Человек-фестиваль

Мартин Энгстрем удостоен Премии Дмитрия Шостаковича
Человек-фестиваль

Мартин Энгстрем родился в 1953 в Стокгольме. Выпускник Стокгольмского университета, получил научную степень в области истории музыки.

Один из основателей агентства «Opera et Concert» в Париже. С 1986 живет в Швейцарии. В 80‑е годы был консультантом звукозаписывающей компании EMI, с 1995 по 2005 занимал пост вице-президента по работе с исполнителями и репертуару Deutsche Grammophon.

Член жюри многих международных конкурсов, в т. ч. XIV и XV Конкурса им. Чайковского по специальности фортепиано, I Конкурса оперных певцов Г. Вишневской, Конкурсов им. Арт. Рубинштейна, им. Паганини, «Das Lied» Т. Квастхоффа.

В ГМИИ им. Пушкина 21 апреля 2015 вручена Премия им. Д.Д. Шостаковича, присуждаемая Благотворительным фондом Юрия Башмета. Ее обладателем за 2014 стал известный музыкальный деятель, основатель и директор фестиваля в Вербье Мартин Энгстрем.

На пресс-конференции, посвященной этому событию, присутствовали Ю. Башмет, президент ГМИИ И. Антонова, соучредитель фонда Ю. Башмета А. Митрошенков, виолончелист М. Майский.

Затем состоялся концерт с участием Ю. Башмета, М. Майского и ансамбля «Солисты Москвы». Прозвучали сочинения В. А. Моцарта, И. Брамса, Т. Такемицу, А. Шнитке. М. Майский солировал в Вариациях на тему рококо П. Чайковского.

Премия имени Д. Шостаковича вручается Благотворительным фондом Юрия Башмета с 1995. Первым ее лауреатом был Г. Кремер. До 2004 премия присуждалась ежегодно, с 2004 — только по четным годам.

Лауреаты прошлых лет — Т. Квастхофф, В. Гергиев, В. Третьяков, А.-С. Муттер, О. Бородина, И. Антонова, Н. Гутман, Е. Кисин, М. Венгеров, А. Ратманский, Е. Бронфман, Д. Мацуев, Тан Дун.

Денежный эквивалент премии — $25 тыс. (лауреаты традиционно отдают их на благотворительные цели). Лауреату вручается памятная статуэтка работы А. Налича.

Quel est Verbier?

Небольшие швейцарские города славятся летними фестивалями. В 1956 в Гштааде (население — около 7000 чел.) основал свой фестиваль И. Менухин. В этом году он пройдет в 60‑й раз.

С 2002 М. Аргерих проводит свой именной фестиваль в Лугано.

Горный воздух, покой, великолепные условия, дружеская атмосфера «всех своих» — все располагает к творчеству и дружескому общению. Многие «великие музыканты мира сего» с удовольствием пользуются предоставляемыми возможностями.

Вербье — горнолыжный курорт в Южной Швейцарии (ее франкоязычной части), на высоте 1500 м, неподалеку от Монблана. Население — чуть более 2000 человек. Музыкальный фестиваль был основан М. Энгстремом в 1994.

Также Энгстрем учредил Фестивальную Академию музыки (Verbier Festival & Academy) и вместе с Дж. Ливайном основал фестивальный оркестр.

Партнеры Фестиваля — фирма Nestle и швейцарская банковская группа Julius Baer, а также «группы друзей фестиваля» в Швейцарии, Великобритании и США — частные лица, которые, соответственно размеру взноса, приглашаются на фестиваль на срок от 11 до 30 дней.

Фестиваль проводит обширную образовательную программу для молодых музыкантов (от 18 до 30 лет), включающую занятия в Фестивальной академии, мастер-классы, участие в репетициях и концертах фестивальных оркестров (камерного, симфонического, молодежного камерного) под руководством выдающихся дирижеров (проживание — в семьях местных жителей). Стоимость участия с учетом проезда, проживания и расходов на обучение — 3500 CHF: эти гранты предоставляются за счет пожертвований друзей фестиваля, а также краудфандинга (сбора средств через интернет).

Фестиваль 2015

22-й фестиваль пройдет с 17 июля по 2 августа. В программе — более 50 концертов: клавирабенды Г. Соколова, Д. Мацуева, А. Мельникова, А. Шиффа, Я. Лисецки, К. Буниатишвили, Б. Рана, Йеквон Санву, 92-летнего М. Пресслера; дуэта Д. Трифонов — С. Бабаян. В. Гергиев предстанет и как дирижер, и как пианист — в Концерте для трех фортепиано с оркестром Моцарта с Д. Мацуевым и Д. Трифоновым. Мацуев, в свою очередь, выступит в дуэте с солистом Мариинского театра М. Петренко.

В разных ипостасях выступят почти все участники: как солисты и дирижеры, с оркестром и в камерных ансамблях, некоторые из которых возникают прямо в дни фестиваля.

В числе участников — Ю. Башмет, Л. Кавакос, Л. Харрел, Р. и Г. Капюсон, М. Майский, А. Ситковецкий, Дж. Белл (солист и дирижер), Ф. Леле, А. Георгиу, Т. Квастхофф, И. Абдразаков, Т. Моногарова.

Дирижировать Фестивальным оркестром будут Дж. Ливайн, Дж. Нозеда, Ш. Дютуа, Т. Коопман, З. Мета. Одним из центральных событий станет исполнение 2-й симфонии Малера (дир. З. Мета). В последний день слушатели Фестивальной академии исполнят оперу Пуччини «Богема».

Полная программа фестиваля здесь.

«Абсолютный русофил»

В юности Энгстрем познакомился с русской культурой, в 16 лет впервые побывал в Ленинграде. С тех пор он испытывает особую привязанность к России. В одном из интервью он назвал себя «абсолютным русофилом».

Фестиваль в Вербье порой называют «вотчиной» российских исполнителей. Здесь не раз выступали и те, кто приедет в этом году, а также М. Плетнев, Ю. Темирканов, А. Нетребко, Б. Березовский, Н. Луганский, Е. Кисин, В. Репин, М. Венгеров, Е. Леонская, А. Володось…

В 2008 состоялась премьера произведения Р. Щедрина «Бельканто на русский манер», созданного по заказу фестиваля, а в 2013 — «In Praise of Peace» Л. Ауэрбах.

Л. Ауэрбах и ныне в числе участников — как пианистка и композитор. В сольном концерте она исполнит Этюды-картины Рахманинова и «Картинки с выставки» Мусоргского в собственной аранжировке. Она примет участие и в одном из камерных вечеров, где прозвучит ее Фортепианное трио №2 и ее же аранжировка 2-й флейтовой сонаты Прокофьева для трио в составе гобоя, виолончели и фортепиано.

До 2011 постоянным участником фестиваля был Г. К ремер, но отказался от участия, написав М. Энгстрему открытое письмо с объяснением своего решения:

«Я больше не хочу быть частью “тусовки ради самой тусовки” <…> дышать воздухом, наполненным искаженными ценностями. Все мы должны что-то делать с сомнительным состоянием нашего музыкального мира, в котором “звезды” значат больше, чем творчество, рейтинги — больше, чем подлинный талант, а цифры — больше, чем… звуки.

Сегодня слово “исполнитель” теряет свой подлинный смысл, свою “ценность”. Это больше не мое время. Я оставляю его тем, кто в него верит, будь то слушатели или молодые новые исполнители, превосходно умеющие ублажать публику, оставаясь ПУСТЫМИ. Многие из них (к счастью, не все!) больше, чем творчеством, заняты погоней за признанием на виртуальном пьедестале. Редко речь идет о преданности искусству. <…> Мне не по душе участвовать в вездесущей вакханалии, которая за последнее время охватила музыкальный рынок.

Я также надеюсь, что когда-нибудь ты отдалишься от тех музыкантов, которые используют возможность выступать для своих целей, вместо того чтобы СЛУЖИТЬ музыке, рады показать себя и насладиться атмосферой радостной “совместности”.

Сегодня многие фестивали позволяют себе совмещать раскрутку и развлечение. Показателем этого стала популярность кроссовера и так называемых special events. Этот ширпотреб притягателен и для широкой публики, и для всех, кто хочет продемонстрировать себя, мечтает о признании и славе. <…> НАСТОЯЩИЕ артисты еще не исчезли окончательно. Но они редки, как птеродактили, а Вербье, скорее, потворствует созданию мистификаций и подмене тех, кто действительно служил ИСКУССТВУ, теми, кто на нем промышляет».

Последователей у Г. Кремера не нашлось, и по-прежнему в середине лета в Вербье собираются десятки самых известных музыкантов — как молодых, так и прославленных, — чтобы помузицировать и пообщаться в приятной обстановке.