Большой театр объявил планы на сезон 2018/19

Что сезон грядущий нам готовит?
Большой театр объявил планы на сезон 2018/19

Большой театр России, не дожидаясь окончания 242-го сезона, объявил планы на следующий, 243-й. Опера, балет, премьеры, гастроли, выставки, концерты, трансляции — всё, как всегда. И как всегда — то уникальное, что отличает новый сезон от всех предыдущих.

Начнем с оперетты

Большой театр не пройдет мимо 100-летия Леонарда Бернстайна, которое в этом году отмечает весь мир: 29 и 30 сентября 2018 на Исторической сцене пройдет полусценическое исполнение оперетты «Кандид». Дирижировать будет сам музыкальный руководитель ГАБТа Туган Сохиев, а ставить — молодой режиссер Алексей Франдетти, чьи постановки регулярно собирают Золотые маски: так, поставленный им в театре на Таганке мюзикл Стивена Сондхайма «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» получил в 2018 награды за лучший спектакль, лучшую работу режиссера и лучшую мужскую роль, а главным конкурентом его был еще один спектакль Франдетти — оперетта Гилберта и Салливана «Микадо, или Город Титипу» в екатеринбургском Театре музыкальной комедии.

Леонард БЕРНСТАЙН

Любопытно, что из наследия Бернстайна Большой театр выбрал не какой-нибудь нейтрально-неоскорбительный мюзикл о любви вроде «Вестсайдской истории» или «Увольнения в город», а произведение едкое и политизованное: «Кандид» основан на одноименной повести Вольтера, завоевавшей скандальную популярность в XVIII веке, и Бернстайн строго-настрого завещал не снижать накал политической сатиры при постановках его оперетты.

«Кандид» в Большом прозвучит спустя всего несколько дней после того, как Российский национальный оркестр 26 сентября представит в Зале им. Чайковского свою концертную версию оперетты — с участием западных музыкантов, для которых такой репертуар куда более органичен (дирижирует американец Джозеф Олефирович, поют англичанин Стивен Шонди, американки Дженнифер О’Лафлин и Ким Крисуэлл, датчанин Мортен Франк Ларсен).

Но раньше всех «Кандида», никогда в России не исполнявшегося, сыграют в Санкт-Петербурге. Дирижер и музыкальный просветитель Леон Ботстайн, руководитель Американского симфонического оркестра и президент университета Бард-колледж (США), сыграет эту оперетту с оркестром и солистами Мариинского театра — в концертной версии, но на Новой сцене — 17 июня 2018. Хотя оперетты, как и мюзиклы, принято переводить на язык страны, где они исполняются, в Мариинке «Кандид» будет звучать на английском, включая разговорный комментарий Рассказчика — и при желании можно будет сделать вид, что фигурирующие у Вольтера и Бернстайна воинствующие клерикалы, лезущие в политику спортсмены, а также лицемеры всех мастей относятся исключительно к XVIII веку. И что главное — сидеть тихо и возделывать свой сад.

За что пьем?

Размах празднования 100-летия Бернстайна необозрим: один только перечень мероприятий сезона 2017/18 на официальном сайте юбилея занимает 34 страницы убористого текста и простирается на все континенты. В список входят сценические постановки «Кандида» в десятке разных городов и концертные исполнения еще в дюжине — правда, российские среди них не значатся. Зато должным образом упомянуто исполнение Серенады для скрипки, струнных, арфы и ударных (по «Пиру» Платона) 9 декабря 2017 оркестром Мариинского театра под управлением Станислава Кочановского (лауреата Первого Всероссийского музыкального конкурса давно и успешно работающего со многими российскими и зарбужными оркестрами) и кинопоказ «Вестсайдской истории» (фильм Роберта Уайза и Джерома Роббинса, снятый в 1961) под симфонический оркестр в Большом зале Московской консерватории. Дирижировал голландец Эрнст ван Тиль, который в честь юбилея гастролирует с этим киноконцертом по всему миру.

Эти мероприятия — лишь капля в море филармонических событий, приуроченных к юбилею Бернстайна в России. Например, и концерт, закрывающий XVIII Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес»: 28 мая 2018 в Большом зале Московской консерватории Государственный академический симфонический оркестр им. Светланова под управлением американского дирижера Марка Мандарано исполнил фрагменты «Кандида», «Увольнения в город» и «Вестсайдской истории».

Кроме того, произведения юбиляра включил в программу своего концерта 26 апреля 2018 в МАМТе легендарный американский баритон Томас Хэмпсон, в молодости учившийся у Бернстайна; три танца из мюзикла «Увольнение в город» стали официальным дебютом певца на дирижерском подиуме.

Россини в Россию

На Новой сцене 3 ноября 2018 появится «Севильский цирюльник». Режиссер Евгений Писарев в 2015 уже поставил в ГАБТе «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Сценографом того спектакля был Зиновий Марголин. Их сотрудничество с Писаревым продолжится и новой постановке, а в качестве дирижера-постановщика тандему достанется итальянец Пьер Джорджо Моранди — главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Хельсингборга (Швеция); он активно дирижирует итальянскими операми по всему миру, но его репертуар состоит в основном из позднероматических произведений, а не бельканто.

Джоаккино РОССИНИ. Карикатура на обложке Le Hanneton (4 июля 1867 год). Автор — Х. Майли

Похоже, что маэстро Сохиев питает к Россини особое пристрастие. В прошлом году он сыграл в ГАБТе «Путешествие в Реймс» в концертной версии, а теперь станет дирижером-постановщиком сценического воплощения этой оперы. Премьера состоится 12 декабря 2018. В ГАБТ будет перенесена постановка, которую делал один из лучших оперных режиссеров современности — Дамиано Микьелетто — в 2017 в Римской опере. Один-ноль Большому перед МАМТом, где Микьелетто появится в новом сезоне только в рамках показов записей театра Ла Монне на экране.

Перенос — только начало: Большой ведет переговоры о том, чтобы Микьелетто поставил спектакль специально для театра в 2022. До тех пор график режиссера расписан плотно, и не зря: Микьелетто ставит спектакли с такой фантазией и таким бережным вниманием к партитуре, что видеть его у себя хотят и Ла Скала, и Зальцбург, и Парижская опера, и Ковент-Гарден — хотя там его «Вильгельм Телль» вызвал в 2015 громкий скандал из-за реалистичной сцены изнасилования, но спустя несколько месяцев все искупил двойник «Сельская честь»-«Паяцы» с тщательно выстроенным, многослойным действием, где обе оперы органично связывались в единый диптих. Скандалы ради скандалов Микьелетто не интересуют, он вообще скорее старомоден, поскольку слишком увлечен нарративом — но именно поэтому его спектакли всегда интересно смотреть.

Микьелетто относительно молод: ему 42 года. Он родился в Венеции, учился режиссуре в миланской Школе театрального искусства Паоло Грасси — университете, который основали сам Паоло Грасси (итальянский импресарио, основатель нескольких театров, интендант театра Ла Скала в 1970-х годах) и легендарный режиссер Джорджо Стрелер. Микьелетто до сих пор активно ставит спектакли в драматическом театре Пикколо в Милане. Этот театр, основанный Стрелером и Грасси в 1947, был первым стационарным репертуарным драмтеатром Италии и сейчас носит титул Театра Европы (театров с таким титулом всего три). Но как оперный режиссер Микьелетто гораздо более активен: он делает в год по 4-5 постановок, которые идут под палочку таких дирижеров, как Зубин Мета, Рене Якобс, Антонио Паппано, Филипп Йордан и Микеле Мариотти.

В декабре 2018 – январе 2019 в честь премьер в Музейном и Хоровом фойе Исторической сцены будет проходить выставка «Итальянцы в России», посвященная операм Россини и Пуччини в Большом театре.

Драматурги и драма

На Новой сцене 7 марта 2019 пройдет премьера «Русалки» Дворжака в постановке Тимофея Кулябина. Дирижировать будет Айнарс Рубикис, который вместе с Кулябиным ставил в 2014 «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балет, а с начала будущего сезона займет пост музыкального руководителя берлинской Комише опер — самого современного театра Германии сегодня. После «Дона Паскуале» Доницетти в 2016 стало понятно, что ничего «тангейзерообразного» от Кулябина можно не опасаться; кроме того, если что, режиссера придержит за руку бессменный драматург его оперных работ Илья Кухаренко.

Тимофей КУЛЯБИН. Фото http://ru.rfi.fr
Айнарс РУБИКИС

Тимофей Кулябин после «Дона Паскуале» обратился к опере только один раз: поставил «Риголетто» Верди в оперном театре Вупперталя, с Кухаренко в качестве драматурга. Приоритетной для Кулябина является драма: он с 2015 занимает должность главного режиссера в новосибирском театре «Красный факел» и в 2017 получил специальный приз жюри Золотой Маски за актерский ансамбль спектакля «Три сестры», поставленный для этого театра. Актеры читали чеховский текст на языке глухонемых, специально выучив его для этого спектакля. В 2018 спектакль Кулябина «Иванов», поставленный в московском «Театре наций», получил семь номинаций на Золотую Маску, но не выиграл ни в одной.

Но мне порукой ваша честь

«Евгений Онегин», поставленный Дмитрием Черняковым в 2006 на Новой сцене, снимается с репертуара. На смену спектаклю, премьера которого в свое время вызвала громкий скандал с участием Галины Вишневской, но который с тех пор успели полюбить и публика, и артисты, придет новая постановка на Исторической сцене, премьера которой состоится 28 мая 2019. Режиссером нового «Онегина» станет Евгений Арье, на чьем счету в Большом — «Идиот» Мечислава Вайнберга (2017). Дирижировать «Онегиным» будет Туган Сохиев.

Евгений АРЬЕ
Туган СОХИЕВ

Спектакль Чернякова при всей его противоречивости был сделан с огромной любовью и уважением к Большому театру и его истории. Каким будет спектакль Арье — прогнозировать сложно: это всего лишь вторая оперная работа маститого драматического режиссера, руководящего в изральском Яффо собственным театром «Гешер».

В апреле-июне 2019 в Музейном и Хоровом фойе Исторической сцены будет проходить посвященная этой премьере выставка «Онегин, добрый мой приятель…».

Ходим парой

В то время как МАМТ увлекся тройчатками, Большой планирует собирать балетные вечера из двух спектаклей. Первая такая премьера пройдет 20 ноября на Новой сцене. В нее войдут «Артефакт» Уильяма Форсайта и «Петрушка» Эдварда Клюга.

«Артефакт» сегодня вполне соответствует своему названию: Форсайт поставил его еще в 1984, когда только-только возглавил Франкфуртский балет. «Артефакт» — абстрактная работа, хотя и не без псевдоролевых взаимодействий; ее называют «одой балету». В ней звучат произведения Иоганна Себастьяна Баха и Эвы Кроссман-Хехт, которая была концертмейстером Франкфуртского балета с момента его основания и сочиняла музыку для таких балетов Форсайта, как «Isabelle’s Dance» (1986) и «Impressing the Tzar» (1988).

В России балеты Форсайта впервые поставил Мариинский театр в 2004. Это были три одноактника: «Там, где висят золотые вишни» (1987), «Головокружительное упоение точностью» (1996) и «Steptext» (1985). Сейчас они уже не идут. В 2009 Форсайта познал Большой: Королевский балет Фландрии привез на гастроли спектакль «Impressing the Czar». Собственной постановкой ГАБТ обзавелся в 2011, и это был перенос одноактного балета 1992 года «Херман Шмерман». В 2012 балет Форсайта «Вторая деталь» (1991) был перенесен в Пермский театр оперы и балета, а в 2017 — в театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Сам же Форсайт сейчас занимается преимущественно созданием архитектурных и хореографических инсталляций и преподаванием — труппу The Forsythe Company он в 2015 передал своему ученику и ассистенту Якопо Годани, и теперь она не носит его имя, а называется Танцевальная компания Дрездена-Франкфурта.

В 2017 отмечалось 135 лет со дня рождения Игоря Стравинского, и его «Петрушку» один за другим ввели в свой репертуар Пермский оперный и Мариинский театр (в обоих он идет в хореографии Владимира Варнавы). Теперь и Большой обзаведется своей собственной постановку. Эдварда Клюга, художественного руководителя Словенского национального балета Марибора, называют хореографом-минималистом, и он больше славен бессюжетными спектакля на современную музыку, но классическая партитура и фабульное либретто ему тоже по зубам, как показал «Пер Гюнт» (2016), в 2017 перенесенный в Новосибирск.

Как в лучших домах Лондона…

В нынешнем сезоне в российских кинотеатрах показывают запись балета Кристофера Уилдона «Зимняя сказка» в исполнении Лондонского королевского балета, для которого этот спектакль был поставлен в 2014. В следующем сезоне, если зрителю не надоест, он сможет увидеть этот балет живьем: 4 апреля 2019 он будет перенесен на Историческую сцену Большого театра. Это уже второй большой балет Уилдона, поставленный на специально написанную музыку британского композитора Джоби Тэлбота. И это единственный объявленный балет Большого, для которого определен дирижер — им будет Антон Гришанин, неоднократно номинированный на Золотую маску за свои балетные работы.

Неоклассик Кристофер Уилдон, долго танцевавший в основанной Баланчиным труппе Нью-Йорк Сити Балет, много ставит для Ковент-Гардена — а Ковент-Гарден его балеты снимает и показывает в кино. Кроме «Зимней сказки» в России прокатывали «Приключения Алисы в Стране Чудес» на музыку Джоби Тэлбота и «Игры корибантов» на музыку Леонарда Бернстайна. В 2007 Уилдон стал первым британским хореографом, поставившим балет специально для Большого театра: это были «Misericordes» на музыку Третьей симфонии Арво Пярта. В 2016 в Ковент-Гардене состоялась премьера балета Уилдона «Strapless», музыку к которому написал Марк-Энтони Тёрнидж, больше всего известный как автор оперы «Анна Николь» (2011) о жизни супермодели Анны Николь Смит. Этот балет анонсировался как первая в истории совместная постановка Большого театра и Ковент-Гардена и должен был быть показан в Москве в 2017 вместе с двумя другими балетами Уилдона, поставленными для американских компаний. Но вместо истории о том, как светская львица позирует художнику-гомосексуалу для скандального портрета и погибает в одиночестве, Большой предпочел привести из Британии сказку о чудесах со счастливым концом. Интересно, приедет ли сам постановщик: Уилдон вряд ли будет в России персоной грата, поскольку он открытый гей и состоит в однополом браке.

Джоби Тэлбот больше всего известен как автор саундтрека к фильму «Автостопом по галактике» (2005). Музыку к балетам он сочиняет с 2006 — с момента, когда Уэйн Макгрегор, штатный хореограф Ковент-Гардена, пригласил его для работы на своим одноактным балетом «Chroma», который в 2012 был перенесен в Большой театр.

В Большом театре Антон Гришанин выпустил не так много балетных работ, зато на его счету «Нуреев», где он прятался под пульт, когда главный герой спускался в яму дирижировать «Баядеркой». В сезоне 2017/18 он был дирижером-постановщиком «Анны Карениной» Джона Ноймайера и одноактного балета «Забытая земля» Иржи Килиана, а в 2015 — «Героя нашего времени» Серебренникова и Посохова.

…и Парижа

Дальше балеты продолжат обживать Новую сцену. Вторая «двойчатка» сезона, тоже состоящая из абстрактного и сюжетного балета, будет показана 13 июня, а войдут в нее «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина на музыку Бизе (в Большом театре этот балет ставился в 1999 году, но в последние несколько лет исчез из афиши) и «Парижское веселье» Мориса Бежара на музыку Жака Оффенбаха.

«Парижское веселье» Бежар поставил в 1978 в брюссельском театре Ла Монне, взяв ту же партитуру Оффенбаха в оркестровке Манюэля Розенталя, которую в 1938 году Леонид Мясин использовал для своего одноименного балета о прожигателях жизни во французской столице (Бежар танцевал в нем в молодости). Бежар изменил сюжет, сочинив историю о юноше, который приезжает в Париж учиться танцу.

Фамилии без имени

Наконец, под самый занавес сезона, 19 июля 2019, на Новой сцене состоится мировая премьера. Ее рабочее название «Красавин — Самодуров», и имена композитора и хореографа — все, что о ней пока известно.

Юрий КРАСАВИН
Вячеслав САМОДУРОВ

Юрий Красавин родился в Харькове в 1953, некоторое время учился у Галины Уствольской в Ленинградском музыкальном училище им. Римского-Корсакова, потом в Лениградской консерватории у Александра Мнацаканяна, аспиранта Дмитрия Шостаковича. Он пишет музыку для фильмов и телесериалов (в основном исторических), в а его работы в музыкальном театре включают музыку к балету Юрия Посохова «Магриттомания» (Сан-Франциско, 1999) и переработку партитуры Эдуара Дельдевеза и Людвига Минкуса для недавней «Пахиты» Екатеринбургского театра оперы и балета, при постановке которой Вячеслав Самодуров был вынужден заменить скончавшегося Сергея Вихарева и взять заключительную часть работы хореографа на себя. Красавин должен был писать музыку к балету Юрия Посохова «Герой нашего времени», поставленному в Большом театре в 2015, но режиссер спектакля Кирилл Серебренников в итоге предпочел другого композитора — Илью Демуцкого. Самодуров же вслед за Посоховым оценил работу Красавина как балетного композитора и пригласил создавать новую работу вместе.

Судя по предыдущим постановкам Самодурова, мы можем ожидать, что новый балет будет сюжетным, на либретто самого хореографа — но применять какие-либо шаблоны к Самодурову всё же рано, лучше подождать и посмотреть, чем худрук Екатеринбургского балета захочет удивить Москву, получив заслуженный карт-бланш.

В 2016 Самодуров ставил в Большом театре балет «Ундина» на музыку Ханса Вернера Хенце, принятый довольно прохладно. Зато с собственной балетной труппой Самодуров добился того, что о Екатеринбурге заговорили как о важной точке на российской балетной карте. Балет «Ромео и Джульетта», поставленный Самодуровым в Екатеринбурге, получил в 2017 «Золотую Маску» как лучший балетный спектакль, а следующий балет — «Снежная королева» 2016 на музыку Артема Васильева — был в 2018 представлен в шести номинациях премии, хотя ни одной и не завоевал. Зато «Пахита» стала одним из самых громких событий балетного сезона 2017/18 в стране.

Концерты вовне и внутри

В наступающем сезоне в Зале им. Чайковского появится абонемент оркестра Большого театра. Первый из них пройдет 6 декабря 2018, в его программе заявлены Второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева — солировать будет Вадим Репин — и Восьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Это вторая подряд масштабная до-минорная симфония, с которой Туган Сохиев будет выступать в КЗЧ — в апреле 2018 хор и оркестр ГАБТ под его управлением исполнили Вторую симфонию Густава Малера «Воскресение».

Московская филармония
Концертный зал им. П.И. Чайковского, Москва. Фото Михаил Ковалев

Второй концерт назначен на 4 февраля 2019 — там будут исполнены «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Александра Бородина, кантата Сергея Рахманинова «Весна» и его же Вторая симфония. Эта симфония — знаковое произведение для оркестра Большого театра: ее эталонная запись была сделана Евгением Светлановым в 1964, когда был руководителем коллектива.

Обещает быть насыщенной программа Бетховенского зала театра: будут звучать классические струнные квартеты, кларнетовые и духовые квинтеты и фортепьянные трио, альтовые и виолончельные концерты, брасс-ансамбли. Будет возобновляться детский проект «“Петя и волк” и другие музыкальные истории» в исполнении Камерного оркестра театра под управлением Михаила Цинмана и в постановке Алексея Франдетти. Продолжатся выступления солистов Молодежной оперной программы Большого театра: пройдет цикл «Антология русского классического романса» и концерты вокальной музыки с участием преподавателей европейских консерваторий и коучей ведущих оперных театров.

Никто не забыт

В новом сезоне театр отметит 70-летие баса Владимира Маторина, которому будет посвящен гала-концерт 11 ноября 2018 и выставка в Хоровом фойе Исторической сцены. Еще одним гала-концертом 1 февраля 2019 года театр отметит 80-летие со дня рождения великой балерины Екатерины Максимовой. Ей тоже будет посвящена выставка в Хоровом фойе.

Памяти тенора Зураба Соткилавы, скончавшегося в прошлом году, будет посвящен февраля спектакль «Пиковая дама» на Исторической сцене 20 ноября 2018, и экспозиция в Музейном фойе Исторической сцены. Один из камерных концертов будет посвящен 110-летию со дня рождения арфистки Веры Дуловой, почти полвека бывшей солисткой оркестра Большого театра.

В сентябре-октябре 2018 выставками «Волшебники театральной живописи» на Исторической сцене театр отметит 80-летие двух художников-ровесников: экспозиция в Музейном фойе будет посвящена Сергею Бархину, в Хоровом фойе — покойному Валерию Левенталю.

В июле 2019 оба фойе Исторической сцены займет выставка «Елена Образцова. Легенда большой оперы», посвященная 80-летию со дня рождения великой певицы.

Выставки на Новой сцене почтят память других артистов, связанных с Большим театром. В сентябре-октябре 2018 выставка «Балетные династии» будет посвящена 115-летию Асафа Мессерера и 110-летию Суламифи Мессерер. В январе-феврале пройдет выставка к 70-летию танцовщика Александра Богатырева. В мае-июле 2019 — выставка «Классики современного балета», посвященная 95-летию Ролана Пети и 115-летию Джорджа Баланчина.

Еще три выставки на Новой сцене будут посвящены юбилеям певцов: 85-летию Бэлы Руденко (ноябрь-декабрь 2018), 80-летию Владимира Атлантова и 85-летию Тамары Милашкиной (март-апрель 2019).

Большой отметит и юбилей своего музея: в декабре 2018 — феврале 2019 в выставочном пространстве «Новый Манеж» будет проходить выставка с незатейливым названием «Музей и театр. Сто лет вместе».

Флаги в гости

В самом начале сезона, 13–14 сентября, на Новой сцене пройдут гастроли Савонлиннского оперного фестиваля: приедет свежая постановка «Отелло» Верди (премьера 14 июля 2018). Режиссер Надин Дюффо редко ставит что-то за пределами франкоязычного мира, однако это уже второй ее «Отелло» в Савонлинне; предыдущая постановка, сделанная с другой командой, была всего два года назад.

На подиум в Москве встанет не дирижер-постановщик спектакля финн Ханну Линту (главный дирижер Симфонического оркестра Финского радио), а Александр Ведерников). Ведерников (сын легендарного баса, ушедшего из жизни 9 января 2018) был главным дирижером Большого театра в 2001–2009 годах и выпустил там, в частности, «Детей Розенталя»; он регулярно появлялся в Большом, пока там шел «Евгений Онегин» Чернякова, но сейчас большинство его контрактов — в северной Европе: с 2009 года он возглавляет Симфонический оркестр Оденсе в Дании.

Эстонская национальная опера нанесет Большому визит в январе 2019: 9 и 10 числа будет дан детский балет «Белоснежка и семь гномов» на музыку современного венгерского композитора Тибора Кочака в постановке венгерского же хореографа Дьюлы Харангозо, директора балета Венгерского государственного оперного театра. Премьера этой постановки состоялась в Будапеште в 2004 году, а в 2013 она была перенесена в Ростовский музыкальный театр. Затем 12 января будет показан «Тангейзер» в постановке Дэниэла Слейтера (2013) (этот режиссер ставил «Волшебную флейту» в Екатеринбургском театре оперы и балета в 2017). Наконец, 13 января состоится концерт солистов Эстонской оперы и Большого театра.

Два года назад, в октябре 2016, Эстонская опера уже приезжала в Москву — но тогда это были обменные гастроли с театром «Геликон-опера». Эстонцы показывали свой главный национальный балет «Гоблин», написанный в 1943 Эдуардом Тубином, в постановке эстонского хореографа Марины Кеслер (2015) и оперу Шарля Гуно «Фауст», поставленную в 2012 никем иным, как художественным руководителем «Геликона» Дмитрием Бертманом.

Разъезды

Гастрольная программа нового сезона охватывает шесть стран и одну поездку внутри России. В начале осени балетная труппа и оркестр театра поедут в Милан, где в театре Ла Скала 7, 8 и 10 сентября 2018 будет дана «Баядерка» в редакции Юрия Григоровича, а 11–13 сентября — «Укрощение строптивой» в постановке Жана-Кристофа Майо. Затем 8 и 9 октября «Укрощение» пройдет в Латвийской национальной опере в рамках проекта «“Золотая Маска” в Латвии».

Опера «Богема» в постановке Федерика Мирдиты 1996 года отправится на гастроли в челябинский театр оперы и балета им. М.И. Глинки 17 и 18 октября 2018 (сам Большой к тому времени успеет обзавестись новой постановкой от Жана Ромэна Весперини, премьера которой завершит сезон 2017/18).

Хор Большого театра выступит в Берлинской филармонии 8, 11, 12 и 13 января 2018.

Оперная труппа, хор и оркестр театра совершат турне по Франции. В Тулузе пройдут концерт хора театра (13 марта 2019) и концертные исполнения «Евгения Онегина» (14 марта) и «Псковитянки» (15 марта) — дирижировать будет Туган Сохиев. Он с 2008 года является главным дирижером и художественным руководителем главного музыкального коллектива этого города — оркестра Капитолия Тулузы (и в последнее время перестал привозить его на гастроли в Россию). 17 марта 2019 программа из произведений Бородина и Рахманинова, подготовленная для Зала ми. Чайковского, прозвучит в Парижской филармонии, где оркестр Большого театра, по словам Тугана Сохиева, теперь является коллективом-резидентом. Накануне этого в Париже состоится концертное исполнение «Псковитянки» Римского-Корсакова. В первый и последний раз эта опера звучала там в 1909, когда Сергей Дягилев включил ее в программу своих Русских сезонов под названием «Иван Грозный» (партию царя пел Федор Шаляпин).

С 23 июня по 8 июля балет и оркестр будут давать «Спартака» Григоровича в Австралии, в театре Брисбенского центра исполнительских искусств, а с 25 июля по 17 августа поедут в лондонский Королевский театр Ковент-Гарден с программой, которая будет определена позже. Обсуждается «Спартак», «Ромео и Джульетта» Алексея Ратманского и «Нуреев» Кирилла Серебренникова: последнее название вызывает наибольший интерес принимающей стороны.

«Не будем забывать, что вывоз этого балета, с учетом декораций, состава исполнителей, связан с решением очень серьезных экономических и финансовых вопросов, — сказал Владимир Урин. — Если на гастроли балетной труппы обычно отправляется 240 человек, то “Нуреев” — это еще 120 человек плюс шесть фур декораций. Конечно, это поставит перед организаторами наших гастролей большие проблемы. Но предложения по “Нурееву” есть».

Трансляции

В новом сезоне планируются прямые трансляции пяти балетов: 11 ноября 2018 — «Сильфида» в редакции Йохана Кобборга, 23 декабря 2018 — «Щелкунчик» Юрия Григоровича, 20 января 2019 — его же «Баядерка», 19 мая 2019 — двойчатка из «Кармен-сюиты» Альберто Алонсо и нового «Петрушки» Эдварда Клюга. Таким образом, театр покажет только одну свою балетную премьеру из пяти намеченных на сезон.

В записи кинозрители увидят еще три спектакля: 2 декабря 2018 будет «Дон Кихот» в редакции Алексея Фадеечева, 10 марта 2019 — «Спящая красавица» в редакции Григоровича, а 7 апреля 2019 — «Золотой век» Григоровича же.

Скандалы, интриги, расследования

Репертуарная политика театра вызвала много вопросов на пресс-конференции, посвященной планам на новый сезон. Владимир Урин отвечал на них с позиций того, что «планы Большого театра определяет тот, кто их определяет», отметая предложения журналистов восстановить те или иные спектакли, среди названий которых звучали «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова и балеты «Марко Спада» Пьера Лакотта и «Чипполино» Генриха Майорова.

Театр по-прежнему не планирует объявлять заблаговременно составы исполнителей на будущие спектакли. Владимир Урин объяснил это так: «Большой театр, в отличие от других театров, имеет гораздо более сложную структуру. Большой по-прежнему работает по принципу репертуарного театра, а не stagione. У театра две сцены, на которых проходит в общей сложности до 240 спектаклей в год. Поэтому мы, к сожалению, не готовы планировать и публиковать составы на все спектакли. Просто при нашем репертуаре и количестве спектаклей нет такой возможности. Хотя мы об этом мечтаем». Соответственно, не заявлены и появления на сцене Большого приглашенных звезд мирового уровня — ни певцов, ни дирижеров. Впрочем, Владимир Урин не исключает возможности в будущих сезонах реанимировать проект «Большие дирижеры в Большом», в рамках которого в 2014–2015 в театре выступили Семен Бычков и Геннадий Рождественский.

Неожиданной новостью оказалось сообщение Урина: «Сейчас современный композитор пишет для нас оперу. Когда напишет — мы об этом объявим». В последний раз театр осуществлял такой проект в 2005, когда Леонид Десятников написал оперу «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина. Скандал, сопровождавший даже не премьеру спектакля, а сам факт постановки, был таким, что с тех пор театр заказывал только балеты. Однако, как показал «Нуреев», балеты тоже не застрахованы от скандалов — так что теперь Большому бояться нечего, а вот рассчитывать на новый всплеск ажиотажа можно вполне.

Больным вопросом стала и судьба Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского, который теперь вольется в состав Большого театра. Владимир Урин ответил так: «Сейчас идет процесс перехода и объединения. Естественно, возникло большое количество вопросов. Я встречался с каждым артистом, с каждым оркестрантом. Мы обсуждаем рабочие планы. Они будут объявлены артистам Камерного музыкального театра перед их уходом в отпуск, а публично — в сентябре на встрече, посвященной открытию сезона, после того как Камерный музыкальный театр юридически войдет в состав Большого театра. Это очень непростой процесс, который требует деликатности. Вместе с тем я считаю, что конфликтность этой ситуации преувеличена СМИ. Суть в том, что любой театр с уходом великого руководителя меняется. Мы с огромным уважением относимся к наследию Бориса Александровича Покровского и будем, пока это возможно, держать в репертуаре его спектакли. Мы постараемся сохранить принципы, заложенные Покровским. Но время идет, и эти спектакли будут играть другие артисты, дирижировать — другие дирижеры. Это жизнь».

Однако раньше уже звучало, что Камерный театр станет площадкой для Молодежной оперной программы Большого, и не исключено, что с новыми артистами придут и новые дирижеры и режиссеры — не обязательно ученики и последователи Покровского.

Сведения, озвученные на пресс-конференции и опубликованные в буклете сезона, который доступен на сайте театра, не являются исчерпывающими. «Мы не объявляем все планы на сезон, — сказал Владимир Урин, — потому что можем что-то не успеть. Поэтому я считаю, что лучше объявлять о чем-то в ходе сезона и наверняка знать, что это осуществится, чем объявлять заранее, но при этом рисковать не успеть это сделать. Конечно, можно “гнаться” за количеством, но мы думаем, прежде всего, о качестве спектаклей».

Екатерина БАБУРИНА