Cité de la musique

В нынешнем сезоне исполнится два года новому архитектурному комплексу Парижской филармонии
Cité de la musique

Cité de la musique — Парижская филармония — это целый «Город Музыки» («Музыкоград») в квартале Ла-Вилетт 19-го округа Парижа. В музыкальный конгломерат, расположенный в самом большом парке на северо-востоке французской столицы, входит более 20 объектов, главные из них:

Филармония 1, или Большой зал (архитектор Жан Нувель; 2015)

собственно Cité de la Musique (Филармония 2) с двумя залами (Амфитеатр и Концертный зал), а также Музеем музыки (архитектор Кристиан де Портзампарк; 1995);

комплекс концертных залов Парижской консерватории, в 1991 переехавшей в новое здание на авеню Жан-Жорес в 19-м округе (архитектор Кристиан де Портзампарк)

Парк Ла-Виллетт возник на месте бывшей скотобойни и мясного рынка; его площадь примерно 55 га, 35 из которых — зеленые насаждения. Обустройство началось в 1982, и постепенно усилиями архитекторов это место преобразилось в общественно-коммерческий и развлекательно-образовательный комплекс, включающий в себя также Городок науки и промышленности. Квази-урбанистический ансамбль Ла-Виллетт поражает нестандартностью архитектурных форм, напоминая кадры из фантастических фильмов. Наиболее авангардно выглядит здание «Филармонии 1», открытием которой в январе 2015 завершилось переустройство «Города Музыки».

«Большие проекты» Миттерана

Наряду со стеклянной Пирамидой в Лувре, Музеем д’Орсе, Институтом арабского мира, театром Opéra Bastille и Национальной библиотекой, Ла-Виллетт был одним из так называемых «больших проектов» Франсуа Миттерана (президент Франции в 1981– 1995), направленных на обновление городского пространства. Далеко не все из этих затей казались парижанам удачными, но постепенно к новшествам привыкли, как к Эйфелевой башне, и они стали символами современного Парижа и нового духа французской нации.

Строительство «Города Музыки» началось в конце 80-х, когда парк Ла-Виллетт под руководством франко-швейцарского архитектора Бернара Чуми (Bernard Tschumi) уже приобрел свой футуристический вид.

Cité de la musique («Филармония 2») был торжественно открыт в 1995. Кроме двух концертных залов и Музея музыки, здесь расположены репетиционные помещения, выставочные залы, библиотека, медиатека, архивные помещения, образовательные кабинеты, рестораны и кафе.

Филармония № 1

Долгое время главной филармонической площадкой Парижа оставался зал «Плейель», одновременно здесь теснились резиденции Оркестра де Пари и Ор- кестра Радио Франс — несмотря на вместительный зрительный зал (1 900 мест) «Плейель» не располагает удобными ре- петиционными помещениями. Театр Елисейских полей с его тремя залами (в Большом на 2 000 мест также проходят концерты) в первую очередь все-таки театр со своей спецификой, репертуарной политикой и т. д. Появившийся в середине 90-х «Город Музыки» с двумя залами вместимостью не более 1 000 тоже не справлялся с потоком слушателей. Потребность «Большого Парижа» с населением 10,5 млн. в большом концертном зале для города была очевидна, тем более с учетом ежедневного потока туристов.

Проектный бюджет нового здания составлял 170 млн. евро и был поделен между правительством Франции (45%), муниципалитетом Парижа (45%) и «Парижским регионом» (Île de-France), одним из 27 округов Франции (10%). Однако итоговая стоимость всех затрат по возведению «Филармонии 1» более чем вдвое превысила первоначальную смету, составив (согласно различным источникам) от 380 млн. до 410 млн. евро.

Предполагалось, что проектированием и строительством будет заниматься все тот же Портзампарк, с самого начала создававший «Город Музыки». Однако, к тому времени Франция стала частью Европейского Союза, а согласно Законодательству ЕС, строительство подобных объектов требует проведения открытого конкурса. В апреле 2007 конкурс был проведен, и выиграл его другой французский архитектор с мировым именем — Жан Нувель, в активе которого новые концертные залы в Люцерне, Копенгагене и реконструкция Лионской оперы.

В партнеры Нувель взял Брижитт Метра, новозеландскую компанию «Маршалл Дэй Акустикс» (акустический дизайн помещений) и японский концерн «Нагата Акустикс» (акустические измерения и моделирование акустических параметров помещений). Требовалось найти необходимый баланс между поглощением и отражением звука и предотвратить проникновение нежелательных шумов с Окружной трассы Парижа, к которой вплотную примыкает Филармония 1. В решении этой задачи, помимо установки специальных панелей внутри здания, помогли звукопоглощающие плиты из каменной ваты (Rockwool), примененные во внешних конструкциях стен и кровли здания. Важным аспектом безопасности стала негорючесть стройматериалов.

Обязательное условие заказчика: ни один из слушателей не должен находиться далее 30–32 метров от дирижера. С учетом этого требования Большой зал был спроектирован по схеме виноградника — в виде многоуровневых террас, расположенных вокруг сцены. Впервые в практике современной архитектуры Нувель применил «подвесные балконы», присоединенные к стенам зала только мостиками, по которым на них и попадают посетители. Все это позволяет звуковым волнам со сцены свободнее распространяться по аудитории. Положение подвешенных к потолку специальных акустических панелей можно регулировать, тем самым меняя акустику естественным образом, не прибегая к электронной акустической коррекции, сложной в настройке и сомнительной в эффективности.

Максимальное число зрителей — 3 650. Специальные выдвижные части зала позволяют варьировать его объем и заполняемость. В соответствии с общей мультистилевой идеей зал-трансформер может приспосабливаться под разные типы мероприятий. Например, если планируется рок-концерт, то партер трансформируется в танцпол, а места, расположенные позади сцены, при необходимости становятся хоровыми станками, либо могут быть просто убраны, увеличивая пространство для сцены, которая в свою очередь подвижна (что особенно удобно для опер в концертном исполнении) и т. д. Мягкие гибкие линии и матовое золотистое сияние деревянного покрытия располагают к спокойному погружению в мир музыки.

Снаружи сложный силуэт здания образуют наклонные бетонные панели, а массивная крыша, отливающая металлическим блеском, — аллюзия на волнующееся Северное море. Именно крыша Филармонии 1 придает всему комплексу уникальный футуристический облик. Одновременно она является и смотровой площадкой — с 37-метровой высоты открываются захватывающие виды Парижа. Весь 7-й этаж отдан под панорамный ресторан с широким балконом, проходящим по всему периметру здания.

Bienvenue!

Дату открытия нового концертного зала Парижской филармонии назначили загодя за три года — на 14 января 2015 — и соблюли пунктуальность, несмотря на недоделки. Для этого пришлось отказаться от некоторых деталей, но главное не были проведены испытания и отладка акустики, что, по мнению Нувеля, «скомпрометировало проект» (на финальной стадии строительства многие решения принимались помимо воли архитектора и даже без консультаций с ним).

Торжественная инаугурация   состоялась в присутствии президента Франции Франсуа Олланда, который произнес приветственную речь. Напротив, обиженный Жан Нувель бойкотировал открытие своего детища. Свое решение он обосновал в открытом письме в газету «Ле Монд», где, в частности, выразил уверенность, что более чем двукратное превышение сметы — не его вина; лично он не потратил ни одного лишнего евро и поэтому не хотел бы слышать упреков в свой адрес.

В концерте открытия выступил Оркестр де Пари под управлением Пааво Ярви (в то время — главный дирижер; с 2016 в этой должности англичанин Дэниел Хардинг) с программой из произведений французских композиторов: «Реквием» Габриэля Форе, Ноктюрн «Surlemêmeaccord» («На одном аккорде») Анри Дютийё для скрипки с оркестром (солист Рено Капюсон), Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (солистка Элен Гримо) и сюита № 2 «Дафнис и Хлоя» Равеля, Концерт для оркестра современного французского композитора и органиста Тьерри Эскеша.

Программа открытия планировалась несколько иная, но произошедшая за неделю до этого трагедия в редакции «Шарли Эбдо» внесла свои коррективы: Реквием Форе был посвящен памяти погибших.

На следующий день Оркестр да Пари во главе с П. Ярви исполнил программу из русской и французской классики: «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, Первый фортепианный концерт П. Чайковского (солист — Ланг Ланг), во втором отделении прозвучала «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза.

С места в карьер

Сразу после открытия Филармонии 1 туда переехали все коллективы, ранее базировавшиеся в зале «Плейель» — Оркестр де Пари и ансамбль современной музыки Ensemble intercontemporain. Здесь же теперь находится репетиционная и концертная база нескольких коллективов, находящихся в статусе «ассоциированных артистов» (artiste associé): Национального оркестра Парижского региона (Иль-де-Франс), Камерного оркестра Парижа, ансамбля старинной музыки п/у Уильяма Кристи Les Arts Florissants.

Уже в следующий после открытия уик- энд в «Городе Музыки» состоялось в общей сложности 32 (!) мероприятия: 22 — в субботу (17 января 2015) и 10 — в воскресенье (18 января 2015): симфонические и камерные концерты, открытые репетиции, образовательные программы, выставки…

Вот как, например, выглядела афиша Cité de la Musique на 17 января 2015:

10:30 Филармония 1, Репетиционный зал — концерт-презентация Les Bouts du Rang («Диапазон оркестра»);

11:00 Филармония 1, Репетиционный зал — открытая репетиция оперы «Зигфрид» Вагнера;

11:00 Филармония 2, Концертный зал — солисты ансамбля Ensemble intercontemporain. «Перкуссионные танцы» (Такемицу, Грис, Тайр);

14:00 и 14:30 Филармония 2, Образовательный сектор — солисты Национального оркестра Иль-де-Франс. Квинтеты для духовых (Бизе, Россини, Арнольд, Фаркас);

14:30 Филармония 2, Концертный зал — Хор и Оркестр Парижа. «Кармина Бурана» Орфа;

14:30 Филармония 2, Музей музыки — лекция «Посвящение Адольфу Саксу»;

15:00 Концерт Камерного оркестра Парижа (Виенер, Стравинский, Пьяццолла, Саммер, Валле, Нельсон, Бернстайн);

15:00 и 16:00 Перкуссионная программа солистов Ensemble intercontemporain (Хьюбер, де Мей, Тайра),

15:00 Филармония 1, Образовательный сектор — солисты Камерного оркестра Парижа и Национального оркестра Иль-де-Франс (Струнный октет op. 20 Мендельсона);

15:30 Филармония 1, Образовательный сектор — Камерный оркестр Парижа (Россини, Бетховен);

15:30 Филармония 1, Фойе — Камерный оркестр Парижа. Попурри «Autour de Paris»;

16:00 Филармония 1, Большой зал — концерт Ланг Ланга из цикла «101 пианист» (Моцарт, Брамс, Шуберт);

16:30 и 17:00 Филармония 1, Фойе — Оркестр де Пари (Воан-Уильямс, Тарроди);

17:30 Филармония 1, Репетиционный зал — солисты Оркестра де Пари. «Ночь Берлиоза»;

17:30 Филармония 1, Фойе — джазовый концерт «Свинг!» с участием солистов Оркестра де Пари;

18:30 Филармония 2, Концертный зал — вечерняя программа Камерного оркестра Парижа п/у Л. Экуилби (Брух, Шуберт, Феликс и Фанни Мендельсон);

20:30 Филармония 1, Большой зал — вечерняя программа Оркестра де Пари п/у П. Ярви: «Половецкие пляски» Бородина, Первый концерт Чайковского (солист — Ланг Ланг), «Весна священная» Стравинского.

Музей музыки

В Музее музыки представлена коллекция редких музыкальных инструментов XVII–XX вв. — академических и народных. Есть и подлинные раритеты, относящиеся к XV–XVI вв. Всего в коллекции более 7000 инструментов и объектов искусства, из которых экспонируется около 1000.

Гордость музея — большое собрание европейских струнных инструментов (лютни, теорбы, почти 200 гитар различных эпох, скрипки Антонио Страдивари, семьи Гварнери, Николо Амати), французские и фламандские клавесины, фортепиано французских производителей Себастьяна Эрара и Игнаца Плейеля, а также саксофоны Адольфа Сакса. Отдельные экспонаты относятся к категории «национальное достояние» — к примеру, один из роялей Шопена или гитара Жоржа Брассенса.

В 2015–2016 музей представил экспозиции, посвященные Дэвиду Боуи, Марку Шагалу, Пьеру Булезу, Энди Уорхолу. Помимо выставок, в музее проходят творческие встречи, образовательные программы, мастер-классы, тематические концерты, во время которых коллекционные инструменты оживают в руках музыкантов.

Гибкая система

Сразу же после открытия Филармония 1 начала плавно вбирать в себя текущие программы и абонементы «Города Музыки» (Cité de la Musique), получившего еще одно наименование — «Филармония 2», тогда как новый комплекс Филармонии 1 стал обозначаться в программах и афишах просто как Philharmonie.

Основной целью первого сезона было привлечь в новый концертный зал новую аудиторию, для чего в программах предусмотрен широчайший диапазон жанров и стилей академической музыки от раннего средневековья, Ренессанса и барокко до современной музыки, а сверх того — джаз, поп, рок, этника, электроника, танцевальная музыка и прочие альтернативные направления. Процедура выбора концерта и покупки билетов чрезвычайно проста и комфортна — мероприятие на любой вкус и любую дату легко найти благодаря системе тонких фильтров (сортировка по жанру, исполнителю, площадке, ценовой категории и т. д.).

Ценовая политика весьма щадящая — стоимость билетов колеблется от 10 до 40 евро, на VIP-концерты — 10–70 евро, причем, в онлайн-продаж у поступают даже билеты за 10 евро. Разработана гибкая система скидок для детей, студентов, безработных, пенсионеров. Специальные скидки предусмотрены для владельцев абонементов, групп от 10 человек и т. п.

Филармония онлайн

Благодаря интернет-каналу Philharmonie Live пользователи со всего света могут смотреть многие концерты в прямой трансляции или позднее — в записи.

Информационный центр содержит большую коллекцию документов и материалов по истории музыки и исполнительства, а также собственный архив Парижской филармонии за многие годы. Все это доступно онлайн или в читальных залах библиотеки.

Филармония сегодня

При взгляде на расписание сезона 2016/2017 Парижской филармонии может показаться, что он проходит в эконом-режиме, особенно в будние дни — текущая афиша не так богата и разнообразна, как в дни открытия нового концертного комплекса. Заполнять в ежедневном режиме огромный конгломерат Cité de la Musique непросто, тем более во время экономического кризиса.

И все же периодически случаются «дни щедрости» (чаще всего суббота и воскресенье), а в программах и абонементах представлены имена выдающихся музыкантов, представляющих разные жанры и направления.

Среди пианистов, заявленных в этом сезоне — как М. Аргерих , М. Ж .Пиреш, М. Учида, Е. Леонская, В. Лисица, М. Плетнев, А. Любимов, Д. Баренбойм, М. Поллини, М. Перайя, А. Шифф, Н. Фрейре, К. Захариас, А. Торо, Н. Ангелич, З. Чочиева, Р. Блехач, Ланг Ланг, Юджа Ванг, Сунвук Ким, Д. Трифонов и др.

Из крупных дирижерских имен — К. фон Дохнаньи, Г. Рождественский (с РНО), Б. Хайтинк (с Лондонским симфоническим оркестром), Р. Мути (с Чикагским симфоническим оркестром), Дж. Э. Гардинер (Orchestre Révolutionnaire et Romantique), У. Кристи (Les Arts Florissants), М. Минковски (Les Musiciens du Louvre), Р. Шайи (с оркестром «Ла Скала»), В. Гергиев (с Мюнхенским филармоническим оркестром), А. Паппано (с оркестром Академии «Санта- Чечилия»), В. Юровский (с Камерным оркестром Европы), А. Нельсонс (с оркестром «Концертгебау»), Т. Сохиев (с оркестром Капитолия Тулузы), В. Петренко (с Ливерпульским филармоническим оркестром).

Отдельно следует назвать английского маэстро Дэниела Хардинга (р. 1975), для которого нынешний сезон — первый в качестве шефа/

Парижская филармония ищет и находит нестандартные пути к слушателям, уделяя внимание массовым популярным жанрам, активно внедряя интерактив и визуализацию (кинопоказы, выставки в сопровождении «живой» музыки, анимация и квесты для детей, опен-эйры и т. п.).

Среди проектов филармонии — тематические музыкальные уикенды. Цикл концертов, проходящих в выходные дни и объединенных одной темой, жанром, фигурой композитора или исполнителя, тем или иным инструментом или каким-то географическим объектом, складывается в своеобразный мини-фестиваль, монографию или мини-абонемент. Количество концертов и музыкальных событий в рамках таких уикендов доходит до 10 (и более) ежедневно, напоминая о насыщенных до предела днях инаугурации «Города Музыки» зимой 2015.

В плане сезона 2016/2017 30 тематических уикендов на любой вкус, в том числе:

тема Фауста в музыке;

Рахманинов-уикенд (7 концертов при участии А. Торо, А. Мельникова, В. Джиоевой);

Моцарт-уикенд;

EIC 40 WEEKEND (к 40-летию l’Ensemble intercontemporain — одного из постоянных резидентов филармонии, детища Пьера Булеза, созданного им в 1976);

аутентичная этника Ближнего Востока и Передней Азии (с участием Ж. Саваля); новейшая музыка (электро, контемпорари, нойз и т. п.) от солистов завтрашнего дня и история саундтреков к видео- и компьютерным играм;

творчество композиторов Стива Райха, Джона Адамса и Джона Зорна, гитариста Брюса Десснера, кинорежиссера Джима Джармуша (каждому — свой персональный уикенд);

Рождественский, Пасхальный, Кельтский, Арабский, Американский, Ямайский, Танцевальный уиэкенды с соответствующими концертными программами, лекциями и выставками.

Хедлайнер нынешних уикендов — Бетховен, творчеству которого было посвящено два больших цикла в октябре-ноябре.

Ludwig van Weekend (2):

18 ноября 2016, пятница

18:30 Филармония 1, Репетиционный зал (вход свободный) — дебаты «Бетховен: признание и интерпретация».

20:30 Филармония 1, Большой зал (с конца октября он носит имя Пьера Булеза) — Национальный оркестр Капитолия Тулузы, дирижер Туган Сохиев: Бетховен (Тройной концерт для виолончели, скрипки и форте- пиано с оркестром; солисты: Иштван Вар- даи, Гай Браунштейн, Сунвук Ким), Брамс (Симфония № 4), Юг Дюфур (Ur-Geraüsch /«Первичный шум», французская премьера опуса, созданного в 2016 на тему «Героиче- ской симфонии» для Бетховенского фестиваля в Бонне).

 

19 ноября 2016, суббота

10:00 Филармония 2 (Cité de la Musique)/Rue musicale (вход свободный) — Инсталляция BEERTHOVEN©.

11:00 Филармония 1, Большой зал («Семейный абонемент») — Национальный оркестр Иль-де-Франс, дирижер Энрике Маццола: Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5, солист — Луи Лортье.

12:00 Филармония 2, Rue musicale (вход свободный) — Юношеский оркестр Франции: К. Ф. Э. Бах. Дуэт для гобоя и скрипки, солистки: Нафелина Мусаэлян, София Хушль.

12:00 Филармония 1, Холл (вход свободный) — Солисты Юношеского оркестра Франции: Жан Красс. Квинтет для скрипки, альта, виолончели, флейты и арфы (1-я и 4-я части).

12:30 Филармония 2, Концертный зал — Оркестр Франш-Конте им. В. Гюго: программа симфонической музыки «Баталии» (Бетховен: «Победа Веллингтона», Девьен: «Сражение при Жемаппе», Лист: «Битва гуннов», Чайковский: Увертюра «1812» с показом короткометражного фильма).

14:00 Филармония 1, Холл (вход свободный) — солисты Юношеского оркестра Франции: Жан Красс. Квинтет для скрипки, альта, виолончели, флейты и арфы (1-я и 4-я части).

14:30 Филармония 2, Амфитеатр — Жан- Франсуа Хейсер (фортепиано): Бетховен. 33 вариации на тему вальса Диабелли; Филипп Манури. Veränderungen («Изменения»). 14:30 и 16:00 Филармония 1,

Конференц- зал — Солисты l’Ensemble intercontemporain: М. Кагель «Людвиг ван» (коллаж музыки к одноименному фильму, 1969).

16:15 и 17:00 Филармония 2, Rue musicale (вход свободный) — Солисты Юношеского оркестра Франции (Геза Фрид: Румынские отзвуки).

16:30 Филармония 1, Конференц-зал — Встреча с солистами l’Ensemble intercontemporain (тема: Кагель и его фильм о Бетховене).

17:30 Филармония 2, Концертный зал — Жан- Франсуа Хейсер (фортепиано) и Оркестр Пуату-Шарант (Бетховен в обр. Ханса Цендера, 2011: 33 вариации на тему вальса Диабелли для фортепиано с оркестром).

20:00 Филармония 1, Холл (вход свободный) — Солисты Юношеского оркестра Франции: Жан Красс. Квинтет для скрипки, альта, виолончели, флейты и арфы (1-я и 4-я части).

20:30 Филармония 1, Большой зал — Национальный оркестр Бордо-Аквитании, дирижер Пол Дэниел: Бетховен (музыка к трагедии Гете «Эгмонт»; Концерт для фортепиано с оркестром № 5, солист — Николас Ангелич); Шуман, Шопен (фортепианные миниатюры); Бретт Дин («Завет»).

 

20 ноября 2016, воскресенье

10:00 Филармония 2 (Cité de la Musique)/Rue musicale (вход свободный) — Инсталляция BEERTHOVEN©.

11:00 Филармония 1, Большой зал — Оркестр Парижской консерватории, дирижер Александр Блох: концертная программа «Встреча» (Бетховен: Увертюра «Творения Прометея», Концерт для фортепиано с оркестром № 4; Моцарт: Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Концерт для фортепиано с оркестром № 27). Солисты: Алексей Любимов, Реми Женье.

12: 15 Филармония 1, Холл (вход свободный) — Юношеский оркестр Франции: К. Ф. Э. Бах. Дуэт для гобоя и скрипки, солистки: Нафелина Мусаэлян, София Хушль.

12:30 Филармония 1, Конференц-зал (вход свободный при наличии мест) — Солисты Камерного оркестра Парижа: концертная программа «Валторна и струнные» (Бетховен: Секстет ми-бемоль мажор ор.81b; Моцарт: 3 дуэта для 2-х валторн, Дивертисмент-шутка «Секстет деревенских музыкантов» К.522, или «Деревенская симфония»).

12:30 Филармония 1, Образовательный сектор (бронирование на сайте в день мероприятия) — «Праздник оркестра» (музыкальное ателье для детей 7–11 лет): встреча с солистами Камерного оркестра Парижа и беседа на тему «Виолончель и валторна».

14:00 Филармония 2, Rue musicale (вход свободный) — Юношеский оркестр Франции: К. Ф. Э. Бах. Дуэт для гобоя и скрипки, солистки: Нафелина Мусаэлян, София Хушль.

14:30 Филармония 2, Концертный зал — Камерный оркестр Савойи, дирижер Николя Шальвен: интерактивная программа «Бетховен или не Бетховен?» (музыка Бетховена и его подражателей и эпигонов);

15:45 и 18:30 Филармония 2, Rue musicale;

17:45 Филармония 1, Холл (вход свободный) — Солисты Юношеского оркестра Франции (Вацлав Нельхибель: Брасс-трио для трубы, тромбона и валторны).

16:30 Филармония 1, Большой зал — Страсбургский филармонический оркестр и хор Оркестра де Пари, дирижер Мишель Табачник: симфоническая программа «Ода радости» (Бетховен: Симфония № 9; А. Дютийё: Muss es sein?/«Должен ли он быть?»). Солисты: Э. Суннегардх, Р. Шахам, С. Давислим, Ф. Й. Зелиг.

19:00 Филармония 2, Концертный зал — Оркестр Пикардии: интерактивная программа «Бетховен online» (Бетховен: Симфония № 7; Бернард Каванна: «Компьютерные багатели», интроспекции по мотивам фрагментов Симфонии № 9 Бетховена для оркестра и хора смартфонов, мировая премьера).

Кроме того, в Филармонии 1 с 14 октября 2016 по 29 января 2017 развернута экспозиция «Людвиг ван. Миф «Бетховен» (вход — 10 евро).

Послесловие

Серьезный удар по концертной индустрии Парижа и всей Франции нанесла серия терактов. Многие парижане и жители страны перестали посещать зрелищные мероприятия. Значительно сократился приток иностранных туристов. Как сообщает BBC, за 1-е полугодие 2016 в Париж приехало на миллион туристов меньше, чем за тот же период 2015. падение доходов за первые шесть месяцев 2016 составило €750 млн., за тот же период посещаемость Лувра упала на 20%. Такая же тенденция и в других музеях страны. При этом доходы от индустрии туризма во Франции составляют 7% от ВВП.

В этой ситуации министр по делам культуры и коммуникаций Одри Азулай в октябре объявила об увеличении государственного финансирования культуры в 2017 на 6,6% — до €2,9 млрд. Это рекордные цифры в истории страны. Также объявлено о создании межведомственного фонда укрепления инфраструктуры безопасности французских музеев. Новый бюджет включает увеличение музейного финансирования на 5% и увеличение средств на приобретение новых экспонатов для региональных и национальных музеев — на 12%.

Надо полагать, что и Парижская филармония не останется без дополнительного финансирования.

Адрес Парижской филармонии в интернете: http://philharmoniedeparis.fr