а лягушачьи подушечки. Сочинила номер Милана Комарова на музыку А. Мельниковой.

Лягушка привела Эвелину к победе — она завоевала первую премию во взрослом состязании в группе «женщины соло».

Эвелина Годунова (Латвия). Фото Алекс Панков

Оба номера, которые показал будущий победитель конкурса хореографов чилиец Хименес Суньига, отличались от того, что приготовили его коллеги. В номере «Кинжал» хореограф отталкивался от музыки, хотел передать в танце эмоцию, ритм и настроение сердца лирического героя. Он использовал старую и очень популярную в свое время песню «Amor de hombre» Луиса Гомеса Эсколара. Номер скорее эстрадный, чем конкурсный, но его чувственность и упругий ритм покорили зрителей и жюри.

Во втором номере, где хореограф должен задействовать несколько человек, Суньига рассказал историю своей семьи в жанре евангельской притчи («Архипелаг» на музыку Ф. Шуберта) с мотивом Благовещения. Пластика в духе Килиана и Дуато, но с национальным колоритом. Пока рано говорить о рождении нового гения хореографии, но когда Суньига, вытянувший на жеребьевке последний тридцатый номер, вышел со своим «Кинжалом» на сцену и начал танцевать, на него смотрели как на Спасителя. Настоящая отдушина после тяжелого дня просмотра номеров. Хореограф сейчас живет и работает в Мадриде, скоро мы о нем обязательно услышим.

Екатерина Беляева

ЛАУРЕАТЫ

Конкурс хореографов

I премия и золотая медаль — Вен Сяочао (Китай), Суньига Хименес Эдуардо Андрес (Чили)
II премия и серебряная медаль — Нина Мадан (Россия), Андрей Меркурьев (Россия)
III премия и серебряная медаль — Лю Тхинтхин (Китай), Чен Лун (Китай)
Диплом и звание дипломанта — Александр Рюнтю, Кирилл Радев, Александр Могилев (все — Россия)

Конкурс артистов балета
Старшая группа

Женщины — дуэты

I премия не присуждена
II премия — Аманда Мораес Гомес (Бразилия)
III премия — Мидори Терада (Япония), Ао Динвэн (Китай)
Дипломы — Екатерина Чебыкина (Украина), Джой Вомак (США)

Мужчины — дуэты

I премия — Окава Коя (Япония)
II премия — Эрнест Латыпов (Россия)
III премия — Ван Джанфын (Китай)
Дипломы — Никита Ксенофонтов (Россия), Ли Сангмин (Южная Корея)

Женщины соло

I премия — Эвелина Годунова (Латвия)
II премия не присуждена
III премия — Лилия Зайнигабдинова (Россия)
Дипломы — Оширо Мишио (Япония), Сунь Имен (Китай)

Мужчины соло

I премия — Адамжан Бактияр (Казахстан)
II премия — Ма Мяоюань (Китай)
III премия — Марат Cыдыков (Кыргызстан)
Дипломы — Серик Накымпеков (Казахстан), Лю Цзявен (Китай)
Диплом за партнерство — Михаил Тимаев

Младшая группa

Девушки — дуэты

I премия — Елизавета Кокорева (Россия), Пак Сонми (Южная Корея)
II премия не присуждена
III премия — Екатерина Клявлина (Россия)
Дипломы — Елена Исеки (Япония), Дос Сантос Пинейро Ан Жулиет (Бразилия)

Юноши — дуэты

I премия — Денис Захаров (Россия)
II премия не присуждена
III премия — Гонкаувес Кайшета Виктор (Бразилия)

Девушки — соло

I премия — Элизабет Бейер (США)
II премия — Ли Сыи (Китай), Ли Субин (Южная Корея)
III премия не присуждена
Дипломы — Татьяна Кулиш-Лубская (Украина), Лорен Хантер (США), Джи Фрейтас Галвау Каролине (Бразилия), Алеся Лазарева (Россия)

Юноши — соло

I премия — Марк Чино (Россия)
II премия — Игорь Пугачев (Россия)
III премия — Карлис Цирулис (Латвия)
Дипломы — Размик Марукян (Армения), Аслан Алиев (Кыргызстан)