Быть или не быть музыкальной критике?

Быть или не быть музыкальной критике?
Фото Александр Иванов

«Говорить о музыке – всё равно, что танцевать об архитектуре»,

– припечатал профессию музыкального критика американский актер Стив Мартин. Однако музыка и музыкальная критика всегда идут рука об руку, и обращать музыку в буквы труженики пера будут до тех пор, пока не растает финальная нота прощальной мелодии в тишине гибнущего мира.

«Я верю, что, рождаясь в жизнь, художественное произведение в свою очередь рождает вокруг себя энергию мысли»,

– сказал музыковед и композитор Борис Асафьев, подтверждая, что рефлексия творческого процесса в текстах журналистов – вещь неизбежная и дружественная этому процессу.

Писать об искусстве нужно, и нужно делать это хорошо. Пятый Транссибирский Арт-фестиваль решил обеспечить арт-критикам образовательную базу и возможность обмена мнениями и мыслями и открыл Академию арт-журналистики.

“Сущность музыки – откровение, о ней нельзя дать никакого отчета, и подлинная музыкальная критика есть наука, основанная на откровении”.

Генрих Гейне (1797 – 1856), немецкий поэт

Занятия Академии прошли с 19 по 22 марта 2018 года. Ее участников гостеприимно приютил ДК «Энергия» г. Новосибирска, руководитель которого Анастасия Медведко всегда покровительствует творческим образовательным проектам Транссибирского Арт-фестиваля.

Куратором академии стал известный московский журналист, главный редактор газеты и интернет-издания «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов.

В своей приветственной речи на открытии Академии Андрей Устинов задает вопрос аудитории:

«Есть ли будущее у музыкальной журналистики?»

Вопрос виснет в воздухе, повторённый многократно, и становится пусковым механизмом к четырехдневным обменам мнениями, дискуссиям, вопросам от студентов, рассуждениям преподавателей.

Первым ответом на этот вопрос стал многочисленный наплыв кандидатов, желающих стать студентами Академии: послушать о том, как решаются судьбы музыкальной и театральной критической мысли в России, явилась почти сотня человек. Срез аудитории трудно определить даже приблизительно: тема оказалась горячо интересной и совсем юным студентам, которые прибыли целыми делегациями во главе с преподавателями, и работникам пресс-служб различных филармоний и театров.

Даже кандидатам искусствоведческих наук и доцентам университетов захотелось освежить свои знания и вновь побывать на учебной скамье.

“Квалифицированный критик может ошибаться более квалифицированно”.

Манфред Хинрих (р. 1926), немецкий музыковед

Учебный план был построен таким образом, что лекции спикеров кратко охватили почти все стороны профессии. Внушал уважение и педагогический состав: лучшие перья музыковедческой мысли России приехали в столицу Сибири и откликнулись на зов Фестиваля в Новосибирске, чтобы дать мастер-классы в «Хогвартсе арт-критиков».

Ирина Яськевич, кандидат искусствоведения, проректор по творческой работе Театрального института в Новосибирске, в своей лекции обозначила все типы изданий, пишущих об искусстве, и дала короткую жанровую классификацию текстов арт-журналистики – это было поистине мастерское резюмирование большого объема информации.

Петр Поспелов. Фото Александр Иванов

Критик и композитор Петр Поспелов сосредоточился на любимом жанре – рецензии. Отобрав несколько текстов, автор и редактор газеты «Ведомости» дал подробный редакторский разбор каждого текста.

Эстафету с текстами студентов приняла Юлия Бедерова: известный в музыкальной журналистике автор также подробно рассмотрела несколько присланных рецензий.

Студенты с трепетом ждали этих разборов. Оба журналиста отметили стилистические погрешности в текстах, обилие штампов, канцеляризмов и прочих врагов легкого стиля изложения.

Как научить студентов писать просто о сложном? Отчасти, за эту задачу взялась оперный критик Ая Макарова. Она обучала студентов искусству писать тексты для блога: именно такой формат высказывания о театре и о музыке позволяет отбросить все штампы и стереотипы, выйти за рамки и почувствовать себя свободно в словесном океане осмысления искусства.

И, если тексты студентов, созданные для реальных или предполагаемых СМИ, грешили тяжеловесностью и неповоротливостью способов изложения мыслей, занятия Аи Макаровой помогли студентам расслабиться и отпустить авторский стиль на свободу.

Павел Райгородский. Фото Александр Иванов

При составлении учебного плана преподаватели не обошли вниманием и литературно-издательскую театральную деятельность. Музыковед и редактор издания «Музыкальное обозрение» Павел Райгородский рассказал студентам о правильном оформлении программки для концерта, о критериях точности и целесообразности размещаемой в ней информации.

Его знамя подхватили Татьяна Белова, начальник литературно-издательского отдела Большого театра, и оперный критик Ая Макарова. В их выступлении были представлены все образцы литературно-издательской деятельности театра от внутренних печатных изданий до буклетов и программок к спектаклям.

Обилие образцов упомянутой печатной продукции вызвало волну интереса студентов, – яркими и содержательными текстами о спектаклях Большого театра хотелось зачитываться, позабыв о занятиях.

Невероятно насыщенной новым и увлекательным содержанием стала лекция профессора Высшей Школы Экономики Анны Качкаевой. Журналист и медиаэксперт показала такие возможности работы с медиа-ресурсами, что для многих в тот день случилась переоценка пользы проведенного за компьютером времени.

Анна Качкаева. Фото Александр Иванов

“Ухо критика – гораздо более деликатный орган, чем гортань певца”.

Джордж Бернард Шоу, (1856 – 1950), английский драматург, музыкальный критик

Практическими заданиями для академиков стали посещения всех вечерних концертов Фестиваля. Выступления знаменитого скрипача Гидона Кремера, испанского виолончелиста Пабло Феррандеса, юной скрипачки-виртуоза Леи Чжу, дирижеров Лио Куокмана и Жана-Клода Казадезюса вместе с Новосибирским академическим симфоническим оркестром подпитывали студентов впечатлениями и материалами для рецензий.

Академия провела для учащихся творческие встречи, предоставив своим подопечным возможность пообщаться с куратором Академии Андреем Устиновым и звездами Фестиваля Вадимом Репиным и Гидоном Кремером.

Андрей Устинов посвятил разговор со студентами истории создания и развития газеты и интернет-издания «Музыкальное обозрение». Трудно переоценить влияние этой газеты на музыкальный процесс нашей страны. Ставшая «публичным голосом» Союза композиторов, газета «Музыкальное обозрение» создала ассоциацию музыкальных конкурсов, сделав информацию о них открытой и доступной. Газета сыграла большую роль в создании новой музыки и представлении современных композиторов широкой публике.

Показав студентам видео с фрагментами концертов и перформансов, организованных «Музыкальным обозрением», Андрей Устинов закончил свое выступление рассказом о роли издания в продвижении творчества композитора Мечислава Вайнберга в нашей стране в преддверии его столетнего юбилея.

Творческая встреча с Вадимом Репиным. Фото Александр Иванов

Встреча с Вадимом Репиным, хедлайнером фестиваля, была целиком посвящена диалогу студентов Академии со знаменитым музыкантом.

Академики интересовались творческим и личностным ростом музыканта, особенностями репертуарной политики Фестиваля, педагогическим опытом скрипача, его личными музыкальными пристрастиями. Особенное любопытство студентов вызвала грядущая премьера, написанная для Фестиваля великой Софией Губайдулиной.

Вадим признался, что переговоры с Софией Асгатовной заняли несколько лет, поскольку она берется за выполнение не более двух или трех заказов ежегодно:

– Вот уже несколько лет я стучу в двери ее души. И вдруг получаю сообщение от ее издательства, она согласна! Это большой подарок для меня. Любые три ноты, которые она пишет – гениальны!

Третьим героем творческих встреч со студентами Академии стал легендарный скрипач Гидон Кремер. Знаменитый музыкант начал встречу с показа фильма «Картинки с Востока», созданного совместно с Сандро Канчели, в котором причудливо зарифмованы творчество сирийского скульптора Низара Али Бадри и музыка К. Штокхаузена и Р. Шумана. В фильме Гидон Кремер транслирует в том числе и свою гражданскую позицию:

– Тема беженцев очень актуальна не только в Европе, но и во всем мире. Что-то всколыхнулось в моем сердце, и захотелось что-то сделать.

Творческая встреча с Гидоном Кремером. Фото Александр Иванов

После показа фильма Кремер ответил на вопросы студентов и ведущих Андрея Устинова и Юлии Бедеровой. В разговоре речь шла о том, почему музыканта волнует тема «перемещенных лиц», среди которых было немало композиторов, о проекте, в котором были исполнены 24 прелюдии Мечислава Вайнберга для виолончели соло в переложении для скрипки.

Этот проект стал «встречей двух искусств» – скрипача Гидона Кремера и фотографа Антанаса Суткуса, чьи фотографии дополнили музыкальный образный ряд прелюдий на концерте.

“Музыкальные критики – сторожевые псы музыки”.

Джордж Бернард Шоу (1856 – 1950), английский драматург, музыкальный критик

Итоговым мероприятием Академии стал круглый стол, во время которого куратор Андрей Устинов вновь поднял вопрос, с которого Академия началась: «Есть ли будущее у музыкальной журналистики?»

Все преподаватели Академии – Ирина Яськевич, Петр Поспелов, Ая Макарова, Татьяна Белова, Юлия Бедерова, Анна Качкаева, Екатерина Бирюкова – были единодушны в своем прогнозе: он был оптимистичным.

Круглый стол "Музыкальное журналистика: есть ли будущее?". Фото Александр Иванов

Но более своих преподавателей были оптимистичны учащиеся Академии. И молодые студенты, и взрослые, уже состоявшиеся в этой профессии, сочли открытие Академии событием беспрецедентным и новым, пользу от занятий Академии несомненной, а новые связи, появившиеся в процессе, – бесценными.

Елена Лапшина (пресс-служба Саратовской филармонии):

“Академия стала колоссальным толчком для моего личностного роста. Мы общались здесь с такими людьми – каждый из них настоящая звезда в своей профессии. Меня абсолютно очаровал Петр Поспелов, это потрясающе интеллигентный человек, я получила от него много профессиональных знаний, которые пригодятся мне в работе. Уезжаю с массой идей, которые нужно упорядочить в голове. Очень хочется, чтобы Академия продолжалась и в следующем году”.

Антон Ванчугов, студент 5 курса НГК им. М. И. Глинки, теоретический отдел:

“Это была очень интересная школа, лекторы постарались в очень краткой форме изложить нам всю суть своего опыта, накопленных знаний. Конечно, жаль, что не все тексты успели разобрать, их слишком много. Но разбор даже той малой части, который удалось услышать, будет кладезью для нашего профессионального роста.

Замечательно, что Пятый Транссибирский Арт-фестиваль собрал музыковедов со всей страны. В нашей огромной стране консерваторий не так много, очень приятно, что Академию открыли именно в Новосибирске”.

Дмитрий Варликов, студент 3 курса, НГК им. М. И. Глинки, теоретический отдел:

“Это очень важное мероприятие, рад открытию Академии. Это поможет нам, будущим журналистам, правильно рассказывать о том, что такое музыкальный процесс.  Был затронут дискуссионный вопрос: «Есть ли будущее у музыкальной журналистики?» Мне кажется, благодаря таким мероприятиям, безусловно, это будущее есть”.

Наталья ШКУРАТОВ