You have no items in your cart.
Десять лет на «Территории»: ретроспектива в «Гараже»
К своему десятилетнему юбилею фестиваль-школа «Территория» подготовил большую видеопрограмму из 25 названий: с 30 сентября по 10 октября в Музее современного искусства «Гараж» покажут лучшие спектакли, показанные на фестивале с 2006 по 2014 год. Некоторые из них зрители и критики продолжали обсуждать спустя месяцы после показов. Многие записи впервые покажут публично. Подробную программу ретроспективы можно посмотреть на сайте музея. Программу ретроспективы для ТеатрALL прокомментировала театральный критик и куратор Кристина Матвиенко.
Полнолуние
2010, режиссер — Филипп Григорьян
Сложенный из нескольких очень разных по составу и фактуре частей проект Филиппа Григорьяна, одного из современных российских «перформансистов». Современная композиторская музыка, японское буто, мультимедийная среда обитания, эффектное пение Натальи Пшеничниковой помещены в поле коллажа: все вроде бы вместе, но не пересекается. «Золотая Маска» за «эксперимент». 30 сентября, 19.30
Circo Ambulante
2011, режиссер — Андрей Могучий
Единственная московская вылазка Андрея Могучего, культурного героя петербургского андеграунда 1990-х, ныне возглавляющего БДТ, и главного «визуальщика» наших дней. Спектакль-сатира прошит политическими аллюзиями, исполнен артистами (Лия Ахеджакова и Альберт Филозов играют на одной сцене с «доковскими» звездами) с завидной откровенностью и запалом, а оформлен в духе олдскульного «трэша» художниками из «АХЕ». Словом, важный, по-хорошему дикий спектакль сегодня выглядит одним из символов времени. 1 октября. 13.30
Гамлет
2008, режиссер — Томас Остермайер
Непростая и неоднозначно воспринятая работа одного из самых важных мейнстримных режиссеров Европы. Эффектно начинаясь с появления вывалявшегося в мокрой земле вселенского кладбища главного героя, спектакль мучительно движется к попытке актуализировать шекспировский сюжет. 2 октября, 19.00
Свадебка. После вовлеченности
2006, хореограф — Татьяна Баганова
Уже классика российского современного танца от Татьяны Багановой и екатеринбургских «Провинциальных танцев»: изощренный пластически, маньеристский и мощный по энергетике сплав психофизики сегодняшней женщины, вообще гендерной проблематики и языческого ритуала. 3 октября, 12.00
Охота
2012, хореограф — Теро Сааринен
Энергичный, супертехничный и похожий на ритуальный танец опус знаменитого финна Теро Сааринена представляет из себя версию на тему «Свадебки» Стравинского и в режиме монолога демонстрирует силу и слабость современного человека перед лицом технического прогресса. 3 октября, 13.20
Человек в комнате
2010, хореограф — Каролин Карлсон
Танцевальный экспрессионизм от классика современного танца, американки финского происхождения Каролин Карлсон. Короткий и очень эффектный рассказ о художнике Марке Ротко поставлен ею для своего земляка, не менее известного хореографа и танцовщика Теро Сааринена. Здесь он работает и художником, и полотном, и краской одновременно. 3 октября, 14.00
Ад на земле
2008, хореограф — Констанца Макрас
Социальная хореография от латиноамериканки по происхождению Констанцы Макрас рассказывает о жизни молодых людей в берлинском районе Neukoelln, которому посвящена не одна пьеса современного немецкого драматурга. Полицейский, которого все боятся, молодежь разных кровей, случаи из их непростой жизни — вот материал для очень молодых танцоров, которые играют здесь самих себя. 3 октября, 14.40
Весна священная
2004, хореограф —Эдди Маалем
Впечатляющий опыт француза Эдди Маалема. «Весну священную» Стравинского исполняют 14 нигерийских танцоров: черное тело, заряженное мощной энергией, здесь исторгает прямо-таки нечеловеческие по силе эмоции. 3 октября, 16.20
Па-де-де с экскаватором
2005, Режиссер и хореограф — Доминик Буавен
Остроумно придуманный французским театром Beaue Geste спектакль под открытым небом: партнером настоящего экскаватора, с ковшом и всеми делами становится танцовщик с классической выправкой и в классическом же костюме. Исполняющий «па-де-де» Филипп Приассо вступает со своим железным другом в игру, а из игры рождаются настоящие отношения и даже ласка. Спектакль о том, что и грубый металл способен стать мягким как сердце. 3 октября, 17.30
VSPRS
2006, хореограф — Алан Платель
Один из самых громких спектаклей «Территории», поразивший тогда публику откровенностью, перверсиями и отсутствием всякой политкорректности. Витальность и беззащитность исполнителей VSPRS, профессионалов и «просто людей», заставляет здесь театр максимально приближаться к жизни, быть ее жестоким и честным партнером и зеркалом. 3 октября, 18.00
Антракт
2008, хореограф — Жозеф Надж
Одна из поздних работ француза венгерского происхождения, любимца российской фестивальной публики, клоуна и философа Жозефа Наджа. В «Антракте», сделанном на тему китайской «Книги перемен», есть фирменная наджевская меланхолия, есть загадочность послания и зеркало в качестве одного из главных символов, есть сам режиссер с длинным монологом, а за энергию действа отвечает квартет музыкантов, играющих на самых разных, в том числе экзотических, инструментах. 3 октября, 19.40
Бедная Лиза
2009, хореограф — Алла Сигалова
Одна из удавшихся попыток срастить балет и драматический театр в одном спектакле: в экспрессивном и лаконичном спектакле Сигаловой партнершей Андрея Меркурьева из Большого стала Чулпан Хаматова. Самое удивительное в этом спектакле — наблюдать за эмоциональным и пластическим рождением контакта между очень разными, в сущности, артистами. 4 октября, 11.00
Play
2010, хореограф — Сиди Ларби Шеркауи
Далеко
2004, хореограф — Сиди Ларби Шеркауи
Две разные и в то же время схожие по методу работы известного и довольно экзотического хореографа полубельгийского, полумарокканского происхождения, известного своим интересом к изучению взаимоотношений Запада и Востока через танец. Идея Play, которую Шеркауи исполняет вместе с известной индийской танцовщицей Шанталой Шивалингаппой, превращая язык тела в тончайшую вязь невидимых полунамеков, принадлежит легендарному немецкому хореографу Пине Бауш. А «Далеко» сделано по арабским мотивам, с восточными костюмами и с элементами единоборств. 4 октября, 12.40 и 14.00
ITMOI (In the mind of Igor)
2013, хореограф — Акрам Хан
Сочиненный на музыку современных композиторов оммаж Игорю Стравинскому создал «звезда» современного танца, британец Акрам Хан, хорошо известный не только всему миру (ставил церемонию открытия Олимпийских игр в Лондоне), но и российскому зрителю. ITMOI — красивая (как и аббревиатура) смесь танца дервишей, азиатского катхака, японского буто, но все переработано талантливой рукой воспитанного в мультикультурном обществе европейца. 4 октября, 15.00
Смертельный двигатель
2008, хореограф — Гидеон Образанек
Интереснейший опыт соединения высоких технологий и танца у австралийской группы Chunky Move происходил в режиме реального времени: то есть то, как с помощью лазеров и стробоскопов «рисовалось» пространство, зависело напрямую от движений и ритма танцоров. 4 октября, 16.15
Rausch
2012, режиссер — Фальк Рихтер, хореограф — Анук ван Дайк
Прекрасная вещь о бунте двадцатилетних, страдающих от нехватки любви, но выливающих свое страдание в социальный протест. Спектакль немецкого режиссера и драматурга Фалька Рихтера и голландского хореографа Анук ван Дайк точно фиксирует состояние душ целого поколения, общающегося друг с другом через фейсбук и не находящем поблизости никого, кто мог бы быть по-настоящему близким. Типичная для немецкой современной драматургии тема воплощена здесь с впечатляющей остротой и нежностью. 4 октября, 17.15
Карл Маркс. Капитал. Том 1
2006, режиссеры — Даниэль Ветцель, Хельгард Хауг (Rimini Protokoll)
Личные истории людей, живущих по обе стороны от бывшей Берлинской стены, косвенно связаны с библией марксизма. Умельцы из группы Rimini Protokoll прошили эти истории, рассказываемые самими героями, текстами из «Капитала» – получилась история «приключения идеи» на фоне библиотечных стеллажей. 5 октября, 19.00
Театр в тюрьме
2009, режиссеры — Алекс Дауэр, Кирилл Серебренников
Уникальная вещь в том смысле, что ее практически нельзя было увидеть, особенно живьем. Этот получасовой проект с заключенными британский режиссер Алекс Дауэр, специализирующийся на социальных проектах, и Кирилл Серебренников сделали в одной из колоний Пермского края. Содержательно в нем три части: рассказ Чехова «Налим», рассказ Бабеля и сочинение одного из подопечных колонии. Практически не ставшая достоянием общественности история становится в линейку важнейших социальных проектов российского театра 2000-х и является частью «пермской культурной революции». 6 октября, 19.00
Войцек
2012, режиссер — Кирилл Серебренников
Эффектные афиши «Войцека» украшают здание Национального театра в Риге до сих пор — спектакль является одним из здешних репертуарных хитов. Серебренников актуализировал пьесу Бюхнера, а точнее, проблему его героя-отщепенца, с поразительной точностью — передав силу агрессии к любому «чужому» внутри общества. 6 октября, 20.30
Дикая темнота
2009, режиссер — Пиппо Дельбоно
Показанный во время «Территории»-2009 на сцене Пермского театра оперы и балета (!) спектакль итальянца Пиппо Дельбоно соединяет открытость актеров-непрофессионалов, с которыми часто работает режиссер, и изощренную вязь фрагментов-появлений людей в масках и похожих на карнавальные костюмах. В основе — американская книга о человеке, умирающем от смертельной болезни. 7 октября, 13.00
Tragedia Endogonidia Br. #4 Brussels
2003, режиссер — Ромео Кастеллуччи
Впечатляющий образец театральной инсталляции Кастеллуччи: брюссельский «эпизод» из его большой серии, посвященной разным европейским городам, в каждом из которых находилась специфически местная черта (скажем, полицейская форма) и изучалась природа агрессии и давления на человека и не только. 8 октября, 19.00
Тебе, воланчик!
2002, режиссер —Элизабет ЛеКомпт
Спектакль классика американского перформанса, Элизабет ЛеКомпт, сделан по мотивам «Федры», но в действительности почти никакого отношения к древнегреческому сюжету не имеет. Предметом исследования в нем является пластическое растяжение времени и движения объектов в пространстве; а еще это — знаменитая «Вустер-групп», сочинения которой вписаны в учебник по современному театру. 8 октября, 19.40
Безгримье
2001, режиссер — Стефано Риччи
Спектакль, манифестирующий отказ режиссера Стефано Риччи от всякой театральности на сцене. Его же «100% Furioso» играли девушки в бикини и демонстрировали умение смешивать пластику, драму и личное присутствие на сцене — человека, а не артиста. 9 октября, 19.00
Враг народа
2012, режиссер —Томас Остермайер
Прошлогодний фестивальный хит Остермайера, объехавший множество стран. Идейный конфликт героя, не решившего, быть ли до конца принципиальным или все-таки отступить из благоразумия, Остермайер переносит прямиком в зал: у зрителей спектакля «Шаубюне» была возможность выйти на сцену или нет, в зависимости от того, чью сторону вы принимаете. Московская публика образца 2014 года была одна из самых активных. 10 октября, 19.00
Источник публикации: ТеатрALL, 21 сентября 2015, Кристина Матвиенко