Десять лет на «Территории»: ретроспектива в «Гараже»

Знаменитые спектакли фестиваля покажут на видео
Десять лет на «Территории»: ретроспектива в «Гараже»
Фото Д. Дубинский

К своему десятилетнему юбилею фестиваль-школа «Территория» подготовил большую видеопрограмму из 25 названий: с 30 сентября по 10 октября в Музее современного искусства «Гараж» покажут лучшие спектакли, показанные на фестивале с 2006 по 2014 год. Некоторые из них зрители и критики продолжали обсуждать спустя месяцы после показов. Многие записи впервые покажут публично. Подробную программу ретроспективы можно посмотреть на сайте музея. Программу ретроспективы для ТеатрALL прокомментировала театральный критик и куратор Кристина Матвиенко.

Полнолуние

2010, режиссер — Филипп Григорьян

Сложенный из нескольких очень разных по составу и фактуре частей проект Филиппа Григорьяна, одного из современных российских «перформансистов». Современная композиторская музыка, японское буто, мультимедийная среда обитания, эффектное пение Натальи Пшеничниковой помещены в поле коллажа: все вроде бы вместе, но не пересекается. «Золотая Маска» за «эксперимент». 30 сентября, 19.30

Circo Ambulante

2011, режиссер Андрей Могучий

Единственная московская вылазка Андрея Могучего, культурного героя петербургского андеграунда 1990-х, ныне возглавляющего БДТ, и главного «визуальщика» наших дней. Спектакль-сатира прошит политическими аллюзиями, исполнен артистами (Лия Ахеджакова и Альберт Филозов играют на одной сцене с «доковскими» звездами) с завидной откровенностью и запалом, а оформлен в духе олдскульного «трэша» художниками из «АХЕ». Словом, важный, по-хорошему дикий спектакль сегодня выглядит одним из символов времени. 1 октября. 13.30

Гамлет

2008, режиссер Томас Остермайер

Непростая и неоднозначно воспринятая работа одного из самых важных мейнстримных режиссеров Европы. Эффектно начинаясь с появления вывалявшегося в мокрой земле вселенского кладбища главного героя, спектакль мучительно движется к попытке актуализировать шекспировский сюжет. 2 октября, 19.00

Свадебка. После вовлеченности

2006, хореограф Татьяна Баганова

Уже классика российского современного танца от Татьяны Багановой и екатеринбургских «Провинциальных танцев»: изощренный пластически, маньеристский и мощный по энергетике сплав психофизики сегодняшней женщины, вообще гендерной проблематики и языческого ритуала. 3 октября, 12.00

Охота

2012, хореограф — Теро Сааринен

Энергичный, супертехничный и похожий на ритуальный танец опус знаменитого финна Теро Сааринена представляет из себя версию на тему «Свадебки» Стравинского и в режиме монолога демонстрирует силу и слабость современного человека перед лицом технического прогресса. 3 октября, 13.20

Человек в комнате

2010, хореограф — Каролин Карлсон

Танцевальный экспрессионизм от классика современного танца, американки финского происхождения Каролин Карлсон. Короткий и очень эффектный рассказ о художнике Марке Ротко поставлен ею для своего земляка, не менее известного хореографа и танцовщика Теро Сааринена. Здесь он работает и художником, и полотном, и краской одновременно. 3 октября, 14.00

Ад на земле

2008, хореограф Констанца Макрас

Социальная хореография от латиноамериканки по происхождению Констанцы Макрас рассказывает о жизни молодых людей в берлинском районе Neukoelln, которому посвящена не одна пьеса современного немецкого драматурга. Полицейский, которого все боятся, молодежь разных кровей, случаи из их непростой жизни — вот материал для очень молодых танцоров, которые играют здесь самих себя. 3 октября, 14.40

Весна священная

2004, хореограф Эдди Маалем

Впечатляющий опыт француза Эдди Маалема. «Весну священную» Стравинского исполняют 14 нигерийских танцоров: черное тело, заряженное мощной энергией, здесь исторгает прямо-таки нечеловеческие по силе эмоции. 3 октября, 16.20

Па-де-де с экскаватором

2005, Режиссер и хореограф Доминик Буавен

Остроумно придуманный французским театром Beaue Geste спектакль под открытым небом: партнером настоящего экскаватора, с ковшом и всеми делами становится танцовщик с классической выправкой и в классическом же костюме. Исполняющий «па-де-де» Филипп Приассо вступает со своим железным другом в игру, а из игры рождаются настоящие отношения и даже ласка. Спектакль о том, что и грубый металл способен стать мягким как сердце. 3 октября, 17.30

VSPRS

2006, хореограф Алан Платель

Один из самых громких спектаклей «Территории», поразивший тогда публику откровенностью, перверсиями и отсутствием всякой политкорректности. Витальность и беззащитность исполнителей VSPRS, профессионалов и «просто людей», заставляет здесь театр максимально приближаться к жизни, быть ее жестоким и честным партнером и зеркалом. 3 октября, 18.00

Антракт

2008, хореограф Жозеф Надж

Одна из поздних работ француза венгерского происхождения, любимца российской фестивальной публики, клоуна и философа Жозефа Наджа. В «Антракте», сделанном на тему китайской «Книги перемен», есть фирменная наджевская меланхолия, есть загадочность послания и зеркало в качестве одного из главных символов, есть сам режиссер с длинным монологом, а за энергию действа отвечает квартет музыкантов, играющих на самых разных, в том числе экзотических, инструментах. 3 октября, 19.40

Бедная Лиза

2009, хореограф Алла Сигалова

Одна из удавшихся попыток срастить балет и драматический театр в одном спектакле: в экспрессивном и лаконичном спектакле Сигаловой партнершей Андрея Меркурьева из Большого стала Чулпан Хаматова. Самое удивительное в этом спектакле — наблюдать за эмоциональным и пластическим рождением контакта между очень разными, в сущности, артистами. 4 октября, 11.00

Play

2010, хореограф Сиди Ларби Шеркауи

Далеко

2004, хореограф Сиди Ларби Шеркауи

Две разные и в то же время схожие по методу работы известного и довольно экзотического хореографа полубельгийского, полумарокканского происхождения, известного своим интересом к изучению взаимоотношений Запада и Востока через танец. Идея Play, которую Шеркауи исполняет вместе с известной индийской танцовщицей Шанталой Шивалингаппой, превращая язык тела в тончайшую вязь невидимых полунамеков, принадлежит легендарному немецкому хореографу Пине Бауш. А «Далеко» сделано по арабским мотивам, с восточными костюмами и с элементами единоборств. 4 октября, 12.40 и 14.00

ITMOI (In the mind of Igor)

2013, хореограф Акрам Хан

Сочиненный на музыку современных композиторов оммаж Игорю Стравинскому создал «звезда» современного танца, британец Акрам Хан, хорошо известный не только всему миру (ставил церемонию открытия Олимпийских игр в Лондоне), но и российскому зрителю. ITMOI — красивая (как и аббревиатура) смесь танца дервишей, азиатского катхака, японского буто, но все переработано талантливой рукой воспитанного в мультикультурном обществе европейца. 4 октября, 15.00

Смертельный двигатель

2008, хореограф Гидеон Образанек

Интереснейший опыт соединения высоких технологий и танца у австралийской группы Chunky Move происходил в режиме реального времени: то есть то, как с помощью лазеров и стробоскопов «рисовалось» пространство, зависело напрямую от движений и ритма танцоров. 4 октября, 16.15

Rausch

2012, режиссер Фальк Рихтер, хореограф Анук ван Дайк

Прекрасная вещь о бунте двадцатилетних, страдающих от нехватки любви, но выливающих свое страдание в социальный протест. Спектакль немецкого режиссера и драматурга Фалька Рихтера и голландского хореографа Анук ван Дайк точно фиксирует состояние душ целого поколения, общающегося друг с другом через фейсбук и не находящем поблизости никого, кто мог бы быть по-настоящему близким. Типичная для немецкой современной драматургии тема воплощена здесь с впечатляющей остротой и нежностью. 4 октября, 17.15

Карл Маркс. Капитал. Том 1

2006, режиссеры Даниэль Ветцель, Хельгард Хауг (Rimini Protokoll)

Личные истории людей, живущих по обе стороны от бывшей Берлинской стены, косвенно связаны с библией марксизма. Умельцы из группы Rimini Protokoll прошили эти истории, рассказываемые самими героями, текстами из «Капитала» – получилась история «приключения идеи» на фоне библиотечных стеллажей. 5 октября, 19.00

Театр в тюрьме

2009, режиссеры Алекс Дауэр, Кирилл Серебренников

Уникальная вещь в том смысле, что ее практически нельзя было увидеть, особенно живьем. Этот получасовой проект с заключенными британский режиссер Алекс Дауэр, специализирующийся на социальных проектах, и Кирилл Серебренников сделали в одной из колоний Пермского края. Содержательно в нем три части: рассказ Чехова «Налим», рассказ Бабеля и сочинение одного из подопечных колонии. Практически не ставшая достоянием общественности история становится в линейку важнейших социальных проектов российского театра 2000-х и является частью «пермской культурной революции». 6 октября, 19.00

Войцек

2012, режиссер Кирилл Серебренников

Эффектные афиши «Войцека» украшают здание Национального театра в Риге до сих пор — спектакль является одним из здешних репертуарных хитов. Серебренников актуализировал пьесу Бюхнера, а точнее, проблему его героя-отщепенца, с поразительной точностью — передав силу агрессии к любому «чужому» внутри общества. 6 октября, 20.30

Дикая темнота

2009, режиссер Пиппо Дельбоно

Показанный во время «Территории»-2009 на сцене Пермского театра оперы и балета (!) спектакль итальянца Пиппо Дельбоно соединяет открытость актеров-непрофессионалов, с которыми часто работает режиссер, и изощренную вязь фрагментов-появлений людей в масках и похожих на карнавальные костюмах. В основе — американская книга о человеке, умирающем от смертельной болезни. 7 октября, 13.00

Tragedia Endogonidia Br. #4 Brussels

2003, режиссер Ромео Кастеллуччи

Впечатляющий образец театральной инсталляции Кастеллуччи: брюссельский «эпизод» из его большой серии, посвященной разным европейским городам, в каждом из которых находилась специфически местная черта (скажем, полицейская форма) и изучалась природа агрессии и давления на человека и не только. 8 октября, 19.00

Тебе, воланчик!

2002, режиссер Элизабет ЛеКомпт

Спектакль классика американского перформанса, Элизабет ЛеКомпт, сделан по мотивам «Федры», но в действительности почти никакого отношения к древнегреческому сюжету не имеет. Предметом исследования в нем является пластическое растяжение времени и движения объектов в пространстве; а еще это — знаменитая «Вустер-групп», сочинения которой вписаны в учебник по современному театру. 8 октября, 19.40

Безгримье

2001, режиссер Стефано Риччи

Спектакль, манифестирующий отказ режиссера Стефано Риччи от всякой театральности на сцене. Его же «100% Furioso» играли девушки в бикини и демонстрировали умение смешивать пластику, драму и личное присутствие на сцене — человека, а не артиста. 9 октября, 19.00

Враг народа

2012, режиссер Томас Остермайер

Прошлогодний фестивальный хит Остермайера, объехавший множество стран. Идейный конфликт героя, не решившего, быть ли до конца принципиальным или все-таки отступить из благоразумия, Остермайер переносит прямиком в зал: у зрителей спектакля «Шаубюне» была возможность выйти на сцену или нет, в зависимости от того, чью сторону вы принимаете. Московская публика образца 2014 года была одна из самых активных. 10 октября, 19.00